Социологические исследования ценностей являются необходимым условием осмысления глубинных оснований общественной жизни и социального порядка. Подавляющее большинство представителей социологической науки признают тот факт, что ценностно-нормативное регулирование социальных отношений выступает важнейшим фактором функционирования любой социальной группы, общности, коллектива, социальной системы. Не менее важным является ценностный фактор в структуре отдельной личности, где он выступает базовым элементом социального действия и интерсубъективной жизни. В последние десятилетия вследствие структурных трансформаций глобального общества ценности приобрели еще большую значимость в качестве научной проблемы. Распад Советского Союза, цивилизационные столкновения Запада и Востока, резкий скачок в развитии науки, промышленных, информационных и коммуникационных технологий, небывалое ускорение темпов жизни - вот только несколько общих примеров кардинальных изменений социетального существования, обусловивших ценностно-нормативные сдвиги в жизни общества.
Проблема ценностей не является новой для социологии. Начиная с классических работ М.Вебера, Дж.Дьюи, У.Томаса, Ф.Знанецкого, П.Сорокина, Т.Парсонса, исследование ценностей продолжилось в современной западной науке в исследованиях П.Блау, Ш.Шварца, М.Рокича, Р.Будона, Р.Инглхарта, К.Клакхона, Ю.Хабермаса, Н.Элиаса, А.Этциони, Х.Йоаса, Х.Зеттерберга, М.Кона. В советской и постсоветской социологии к проблеме ценностей обращались А.Здравомыслов, В.Ядов, Т.Любимова, И.Сурина, В.Спиридонова, В.Бакиров, А.Ручка, Е.Подольская, И.Попова и многие другие ученые2. Тем не менее, несмотря на глубокую проработку рассматриваемой проблемы, у социологов пока еще нет сформированной теории ценностей, или социологии ценностей как состоявшейся отраслевой дисциплины, а также нет уверенных ответов на вопросы по многим аспектам в данной области исследований. Один из таких достаточно частных, но крайне актуальных вопросов обращается к экзистенциальным ценностям как к одному из элементов в общей типологии ценностей, к их сущности и положению в ценностно-смысловой системе общества и отдельной личности. Несмотря на то, что термин «экзистенциальный» все чаще встречается в современной науке в аксиологическом ракурсе, до сих пор не существует как единого мнения в отношении содержания понятия экзистенциальных ценностей, так и его теоретической интерпретации. Исходя из этого, цель данной статьи состоит, с одной стороны, в утверждении необходимости социологического обоснования понятия экзистенциальных ценностей, а с другой - в очерчивании теоретических контуров и общей перспективы данного обоснования.
Исследования ценностей в социологии в той или иной степени всегда сопряжены с теоретическими и методологическими трудностями. «Ценность» является настолько же фундаментальным, насколько и крайне широким, многогранным понятием. В социологии под ценностью традиционно понимается значимость определённых объектов, явлений, процессов действительности и их свойств для индивидуальных и коллективных субъектов. Ценности, таким образом, воплощаются в самых различных аспектах, от абстрактных идей до конкретных материальных предметов, и выражают индивидуальные и социальные идеалы, будучи смыслозадающим проявлением должного. При этом ценность есть также некий инструмент, эталон в соответствии с которым происходит оценка и определение социальных действий, событий, ситуаций. С этой точки зрения ценность является структурным элементом культуры и представляет собой семиотическую систему алгоритмов поведения, моделирования социокультурной реальности и картины мира в целом. И наконец, духовно-смысловое, идеалистическое содержание понятия ценности дополняется его материалистическим, утилитарно-прикладным и экономическим значением, согласно которому ценность есть полезность, a также продукт и результат деятельности человека, который удовлетворяет его потребности.
Интерпретация понятия ценности, определение его сущности, содержания и места в понятийно-категориальном аппарате социологии необходимо включает в себя решение проблемы типологизации отражаемого данным понятием феномена. Типологизация ценностей, определение иерархических порядков ценностного выбора делает возможным раскрытие и более глубокое понимание социального действия личности, ее структуры, установок и мотиваций, а на этом основании и понимание ценностной составляющей интерсубъективного уровня общественной жизни, и далее, широкомасштабных аспектов социетального бытия. В социологической теории используется множество различных типологий ценностей и ценностных ориентаций, многие из которых были разработаны за пределами обществознания. Различаются данные типологии в зависимости от критериев, положенных в их основу, а также от парадигмальной позиции, в рамках которой осуществляется типологизация. Ценности разделяются на материальные и духовные, индивидуальные и социальные, субъектные (цель, оценка, установка) и предметные (результаты деятельности, объекты ценностного отношения). Кроме этого выделяются локальные и универсальные, природные и культурные, абсолютные и относительные, конкретно-исторические, ситуационные, общечеловеческие («вечные»), моральные, нравственные, эстетические, религиозные, научные, экономические, политические и национальные типы ценностей.
В истории социологической науки принято считать, что первое определение социальной ценности дали У.Томас и Ф.Знанецкий в своей знаменитой работе «Польский крестьянин в Европе и Америке», где они тесно связывают его с понятием социальной установки (аттитьюда). Под социальной ценностью понимается «…данность, обладающая доступным для членов социальной группы эмпирическим содержанием и тем значением, в отношении которого она является или может являться объектом деятельности», тогда как социальная установка - это «…процесс индивидуального сознания, который определяет реальную или возможную деятельность индивида в социальном мире. Социальная установка является… своеобразным двойником социальной ценности в личностном аспекте: деятельность, в какой бы форме она ни осуществлялась, это всегда связующее звено между ними» [1, с. 117]. В сущности можно сказать, что в своем исследовании авторы приходят к определению двух типов социальных ценностей - предметных (внешних, объективных) и субъектных (внутренних). Однако важным является и то, что благодаря Томасу и Знанецкому, в социологии начинает развиваться понимание ценности как одной из ключевых категорий.
Приблизительно в одно время с Томасом и Знанецким к ценностной проблематике обращается Э.Дюркгейм, который разделяет «ценностные» и «экзистенциальные», то есть «реальные» суждения и связывает первые с объективными социальными идеалами [2]. Макс Вебер предложил обратить особое внимание на специфику социологического познания и различие в нем между оценкой и отнесением к ценности, а также касался понятия ценностей в своих концепциях «идеальных типов» и «интереса эпохи». Питирим Сорокин, а вслед за ним и Т.Парсонс подчеркивали фундаментальное, основополагающее значение ценностей в жизни общества3, а еще позже начали возникать различные социологические модели и типологии ценностей. Так, например, широкое распространение среди социологов получила типология ценностей П.Блау, который в исследовании социальной организации выделял партикуляристские и универсалистские ценности, а также ценности авторитета и оппозиции. Не перечисляя все теоретические модели ценностей в социологии (включая исследования А.Г.Здравомыслова, В.А.Ядова, А.А.Ручки и многих других)4, и прежде чем непосредственно перейти к анализу ценностей экзистенциального типа, коротко остановимся еще на двух аксиологических подходах.
Американский социальный психолог Милтон Рокич (1918-1988) разработал теоретическую систему ценностей, в которой выделялось два главных типа - терминальный (ценности-цели) и инструментальный (ценности-средства), каждый из которых был представлен 18 конкретными подтипами. К первому типу относятся такие ценности как полнота жизни, мудрость, здоровье, любовь, материальное благосостояние. Второй тип ценностей-средств представлен различными качествами личности - аккуратность, воспитанность, жизнерадостность, независимость и др.
Разработки Рокича продолжил израильский социальный психолог Шалом Шварц, который сумел воплотить практически все предшествующие достижения в области социологической и общей теории ценностей. На основании анализа большого количества теоретических подходов и проведения эмпирических исследований ценностей в десятках стран Шварцем была предложена круговая модель, разделенная на две антиномийные конфликтные оси «открытости изменениям/консерватизма» и «самовозвышения/самотрансцендентности». В структуре данных осей расположены десять базовых человеческих ценностей имеющих место в любой культуре и, следовательно, обладающие универсальным, общечеловеческим характером (рис. 1). Чем ближе ценности в любом круговом направлении, тем ближе их мотивационные основания, и наоборот,
чем они дальше, тем антагонистичнее их мотивационное содержание. Так, например, ценности универсализма и доброты относятся к полюсу самотрансцендентности, который противоречит ценностному полюсу самовозвышения (достижение, власть) и т.д5. Во всех странах, указывает Шварц, наблюдались эти конфликты между ценностями изменений и консерватизма, эгоизма и альтруизма. «Десять… базовых ценностей, - дополняет он, - производны от трех универсальных требований человеческого состояния: потребности индивидов как биологических организмов, необходимости координированного социального взаимодействия и потребности выживания и благосостояния групп» [5, с. 1].
Существуют все основания рассматривать модель Шварца в качестве кумулятивной общенаучной и социологической теории ценностей, а сам автор добавляет, что многочисленные попытки других исследователей увеличить перечень 10 основных ценностей пока не увенчались успехом6. Если это так, то как можно соотнести понятие экзистенциальных ценностей с моделью Шварца? К какому из десяти типов базовых ценностей относятся экзистенциальные ценности? Можно ли приравнивать экзистенциальные ценности к базовым ценностям? Данные вопросы могут стать отправной точкой для дальнейших исследований, но прежде чем искать на них ответы, необходимо определить, что вообще собой представляет данный тип ценностей.
Понятие экзистенциальных ценностей в большей степени обязано своим возникновением философии, чем социологии. В 2009 году обозреватель «Нью-Йорк Таймс» Д. Брукс в заметке под громким названием «Конец философии» указал на переворот в философской интерпретации морали и ценностей заключающийся в переходе от их рационалистской к опытно-чувственной трактовке, согласно которой подсознательная «моральная интуиция» первична и имеет социальную природу [8]. Учитывая аргументы автора, данный переворот справедливо можно назвать экзистенциальным, однако добавить, что его начало следует усматривать у истоков возникновения экзистенциальной парадигмы, а возможно и еще ранее. Понятие экзистенциальной ценности имеет множество различных трактовок в философской традиции, но чаще всего понимается как результат индивидуального признания объективной бессмысленности бытия и конструирования индивидом собственной ценностной системы посредством выбора и принятия ответственности за этот выбор перед самим собой. Экзистенциальная ценность в данном смысле приравнивается к опыту человека, осуществляется скорее посредством действия, чем идеальных постулатов и представляет собой синкретическое воплощение мысли, чувств, эмоций и поступков, то есть присутствует в интегральной целостности индивидуальной экзистенции, в неразрывной связи со всеми аспектами человеческого существования, для которых она задает смысловые и целевые ориентиры.
Поскольку исходным постулатом экзистенциализма является утверждение примата существования над сущностью, то и ценности в таком случае, обладают, прежде всего, невербально-эмоциональным характером и лишь на следующих, производных уровнях рационализируются. Из этого следует, что ценность как оценка присутствует в каждом акте восприятия человека, не в зависимости от того осознает он это полностью или нет. Данная позиция не противоречит подходам экзистенциальной социологии (Э.Тирикьян, калифорнийская школа), а в своей крайней форме выражается в концепции гарвардского профессора М.Хаузера, которая вызвала большой научный и общественный резонанс7 и выразилась в утверждении существования врожденного, подсознательного «морального инстинкта», действующего независимо от пола, образования и вероисповедания [9]. В постсоветской философии трактовка экзистенциальной природы ценностей нашла наиболее глубокое выражение в исследованиях Л.Баевой, которая указала на необходимость создания экзистенциальной аксиологии - неоэкзистенциального подхода, направленного на изучение ценностей индивидуального бытия, смыслозначимых приоритетов жизнедеятельности личности, экзистенциального выбора в условиях глобализационного плюрализма. Ценность в рамках данной перспективы понимается как экзистенциальный феномен, складывающийся из трех главных элементов - смысла, значимости и субъективного переживания [10-11]. Рассматривая понятие экзистенциальных ценностей, опираясь на вышеизложенные утверждения, следует заключить, что любая базовая ценность, как и любая ценность вообще, может называться экзистенциальной, поскольку она имеет онтологический статус (существует), а также задает смысло-целевые ориентиры (определяет существование). Другими словами, стоит пересмотреть саму постановку нашего вопроса и говорить уже не о природе экзистенциальных ценностей, но об экзистенциальной природе ценности как таковой.
Намного раньше концепции экзистенциальной аксиологии Баевой, еще в 1960-ые годы, экзистенциальный подход к теории ценностей был предложен американским философом Дж.Вайлдом, который, возможно, одним из первых сформулировал понятие экзистенциальных ценностей. Ценность, по Вайлду, не может быть только объективной. Она всегда соотноситься с человеком, что, однако не делает ее абсолютно субъективной и не исключает ее социальной составляющей. Экзистенциальная ценность начинается с возможности человека подниматься над собой и задавать смысловые ориентиры, после чего она трансформируется в экзистенциальную норму для конкретного действия и делает последнее осмысленным, подчиненным высокой цели. В целом же, экзистенциальные ценности являются структурными аспектами «аутентичного существования», к которому приводит постепенный процесс выбора, следования этому выбору, его корректировка и достижение в итоге гармонии между Я, находящимся в становлении и жизненным проектом [12].
Концепция Дж.Вайлда не дает нам четких ориентиров для отнесения экзистенциальных ценностей к определенному типу ценностей, однако указывает на высший ранг данных ценностей в жизни отдельного человека, с поправкой на его социальное окружение и историческую ситуацию. Различные исследователи указывают, что к таким экзистенциальным ценностям высшего ранга может быть отнесена вера [13], личность, жизнь, любовь, здоровье, достоинство, независимость, ответственность, милосердие и многие другие [14-17]. Так, А.Кудишина отмечает, что «…в общем, для ценностей, выделяемых в качестве экзистенциальных, характерны, по меньшей мере, две черты. Во-первых, все они либо интегрируют, собирают вокруг себя, либо проникают во все другие важные качества и способности человека, становясь жизненными ценностями… Во-вторых, эти ценности суть ценности состояний и динамики, процессов, а не застывших сущностей» [15]. По мнению Ю.Чернявской, экзистенциальные ценности являются высшими, смысложизненными ориентирами, подчиняющими себе все остальные ценности (политические, экономические и даже религиозные), а их конкретным воплощением могут быть этнические, народные ценности [17].
Поскольку в экзистенциальной социологии и в многочисленных социологических исследованиях понятие экзистенциальных ценностей не получило эксплицитного развития, его эквивалентными определениями стали понятия жизненных, базовых, основных, терминальных, фундаментальных ценностей8. Данная группа ценностей занимает высшее положение в ценностных системах личности и общества и определяет подчиненные уровни ценностных ориентаций, которые можно назвать «ценностями-свойствами» личности (являющимися отражением базовых, экзистенциальных ценностей) и «ценностями-способами» поведения, реализующими «ценности-свойства» [См. 18]. Данный высший уровень ценностей достигается посредством обобщения всех иных ценностей через целевой фактор, то есть через ответ на вопросы «Для чего?», «Зачем?». Ценность может считаться экзистенциальной, если она уже не требует ответа на данные вопросы, или такие ответы крайне затруднены. Этой характеристике экзистенциальных ценностей соответствует подход А. Маслоу, который отмечал, что «…если проанализировать наши обычные желания, то мы обнаружим по меньшей мере одну общую объединяющую их характеристику…, эти желания предстают перед нами не как цель, но скорее как средство достижения некой цели. Взявшись за анализ человеческих желаний (…осознанные желания), мы очень скоро обнаружим, что за каждым из них стоит какое-то другое, более фундаментальное желание, которое правильнее было бы назвать целью или ценностью… глубже которых уже ничего нет, удовлетворение которых само по себе есть целью» [19]. Таким образом, экзистенциальный тип ценностей должен пониматься как совокупность конечных, терминальных ценностей, которые не подчиняются ценностям более высокого порядка и определяют ценностную структуру личности и общества. Для уточнения данного определения следует заметить, что экзистенциальную ценность можно трактовать как во множественном, так и в единственном числе, поскольку речь может идти о наличии единой предельной ценности (бог, чувственное удовольствие и т.д.).
Обобщая все вышеизложенное в нескольких основных выводах, необходимо, прежде всего, отметить, что экзистенциальные ценности являются многозначным понятием благодаря, с одной стороны, различному определению ценностей, а с другой стороны - по причине неоднозначной трактовки термина «экзистенциальный», под которым может пониматься: а) всё, что существует (в отличие от несуществующего); б) всё, что рассматривается в контексте экзистенциальной парадигмы (в данном случае правильным было бы использование термина «экзистенциалистский»); в) всё, что связано с жизненно важными, критическими аспектами существования (безопасность существования, удовлетворение первичных потребностей, пограничные и кризисные ситуации); г) всё, относящее к смысложизненным вопросам бытия (цель существования). Тем не менее, сводя все многообразие значений к общему знаменателю можно сказать, что экзистенциальные ценности, будучи высшими, предельными элементами любой ценностной системы обладают следующими основными характеристиками:
- экзистенциальная ценность является синкретической составляющей всего опыта человека (мысль, чувство, эмоции, действия; нивелирование субъект-объектной дихотомии). Она существует как переживание и является динамическим феноменом. Данный тезис, указывающий на контекстуальность экзистенциальных ценностей, противоречит мнению Ш.Шварца, согласно которому высшие ценности надситуативны;
Экзистенциальные ценности могут, на наш взгляд, быть сведены к нескольким фундаментальным образцам, которые поднимались бы еще выше уже разработанных аксиометрических максим (в нашем случае - модель Ш.Шварца) и данное утверждение требует проверки в последующих социологических исследованиях. В зависимости от того, как индивид и общество отвечают на вопрос о цели и смысле своего существования, можно говорить о закреплении полученных ответов посредством определенных экзистенциальных ценностей, которые в современном мире все чаще опираются на категорию веры и получают не идеологическое, а религиозное содержание. На важность и одновременно парадоксальность этого положения указывают данные эмпирических исследований, согласно которым в эпоху торжества науки и рациональной мысли лишь 10% населения мира считают себя атеистами [7].
Таким образом, социологические исследования экзистенциальных ценностей, помимо своей общей теоретической релевантности, могут быть успешно реализованы во многих отраслевых областях знания, таких как социология религии, социология смысла, социология жизни, социология морали, социология ценностей, феноменологическая социология и др. Предметом специального анализа данный тип ценностей должен стать для экзистенциальной социологии, направленной на изучение социального существования личности и общества.
В статье утверждается необходимость социологического осмысления понятия экзистенциальных ценностей и предлагаются общие теоретические основания, а также некоторые перспективы исследования данного типа ценностей. Опираясь на различные социологические, философские и психологические подходы к аксиологической проблематике, автор склоняется к определению экзистенциальных ценностей как конечных, терминальных ценностей, которые не подчиняются ценностям более высокого порядка и определяют ценностную структуру личности и общества.
У статті затверджується необхідність соціологічного осмислення поняття екзистенціальних цінностей і пропонуються загальні теоретичні підстави, а також деякі перспективи дослідження даного типу цінностей. Спираючись на різні соціологічні, філософські і психологічні підходи до аксіологічної проблематики, автор схиляється до визначення екзистенціальних цінностей як кінцевих, термінальних цінностей, які не підкоряються цінностям вищого порядку і визначають ціннісну структуру особистості та суспільства.
The paper affirms a necessity of sociological treatment of existential values and offers the general theoretical bases and some prospects for future studies of this type of values. Basing on various sociological, philosophical and psychological approaches to axiological problematics, the author tends to define existential values as finite, terminal values, which do not submit to values of higher order and determine a value structure of person and society.
Статья «Социологическая интерпретация экзистенциальных ценностей» впервые была опубликована в сборнике научных трудов «Соціологічні дослідження» № 10. - Луганськ: Вид-во СНУ ім. В. Даля, 2008. - С. 130-142.