ENG
         
hpsy.ru/

../../Манипулятивное воздействие студентов на преподавателей в педагогическом общении

Значительным препятствием современным тенденциям гуманизации образовательного процесса в высшей школе, перехода от субьект-обьектных к субьект-субьектным отношениям в системе педагогического взаимодействия выступает действие феномена манипуляции между студентами и преподавателями. Это имеет отрицательные последствия как для учебно-воспитательной работы в вузе, так и для личности участников педагогического взаимодействия.

Понятие манипуляция (от лат. manipulus) имеет различные психологические толкования [2, 6, 9]. Так, известный российский исследователь психологии манипуляции Е.Л. Доценко, проанализировав ряд определений отечественных и зарубежных авторов, приходит к выводу, что манипуляция - это психологическое воздействие, направленное на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий [2, с. 53].

Мы будем использовать предложенное В.П. Шейновым [6, с. 3-4] понимание манипуляции как одного из видов скрытого управления человеком. Скрытое управление - это такое управляющее воздействие его инициатора, при котором требуемое ему решение принимается адресатом воздействия самостоятельно без видимого нажима со стороны инициатора. В зависимости от степени моральности целей инициатора скрытое управление может быть позитивным (моральным), когда в выигрыше и инициатор, и адресат воздействия, и манипулятивным (аморальным) когда инициатор достигает своей цели, нанося ущерб адресату. Таким образом, манипуляция - это скрытое управление адресатом против его воли, приносящее инициатору односторонние преимущества. Выделение двух видов скрытого управления удобно при рассмотрении взаимодействия преподавателей и студентов. Так преподаватели часто используют приемы скрытого воздействия на личность студента, но в большинстве своем руководствуются при этом вполне гуманными целями, способствуя его успешной социализации.

«Современный человек - это манипулятор, - утверждает Э. Шостром, - Манипуляторов - легион…Но большая часть наших манипуляций очень пагубно сказывается как на жизни самих манипуляторов, так и на жизни их близких» [8, c. 9].

Следует отметить, что манипулировать человек начинает еще в детстве, затем - школа, вуз и другие учебные заведения, которые зачастую становятся «университетами манипулирования» [6].

Воспользуемся предложенной В. П. Шейновым моделью, в соответствии с которой происходит любое скрытое управление (схема 1):

Сбор информации

об адресате

воздействия

Мишени

воздействия и приманки

+

Аттракция

+

Побуждение адресата к действию

Выигрыш инициатора воздействия





Схема 1. Модель скрытого управления в процессе взаимодействия [6, с.138].

Сбор информации об адресате производится с целью обнаружения возможностей, реализуемых в последующих блоках модели скрытого управления. В нашем исследовании адресатом манипулирования со стороны студентов являются преподаватели вузов. Так в диссертации Н. Д Шлыковой показано, что тема личности преподавателя является одной из значимых в межличностном общении студентов. У 28,5% установка на преподавателя начала формироваться до первой встречи с ним. Наибольший объем информации о преподавателе студенты получают по неофициальным каналам: от студентов старших курсов, от сотрудников, преподавателей кафедр и т.п. Студенты больше всего осведомлены о порядке контроля знаний, о предпочитаемой преподавателем теме обсуждения, о дисциплинированности преподавателя, его умении общаться, скромности и доброжелательности [7, с.11 -12].

Мишени воздействия - это те особенности личности адресата, его слабости, потребности и желания, воздействуя на которые инициатор стимулирует его к принятию нужного решения. Приманки - это то, что привлекает внимание адресата, вызывает его интерес к «выгодной» для него стороне дела и одновременно отвлекает адресата от истинной цели инициатора. При этом аттракция (дословно - притяжение) создает условия для привлекательности, позитивного восприятия инициатора адресатом: вызвать к себе расположение последнего. Побуждение к действию нередко является результатом всех описанных действий (мишень + приманка + аттракция), но может достигаться специальными средствами (например, внушением, приемами убеждения и психологическим давлением). В ряде конкретных случаев отдельные блоки универсальной схемы могут присутствовать неявно[6].

Для изучения манипулятивного общения студентов и преподавателей мы применяли метод контент-анализа написанных студентами и преподавателями по специальной разработанной инструкции эссе и метод анкетирования. Всего в исследовании, которое носило анонимный характер, приняло участие 503 студента 1 - V курсов всех факультетов БГСХА, среди которых были студенты как очного, так и заочного отделений, и 55 преподавателей, проходящих обучение на педагогическом факультете данного вуза. Всего было проанализировано 700 студенческих работ: 408 эссе на тему: «Как я манипулирую преподавателями. Как преподаватели манипулируют мной», в которых студенты описали те манипулятивные приемы, к которым прибегают они сами в общении с преподавателями и преподаватели, общаясь с ними, указали причины возникновения подобных манипуляций и высказали свое отношение к такому виду взаимодействия; 292 эссе на тему: «Мои трудности в общении с преподавателями», где описали указанные коммуникативные трудности, причины их возникновения, способы преодоления. Получено 38 эссе преподавателей на обозначенные темы (соответственно в названии поменялись местами слова «студенты» и «преподаватели») и 55 анкет педагогов на тему «Манипуляции в педагогическом общении».

Результаты нашего исследования подтвердили исходную гипотезу о том, что манипуляция - достаточно распространенное явление в общении преподавателей и студентов. Манипуляция является важной причиной возникновения и формой протекания затрудненного общения между студентами и преподавателями.

Анализ эссе позволил выявить ряд манипулятивных приемов, имеющих место в процессе взаимодействия студентов и педагогов. Под манипулятивным приемом мы понимаем такое действие (или совокупность действий), которое направленно на реализацию манипулятивного намерения.

Как правило, долгосрочной манипулятивной целью студентов, по их собственному признанию, является желание получить положительную экзаменационную оценку или зачет «с наименьшими знаниями», «не напрягаясь» и т.д. Краткосрочными, промежуточными целями могут стать следующие: удачно пройти текущий этап обучения (получить оценку на занятии, сдать контрольную или курсовую работу) не утруждая себя при этом должной подготовкой, пропустить занятие (-ия) или прикрыть пропуски без уважительных причин, получить задания меньшего объема и др. Манипуляция студента может также носить характер «развлечения», «разрядки», «самоутверждения». Наши выводы подтверждают мысль Е. В. Сидоренко о существовании двух видов манипуляции: гедонистической и прагматической. Прагматическая манипуляция направлена на достижение определенной цели, чтобы добиться выигрыша (заставить адресата что-либо принять, от чего-либо отказаться и т.п.). Гедонистическая манипуляция совершается ради той эмоциональной реакции, которую манипулятору удается вызвать у адресата [4, с.68 - 70]. В некоторых случаях манипуляция выступает средством психологической защиты в ответ на неадекватные с точки зрения студента действия преподавателя.

Критериями выделения манипулятивных приемов стало соответствие определенного действия признакам манипуляции и его повторяющееся упоминание в ответах наших респондентов.

Е.Л Доценко, говоря о видах и процессах манипулятивного воздействия пишет: «Эти виды не удается выстроить линейно как уровни или этапы манипуляции. Скорее их следует рассматривать как различные механизмы, которые могут сочетаться, дополняя друг друга, усиливая суммарный эффект воздействия» [2, с. 138]. И далее: «В действительности большинство механизмов взаимодействует между собой, в одних случаях усиливая эффективность манипуляции, в других - ослабляя. Иногда их переплетение столь велико, что вызывает затруднения при попытке различить механизмы между собой…Представляется практически самоочевидным, что один и тот же эффект воздействия может быть обеспечен разными механизмами»[2, с. 150].

Действительно в рамках одного манипулятивного приема можно «прочитать» другой манипулятивный прием. С помощью одного манипулятивного приема можно достичь реализации сразу нескольких скрытых целей, и, наоборот - для достижения другой цели возможно потребуется ряд манипулятивных действий. Многообразие манипулятивных приемов, тесно связанных и переплетенных друг с другом, образуют подвижный каскад манипуляции.

Мы рассмотрим некоторые манипулятивные приемы студентов, наиболее часто встречающиеся в практике обучения. Нужно признать, что некоторые находки отдельных студентов буквально дублируют рекомендации мастеров различных техник влияния на человека, в частности нейро-лингвистического праграммирования (НЛП) [1].

Е. Л. Доценко предлагает для понимания феномена манипуляции использовать метафору, к чему собственно и прибегает в своей работе [2]. Воспользуемся этим подходом и сохраним названия ряда манипулятивных приемов, используемых самими студентами в их повседневной речи и отраженными в их эссе. Приведем эти приемы, соотнеся их с моделью скрытого управления. Манипулятивные приемы, классифицируемые по общности мишеней воздействия, мы объединили в условные группы. Таких групп получилось шесть. Всего мы описываем 25 наиболее распространенных студенческих манипуляций. Порядок следования манипуляций в каждой группе соответствует частоте их упоминания в студенческих эссе (стиль высказывания студентов сохранен).

Первый тип: в качестве мишеней воздействия используются личностные свойства и качества преподавателей, которые рассматриваются как положительные: доверчивость, доброта, отзывчивость и т. п.

1.1 «Надавить на жалость» - вызвать у преподавателя чувство жалости, сочувствия, сострадания, рассказывая о проблемах личного, семейного, профессионального характера, проблемах учебы, здоровья: «доказать, что ты находишься в безвыходном положении», «рассказать про свою трудную жизнь и нелегкую судьбу»», «рассказать о своих трудностях» и др.

1.2. «Легенда»- отпроситься с занятий в деканате или чаще у преподавателя под надуманным предлогом: «мне нужно в больницу», «приехали родители», «нужно забрать передачу», «позвонили с дома на вахту, чтобы я перезвонил», «трудно добираться домой», «меня вызывают в деканат» и др.

1.3. «Шпоры и бомбы» - списывать на занятиях, зачетах или экзаменах со шпаргалок, конспектов, книг, из работ других студентов. В качестве шпаргалок, кроме традиционных бумажных гармошек-раскладушек могут использоваться мобильный телефон, плеер, радио, часы, исписанный стол или даже тело самого студента. «Бомбы» - заранее написанные ответы на экзаменационные билеты. Помимо этого студенты могут пользоваться чужими конспектами, приносить работы, выполненные кем-то за деньги («покупка мозгов») или взятые из сети Интернет.

1.4. «Прикинуться валенком» - приводить ложные причины плохой подготовки (полной неподготовленности) к занятию, зачету, экзамену или отсутствия на занятии: «рассказать небылицу, почему не готов», «байки насчет причин пропусков». Вот некоторые примеры таких оправданий: «смерть родственников», «поломка транспорта», «не было электричества», «не поняла эту тему», «не нашла нужный материал», «родился сын» и др.

1.5. «Липа» - подделывать, совершать махинации с документацией: «подделывание заявлений», «липовые справки», «подставить в журнале оценки», «подделывать подписи», «подкидывание билета», «изменение условий задачи» и др.

1.6. «Ждать у моря погоды» - пообещать исправиться в следующем семестре: «обещаешь преподавателю, что в следующем семестре выучишь предмет», «слова типа: «Я отвечу в следующий раз» и др.

Второй тип: мишень воздействия на преподавателей - их потребность в самоутверждении и в положительных эмоциях.

2.1. «Красивые глазки» - использовать для оказания впечатления на преподавателя внешность, одежду, флиртовать с преподавателем. Чаще используется студентками по отношению к преподавателю-мужчине: «применяешь свои женские хитрости», «ему можно поулыбаться, пококетничать», «начинаешь строить глазки, делать невинное лицо», «многие девочки для получения хорошей оценки надевают короткие юбки» и др.

2.2. «Заговаривать зубы» - поддерживать разговор на интересующие преподавателя темы: «попробовать пошутить с ним, перевести разговор в другое русло, запутать его», «найти конек преподавателя и задавать вопросы», «пытаешься отвлечь преподавателя на другие темы, расспрашивая про семью, мировые новости, новости РБ» и др.

2.3. «Чего иволите» - понравиться преподавателю, создать себе имидж «хорошего человека»: «вести себя так как желает преподаватель», «поддерживать его точку зрения, поддакивать и внимательно слушать», «приспосабливаться», «стараюсь войти во вкус того или иного преподавателя», «расположить к себе преподавателя» и др.

2.4. «Пустить пыль в глаза» - расположить к себе преподавателя, используя комплименты, лесть: «можно слегка подольстись», «несколько ловких комплиментов и шуток, сказанных вовремя», говорить: «Как вы хорошо выглядите», «Как нам нравятся ваши занятия», «Такого классного преподавателя еще не было» и др.

2.5. «Чувство общности» - создать чувство общности с преподавателем: «говорить так как преподаватель (терминология, выражения)», «подстраиваться под настроение преподавателя», «дать понять, что у тебя такие же интересы», «копировать манеру поведения преподавателя» и др.

Третий тип: мишень воздействия - неспособность некоторых преподавателей противостоять психологическому давлению.

3.1. «Бунт на корабле» - оказывать давление на преподавателя студенческой группой: «вся группа просит не проводить занятие», «на первом занятии себя хвалим», «массовые прогулы», «договориться всей группой не сдавать зачет» и др.

3.2. «Осада крепости» - уговаривать преподавателя, назойливо повторять свою просьбу: «немного настоял», «иногда беру смелостью и наглостью», «в основном беру измором», «ходить в n-й раз на пересдачу - поставит оценку, куда он денется» и др.

3.3. «Проверка на прочность» - угрожать преподавателю, шантажировать его: «угрозы пожаловаться начальству», «угрозы о расправе над ним, если не поставит экзамен или зачет», «угрожать родителями», «угрожать самоубийством» и др.

3.4. «Снайперский выстрел» - вывести преподавателя из состояния эмоционального равновесия: «мешать преподавателю проводить занятия», «унижение преподавателя в глазах окружающих», «шум в группе, невыполнение задания» и др.

Четвертый тип: мишень воздействия - конформизм некоторых преподавателей.

4.1. «Привязать преподавателя» - прибегнуть к посреднической помощи родственников, знакомых, других преподавателей: «пришлось попросить преподавателя, чтобы тот попросил другого», «выйти на зав. кафедрой», «через третье лицо» и др.

4.2. «Манипуляция зачеткой» - демонстрировать зачетную книжку с высокими оценками: «работал на зачетку - затем она работала на меня».

4.3. «Вы обещали» - напомнить преподавателю об обещаниях, которые он на самом деле не давал: «апеллировать к его чести: «Вы же обещали, так не честно», «давлю на самолюбие: «Вы же справедливый преподаватель и не будете…» и др.

4.4. «В пример» - сравнить себя с более слабыми студентами: «сравнить со слабейшим, который получил зачет» и др.

Пятый тип: мишень воздействия - профессиональные установки преподавателей.

5.1. «Зарисовка под умного» - изображать «заинтересованность» предметом, создать себе имидж «хорошего ученика»: «показать видимость, что я очень серьезно отношусь к предмету», «задаю вопросы, вступаю в дискуссии», «на любой вопрос преподавателя в аудиторию стараешься ответить», «бросаться научными терминами и общаться с преподавателем при помощи научного стиля речи», «приводить большой список литературы, хотя был всего один источник», «подойти после уроков к преподавателю, проявить интерес к его предмету, т.е. засветиться», «демонстративно подсказывать отвечающим», «подсказывать преподавателю», «приносить на занятия книги», «смотреть понимающе на преподавателя во время лекции», «сделать умное выражение лица», «сажусь на первую парту» и др.

5.2. «СССО: сам спрашиваешь - сам отвечай» - вынудить преподавателя самому сделать задание или ответить на вопрос: «скажу слово, переспрошу, так ли это - преподаватель, сам того не замечая, отвечает на мой вопрос», «несколько раз просим преподавателя объяснить нам решаемую задачу, пока преподаватель сам ее не решит» и др.

5.3. «Прессинг интеллектом» - продемонстрировать преподавателю глубокие познания в изучаемом предмете, в какой-то другой области или выявить пробелы в знаниях самого преподавателя: «студент выставляет себя большим авторитетом или знатоком в определенных областях знания», «исправлять ошибки, описки преподавателя», «я заставляю себя уважать, а потом делаю, что хочу» и др.

Шестой тип: мишень воздействия - корыстные устремления некоторых преподавателей.

6.1. «Метод шуршащей купюры» - предложить или сделать намек на дачу взятки.

6.2. «Серпом и молотом» - оказать или предложить свою физическую помощь в каком-либо деле: «предложить физическую помощь», «работать для кабинета», «предложить купить книгу, какой-то предмет, помочь сделать трудную работу» и др.

6.3. «Презент» - преподнести преподавателю небольшой подарок: «цветы», «конфеты с шампанским», «джентльменский набор» и др.

Ближе к сессии преподаватель сталкивается с настоящей манипулятивной атакой недобросовестных студентов. Особо можно отметить специальные приемы воздействия на преподавателя во время непосредственной сдачи зачетов и экзаменов: «затягивание времени студентами путем отвлекающих вопросов, а также медленное изложение материала», «я стараюсь направить мысли преподавателя на то, что это является его упущением», «отвечать уверенно и громко, чтобы у преподавателя сложилось представление, что знаешь предмет», «говорить что-нибудь, если не знаешь - только не молчи», «просто преподавателю надоедает слушать бред, который ты несешь», «вынуждаю преподавателя, чтобы он задал мне вопрос, ответ на который я знаю и др.

Как мы убедились, студент-манипулятор большое значение придает средствам формирования аттракции путем невербального воздействия на преподавателя. Особо часто упоминается умение сделать болезненный, усталый вид, умное выражение лица, изобразить внимательного и заинтересованного слушателя, вовремя заплакать или улыбнуться. Согласно письменным свидетельствам студентов, взгляд на преподавателя может быть «невинным», «томным», «заинтересованным», «понимающим», «умоляющим», «длительным в упор». Образ, создаваемый с помощью одежды, украшений, макияжа может меняться в зависимости от ситуации, преподавателя, манипулятивного намерения. Проксемика, т.е. расположение людей в пространстве так же в поле внимания студента (сесть на первую или на последнюю парту). Вот пример крайне циничного использования невербальных средств воздействия: «На экзамен приношу иконку, преподаватель думает: «хорошая девочка, умная, православная», а у самой под иконкой - шпаргалка».

Преподаватели в качестве мишеней воздействия со стороны студентов назвали такие качества своей личности, как «доброту (доброжелательность)», «хорошее (благожелательное, доброжелательное, демократическое) отношение к студентам» «мягкость характера», «чувство сопереживания», «отзывчивость», «сочувствие», «сострадание», «веру в искренность (готовность верить человеку)», «лояльность» и др.

Отметим крайне опасную особенность некоторых студенческих манипуляций: студентами эксплуатируются, в основном, такие качества и свойства личности педагогов, которые являются для последних профессионально значимыми. Опасность этих манипуляций состоит в том, что, будучи многократно обманутыми, преподаватели, могут утратить эти качества. Обладатель же противоположных качеств воспринимается самими студентами как манипулятор и трудный партнер по общению.

Так А. А. Реан и Я. Л. Коломинский приводят результаты исследования учителей с помощью методики Т. Лири, которое показывает, что часть из них отмечает у себя, к примеру, недостаток авторитарных свойств и сильную выраженность при этом таких качеств как «уступчивость» и «доверчивость», что соответствует неоптимальной структуре профессиональной мотивации педагога [5, с. 249 - 251].

Сопоставление приведенных манипуляций и используемых студентами мишеней воздействия на преподавателя с ответами самих преподавателей указывает на то, что преподаватели могут даже не догадываться о том, что студенты ими манипулирует, какие мишени используются, как часто это происходит. Следовательно - они представляются слабозащищенными перед студентом-манипулятором.

В то же время, преподаватели, принявшие участие в исследовании, подтвердили, что систематически встречаются с действиями студентов, носящими манипулятивный характер. Манипуляции студентов вызывают у преподавателей неблагоприятные эмоциональные переживания, трудности в поведении. Так, 77% опрошенных педагогов хотели бы овладеть приемами психологической защиты от манипулирования, 17% затрудняются дать ответ на этот вопрос и лишь 6% считают, что в таком обучении не нуждаются.

Естественной защитой преподавателя от манипуляций студентов является высокая степень его профессионализма, коммуникативной компетентности. Особую значимость приобретает формирование гуманистической направленности личности педагога, а также нравственных установок студенчества, о падении которых свидетельствуют исследования [3, с. 37].

Таким образом, манипулятивное общение в высшей школе является контрпродуктивным, работа по его предупреждению будет способствовать установлению подлинно гуманных взаимоотношений между преподавателями и студентами, способствующих повышению эффективности учебно-воспитательной работы в вузе, профессиональному и личностному росту участников педагогического взаимодействия.

Литература:

  1. Бэндлер Р., Гриндер Д. Семинар по НЛП. М., 1997.
  2. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб., 2003.
  3. Лаптенок, С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи. Мн., 2001.
  4. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.,2002.
  5. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
  6. Шейнов В. П. Скрытое управление человеком. Психология манипулирования. М.; Мн., 2000.
  7. Шлыкова Н. Л. Восприятие преподавателя студентами: автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. Иваново, 1998.
  8. Шостром Э. Анти-Карнеги. Мн., 1996.
  9. Rudinow J. Manipulation // Ethics, Vol. 88 July 1978, 4. P. 338.

Тарелкин А.И.,

Первоисточник публикации: Тарелкин А.И. Манипулятивное воздействие студентов на преподавателей в педагогическом общении / А.И. Тарелкин // Вышэйшая школа. - 2006. - № 2. - С. 29-33

См. также