- + - Existentialism and the emergence, growth, and development of existential sociology
-
+
-
Калифорнийская школа экзистенциальной социологии: общая характеристика деятельности
В статье представлена общая характеристика научной деятельности калифорнийской школы экзистенциальной социологии. Рассматривается тематика исследований и теоретико-методологические ориентации основных представителей школы (Д.Дуглас, Дж.Джонсон, Д.Алтейди, А.Фонтана, Дж.Котарба и др.). Утверждается необходимость включения калифорнийской школы в систему историко-социологического знания, а также предлагается пересмотр ее научного наследия в более широком контексте возрождения экзистенциальной парадигмы в социологии. // Ключевые слова: экзистенциальная социология, калифорнийская школа, научная деятельность, ситуационная этика
-
+
-
Проблемное поле экзистенциальной социологии
Из всего многообразия современных теоретико-методологических и прикладных подходов в социологии выделяется ряд направлений и концепций, которые еще не получили широкого развития и находятся в несколько обособленном положении по отношению к общесоциологическому знанию, ориентированному на позитивистско-объективистские и рационалистские исследовательские стратегии. Отдельными признаками такой обособленности могут выступать отсутствие соответствующих секций в национальных и международных социологических ассоциациях, а также отсутствие специализированных сообществ и изданий. Эти признаки характерны сегодня в социологии для теорий, которые по некоторым общим критериям можно объединить под названием социология повседневной жизни. Согласно мнению самих представителей этого течения[1], социология повседневной жизни разделяется на два основных подхода — символический интеракционизм и феноменологическая социология. К первому подходу, помимо работ Дж.Мида, Г.Блумера и др., принято относить драматургическую социологию И.Гофмана и теорию «навешивания ярлыков» (labeling theory), тогда как ко второму подходу относят социологию А.Щюца, этнометодологию, когнитивную и экзистенциальную социологию. Если большая часть перечисленных направлений все же известна широкому кругу социологов, с экзистенциальной социологией знакомы не многие.
-
+
-
Социологическая интерпретация экзистенциальных ценностей
В статье утверждается необходимость социологического осмысления понятия экзистенциальных ценностей и предлагаются общие теоретические основания, а также некоторые перспективы исследования данного типа ценностей. Опираясь на различные социологические, философские и психологические подходы к аксиологической проблематике, автор склоняется к определению экзистенциальных ценностей как конечных, терминальных ценностей, которые не подчиняются ценностям более высокого порядка и определяют ценностную структуру личности и общества.
-
+
-
Экзистенциальный поворот в современной социологии
Автор рассматривает особенности «экзистенциального поворота в социологии», в связи с чем представляет концепцию экзистенциальной социологии бельгийского ученого Марселя Болль де Баля, изложенную в форме интервью. Обсуждаются главные принципы экзистенциальной социологии Болль де Баля: экзистенциальная социология как фундаментальная теория; «reliance» как центральное понятие (концепция); исследование-действие как основополагающий способ исследований; «социанализ» как фундаментальная практика для социологов; плюрализм моделей в социологии; клиническая или прикладная социология как перспективная область исследований, действий и обучения. Кроме этого, выделяются общие научные проблемы социологического экзистенциализма, которые могут стать ориентиром для последующих эмпирических и прикладных исследований. К качестве примеров таких проблем обозначены рождение и биоэтика, жизненное развитие, любовь как социальный феномен, танатоэтика и др. В заключении отмечается, что экзистенциальная социология М.Болль де Баля может стать одним из ключевых элементов системного объединения разрозненных направлений экзистенциально-социологической мысли. // Ключевые слова: экзистенциальная социология, экзистенциализм, синтез, прикладная социология, теоретическая интеграция.
- +-Социетальная экзистенция: за и против[недоступно]
С начала прошлого века идеи экзистенциальной философии начали рас пространяться на все сферы культурной и интеллектуальной жизни общес тва и, конечно, социология не стала исключением. Несколько раньше, чем в науке, экзистенциализм громко заявляет о себе в литературе и драматургии. "Бывает так, - говорил Альбер Камю на церемонии вручения Нобелевской премии по литературе в 1957 году, - что человек избирает удел художника оттого, что ощущает себя"избранным", но он очень быстро убеждается, что его искусство, его избранность питаются из одного лишь источника: призна ния своего тождества с окружающими. Художник выковывается именно в этом постоянном странствии между собой и другими, на полдороге от красо ты, без которой не может обойтись, к людскому сообществу, из которого не в силах вырваться" [1]. В подобных идеях экзистенциалистов, казалось бы, уже тогда просматривалась попытка осмыслить и выразить единство бытия лю дей, разделить с другими те проблемы существования, которые возникли с появлением homo sociologicus. Социальные мотивы, часто противоречивые,деструктивные в плане видения общества и места в нем человека все громче и громче звучали в творчестве всех без исключения представителей экзистен циальной мысли. Кульминация этой тенденции, усиление влияния экзистен циальной парадигмы на социологию воплотилось в возникновении в 1960х годах экзистенциального направления в науках об обществе, подававшего надежды на превращение со временем в полноценную самостоятельную дис циплину - экзистенциальную социологию
// Социология: теория, методы, маркетинг, 2007, 1
В настояще время публикация недоступна.- http://ecsocman.edu.ru/data/2010/12/20/1214864370/07_Melnikov.pdf
- http://i-soc.com.ua/journal/07_Melnikov.pdf