-
+
-
"Экзистенциальный поворот" - как базовый концепт экзистенциальной философии и психотерапии
Автор доклада убеждён, что экзистенциальной философии, которая сегодня "вышла из моды", предстоит долгая жизнь, ибо экзистенциальная проблематика никуда не исчезла и заявляет о себе сегодня в новых формах, о чём свидетельствует и опыт экзистенциальных терапевтов. Однако концептуальный аппарат экзистенциального мышления нуждается в серьёзном обновлении и переосмыслении. Одной из попыток такового и является введение концепта "экзистенциальный поворот" и прояснение его содержания.
Источник: // Опубликовано в Материалах IV научно-практической конференции с международным участием "Актуальные проблемы современной экзистенциальной психологии и психотерапии", 2017, Одесса, Украина
-
+
-
В поисках экзистенции
В этой небольшой статье невозможно говорить обо всех аспектах проблемы экзистенциального и социального. Попробуем начать с самого общего. А самое общее - это общество, в котором мы живём, общество, изучаемое преимущественно социологически. Нужен бы какой-то более универсальный взгляд на общество и человека, включающий в себя и культурологию, и философскую антропологию, и, разумеется, экзистенциальный подход, как методологическую основу понимания человека в мире.
Источник: // Опубликовано в Материалах V научно-практической конференции с международным участием "Актуальные проблемы современной экзистенциальной психологии и психотерапии", 2018, Одесса, Украина
-
+
-
Духовность и экзистенция
Проблема духовности сегодня кажется донельзя запутанной. Что понимать под ней: религиозную, светскую духовность, занятие восточными практиками? Год назад на Первом всемирном конгрессе по экзистенциальной терапии - были попытки прояснить место духовного в экзистенциальной терапии. Один из участников предложил "лестницу духовности", где первая ступень: "архаическая духовность", а высшая ступень: "плюралистическая духовность". Религиозная же занимает промежуточную, шестую ступень. Что очень удивило верующих. Кто-то пытался соединить экзистенциально-феноменологическую терапию с даосизмом, кто-то с буддизом, трасперсональной психологией. Выяснилось, что слово - общее, но каждый подставляет под него что-то свое. А многие терапевты - вообще избегают разговоров о духовности, вере и религии, как мешающих терапевту "быть открытым" клиенту. Тем более не проясненной остается связь "духовности с экзистенцией", что даже побудило одного экзистенциального терапевта уйти в теологию. Может быть, и нет никакой связи? И духовное существует отдельно, а экзистенциальное - отдельно?
Источник: // Доклад на Шестой Всероссийской научно-практической конференции по экзистенциальной психологии, 4-6 мая 2016 г., психологический факультет МГУ (организатор: проф., док. психол.н. Д.А. Леонтьев)
-
+
-
Почему я - экзистенциалист
В своей статье автор делится своим пониманием экзистенциализма как "кто-философии", философии субъекта; и предпринимает попытку прояснить бытие как духовное бытие, а также ситуацию человека в обществе постмодерна.
-
+
-
Существует ли экзистенциальное мировоззрение? Does existential worldview exist?
Пытаясь объяснить, что такое экзистенциальное мировоззрение, авторы утверждают, что оно исключает позицию надмирного Наблюдателя, без которой невозможна наука Нового времени, не видящая своим абстракно-всеобщим взглядом конкреного, единичного человека в его уникальноси. Именно против этого восстала экзстенциальная философия, родившася из трагедии Первой мировой войны. Авторы статьи решительно противостоят тезису, будто экзистенциализм - это негилизм, и ищут в экзистенциальной философии нечто положительное: утверждая экзистенциального субъекта, не сводящегося ни к своему сознанию, ни к своей социальной функции, ни к своим проявлениям. Согласно авторам, экзистенциальное мировоззрение предполагает участие в происходщем, которое, будучи предельно заинтересованным, и делает экзистенциалиста - экзистенциалистом.
Источник: // //"Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия" № 28 (декабрь, 2016)
-
+
-
Экзистенциальные основания терапевтической практики
Доклад на Первом всемирном конгрессе по экзистенциальной терапии, организаторы: проф. Эмми ванн Дорцен, проф. Дигби Тантам, 14-17 мая 2015г, Church House Conference Centre, Лондон, Великобритания)