«Экзистенциальный проект (С-Пб)» возник на наших жизненных горизонтах в конце 2006 года, почти случайно. Идею создания регулярно действующего семинара в Санкт-Петербурге, объединенного идеями экзистенциальной психологии, жизнетворчества, образовательного и дискуссионного расширения профессионального пространства, активно поддержали Д. Леонтьев и С. Братченко, а также кафедра педагогики и психологии семьи РГПУ им.А.И.Герцена.
Мы неспешно, от обсуждения к обсуждению, детализировали, уточняли, перепроверяли первоначальную идею, то делая рывок вперед, то приостанавляваясь. География наших обсуждений очерчивала сложную дугу вокруг Московского вокзала: «Идеальная Чашка», «Шоколадница», «Пушка 10», «Кофе & Книги», «Mr. Bakers», «Радиола»…
«Экзистенциальный проект (С-Пб)» вклинился в плотные графики деловых планов, складываясь из совпадений, мимолетных фраз, дюжины чашек кофе, и вдруг воплотился «Первой дискуссионной встречей», которая не оставила равнодушным, пожалуй, ни одного из участников. Первая встреча была посвящена общему феномену, по-сути, вызвавшему ее к жизни, и названа «Мечты и события».
Очень разные люди - психолог, философ, математик, педагог, студент, журналист, психотерапевт, менеджер… и ведь каждого что-то привело сюда. Разговор - о мечтах, о своей мечте, об отношениях с мечтами и отношении к ним. Серьезно ли это? Можно ли вообще применять категорию серьезности к подобному, почти безобъектному разговору? Странное впечатление - вроде бы и нет предмета обсуждения, никто его никогда в глаза не видел - а люди вовлечены, спорят, делятся друг с другом самым личным. И уже предмет разговора, словно шар прозрачный, среди собравшихся. Мечта направляющая, мечта манящая, мечта воплощенная, мечта - спутница жизни. Постепенно обыденное слово обретает содержание.
- Мечта связана со свободой. Это как шагнуть за горизонт.
- Назначение мечты: «окрашивание» жизни в яркие краски. Мечта даёт энергию, даже если ты её не достигаешь.
- Мечты бывают связаны не со своими личными целями, например, мечтаешь о счастье для других (или о здоровье для родного человека). Что делать с такими мечтами?
- Назначение психолога - это поддерживать мечту в другом человеке! Или нет?
- Цели сужают наши возможности, как некий «фарватер». Мечты дают открытость любому опыту, расширение возможностей.
- Мечта как переживание полноценного бытия.
- Мечта, как восполнение того, чтобы мой мир был целостным.
- «Во всём видеть всё» - быть более сенситивным, чувствительным через умение мечтать и «слышать» свои мечты.
Уже те, кто сидит в кругу, не чужие друг другу. На это время, пока круг существует, пока каждый открывает частицу себя, делиться с остальными. И каждый равен другому. Оказывается, что почти у каждого есть своя мечта, и она оказывает серьезное влияние на его жизненный путь.
Трепет и страх, восторг, печаль, сожаление - гамма чувств возникает, когда прикасаешься к собственной мечте. Трудно в обыденной суете замечать собственный голос и улавливать образы собственной мечты. А если она настигает в неурочный час - возникает раздражение. Обычно даже не задумываешься, какую роль играет в жизни мечта. Слышишь ли ты ее зов, когда идешь на работу, в магазин, ведешь детей в школу? На миг, остановится, прислушаться к себе, как далеко ты ушел от своей мечты, не потерялась ли она, как частица чего-то важного, частица тебя самого.
- Бывают ситуации, когда думаешь - «Об этом я даже не мечтала, но так случилось!» При этом мечты не осознаются заранее, но все равно они присутствуют где-то рядом, и в такие минуты это понимаешь.
- Существуют очень конкретные мечты, не такие возвышенные, отвлечённые. Например, «мечтаю, чтобы наконец-то пошел снег»!
- Интересно, что даже разные глаголы для мечты и цели: мечта - сбывается, цель - достигается.
- Сбылась мечта, к которой шла долго, 10 лет. Тогда это казалось чем-то невероятным, несбыточным. Это даёт веру в собственные силы, в себя.
- С одной стороны, - нечто возвышенное, но, с другой стороны, мечта мне не позволяет бездействовать, предполагает действия ради этой мечты.
- Мечта и риск. Что будет, если пойти за мечтой?
- Мечта-фантазия - реализовать в мечте то, что не случилось в жизни.
- Не важно осознавать мечту, важно осознавать, что она есть.
Всегда ли мечта должна сбываться? Дойти до горизонта невозможно, а, добравшись до далекого огонька, можно увидеть только полуразвалившийся фонарь. Всегда ли мечты в своем воплощении действительно оказываются тем, о чем мечталось? И так ли важно, чтобы непременно свершилось то, о чем мечтаешь, или достаточно хранить этот огонь внутри себя, как путеводную звезду?..
Эта тема встречается в работах западных и отечественных авторов редко, гораздо реже, чем, например, проблемы интереса, потребностей, мотивации…
«Словарь психолога практика» под редакцией Сергея Юрьевича Головина дает следующее определение:
«Мечта - необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным; особая форма воображения, локализованная в достаточно отдалённом будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества. Планы на будущее, явленные в воображении субъекта и исполняющие важные для него потребности и интересы. Мечты часто выступают сильным фактором творческого поиска. При отрыве от действительных возможностей тяготеют к грёзам».
В психологии обычно разделяются мечты и грезы (фантазии). Разница состоит не только в том, что мечта осуществима, а грёза нет. Мечты и бессознательные фантазии находятся на противоположных полюсах активности: первые - сопоставлены с другими стремлениями личности, тогда как вторые - являются скорее «несанкционированными», «нежелательными», «нелегальными» для личности в целом, не сопоставленными с другими ее устремлениями. Также различают мечты и желания. Подчёркивается, что сильное, страстное желание нередко рождает мечту, но не всегда в нее может перерасти.
Говоря о функциях, роли мечты в жизни личности, отмечается стимулирующая активность и компенсаторная (вытекающая из подавления активности, невозможности совершить какое-то действие в данной ситуации) функции.
Психоаналитические и бихевиоральные концепции связывают мечту с фрустрацией. Мечта, фантазирование рассматриваются как своеобразный способ разрядки сильного эмоционального напряжения. Советская психология рассматривала мечту позитивно и в этом ее взгляды совпадают с экзистенциальными подходами, которые, помимо компенсации, видят в мечте мощный потенциал, ресурс создания и развертывания модели «желательного будущего», обладающий большой побуждающей силой. Динамика мечты состоит в том, что, возможно, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую внешнюю ситуацию (позитивную - состояние восторга, или травмирующую), она затем нередко перерастает во внутреннюю потребность личности, вызывая эмоциональные переживания, без которых жизнь человека теряет часть своей яркости.
Много исследований было связано с замещающей функцией мечты (способ уйти от реального действия, связанного со слишком большим риском, напряжением или трудом). Созидательная роль мечты исследовалась мало.
Психологи также разделяют мечты-игры - нереальные, неосуществимые, служащие для утешения или удовольствия, свойственные чаще детям и подросткам, и мечты-планы -связанные с дальнейшим выстраиванием деятельности, жизненного пути человека. Однако, оценивая мечты и фантазии, скажем, ребёнка, важно, прежде всего, принимать в расчёт не только их целевую направленность, сколько проектируемые в них отношения к окружающему. Мечты формируют направленность личности, отношение к миру. Происходит это чаще всего не прямо, а в форме многочисленных воображаемых ситуаций, в которых эти отношения переживаются и реализуются, в тех воображаемых ролях, которые личность разыгрывает в своей мечте. Мечта - важнейший элемент нашей духовной жизни и важнейший механизм формирования нашей личности.
Как правило, обращаясь к терапевту, человек даже не задумывается, есть ли у него мечты. Достаточно того, что он погружен в решение проблем, страдает или просто ищет ответы на свои вопросы. Мечты обычно располагается за повседневностью, не всегда проникая в нее, но неизменно требуя совершить «решительный бросок вперед» (К. Ясперс) или путь длиною в жизнь. Именно в этом заключается главный вызов, и, зачастую, путь выхода из тупика. Первым шагом становится осмысление нашего места в бытии, исследование своей эк-зистенции (М. Хайдеггер), как «выдвинутости вперед во временном, пространственном и телесных аспектах» (В. Летуновский). «Если прошлое известно, а будущее скрыто, значит, вы смотрите не в ту сторону», писал Т. Пратчетт. Исследователи психологического возраста отмечают, что «активное творческое отношение к собственной жизни предполагает …путь психовозрастной саморегуляции, который может быть назван реконструкцией субъективной картины жизненного пути личности». Обращаясь к мечте, переосмысливая свою жизнь в контексте мечты, человек оказывается в новой временной перспективе, с новым пониманием и новыми силами для изменения своей жизни. Он восстанавливает «целостность мира» - картину подлинного бытия, соответствующего его самости.
Иногда человек оказывается в состоянии жизненного тупика, неразрешимого конфликта целей и ресурсов для их достижения, воспринимая возникающий перед ними Выбор, как отказ от одной из возможностей. Залогом уместности поведения, а значит и правильности выбора в каждой конкретной ситуации, по Хайдеггеру, является пребывание человека в истине бытия. Обращение к мечте помогает разрешать подобные противоречия, «пребывая в истине бытия», сохранять открытость всем возможностям, которые заданы самой структурой нашего существования. Так многие детские мечты, оставаясь не реализованными в буквальном смысле, тем не менее, влияют на последующее формирование человека, воплощаясь в тех или иных событиях его жизни, складывая из фрагментов свой уникальный путь. В кризисные периоды, когда распадаются прежние цели, смыслы, пересматриваются жизненные установки, обращение к мечте помогает создать интегрирующую почву для восстановления системы смыслов, ценностей, целей и перехода на новый жизненный этап.
«Готовность быть может иметь смысл только для того, кто уже есть, но есть еще не до конца, кто еще должен становиться каким-то собой, сбываться, …при том, что наступившее может быть и неожиданным» (О. Лукьянов). Человек не всегда оказывается способен преодолеть базовую тревогу, сохранить открытость и уединенность на этом пути. Он может отстраниться от осознания этого уровня своего бытия или не присутствовать в настоящем, не быть, прилагая недостаточное экзистенциальное усилие. Неготовность быть, так же как принадлежность или зависимость, зачастую «помогают» избавляться от тревоги и одиночества путем отказа от мечты, от необходимости прилагать усилия, чтобы сбыться.
В конечном счете, человек определяет собственную судьбу с помощью поступков, действий. Многим кажется, что мечты не только не способствуют, но наоборот, уводят в сторону от подобной активности. Но, даже заменяя реальное действие воображаемым, мечты не позволяют совсем отказаться от намерения, при этом всегда создаются внутренние модели «желаемого будущего», «проектируются цели». И гуманисты, и экзистенциалисты считают сущностной нормой для каждого представителя человеческого рода сознательное стремление к поддержанию определенного посильного напряжения (Г. Оллпорт, К. Голдштейн), к постановке перед собой все более трудных задач (А. Маслоу). Мечты формируют подобное напряжение, требуя воплощения через «поступки», определяя события (С. Рубинштейн) индивидуальной истории человека.
Мечта может быть близкой или далекой, легко- или недостижимой, большой или мелкой, может даже вовсе не быть, отсутствовать, но пространство для нее остается всегда потенциально свободным. Путь к мечте начинается задолго до того, как мы ее обнаружили. Он состоит из событий нашей жизни, успехов и разочарований, достигнутых и отвергнутых планов, встреч, опыта, знаний. Все эти фрагменты в определенный момент выстраиваются в новую целостность, собираются в один «волшебный узел, сливающий дробный мир воедино». Таков момент появления мечты, своим рождением она перестраивает потенциальные межсобытийные связи хронологического прошлого, настоящего и будущего. Мы просыпаемся утром, и первым делом проверяем себя - да, то, что казалось миражом, не рассеялось как наваждение, - мечта здесь, блистает во всем своем великолепии, притягивая к себе предощущением полноты жизни и счастья. Как писал А. Франс, «есть великая мудрость, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес и смысл».
Репортаж с I дискуссионной встречи «Мечты и события» (Экзистенциальный проект, С-Пб), которая проходила на базе Института детства РГПУ им.А.И.Герцена.