ENG
         
hpsy.ru/

../../Калифорнийская школа экзистенциальной социологии: общая характеристика деятельности

Многомерность и многообразие современной социальной жизни создают предельно сложные условия для построения устойчивых теоретико-методологических ориентиров социологической науки. Невозможность однозначной характеристики меняющейся социальной реальности, равно как и трудности в определении состояния самой социологии, порождают острые споры и дебаты в научных кругах. Тем не менее, несмотря на существующие трудности, можно говорить о текущем проявлении целого ряда лишь на первый взгляд несвязанных между собой структурных, теоретических и методологических тенденций, которые позволяют выдвигать аргументы в пользу «экзистенциального поворота» в современной социологии [См. 1]. К таким тенденциям следует отнести онтологизацию социологического познания, смещение исследовательских акцентов по шкалам от абстрактного к конкретному и от номотетического к идеографическому, развитие качественных методологий, повышение интереса к повседневности и субъективности и т.д.

Возврат к экзистенциальной парадигме в социологической науке может иметь самые различные формы, однако крайне важным, с нашей точки зрения, является включение в этот процесс уже существующих и апробированных концепций экзистенциальной социологии. Одна из таких концепций была разработана в 1970-е годы в США так называемой «калифорнийской школой экзистенциальной социологии» во главе с американским социологом Джеком Дугласом. При этом, несмотря на некоторые отдельные попытки изучения деятельности данной социологической школы или ее отдельных представителей (Д.Алиева, В.Кисиль, К.Райда), на сегодняшний день фактически отсутствуют исследования, направленные на ее целостный, системный анализ. В связи с этим, в качестве цели нашей статьи была выбрана общая историко-социологическая характеристика калифорнийской школы экзистенциальной социологии, ее главных представителей и их теоретико-методологических ориентаций. Такая общая характеристика будет способствовать последующему расширению целостного представления о довольно обширной и плодотворной деятельности калифорнийской школы и, с другой стороны, позволит сделать еще один небольшой шаг в сторону систематизации и интеграции экзистенциальной парадигмы в социологии, возрождение которой могло бы стать наиболее адекватной реакцией обществознания на кризисное состояние современного социального мира.

В процессе любого историко-социологического анализа деятельности научных школ нельзя обойти вниманием вопрос о содержании самого понятия «школа». Ответ на этот вопрос может быть затруднительным, поскольку на сегодняшний день в социологии не существует абсолютных критериев для определения того, какая группа ученых может называться школой, а какая не подпадает под это определение, являясь скорее научной группой, организацией, коллективом или сообществом. Тем не менее, при всей своей неоднозначности, понятие научной школы в широком значении включает следующие признаки: а) группа ученых, ведущих деятельность в определенной области науки; б) существование лидеров или основателей данной группы; в) ориентация группы на исследовательскую программу, в которой выражены парадигмальные принципы научной деятельности; г) передача базовых принципов исследовательской программы следующему поколению ученых (преемственность, традиция). Кроме того, научная школа может определяться по национальному и локально-географическому критерию (французская, немецкая, айовская, чикагская школы), или по критерию следования ученых некоторым парадигмальным принципам, не будучи при этом в непосредственной связи с лидером научной школы или ее представителями (структурно-функционалистская, феноменологическая, конфликтологическая школы). Поскольку, как будет показано далее, бόльшая часть перечисленных признаков присуща рассматриваемой в данном исследовании группе американских социологов, то полагаем, что выбор для ее характеристики именно понятия «школа» не вызовет сомнений и станет наиболее точным и релевантным.

Идейные истоки формирования калифорнийской школы экзистенциальной социологии связаны с усилением в 1950-1960-е годы влияния экзистенциальной философии на американскую социологическую науку, и в частности, с влиянием экзистенциализма Ж.-П.Сартра, достигшего вершин своей популярности после Второй мировой войны. Такие известные исследователи как Гарольд Гарфинкель, Ирвинг Гоффман, Питер Бергер и многие другие представители их поколения в американской социологии испытали в этот послевоенный период своеобразную «прививку» экзистенциализма. Многомерная экзистенциальная парадигма имела на социологов самое различное влияние, но одним из ее общих компонентов, который был интегрирован в корпус социологической науки, стала тема поиска или конструирования индивидом смыслов собственного существования. С методологической точки зрения, основным эффектом внедрения экзистенциалистской тематики в социологию стало утверждение принципа неразрывной связи любого человеческого действия с непосредственной индивидуальной и социальной ситуацией и, благодаря этому, новый импульс в исследованиях получил процесс, который можно назвать распространением «ситуационной этики».

Экзистенциальная парадигма, безусловно, оказала существенное влияние на послевоенную американскую социологию и, тем не менее, это влияние было имплицитным по своему характеру. Многие социологи использовали идеи экзистенциальной философии в своих исследованиях, но при этом редко либо вообще не обращались к термину «экзистенциальный». Исключением из правил стали работы Эдварда Тирикьяна, ученика Т.Парсонса и П.Сорокина, который уже в начале 1960-х годов предложил свой проект экзистенциальной социологии и далее попытался развить его в ряде статей [2-4]. Наряду с Тирикьяном, в 1970-е годы собственную концепцию экзистенциальной социологии начал разрабатывать Джек Дуглас. Однако, в отличие от Тирикьяна, чьи идеи были приняты, но не получили существенного развития в работах последователей, культивируемые Дугласом теоретико-методологические принципы были подхвачены нескольким ученикам и коллегами и, таким образом, произошел процесс естественного формирования группы исследователей, носивших все основные признаки небольшой научной школы.

Джек Дуглас получил докторскую степень в Принстоне в 1965-м году. На протяжении основной части своей научной карьеры, до выхода в отставку в начале 1990-х годов, он преподавал в Калифорнийском университете в Сан-Диего, специализируясь преимущественно в таких исследовательских областях, как теория и история социальной мысли, девиантное поведение, социальные проблемы, общественный строй, полевые социологические методы. Свои первые крупные публикации, включая диссертационное исследование, он посвятил социологическому анализу суицида [5-7]. Хотя в этих первых работах речь еще не шла об экзистенциальной социологии, обращение к социальным и смысловым аспектам суицида указывала на научные интересы Дугласа в характерной для экзистенциализма сфере исследований. Термин «экзистенциальная социология» впервые начал появляться в его работах в начале 1970-х годов, в частности в таких книгах как «Понимание повседневной жизни», «Воздействие социологии», «Американский социальный порядок» [8-10]. В этих трудах утверждалась необходимость перехода от «абсолютистских» (термин Дугласа) социологических теорий (структурный функционализм и др.) к феноменологическим и экзистенциальным перспективам в отношении человека и общества, посредством обращения исследователей к реальному опыту повседневной жизни людей. «Первое, на что нужно обратить внимание, - писал Дуглас, - вместо того, чтобы позволять нашим методам детерминировать наши установки в отношении повседневной жизни, мы даем возможность нашим установкам детерминировать наши методы. Это является противоположностью классического научного подхода к анализу человека» [8, с. 13].

Идея конструирования экзистенциально-социологической концепции рождалась у Джека Дугласа в контексте критики абсолютистских и объективистских подходов в силу их неадекватности и несоответствия требованиям развивающейся социологической науки. Однако в его ранних работах экзистенциальная социология еще не отделяется полностью от других альтернативных абсолютизму течений (феноменологическая социология, этнометодология, символический интеракционизм и др.), поскольку в этих работах ставится еще более амбициозная задача конструирования общей методологической программы для целой группы подходов, предметно объединенных на основании категории повседневной социальной жизни. И уже в процессе разработки этой общей исследовательской программы для социологий повседневной жизни Дуглас совместно с его коллегами и учениками начинает прилагать все большие усилия по дифференциации отдельных элементов этого мультиконцептуального подхода, в том числе, детализируя содержание экзистенциальной социологии как самостоятельного научного направления. Указывая на изначальную теоретическую однородность теории Дугласа, один из представителей калифорнийской школы, социолог Университета Невады Андреа Фонтана справедливо замечал: «Программная работа Джека Дугласа, Понимание повседневной жизни (1970), очевидно отделяет новые социологии от традиционных. Однако он четко не обозначил более тонкие различия между этими новыми социологиями; феноменологически ориентированные подходы, этнометодология и экзистенциальная социология смешаны вместе в этой работе» [11, с. 8]. Тем не менее, также ясно, что Дуглас изначально понимал различия между социологиями повседневной жизни и ставил цель структурировать их, на что сам не раз обращал внимание в своих ранних работах.

Методологическим ядром и теоретической основой формирования калифорнийской школы экзистенциальной социологии стали разработанные Джеком Дугласом программные принципы социологий повседневной жизни, что, в силу своей сложности и масштабности, потребовало серьезных усилий по дальнейшей дифференциации и детализации данной перспективы [12]. Сама концепция экзистенциальной социологии стала результатом этого исследовательского процесса, а также выступила не только продуктом структурирования, но и своего рода структурообразующим элементом, задающим методологический тон другим социологиям повседневности. Одним из главных факторов, усиливших влияние экзистенциальной социологии на близкие к ней области исследований повседневности, стало постепенное опредмечивание ее ключевых идей в трилогии, опубликованной калифорнийской школой на протяжении около 25 лет. Первая коллективная монография трилогии «Экзистенциальная социология» (1977) стала теоретическим импульсом и своего рода манифестом, воплотившимся далее в исследовании проблемы существования человека в социальном контексте (книга «Экзистенциальное Я в обществе», 1984), и наконец, пересмотренным под влиянием постмодернизма в работе «Постсовременная экзистенциальная социология»(2002) [11,13-14].

Помимо программной трилогии, экзистенциально-социологическая концепция была развита во многих других исследованиях калифорнийской школы, однако, подобно общим тенденциям в отношении использования термина «экзистенциальный» в американской социологии, это делалось зачастую имплицитно, без широкого применения названия концепции, чему способствовали три основные взаимосвязанные причины. Во-первых, существенным фактором стал сугубо эмпирический характер исследований школы, где не всегда данные скрупулезной полевой работы возводились до общетеоретических обобщений, где, как правило, название концепции и концептуальная формализация играют важную роль. Второй причиной стало отсутствие четких границ между различными подходами по причине их связи с общей исследовательской программой социологий повседневной жизни, разработанной Дугласом. Поэтому, при проведении эмпирических исследований представителям школы нередко было сложно точно определить теоретические ориентиры данных исследований, которые могли проходить на пересечении экзистенциальной социологии, символического интеракционизма, этнометодологии или, например, драматургического или этнографического подходов. И наконец, третьей и возможно главной причиной отсутствия жесткой упорядоченности в отношении экзистенциальной социологии стал лидерский либерализм Дугласа, который, как и многие экзистенциальные философы, отвергал необходимость строгой формализации своей деятельности*. Как отмечал представитель калифорнийской школы, социолог Техасского университета Джозеф Котарба, начиная с момента публикации первой части трилогии по экзистенциальной социологии, этот проект так и не был организационно выстроен до уровня «школы мысли» в строгом смысле этого понятия. «Возможно, - писал Котарба, - это стало эффектом воздействия на всех нас Джека Дугласа, нашего учителя в Сан Диего. Его либертарианские склонности препятствовали организационной формализации его идей. Значительная часть нашей работы проводилась с использованием основных идей»экзистенциальной социологии«без использования самого этого понятия. Например, в тесной связи с символическим интеракционизмом» [16].

Наряду с качественной стороной, важным является количественное выражение научной деятельности калифорнийской школы, которое говорит о масштабах, интенсивности и академическом влиянии проводимых исследований. По оценке Джона Джонсона, социолога Аризонского университета и ближайшего ученика Дугласа, начиная с 1960-х годов, результаты деятельности калифорнийской школы нашли отражение в более чем 80 книгах и около 700 статьях, опубликованных в рамках развития общей программы социологий повседневности, включающей в себя концепцию экзистенциальной социологии как структурообразующий элемент этой программы. При этом, значительная часть публикаций калифорнийской школы носит характер отчетов о полевых или прикладных исследованиях, проведенных с помощью таких качественных методов как включенное наблюдение, этнографический и интроспективный анализ, глубинное интервьюирование.

Учитывая эмпирический характер большей части исследований калифорнийской школы, целостная характеристика тематической направленности ее деятельности является крайне сложной задачей. Поскольку теоретическое кредо экзистенциальной социологии Дугласа и его последователей должно было воплощаться в изучении «человеческого опыта-в-мире (или экзистенции) во всех ее формах» [13, c. vii], то методологическим следствием его реализации стало использование принципа первичности предмета изучения по отношению к методу, что фактически сделало безграничной и крайне многообразной тематику исследований. Представители калифорнийской школы изучали суицид, переживание хронической боли, альтернативную и космическую медицину, молодежные, возрастные и профессиональные культуры (студенческая жизнь, дома престарелых, инвалиды, поведение полицейских, служба в армии), производство и потребление информации (информационные технологии, масс-медиа, реклама, бюрократическая информация), сексуальные, любовные и дружеские отношения, азартные игры, девиантное поведение, преступность и право (насилие над детьми, супружеское насилие, употребление и распространение наркотиков, кражи, смертная казнь, деятельность судов и тюрем), проблемы иммиграции, социальное обеспечение, финансовые рынки, спорт (атлетика, автогонки), музыку, религиозные движения и многие другие темы. Все эти исследования начинаются с изучения определенных индивидов и социальных групп в конкретных ситуациях повседневной жизни, и, как правило, направлены на понимание чувств и эмоций в дополнение к когнитивно-смысловым и рациональным аспектам «определения ситуации» (У.Томас). К тому же, многие из этих исследований выходят за пределы микро-уровня и нацелены на осмысление взаимосвязи и соотношения индивидов и социальных институтов, что, например, пытался сделать Джек Дуглас, анализируя американский общественный строй [10], или даже более широкий исторический порядок [17], что Дэвид Алтейди и Джон Джонсон пытались сделать в отношении институтов официальной информации и пропаганды [18], что делал Алтейди применительно к институтам масс-медиа [19-23], Патриция Адлер  применительно к нелегеальным рынкам наркотиков [24], Джозеф Котарба  к медицинским институтам [25], Андреа Фонтана  к институциональным аспектам деятельности домов престарелых и смерти [26-27], Кэрол Уоррен  к судам для душевнобольных [28], а Патриция Адлер и Питер Адлер  применительно к университетскому спорту и труду иммигрантов [29-30]. Все эти работы в целом касаются проблем власти и доминирования и предполагают выявление индивидов и групп, способных определять ситуацию для других.

Важной отличительной чертой экзистенциальной концепции калифорнийской школы по сравнению не только с традиционными, абсолютистскими подходами, но и с другими социологиями повседневной жизни стал акцент на изучении эмоций. Дуглас, а также Джонсон утверждали [31-32], что в повседневных социальных действиях рационально-когнитивные и эмоциональные факторы смешаны между собой. Различные примеры такого смешения отображены калифорнийской школой в исследованиях нудистской субкультуры [33], спортивных соревнований [34], домашнего насилия [35], торговли наркотиками [24], самоповреждений [36], страха в обществе [21-23], музыки и музыкальных идентичностей [37]. Джек Дуглас работал над общей теорией эмоций и пришел к выводу, что чувства защищенности и незащищенности лежат в основе всех других эмоциональных переживаний [33], а Беверли Кутберсон и Джон Джонсон исследовали процесс возникновения «эмоциональных генерализаций», которые выполняют роль, аналогичную генерализациям когнитивного порядка [38]. Различные исследования эмоций были закреплены калифорнийской школой при отстаивании позиции, согласно которой глубинным ядром человека является чувственно-эмоциональное, примордальное, природное Я (self), (или «brute being», как назвал его Дуглас), выступающее агентом социальной интеракции и служащее субстратом общественной жизни [13, 39].

С точки зрения методики и техники социологических исследований, деятельность калифорнийской школы характеризуется использованием и развитием полевых исследований и включенного наблюдения, как наиболее предпочтительного метода глубинного проникновения в социальную среду [Cм. 41]. Более того, на протяжении десятилетий представители школы предпринимали попытки по расширению и модифицированию традиционного использования этих методов. Так, например, Дуглас предложил новые исследовательские техники, эффективные для изучения ситуаций с высоким потенциалом конфликтности и противоречий [41], а также сформулировал новые идеи в отношении использования креативных техник интервьюирования и «исследования жизни» (life-studies) [42]. Патриция Адлер (Универсиет Колорадо) и Питер Адлер (Университет Денвера) провели глубокий анализ различных форм влияния участников исследования на его конечный результат [43]. Андреа Фонтана [44] и Джон Джонсон [45] приложили немало усилий по совершенствованию использования метода интервьюирования в социологических исследованиях. Дэвид Алтейди (Аризонский университет), предложил новый метод, известный как «этнографический контент-анализ», адаптированный для исследований масс-медиа [46]. Джозеф Котарба и Филипп Ваннини продемонстрировали, как глубинная вовлеченность в молодежные субкультуры, может принести исследовательский результат [37]. Алтейди и Джонсон [47-49] предложили новые идеи относительно валидности и надежности данных в исследованиях с применением интерпретативных методов, а Уоррен и Карнер [49] опубликовали работу, суммирующую многие из перечисленных идей для студенческой аудитории.

Cоциологи-экзистенциалисты калифорнийской школы отстаивают принцип глубокого погружения и вовлеченности в повседневную жизнь людей, которых они изучают, развивая при этом отношения доверия и заботы, а часто и служа во благо сообщества, выступающего предметом исследования. Наблюдатель может быть членом или бывшим членом изучаемой группы, а также может пытаться наладить с группой тесную взаимосвязь на протяжении долгого времени. Основной идеей в данном случае является необходимость развития сильной эмпатии в отношении исследовательского предмета с целью осмысления и получения знания о смыслах изучаемых социальных действий и социального поведения. Однако подобная исследовательская стратегия не исключает последующего выхода за пределы исследуемой ситуации, и не препятствует генерализациям отдельных случаев, затрагивая такие общетеоретические проблемы как социализация, идентичность, сообщество, девиантное поведение, социальные институты, историческое событие и т.д. Таким образом, экзистенциально-социологические исследования калифорнийской школы не отрицают существование «индексальности» (Г.Гарфинкель) в социальных взаимодействиях, но склонятся к более мягкой форме ситуационной этики, которая допускает изучение связи между индивидуальными и социальными ситуациями, позволяет проецировать микро-события на макро-уровень общественного бытия. Вместе с этим, социологи калифорнийской школы уделяют значительное внимание описанию отдельных фактов и характеристик самого процесса исследования, чтобы читатель мог вынести собственные суждения относительно того, стоит ли доверять полученным результатам.

Подводя итоги общей характеристики научной деятельности калифорнийской школы экзистенциальной социологии можно сделать следующие выводы.

Наличие основных признаков научной школы (лидер, исследовательская программа, традиция) дает возможность утверждать что, группу американских социологов во главе с Джеком Дугласом целесообразнее рассматривать именно как школу, а не разрозненную исследовательскую группу. Такой подход позволяет, с одной стороны, целостно и системно взглянуть на деятельность данных ученых, а с другой стороны, делает правомерной постановку вопроса о введении в систему историко-социологического знания новой исследовательской категории.

Анализ деятельности калифорнийской школы показывает, что к ее основным, программным характеристикам относятся: 1) Выдвижение на смену традиционной (абсолютистской) социологии новой, альтернативной модели социологической науки  социология(и) повседневности; 2) Дифференциация социологий повседневности, с вычленением таких ее основных направлений как феноменологическая социология, этнометодология, символический интеракционизм и экзистенциальная социология; 3) Выделение и детализация экзистенциальной социологии в качестве одного из структурообразующих элементов общей теоретико-методологической программы социологий повседневности.

Экзистенциально-социологическая концепция калифорнийской школы выстроена на принципах фокусирования на ситуационных и смысловых аспектах человеческого существования, объединенных в понятии повседневного жизненного опыта (переживание или экзистенция). При этом, отличительной чертой экзистенциальной социологии калифорнийской школы стало рассмотрение чувств и эмоций как важнейшего фактора социальной жизни.

С точки зрения методологии и методики социологического исследования, отправной точкой деятельности школы стал принцип первичности предмета по отношению к методу, что обусловило эмпирический и полевой характер большей части ее исследований, в которых доминировали методы включенного наблюдения и глубинной эмпатии. Тем не менее, многие из этих исследований не ограничивались микроуровнем социологического анализа, а были нацелены на осмысление взаимосвязи индивидов и различных социальных институтов, затрагивая проблемы власти и доминирования в определении ситуации для больших социальных групп.

Все перечисленные характеристики научной деятельности калифорнийской школы позволяют выстроить общее представление о содержании ее экзистенциально-социологической концепции и, таким образом, оценить исследовательский потенциал данной концепции в условиях текущих тенденций возврата социологии к экзистенциальной парадигме.

Литература:

  1. Мельніков А. С. Екзистенціальний поворот у сучасній соціології / А. С. Мельніков // Соціологія: теорія, методи, маркетинг. - 2011. - № 2.  С. 160-177.
  2. Tiryakian E. Sociologism and Existentialism: Two Perspectives on the Individual and Society / E. Tiryakian. - Englewood Cliffs, N.J.: PrenticeHall, 1962.
  3. Tiryakian E. Existential Phenomenology and the Sociological Tradition / E. Tiryakian // American Sociological Review. - 1965. - Vol. 30. - № 5. - P. 674-688.
  4. Tiryakian E. The Existential Self and the Person / E. Tiryakian // The Self in Social Interaction. Vol. I. / [Ed. by K. Gergen, C. Gordon]. - N.Y.: John Wiley and Sons, 1968. - P. 75-86.
  5. Douglas J. The Sociological Study of Suicide: Suicidal Actions as Socially Meaningful Actions: Ph.D. dissertation / J. Douglas.  Princeton, 1965.
  6. Douglas J. The Sociological Analysis of Social Meanings of Suicide / J. Douglas // European Journal of Sociology.  1966.  № 7 (2).  P. 249-275.
  7. Douglas J. The Social Meaning of Suicide / J. Douglas.  Princeton: Princeton University Press, 1967.
  8. Understanding Everyday Life / [Ed. by J. Douglas].  Chicago: Aldine, 1970.
  9. The Impact of Sociology: Readings in the Social Sciences / [Ed. by J. Douglas]. - New York: Appleton-Century-Crofts, 1970.
  10. Douglas J. American Social Order / J. Douglas. - New York: Free Press, 1971.
  11. The Existential Self in Society / [Ed. by J. Kotarba, A. Fontana].  Chicago: The University of Chicago Press, 1984.
  12. Introduction to the Sociologies of Everyday Life / J. Douglas, P. Adler, P.A. Adler, et.al.  Boston: Allyn and Bacon, 1980.
  13. Existential Sociology / [Ed. by J.Douglas, J.Johnson].  Cambridge: Cambridge University Press, 1977.
  14. Postmodern Existential Sociology / [Ed. by J.Kotarba, J.Johnson].  Walnut Creek: Alta-Mira Press, 2002.
  15. Мельніков А.С. Проблемне поле екзистенціальної соціології / А.Мельніков // Соціологія: теорія, методи, маркетинг. - 2008. - № 2. - С. 83-102.
  16. Kotarba J. Existential sociology [Electronic source] / J. Kotarba // LISTSERV of the Society for the Study of Symbolic Interaction. Access mode: http://venus.soci.niu.edu/~archives/SSSITALK/apr01/0461.html. (Accessed April 24, 2002).
  17. Douglas J. The Myth of the Welfare State / J. Douglas.  New Brunswick: Transaction, 1989.
  18. Altheide D. Bureaucratic Propaganda / D. Altheide, J. Johnson.  Boston: Allyn and Bacon, 1980.
  19. Altheide D. Creating Reality / D. Altheide.  Beverly Hills: Sage, 1976.
  20. Altheide D. Media Power / D. Altheide.  Beverly Hills: Sage, 1985.
  21. Altheide D. Creating Fear: News and the Construction of Crisis / D. Altheide. - Hawthorne: Aldine de Gruyter, 2002.
  22. Altheide D. Terrorism and the Politics of Fear / D. Altheide.  Lanham: Alta Mira, 2006.
  23. Altheide D. Terror Post 9/11 and the Media / D. Altheide.  New York: Peter Lang, 2009.
  24. Adler P.A. Wheeling and Dealing / P. Adler.  Chicago: University of Chicago Press, 1985.
  25. Kotarba J. Chronic Pain / J. Kotarba.  Beverly Hills: Sage, 1980.
  26. Fontana A. The Last Frontier / A. Fontana.  Beverly Hills: Sage, 1977.
  27. Fontana A. Death and Dying in America / A. Fontana, J. Keene.  Cambridge, UK. Polity Press, 2009.
  28. Warren C. Court of Last Resort / C. Warren.  Chicago: University of Chicago, 1985.
  29. Adler P.A. Blackboards and Backboards / P.A. Adler, P. Adler.  New York: Columbia University Press, 1991.
  30. Adler P.A. Paradise Laborers / P.A. Adler, P. Adler.  Ithica: Cornell University Press, 2004.
  31. Douglas J. Existential Sociology / J. Douglas // Existential Sociology / [Ed. by J. Douglas, J. Johnson].  Cambridge: Cambridge University Press, 1977. - P. 3-73.
  32. Johnson J. Behind the rational appearances: fusion of thinking and feeling in sociological research / J. Johnson // Existential Sociology / [Ed. by J. Douglas, J. Johnson].  Cambridge: Cambridge University Press, 1977. - P. 201-228.
  33. Douglas J. Love, Intimacy and Sex / J. Douglas, F. Atwell.  Beverly Hills: Sage, 1984.
  34. Adler P. Momentum / P. Adler.  Beverly Hills: Sage Publications, 1981.
  35. Ferraro K. How Women Experience Battering / K. Ferraro, J. Johnson // Social Problems.  1983.  № 30 (3).  P. 325-335.
  36. Adler P.A. The Tender Cut: Self-Injury in the Cyber Age / P.A. Adler, P. Adler.  New York: New York University Press, 2011.
  37. Kotarba J. Understanding Society Through Popular Music / J. Kotarba, P. Vannini.  New York: Routledge, 2009.
  38. Cuthbertson B. Emotional Generalizations / B. Cuthbertson, J. Johnson // Studies in Symbolic Interaction.  Vol. 17 / [Ed. by N. Denzin].  Bingley, UK: Emerald, 1995.  P. 163-84.
  39. Clark C. Taming the «Brute Being»: Sociology Reckons with Emotionality / C. Clark // Postmodern Existential Sociology / [Ed. by J.Kotarba, J.Johnson]. Walnut Creek: Alta-Mira Press, 2002.  P. 156-183.
  40. Johnson J. Doing Field Research / J. Johnson.  New York: Free Press, 1975.
  41. Douglas J. Investigative Social Research / J. Douglas.  Beverly Hills: Sage, 1976.
  42. Douglas J. Creative Interviewing / J. Douglas. Beverly Hills, CA: Sage, 1985.
  43. Adler P.A. Membership Roles in Field Research / P.A. Adler, P. Adler.  Beverly Hills: Sage, 1987.
  44. Fontana A. Postmodern Trends in Interviewing / A. Fontana // Handbook of Interviewing Research: Context and Method / [Ed. by J. Gubrium, J. Holstein].  Thousand Oaks: Sage, 2002. P. 161-75.
  45. Johnson J. «In Depth Interviewing / J. Johnson // Handbook of Interviewing Research: Context and Method / [Ed. by J. Gubrium, J. Holstein].  Thousand Oaks: Sage, 2002. P. 103-120.
  46. Altheide D. Ethnographic Content Analysis / D. Altheide // Qualitative Sociology.  1987.  № 10.  P. 65-77.
  47. Altheide D. Criteria for Assessing Interpretive Validity in Qualitative Research / D. Altheide, J. Johnson // Handbook of Qualitative Research / [Ed. by N. Denzin, Y. Lincoln]. Newbury Park: Sage, 1994.  P. 485-499.
  48. Altheide D. Ethnography and Justice / D. Altheide, J. Johnson // Contest and Method in Qualitative Research / [Ed. by G. Miller, R. Dingwall].  London: Sage, 1997.  P. 172-184.
  49. Altheide D. Reflections on Interpretive Adequacy in Qualitative Research / D. Altheide, J. Johnson // Handbook of Qualitative Research / [Ed. by N. Denzin, Y. Lincoln]. 4th ed.  Thousand Oaks: Sage, 2011.  P. 581-594.
  50. Warren C. Discovering Qualitative Methods / C. Warren, T. Karner.  Los Angeles: Roxbury, 2005.

Примечание

* В связи с этим важно отметить, что название «калифорнийская школа экзистенциальной социологии» также не использовалось ранее ее представителями и было предложено несколько лет назад автором данной статьи [См. 15], а после его дискуссий с основными исследователями калифорнийской школы (Дж.Джонсон, Дж.Котарба, Д.Алтейди, А.Фонтана и др.)  признано, как приемлемое для характеристики их научной деятельности. Необходимо также указать, что в подобном значении термин «калифорнийская школа» встречается в работах украинского философа К.Райды.

Мельников А.С.,

Подготовлено для сборника: Соціологічні дослідження: Збірник наукових праць. - № 11. - Луганськ: Вид-во СНУ ім. В. Даля, 2011.

См. также