ENG
         

Елена Яцута (Баронская)- психолог-консультант, преподаватель, организатор ряда междисциплинарных конференций и школ, посвященных проблеме понимания и личностного развития, автор оригинального контент-центрированного подхода к развитию творческого потенциала личности. Исполнительный директор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества. НR - директор рекламного агентства UNION CRAFT

Публикации
  1. + Взаимосвязь физиологических, когнитивных, эмоциональных и ценностно-смысловых детерминант в развитии личности подростка

    Рождение личности в подростковом возрасте и физическое рождение человека имеют сходство не только в названии. По скорости биологических изменений пубертат можно сравнить с фетальным периодом внутриутробного развития и с двумя первыми годами жизни [10]. Так же как и у новорожденного при переходе из внутриутробного состояния, у подростка происходит разбалансировка и перестройка сформировавшихся на ранних стадиях систем функционирования человека на всех уровнях регуляции (физиологическом, психологическоми социальном). На смену внешней детерминации поведения (социальные нормы, запреты, исходящие от родителей, учителей и других представителей социальных институтов) приходит внутренняя детерминация поведения, основанная на интериоризированных и осмысленных ценностях, идеалах, убеждениях. Источник и движущие силы развития смещаются внутрь самой личности

  2. + Феноменологическое исследование моделей "пространства понимания" как условия развития самодетерминации личности в подростковом возрасте
  3. +Динамика смысловых образований личности в процессе профессионального переобучения в зрелом возрасте[недоступно]

    Данное исследование посвящено изучнию динамики ценностно смысловой сферы личности в зрелом возрасте в процессе профессионального переобучения. Период самоанализа, связанного с профессиональным выбором и продвижением вперед, переоценка профессиональной карьеры часто встречается в середине жизни. Однако ситуация, когда перемена работы детерминирована не внутренними, а внешними обстоятельствами (увольнение) несет совершенно иную смысловую нагрузку для личности. Реакция людей на потерю работы во многом схожи с реакцией горя, вызываемой смертью любимого человека. Для многих утрата работы равносильна утрате смысла жизни. Вместе с тем эта кризисная ситуация, как и любая другая, при определенных условиях из тупиковой и безнадежной может превратиться в «точку роста». Одним из таких условий может стать превращение переживания как негативной эмоции в переживание как деятельность по переосмыслению ситуации (Василюк, 1984) Именно поэтому, организуя процесс профессионального переобучения бывших безработных на базе кафедр педагогики, психологии и экономики Кемеровского государственного университета, мы рассматривали его прежде всего как создание условий для личностного роста, благодаря осмыслению процессов обучения и профессионального становления.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://existancepsychology.narod.ru/28.htm
  4. +Организация «пространства понимания» как одна из моделей фасилитации жизнетворчества в подростковом возрасте.[недоступно]

    Существенной стороной подросткового возраста является то, что именно в этот период жизни человека формируется «духовный организм», «функциональным органом» которого является интегральный образ мира (Зинченко В.П., 1998, с. 228). Создавая образ мира, Личность преобразует собственный прошлый опыт, изменяет «жизненный сценарий» (Э.Берн, 1979), принимает ответственность за свою жизнь. Ведущей деятельностью, в рамках которой происходит формирование личностных новообразований, определяющих дальнейшее развитие человека, для подростков является общение. В этом возрасте оно направлено с одной стороны на удовлетворение потребности в безопасности, в эмоциональной привязанности, а с другой стороны, именно в общении подросток пытается удовлетворить познавательную потребность, получить «пищу для ума», расширить свои представления о мире, о других людях, ответить на вопросы о том «Кто я», «какой я», «для чего я живу» — т.е. решить «задачу на смысл».

    В настояще время публикация недоступна.
    http://existancepsychology.narod.ru/24.htm
  5. + От клиент-центрированного подхода в психотерапии к контент центрированному взаимодействию в образовательном процессе

    Лавинообразный рост количества людей самых разных возрастов, желающих получить психологическое образование, вызывает противоречивые чувства. Возможно, многие из будущих психологов побуждаемы призывом: «Познай себя» — древнегреческого философа Фалеса. Однако вслед за этим слышится другой призыв-заповедь Гиппократа: «Врачу: исцелись сам» и «Не навреди!». Пафос данной статьи состоит в стремлении найти тропу между Сциллой (стремлением психологов к захвату все больших сфер влияния) и Харибдой (низким уровнем осмысления последствий грубой экспансии психологов в живую ткань социальной практики — от работы с будущими родителями до участия в разработке избирательных технологий). С моей точки зрения путь этот лежит через поиск ответа на вопрос: «Для чего?» В разные периоды развития психологии ответы на этот вопрос порождались «духом времени»: «для прогнозирования поведения и управления»- отвечали бихевиористы; «для избавления от неврозов» — отвечали психоаналитики; «для создания «нового человека» -активного строителя коммунизма» — отвечали советские психологи; «для реализации врожденной потребности в самоактуализации» — утверждали гуманистические психологи; «для того, чтобы человек становился более счастливым, а не менее несчастным» — говорят представители позитивной психологии; «для того, чтобы он мог совершать свободный и ответственный выбор» — отвечают представители экзистенциальной психологии.

    // // 2 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / под ред. Д.А.Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. С. 180-189.

    http://institut.smysl.ru/article/2conf-yatsuta.php