Вера является сложным, многофункциональным феноменом с множественностью проявлений, охватывающих все стороны человеческого бытия. Анализируя роль веры в жизни человека в историческом контексте мы сталкиваемся с тем, что она занимает ведущие позиции на всем протяжении его существования.
Вера, как религиозный феномен выступает одним из базовых понятий богословия (П. Абеляр, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, У. Оккам, Тертуллиан и др.), как философский феномен широко представлена в трудах западных (М. Бубер, И. Кант, С. Кьеркегор, X. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.) и русских философов (Н. Бердяев, И. Ильин, В. Соловьев, П. Флоренский, С. Франк и др).
Исследования современных ученых подтверждают, что вера имеет статус междисциплинарной категории. Многоплановый подход стал основой ее изучения. Вопросы, связанные с верой как религиозной, так и нерелигиозной сегодня активно разрабатываются в области религии, философии, психологии, менеджмента, медицины и т.д. [6, 11, 12 и др.].
Прежде, чем перейти к теоретико-эмпирическому обоснованию исследования веры как экзистенциального ресурса личности, нам необходимо остановится на анализе работ, посвященных изучению веры как психологического явления, т.е пониманию ее сущности, природы, механизмов, функций и свойств.
Анализ работ, направленных на изучение веры, как общепсихологического явления и ее частного случая, религиозной веры, посвящены исследования Ф.Ю. Бородина, Ю.Ф. Борункова, А.М. Двойнина, У. Джеймса, Р.М. Грановской, Е.А. Евстифеевой, Б.А. Ерунова, А.К. Козыревой, К.К. Платонова, Г. Олпорта, Д.М. Угринович, А.И. Юрьева и др. В данных исследованиях рассматриваются аксиологический, гносеологический, психологический, праксиологический, онтологический, социологический, религиозный аспекты веры.
Как предмет изучения, вера выступает в русле гуманитарной и нравственной психологии (вера в себя, в нравственные, общечеловеческие ценности и идеалы, духовная вера), а также в приобретающей с начала 90-х гг. все большую актуальность христианской психологии, подразумевающей сознательную ориентацию на христианский образ человека и понимание его сущности, где вера становится условием приближения к этому образу. (А.Е. Алексейчик, Б.С. Братусь, Ф. Василюк, Б.С. Есельсон и др.).
Особое место проблема веры занимает в экзистенциально- гуманистическом направлении (Дж. Бьюдженталь, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм и др.). Работы данных исследователей являются для нас теоретико-методологическим основанием для рассмотрения веры как экзистенциального ресурса, мобилизующего личность на преодоление критических, кризисных жизненных ситуаций.
Сложность изучаемого нами феномена отражена в многозначности толкования ее предмета. Так, вера по определению в толковом словаре Д.Н.Ушакова (Д.Н.Ушаков, 1935 - 1940 г.г.) может выступать: 1) как состояние сознания; 2) как религиозное учение; 3) как мировоззрение; 4) как убеждение в реальном существовании предметов религии или фантазии; 5) как твердое убеждение в непременном осуществлении, неизбежности чего-то предстоящего; 6) как уверенность в исполнении возлагаемых надежд, ожиданий; 7) как доверие в партнерских отношениях.
Анализ психологической литературы показал, что универсальной дефиниции понятия веры не существует, и среди исследователей нет согласия во взглядах на природу феномена веры, его психологические особенности [4, 6, 7 и др.].
Например, Ю.Ф. Борунков относит веру к элементам сознания; К.К. Платонов определяет веру как «чувство, окрашивающее образы фантазии и создающее иллюзию реальности и познания их»; В.Р. Букин и Б.А. Ерунов, как коренную способность человека, связанную с его отношением к окружающим людям и природе; Т.П. Скрипкина, как «феномен сознания, психологически связанный с актом принятия».
Некоторые психологи справедливо указывают, что вера представляет собой весьма сложное психическое образование, в котором определенную роль играют все психические процессы, включая воображение, чувства и волю [12]. В основе веры лежит общая способность человека верить в определенную действительность, будь то земную, будь то Божественную [5].
Большинство ученых говорят о том, что вера - самостоятельное явление внутреннего мира (и не только религиозное), не сводимое к другим явлениям, свойственно всем людям, вне зависимости от степени сформированности у них убеждений [1, 5, 7, 11, 12 и др.].
Так, Д.М. Угрингович отмечает, что вера есть естественная тенденция, и выступает духовной потребностью человека: «все люди нуждаются в вере и бесполезно думать, будто кто-либо из нас сможет быть счастливым, будучи скептиком» [12]. Автор выделяет общие для всякой веры (как нерелигиозной, так и религиозной) психологические особенности: во-первых, это чувства человека - вне эмоционального отношения вера невозможна; во-вторых, вера невозможна вне личностной оценки предмета веры - человек верит в то, что соответствует его идеалам, принимаемой им системе ценностей, что приносит ему субъективное моральное удовлетворение; в-третьих, вера предполагает активное личностное отношение к своему предмету, которое захватывает волевые процессы и проявляется в той или иной степени в поведении человека. Верующий (или верящий) вступает с иллюзорным предметом своей веры в особые отношения, которые можно назвать иллюзорно-практическими. Иллюзорны они в том смысле, что сам предмет веры реально не существует, однако они оказывают воздействие на поведение человека [12].
Исследуя веру как социально-психологический феномен Т.А. Казанцева пришла к выводу, что в основе формирования веры лежит ментальная потребность, и главным условием формирования веры является соответствие содержания веры особенностям ментальности. В ее определении, вера есть комплекс когнитивных, ценностных, мотивационных, установочных и аффективных образований, являющихся производными специфической ментальности и практической деятельности, позволяющую фильтровать, принимать и актуализировать информационное содержание вне рациональной аргументации. В работе было установлено, что вера является механизмом нейтрализации состояния неопределенности и когнитивного диссонанса, т.е. в процессе формирования веры происходит удовлетворение ментальной потребности - разрешается ментальный диссонанс [7].
А.М. Двойнин определяет веру - как внутреннее отношение человека к миру, при котором происходит построение субъективной реальности, т.е. такого мира каким он является для человека, и который может быть как объективно существующим, так и иллюзорным (мифологизированным). Субъективная реальность, наполненная личностными смыслами и ценностями представляет собой «точку опоры» (в понимании К. Мамардашвили) и является залогом и условием «не распада личности», которая в случае утраты веры - разрушается. Тогда человек субъективно переживает свою прежнюю ограниченность, ощущает, что действительность, в которой он жил является не такой, какой он себе ее представлял - теряется смысл бытия, обесцениваются прежде значимые вещи, и из под ног уходит «точка опоры». Психологической продукцией веры выступает не представленность образа будущего в сознании, а переживание будущего в настоящем, и потеря веры ведет к самым негативным последствиям. Автор также утверждает, что вера есть системное психическое образование, не сводимое к элементам психики и представляет собой интегральное качество человека [4, 5].
Кроме всего изложенного выше, сложность в раскрытии феномена веры как психологического явления, на наш взгляд, также заложена в критериях ее измерения. Рассмотрим феномен веры с позиции разных измерений человеческого бытия: личного, социального, духовного.
В личном измерении вера в себя, свои возможности, удачу, планы («я справлюсь», «у меня получится» и т.д.) часто основана на оценке собственной самоэффективности, выступающей важной составляющей любого начинания и высокой вероятности успеха. В исследованиях по самоэффективности доказано, что человек демонстрирует преимущественно то поведение, которое сам от себя ожидает и видит именно те последствия, которых ждет (А. Бандура, 1977, 1989). На формирование рациональной веры в себя влияют опыт и знания, полученные человеком в процессе развития и взросления.
Вера в социальном измерении - это, прежде всего вера в другого, без нее невозможны более близкие отношения. Также это существенная поддержка и фасилитирующая установка, помогающая раскрыть личностный потенциал другого человека. В ее основе лежит чувство глубокого базисного доверия миру, как фундаментальная психологическая предпосылка всей жизни. Э. Эриксон утверждает, что чувство глубокого доверия к себе, к людям, к миру - это краеугольный камень здоровой личности (Э. Эриксон, 2000).
Вера в духовном измерении, надстраивающемся над всеми остальными измерениями человеческого бытия и их опосредующем - это сила духа, стержень личности человека. По словам современных психотерапевтов, "без этой объединяющей и мобилизующей силы человек лишен цельности, аморфен, слаб, он готов поверить во что угодно и является легкой добычей для разного рода манипуляторов в быту, бизнесе, политике, везде" (В.Ф. Простомолотов, 2000, С.126).
Большинство ученых подчеркивает, что духовная вера есть подлинный фундамент человеческого существования, свободный выбор в качестве жизненного ориентира широкого спектра общечеловеческих и трансцендентных духовных ценностей [8 и др.], дающих чувство гармонии, связанности с миром, самим собой, вечностью и определяющий границы нравственного поведения, а также направленность на духовно-практическую деятельность, посредством которой осуществляется собственное преобразование в сторону самосовершенствования и самосозидания. Такие явления, как суеверие и фанатизм не имеют ничего общего с духовной верой.
Вера духовного измерения, включает в себя религиозную, которая выражает сущность общепсихологической, но в «наиболее концентрированно-напряженном виде, что делает ее уникальным явлением во всей психической жизни человека и самым важным фактором человеческого мировоззрения» [4].
Вера религиозная - это вера в существование Высшего личностного начала бытия, глубокая эмоциональная связь с которым принципиально важна для жизни человека. Эти взаимоотношения всегда носят глубоко интимный, доверительный характер, дают ощущение защищенности, отеческого принятия, связанности с целым, ведут к «душевному очищению», эмоциональной разрядке, духовной радости.
В работах Э. Фромм отмечается, что термин «вера», первоначально употребляемый в Ветхом Завете как «эмуна» означает стойкость, устойчивость, постоянство (Э. Фромм, 1964), т.е. способность сопротивляться внешним обстоятельствам и достаточно быстро возвращаться в состояние равновесия.
В библейских посланиях Иакова утверждается: «вера - это путеводный образ, позволяющий «мобилизовать волю, которая в свою очередь цементирует ее, образуя основание уверенности в правоте избранного приложения сил»» [2]. В противоположность ей - сомнения, страхи, неуверенность приводят к стагнации, параличу решений и действий: «Человек с двоящимися мыслями (т.е. сомневающийся) не тверд во всех путях своих» (Посл. Иакова 1:8).
По мнению В.М. Снеткова, «человек открывает и укрепляет в своей душе Бога как идеал и вектор своего развития, как «духовную точку опоры»; как внутренний источник веры и надежды на лучшую жизнь; как духовно-нравственный закон и смысл своей настоящей и будущей жизни» (В.М. Снетков, 2008).
Вера религиозная по самой своей сути, как замечает Б.С. Братусь, всегда восходит, проясняет связь с конечными, предельными вопросами жизни и смерти [2]; такая вера придает жизни смысл, который не уничтожается смертью.
В работах Д. Оллпорта акцентируется внимание на том, что следует различать внешний и внутренний тип религиозной ориентации, где внешний используется для удобства, личного комфорта, как защита от реальности, она коррелирует с наличием большого количества предрассудков. Внутренний тип, поддерживает душевное здоровье через самосовершенствование, принятие и реализацию духовно-нравственных ценностей (G. Allport, 1966).
Л. Kивлев предлагает различать здоровую и токсичную религиозную веру. В качестве характеристик здоровой веры он считает уважение к взглядам других, установка радости и любви, постоянство, полнота, целостность [1].
Таким образом, подводя итог исследованиям, направленным на изучения феномена веры, можно сказать следующее. Феномен веры имеет в психологии фундаментальное значение: составляет основу смыслообразующей и целеполагающей деятельности, определяет мировоззрение в целом, оказывает влияние на всю внутреннюю организацию человека - его мысли, чувства, установки, ценности, обуславливает поведение, действия и поступки.
Несомненна роль веры как экзистенциального ресурса (во всех измерениях) для сохранения психологической устойчивости и целостности, вплоть до физического выживания. Так, в условиях критических, кризисных, стрессовых, т.е. перед лицом угрозы разрушения, вера человека остается единственным бастионом, опорой, ресурсом, способным сохранить личность от внутреннего морально-нравственного и духовного разрушения.
Потеря веры в себя, в других людей, в идеалы добра приводит к невозможности дальнейшего целенаправленного осуществления своей экзистенции вследствие утраты ориентиров и смыслов жизни, которые порождаются этими «живыми образами будущего, освещающими и животворящими настоящее». Таким образом, потеря веры способна обессмысливать бытие. [2].
Восстановление образа веры, его строительство требуют специальной психологической работы. Во-первых, необходимо наличие целостного образа будущего; во-вторых, в этот образ человек должен поверить, принять его как уже существующий, сопровождающий сегодняшнюю жизнь. Здесь вера должна преодолевать неверие, сохранить образ, вопреки неизбежным сомнениям, и вера победившая становится наиболее адекватной и основной помощью как в достижении успеха в сложной жизненной деятельности, так и при неопределенном исходе в критические, кризисные периоды.
Для эмпирической проверки работы феномена веры как экзистенциального ресурса у лиц, остро переживающих кризисные, трудные жизненные ситуации, нами было проведено эмпирическое исследование, в котором принимало участие 325 человек.
Для диагностики ресурса веры использовался «Тест-опросник диагностики экзистенциальных ресурсов личности» (ЭРЛ), авторы И.В. Брынза, Е.Ю. Рязанцева, для оценки кризисных переживаний - выборочные шкалы «Тест-опросника показателей переживания профессионального кризиса» (ППК), авторы О.П. Санникова, И.В. Брынза [3].
Качественный анализ результатов исследования позволил выявить две группы респондентов: «кризисники», с острым переживанием психологического кризиса (43 чел.) и «не кризисники», не переживающие психологический кризис (44 чел.).
Сравнение количественных значений ресурса веры в двух рассматриваемых группах показало, что показатель веры у представителей группы «не кризисников» в 2,2 раза выше, чем в группе «кризисников» [9, 10]. Кроме этого, в группе «кризисников» показатель веры доминирует над всеми остальными экзистенциальными ресурсами (смысла, свободы, милосердия, принятия). Установленные факты могут означать, что работа ресурса веры у здоровой (не переживающей кризис) личности позволяет сформировать такие качества, как самодостаточность и независимость, уверенность в возможности и способности; выполнять функции мотива, установки и ориентира в человеческой деятельности. Данные качества и функции обеспечивают сохранение психического равновесия, мобилизацию качеств, отвечающих за психологическую устойчивость личности в стрессовых ситуациях.
У «не здоровой» личности, переживающей кризис, ресурс веры растрачивается. В кризисе вера действует как защитный механизм, выполняя важную роль: снижение тревоги, избавление от ряда страхов, переключение внимания с оценки значимости ситуации на переработку релевантной информации, обдумывание и принятие решения, а это в свою очередь истощает ресурсный запас веры.
С целью восстановления веры, как внутреннего ресурса у личностей, переживающей психологический кризис, консультационная работа велась в следующих направлениях:
Итак, в сложные жизненные периоды вера человека проходит испытание на прочность, и человек сохранивший веру в себя, в добро, в людей, в жизнь - сохраняет себя, как личность, свой психический статус, целостность образа своего будущего и саму возможность будущего. Однако, вера не является чем-то статичным, всегда остается некая доля сомнения - пространство для духовной работы, иначе из ясной осознанной веры она может стать слепой, фанатичной, выродиться в иллюзию.
Работа с верой - это работа с самым глубоким, интимным уровнем, интегрирующим личность, базисом мировоззрения и глубинных установок, созидающих будущее и определяющих настоящее. Восстановление и укрепление веры, как духовного экзистенциального ресурса позволяет наиболее полным образом раскрыть могучие и творческие источники человеческого духа, способы творческого преобразования себя и наличных ситуаций.
Полученные эмпирическим путем результаты не исчерпывают всех аспектов исследуемой проблемы, а лишь являются началом для дальнейших исследований ресурса веры.
Литература
Актуальні проблеми психологіі. Психологія особистості. Психологічна допомога особистості : зб. наук. праць [за ред. С.Д. Максименка, М.В. Папучі]. - К., 2011. - Т. 11. - Вип. 4. - Ч. 2. - С. 218-225. УДК 150.192+155.2