ENG
         
hpsy.ru/

../../Взаимосвязь физиологических, когнитивных, эмоциональных и ценностно-смысловых детерминант в развитии личности подростка

Рождение личности в подростковом возрасте и физическое рождение человека имеют сходство не только в названии. По скорости биологических изменений пубертат можно сравнить с фетальным периодом внутриутробного развития и с двумя первыми годами жизни [10]. Так же как и у новорожденного при переходе из внутриутробного состояния, у подростка происходит разбалансировка и перестройка сформировавшихся на ранних стадиях систем функционирования человека на всех уровнях регуляции (физиологическом, психологическоми социальном). На смену внешней детерминации поведения (социальные нормы, запреты, исходящие от родителей, учителей и других представителей социальных институтов) приходит внутренняя детерминация поведения, основанная на интериоризированных и осмысленных ценностях, идеалах, убеждениях. Источник и движущие силы развития смещаются внутрь самой личности [12].

Статья опубикована в сборнике «Сибирская психологии сегодня». Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

Сборник статей представляет собой итог работы в рамках «Программы поддержки кафедр» Мегапроекта «Развитие образования в России» Института «Открытое Общество» (фонд Сороса) и аккумулирует идеи, рожденные в совместных конференциях, семинарах, круглых столах с психологами - участниками «Программы поддержки кафедр».

Публикация осуществляется по согласованию с редколлегией и составителями сборников.

Оригинал публикации на портале Социально психологического факультета Кемеровского государственного университета.
По вопросам приобретения сборника обращаться: Серый Андрей Викторович (mail: spf@kemsu.ru).

Значимость перехода от детства к взрослости с точки зрения дальнейшего развития человека нашла отражение во множестве отечественных и зарубежных публикаций [9, 13, 14, 15, 16, 19, 23, 26, 27, 30]. Вместе с тем, исследований, посвященных разрешению проблемы взаимосвязи темпов физического созревания, характерологических особенностей и личностных проявлений, связанных с развитием ценностно-смысловых ориентацией и подростка, невелико. Чаще всего процессы физического, характерологического и личностного развития рассматриваются параллельно [3, 18, 19, 32]. Именно поэтому цель нашего исследования - изучение непосредственной взаимосвязи стадийполового созревания и формирования характерологических и личностных детерминант развития подростка.

В рамках проведения регионального мониторинга здоровья населения Кузбасса, в марте-апреле 2001 года на кафедре физиологии человека и животных и валеологии нами обследовано 115 девочек-подростков в возрасте 12-16 лет. Из них 42 человека - жители Кемерово - города с развитой химической промышленностью и высоким уровнем антропогенного загрязнения атмосферы. Еще 73 человека - жители поселка Плотниково Кемеровской области.

Для изучения физиологических, характерологических и ценностно-смысловых особенностей школьников использовали следующие методы:

- для оценки физического развития - стандартные антропометрические показатели, такие как рост, вес и обхват грудной клетки;

- для исследования характерологических особенностей, для выявления особенностей личностного развития использовались 16-факторный опросник Р.Б.Кеттелла (форма С), тест Спилбергера-Ханина;

- для исследования личностных особенностей - тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Крамбо-Махолека [12], опросник уровня субъективного контроля (УСК) [1].

Исследование динамики развития личностных детерминант у девочек-подростков. Одной из центральных задач исследования являлось изучение динамики развития ценностно-смысловых ориентаций у девочек подросткового возраста на разных стадиях полового созревания.

Рис. 1. Динамика развития смысложизненных ориентаций у школьников в зависимости от возраста

Рис. 2. Динамика развития уровня субъективного контроля у школьников в зависимости от возраста

Как мы видим из рис. 1 и 2, 13-летние школьники, развитие которых в большей мере соотносится с возрастными нормами и, следовательно, протекает более гармонично, превосходят 14, 15 и даже 16-летних школьников по уровню развития ценностно-смысловых ориентаций, степени выраженности ответственности за изменения собственного характера и жизни.

Это утверждение несколько расходится с традиционным представлением о том, что смысложизненные ориентации в большей мере выражены в старшем подростковом возрасте, нежели в младшем. Если анализировать развитие подростков от 14 до 16 лет, то традиционные представления о постепенном нарастании выраженности ценностно-смысловых ориентаций подтверждаются, поскольку у 14, 15 и 16-летних имеет место тенденция плавного усиления выраженности ценностных ориентаций как регуляторов поведения, а также плавное увеличение ответственности за изменения себя и своей жизни.

Для того чтобы понять, является ли доминирование в гармоничности развития как физической, так и ценностно-смысловой сферы 13-летниххарактерной особенностью лишь плотниковских школьников, мы сравнили их данные с данными исследования, проведенного на 13-летних школьниках г. Кемерова.

Показатели по большинству шкал у городских и сельских школьников практически совпадают. Таким образом, можно утверждать, что гармонизация физического развития тесно связана с гармонизацией ценностно-смысловой сферы личности.

Вместе с тем нам было интересно проследить, насколько совпадает система связей и внутренних регуляторов поведения у 13-летних городских и сельских школьников. Для этого мы обратились к анализу содержания корреляционных связей между отдельными показателями физического развития и ценностно-смысловой сферы личности.

Взаимосвязь показателей физического развития и психологическими детерминантами развития. Показателями физического развития в данном исследовании являлись соответствие роста и веса возрастной норме, а также темпы полового созревания. На рис. 3 и 4 отражены корреляционные связи между исследуемыми параметрами.

Показатели роста у плотниковских (рис. 3) имеют гораздо больше связей (7) с другими показателями, в то время как для кемеровских 13-летних данный показатель не играет существенной роли (1 связь). Так, у плотниковских школьников «рост» коррелируют со всеми показателями по шкале СЖО, Q3 (безопасность, практичность, готовность решать жизненные проблемы), а также с таким показателем УСК, как интернальность в области достижений (опора на себя при достижении успеха). У школьников из г. Кемерово (рис. 4) рост связан лишь с Q4 (смелость, активность, агрессивность). В то же время для кемеровских школьников именно смысложизненные ориентации в сочетании с фактором С, по Кеттеллу (эмоциональная устойчивость, выдержка). Можно предположить, что данное расхождение отражает различное отношение и смысловое наполнение показателей роста в самоотношении ребенка. Для сельских 13-летних школьников этот показатель является доминирующим и наиболее значимым, возможно потому, что понятие «успешности» в сельской средево многом определяется физическим развитием. В то время как для городских школьников наиболее значимо наличие целей, ценностей, эмоциональной устойчивости.

Показатели увеличения веса также имеют различную значимость для кемеровских и плотниковских 13-летних. Для сельских 13-летних вес коррелирует со всеми показателями СЖО (так же как и рост) и имеет обратную зависимость с личностной тревожностью, в то время как для кемеровских школьников вес имеет прямую корреляционную зависимость с личностной тревожностью и интернальностью в области здоровья. То есть кемеровские школьники, имеющие соответствие веса возрастной норме, воспринимают это как признак, повышающий тревожность, и связывают ее с опасениями за свое здоровье. Возможно, причиной возрастания тревожности являются расхождения между физиологической и социальной нормой «полноты». Важно учесть, что в исследовании принимали участие только девочки, и показатель веса является очень существенным в формировании я-идеала в этом возрасте. Для сельскихшкольников вес обратно пропорционален тревожности, т.е. связан с состоянием спокойствия, уравновешенности, уверенности. По-видимому, стереотип восприятия привлекательности для сельских школьниц отличается от стереотипа восприятия городских.

Рис. 3. Корреляционная плеяда межфункциональных связей у 13-летних подростков (пос. Плотниково)

Рис. 4. Корреляционная плеяда межфункциональных связей у 13-летних подростков (г. Кемерово)

Таким образом, сравнение корреляционных связей между отдельными показателями психологических особенностей указывает на существенные различия между городскими и сельскими 13-летними школьниками.

Для городских и сельских школьников такие показатели физическогоразвития, как рост и вес, несут различную смысловую нагрузку и воспринимаются по-разному.

Для сельских школьников узлы связей завязаны в основном вокруг физических показателей развития, а также ответственности за межличностные отношения (интернальность в области межличностных отношений коррелирует с такими шкалами по УСК, как ОЖ - осмысленность жизни, «Процесс» (удовлетворенность настоящим), «ЛК - жизнь» (способность изменить свою жизнь), а также с фактором Н (смелость, отзывчивость, дружелюбие), по Кеттеллу.

Для городских 13-летних узлы связей сосредоточены вокруг следующих факторов:

Интернальность в области межличностных отношений так же, как и у сельских школьников, является доминирующей и коррелирует со всеми шкалами СЖО, кроме «ЛК-жизнь» (в то время как у сельских школьников только с ОЖ, «процесс», «ЛК-жизнь»), а также со шкалой «интернальность общая».

«Сила я» (фактор С по Кеттелу) - спокойствие, реалистичность, настойчивость - коррелирует со всеми шкалами СЖО и находится в обратной корреляционной зависимости с фактором М - мечтательностью, нереалистичностью. Интересно, что фактор М находится в обратнойкорреляционной зависимости со всеми показателями по СЖО. То есть длягородских школьников значимыми являются смысложизненные ориентации, прагматизм, нацеленность в будущее.

Тревожность, ранимость (F1) находятся в обратной корреляционнойзависимости с такими показателями по СЖО, как «Цели», «ЛК-Я», «ЛК-жизнь». А также с фактором С (сила Я) и МД (адекватность самооценки). То есть мы можем предположить, что именно ценностные ориентации, ответственнность и реалистичность помогают кемеровским подросткам преодолевать неуверенность, тревожность, ранимость.

На втором месте по количеству связей находятся такие факторы, как адекватность самооценки (МД по Кеттеллу) - прямая зависимость от показателей «ЛК-Я», «Процесс» и результат по СЖО, а также со шкалой интернальности в области неудач и обратные связи с факторами F1(тревожность) и L (доверчивость), а также F2 (экстраверсия). Это можно объяснить тем, что формирование адекватной самооценки зависит от выраженности смысложизненных ориентаций и помогает преодолевать неуверенность, тревожность, доверчивость.

Особенности взаимосвязи различных детерминант развития у 14-летних подростков. У 14-летних школьниц из Плотниково (рис. 5) по сравнению с 13-летними наблюдается увеличение количества корреляционных связей (с 95 до 152), что говорит о перестройке функциональных систем, смещении центров регуляции. Наглядно видно смещение связей с внешних проявлений взрослости (рост, вес ) в сторону смысложизненных ориентаций (шкала осмысленности жизни), локуса контроля (Ио), локуса контроля в области производственных отношений), самоконтроля (фактор Q3), независимости, уверенности (фактор Е), подозрительности-доверчивости (фактор L).

Анализ этих корреляционных связей позволяет предположить, что: в 14-летнем возрасте происходит смещение с внешних детерминант развития на внутренние. На это указывают уменьшение связей внешнихпоказателей развития (рост, вес) с внутренними, а также множественные корреляционные связи шкалы самоконтроля (Q3) со всеми шкалами СЖО, шкалой Ио (интернальность общая - принятие на себя ответственности за различные стороны своего существования), Ип (интернальностью в области производственных отношений), фактором А (общительность-замкнутость), фактором С (сила Я), фактором Е (уверенность-подчиненность). Показатель роста имеет обратную корреляционную связь с фактором Н (смелость-робость), показатель соответствия веса возрастной норме имеет прямую корреляционную зависимость от фактора С (эмоциональная устойчивость). 14-летниеподростки в большей степени, чем 13-летние, понимают, что многие стороны их жизни определяются способностью к самоконтролю.

Другой доминантой, характерной для 14-летних, является стремление к независимости (фактор E). Этот фактор, отсутствовавший у 13-летних, в 14 летобнаруживает тесные связи с такими факторами, как Ип (интернальность в области производственных отношений), Ид (интернальность в области достижений), СЖО (цели, процесс, результат), с фактором В (интеллект). Анализ этих связей позволяет предположить, что самостоятельность тесно связана с интеллектом и определяет успешность человека в межличностных и производственных отношениях, а также тесно связано с планированием жизни. Формированием целей, ценностей, оценкой прожитой жизни. Все это указывает на то, что в 14 лет происходит переоценка ценностей, формирование собственного отношения кразличным сторонам действительности.

Обращает на себя внимание отсутствие корреляционных связей с параметром Им (интернальность в области межличностных отношений) - в то время как у 13-летних этот фактор являлся одним из доминирующих. Можно предположить, что в этот период развития наиболее существенной составляющей является совладание с собой, выстраивание новых функциональных связей на основе саморегуляции и самоконтроля, в то время как потребность в общении еще не является доминирующей.

Показатели личностной тревожности находятся в обратной корреляционной зависимости со шкалой F2 (экстраверсия-интраверсия) и СЖО (результат). Таким образом, мы видим, что чем выраженнее экстраверсия, тем меньше показатели личностной тревожности, и чем выше удовлетворенность результатом прожитой жизни, тем ниже личностная тревожность. Возможно, именно поэтому на следующем этапе жизни подростка происходит смещение акцентов в сторону значимости общения и группирования со сверстниками, что снижает тревожность и способствует формированию чувства безопасности.

Рис. 5. Корреляционная плеяда межфункциональных связей у 14-летних школьниц

Особенности взаимосвязи различных детерминант развития у 15-летних подростков. Для 15-летних школьниц (рис. 6) по сравнению с 14-летними характерно упорядочивание корреляционных связей вокруг следующих параметров: УСК, СЖО, фактор М (мечтательность-практичность), фактор F2 (экстраверсия), F3 (рациональность), F1 (тревожность), ситуативная и личностная тревожность. Этот фактор указывает на выстраивание новых функциональных связей. Причем существенную роль в этом процессе играет общение со сверстниками.

Внешние признаки развития (рост и вес) так же, как и у 14-летних не играют существенной роли по сравнению с ценностными ориентациями и локусом контроля. В то же время прямая корреляционная связь между соответствием роста возрастной норме и интернальности в области межличностных отношений указывает на то, что в данном возрасте внешние признаки воспринимаются как значимые при установлении межличностных отношений. Прямые корреляционные связи между показателями соответствия веса возрастной норме и эмоциональной устойчивостью, а также обратные связи с личностной тревожностью позволяют сделать вывод о значимости данного параметра для формирования эмоционально-волевой сферы. Смещение центра связей в сторону интернальности локуса контроля, корреляционные связи шкалы Ио с другими шкалами УСК, а также со шкалой ОЖ (осмысленность жизни), «Лк-Я» указывает на смещение детерминации поведения в сторону ценностно-смысловой регуляции.

Рис. 6. Корреляционная плеяда межфункциональных связей у 15-летних школьниц

Представляет интерес значимость фактора М (мечтательность-практичность) для развития 14-летних. Так, выявлены прямые корреляционные связи между данным фактором и показателем тревожности (как ситуативной, так и личностной). То есть, чем выше мечтательность, развитое воображение, ориентированность на свой внутренний мир, тем выше тревожность. Эти данные согласуются с представлениями о том, что в подростковом возрасте повышенная тревожность является естественным состоянием, отражающим разбалансированность различных систем функционирования. Мечтательность, воображение, творчество позволяют находить новые пути выхода из неопределенности и нестабильности, формировать внутренние ориентиры, моделировать будущее.

Обратные корреляционные связи ситуативной тревожности и факторов N (проницательность, расчетливость), а также с фактором Е (независимость, уверенность), указывают на то, что опора на разум, рациональность и внутренние критерии, придающие человеку уверенность в себе, позволяет преодолеть излишнюю тревожность. Обратные корреляционные связи личностной тревожности и интернальности в области достижений указывают на то, что тревожность нередко является причиной неудач.

Особенности взаимосвязи различных детерминант развития у 16-летних подростков. Сравнивая показатели развития 15 и 16-летних школьниц (рис. 7) можно отметить, что тенденция развития состоит в еще большей упорядоченности корреляционных связей и локализации их вокруг трех центров: смысложизненные ориентации (осмысленность жизни), удовлетворенность настоящим (прямые корреляционные связи с интернальностью общей и интернальностью в области достижений, а также с фактором Е (стремление к доминированию) - и обратные корреляционные связи с показателем соответствия роста возрастной норме).

Имеют место более тесные корреляционные связи между интернальностью и смысложизненными ориентациями (в отличие от более ранних периодов развития). Это говорит о том, что ценностно-смысловая регуляция становится одним из доминирующих факторов, детерминирующих дальнейшее развитие человека.

Обращает на себя внимание тот факт, что внешние факторы (вес и рост) вновь занимают одно из центральных мест в системе связей. Однако в отличие от 13-летних, у который соответствие роста возрастной норме находилось в прямой корреляционной зависимости со всеми шкалами СЖО, у 16-летних показатель роста находится в обратной корреляционной зависимости от общей осмысленности жизни и удовлетворенности настоящим. Возможно, это связано с расхождением понятий «норма физиологическая» и «норма эстетическая» (мода на «высоких и стройных»). Кроме того, наблюдается обратная корреляционная связь между фактором Е (независимость, самоуверенность) и F2 (экстраверсия).

Показатель соответствия веса возрастной норме тесно связан с такими факторами, как Q1 (аналитичность мышления, радикализм), Q2 (независимость -конформизм), Q4 (напряженность - расслабленность), F1 (тревожность - приспособленность).

Если сопоставить все факторы, доминирующие в развитии 16-летних, то одним из ведущих является фактор независимости, уверенности, в основекоторого лежит интернальный локус контроля с опорой на сформировавшиеся ценности.

Показатель ситуативной тревожности находится в прямой зависимости от фактора F1 (тревожность) и обратной от факторов I (эмпатия - черствость), С (эмоциональная устойчивость, стабильность - неустойчивость). Это свидетельствует о том, что преодолению тревожности способствует уменьшение эгоцентризма, усиление способности использовать энергию переживания в «мирных целях» (для оказания поддержки, помощи).

Обращает на себя внимание корреляционная связь между фактором N (дипломатичность - прямолинейность) и Ис (интернальность в области семейных отношений), Ин (интернальность в области неудач). Это может свидетельствовать о преодолении характерной для подростков конфликтности и принятии на себя ответственности за конфликты в семье и собственные неудачи.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило установить тесную взаимосвязь между физиологическими и ценностно-смысловыми детерминантами развития личности подростка, установить содержательные связи между внешними показателями созревания, характерологическими особенностями и психологическими составляющими на каждой стадии полового созревания (13, 14, 15 лет).

Рис. 7. Корреляционная плеяда межфункциональных связей у 16 летних школьниц пос. Плотниково

Было установлено, что 13-летние городские и сельские школьники (1987г. рождения) превосходят 14, 15 и 16-летних подростков в рамках данной выборки как в плане соответствия их физического развития возрастной норме, так и по уровню развития смысложизненных ориентаций и интернальности, что противоречит традиционным представлениям о том, что минимальный уровень развития СЖО приходится именно на 13 лет, а затем происходит постепенное нарастание осмысленности жизни, достигая своего пика в юности (16-20 лет). Сделать какие-либо выводы о феномене 13-летних лишь на основе имеющихся данных не представляется возможным. Для ответа на этот вопрос необходимо проводить дополнительное исследование и учитывать множество факторов, которые могли повлиять на возникновение данного феномена (от солнечной активности в 1987 г. в период зачатия детей, социологических данных о наличии в магазинах того времени необходимых для полноценного питания беременных продуктов, акселерационном скачке и т.д.).

В исследовании были установлены закономерности, расходящиеся с традиционными представлениями об особенностях развития личности в подростковом возрасте. К их числу относятся более высокий уровень развития осмысленности жизни и его взаимосвязь с гармоничностью физического развития 13-летних по сравнению с более старшими подростками, различная содержательная взаимосвязь между личностной тревожностью и показателями соответствия веса возрастной норме у сельских и городских школьников, отсутствие интернальности в области межличностных отношений у 14-летних школьников. Все эти вопросы должны найти свое разрешение в дальнейших исследованиях.

Исследование позволило уточнить факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие личностной тревожности и оптимальные для каждого подростка личностные ресурсы, на которые необходимо опираться в преодолении подросткового кризиса и обеспечении гармоничности развития.

Дальнейшее проведение исследований в данном направлении позволит выявить типы развития подростков на основе интеграции данных о протекании физического, характерологического и личностного развития, продумать оптимальные пути психологического сопровождения на каждом этапе становления человека.


Список литературы

  1. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М.: Смысл, 1993. (Психодиагностическая серия. - Вып.6.-16).
  2. Выготский Л.С. Собрание соч. В 6 т. М., 1981-1984. 257с.
  3. Кле М. Психология подростка. М., 1991. 171с.
  4. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. 987с.
  5. Лакин Г.Ф. Биометрия. М.: Высш. шк., 1990. 352с.
  6. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. (Психодиагностическая серия. Вып.2. 16с.).
  7. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1997. 64с.
  8. Личко А.Е. Эти трудные подростки. Л., 1983. 174с.
  9. Колесов Д.В., Сельверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М., 1978. 145с.
  10. Краковский А.П. О подростках. М., 1970. 138с.
  11. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М., 1996. 445с.
  12. Моргун В.Ф., Ткачев Н.Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. М., 1981. 280с.
  13. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998. 454с.
  14. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.А. Фролов. М., 1997. 526с.
  15. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994. 320 с.
  16. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 1990. 252с.
  17. Соколов Д.К. Каким быть подростку. М., 1988. 57с.
  18. Таннер Дж. Рост и конституция человека // Биология человека. М., 1968. С.247-326.
  19. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М., 1999. 672с.

Овчинникова О.В., Стажилова Я.М., Яцута Е.И.,

Кемеровский государственный университет
Статья посвящена анализу взаимосвязи физиологических, характерологических и личностных детерминант развития человека. На основе анализа результатов междисциплинарного исследования показана тесная взаимосвязь между физиологическими и психологическими составляющими развития подростка, выделены центральные факторы, определяющие развитие на каждой стадии полового созревания, выделены ключевые проблемы, разрешение которых может стать предметом дальнейших исследований.
Ключевые слова: личность, стадии развития, пубертат, самодетерминация, ценностно-смысловая сфера личности, локус субъективного контроля, интеграция личности.

См. также
  1. Овчинникова О.В. Внутренняя деятельность выбора в ситуации профессионального самоопределения (автореферат)
  2. Яцута Е.И. Организация «пространства понимания» как одна из моделей фасилитации жизнетворчества в подростковом возрасте.
  3. Яцута Е.И. Динамика смысловых образований личности в процессе профессионального переобучения в зрелом возрасте
  4. Яцута Е.И. От клиент-центрированного подхода в психотерапии к контент центрированному взаимодействию в образовательном процессе
  5. Яцута Е.И. Феноменологическое исследование моделей "пространства понимания" как условия развития самодетерминации личности в подростковом возрасте