ENG
         
hpsy.ru/

../../Отчуждение как психологическое понятие

Проблема отчуждения активно обсуждалась философами, начиная с Гегеля, однако в круг общеупотребительных психологических понятий этот термин по-настоящему так и не вошёл. Как отмечает Р. Шэхт, различные авторы говорят об отчуждении применительно к столь разным феноменам, что обсуждение отчуждения вообще, без ответа на вопрос о том, кто и от чего отчуждается, является непродуктивным.

Действительно, единое содержание понятия «отчуждение», объясняющего широкий круг экономических, социальных и психологических феноменов, задаётся исключительно его теоретической интерпретацией. Наиболее хорошо известна предложенная Марксом и разработанная во Франкфуртской школе концепция отчуждения, согласно которой отчуждённый характер труда как основной деятельности человека (когда та объективно выступает средством для удовлетворения биологических и социальных потребностей человека, а не его целью, реализацией его творческих сил) ведёт к отчуждению человека от процесса и продукта труда, от родовой сущности, от других людей и от самого себя. В то же время, понятие отчуждения широко использовалось и в экзистенциальной философии несколько отличным, но вполне определённым образом: с одной стороны, как отчуждение человека от внешнего мира (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр), и, с другой стороны, как заброшенность, отчуждение человека от Бытия, которое представляет собой его потенциальную возможность (М. Хайдеггер). Отдельный интерес представляет собой феномен отчуждения в языке, о котором говорят представители обеих традиций (Э. Фромм, М. Хайдеггер и др.).

Подробный анализ соотношения разных представлений об отчуждении требует развёрнутого обсуждения; отметим лишь, что они имеют ряд существенных общих черт. От Гегеля проистекает общее для обеих традиций представление об отчуждении как о базовом феномене, присущем человеческому бытию вообще (Entäußerung); с другой стороны (Entfremdung), и отчуждение от родовой сущности, и отчуждение от Бытия, как отмечает Р. Шэхт, имеют нормативно-ценностный характер. Философский анализ понятий об отчуждении представляет собой масштабную задачу.

Несколько проще обстоят дела в психологии, куда понятие отчуждения вошло двумя путями: с одной стороны, как теоретическое понятие, преимущественно из марксистской философии (Э. Фромм, С.Л. Рубинштейн и др.), и, с другой стороны, как обобщающее обозначение для ряда эмпирических феноменов (М. Симэн, Дж. Рэй и др.), часто не подкреплённое теоретическим объяснением. Оба варианта разработки оказались не вполне успешными: в первом случае теория слишком высокого уровня обобщения оказалась оторванной от эмпирии; во втором случае множество противоречивых вариантов эмпирической разработки отчуждения не дали единой основы для теоретического объяснения этого понятия как психологического. Исключением является, пожалуй, теория отчуждения как экзистенциального недуга, разработанная С. Мадди.

С эмпирической точки зрения, за понятием отчуждения у разных авторов стоит весьма сходный ряд субъективных феноменов: неудовлетворённость жизнью в целом или её отдельными сферами, переживание бессилия, аномия, нигилизм или цинизм по отношению к общественным ценностям, переживание изоляции, чувство утраты смысла. На наш взгляд, именно понятие смысла позволяет объяснить весь спектр когнитивных, эмоциональных и поведенческих феноменов, традиционно связанных с отчуждением, давая тем самым основу для психологической разработки этого понятия в русле деятельностного подхода.

Теоретические основания для разработки отчуждения как утраты смысла дают работы А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и их последователей (Д.А. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская и др.): так, А.Н. Леонтьев называет отчуждённой деятельность, у которой сохранены лишь побудительные мотивы в отсутствие смыслообразующих, а С.Л. Рубинштейн говорит о возможности преодоления отчуждения идеала путём его реализации, ведущей к преодолению отчуждения человека от человека и к аутентичной жизни. В экзистенциальной психологии понятие отчуждения хорошо соотносится с понятием экзистенциального вакуума (В. Франкл) и используется рядом авторов (Э. ван Дорцен, А. Лэнгле и др.). С. Мадди, опираясь на работы Ж.-П. Сартра и Э. Фромма, описывает отчуждение как экзистенциальный недуг, суть которого состоит в отказе человека от совершения творческого выбора в пользу неопределённости, связанной с осуществлением уникального смысла собственной жизни, в результате чего последняя приобретает конформистский характер, становится осуществлением биологических потребностей и социальных ролей.

Опираясь на представление об утрате деятельностью смысла как о механизме, стоящем за феноменами отчуждения, мы используем термин «смысловое отчуждение», предложенный Д.А. Леонтьевым, чтобы ограничить используемый нами конструкт и избежать сверхобобщения, с опасностью которого связано всякое употребление термина «отчуждение».

В отличие от понятия утраты смысла, которое обычно используется применительно к жизни в целом, понятие смыслового отчуждения применимо и к отдельным её сферам или отдельным видам деятельности и на этом уровне может выступать объяснением феноменов, связанных, например, с такими понятиями как внешняя мотивация (в терминах Э. Деси и Р. Райана) и профессиональное выгорание (К. Маслач). Так, человек может испытывать смысловое отчуждение в рамках конкретной деятельности (в качестве таковой может рассматриваться не только трудовая или учебная, но и, возможно, межличностное общение), не испытывая при этом утраты смысла жизни, если последний осуществляется им в каких-то других видах деятельности. И наоборот, мотива, придающего осмысленность конкретной деятельности, в которой человек реализует себя, может быть недостаточно для переживания им общего смысла жизни.

С другой стороны, смысловое отчуждение имеет и социальный аспект. Опираясь на идею «неклассической психологии» (Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев и др.) о надындивидуальном существовании (в психике и во внешней предметной, знаковой форме) смыслов и ценностей как содержаний культуры, можно говорить о различных уровнях обобщённости смыслов (Б.С. Братусь), выделяя общечеловеческие смыслы и ценности, а также более конкретные формы их реализации, принятые в рамках отдельных социальных групп. Общечеловеческие ценности более универсальны и как цели, и как средства, способные придать смысл жизни человека, однако их и сложнее присвоить, чем ценности конкретного социума, представленные в дискурсе и на языке отдельной социальной группы; последние в различной степени согласуются с первыми, и могут им эксплицитно противоречить. Таким образом, оказывается возможным говорить о смысловом отчуждении человека от других людей или социальных групп, в зависимости от того, в какой мере он реализует в своей жизни смыслы и ценности, разделяемые этими людьми или группами; антонимом термина «отчуждение» в этом смысле может выступать слово «причастность».

Можно предположить, что индивидуальное развитие идёт в направлении от присвоения ценностей и смыслов конкретного социума к формированию индивидуальной системы ценностей и смыслов, в той или иной мере согласующейся с общечеловеческой. В ходе поиска и обретения аутентичности человек вынужден постоянно решать «задачу на смысл» (А.Н. Леонтьев) и утверждать этот смысл, реализуя его не только во внутренней, но и во внешней деятельности, направление которой может идти вразрез с социальным status quo (С. Мадди). И, как показывает К. Уилсон в книге «Посторонний», экзистенциальная позиция главного героя одноимённого романа А. Камю, в которой конвенциональные ценности перестают действовать и мир вообще утрачивает для человека ценность, является не конечным идеалом, а лишь исходной точкой пути к обретению аутентичности.

Путь, ведущий к обретению себя (и, в потенциале, к преодолению смыслового отчуждения от человечества), может одновременно вести к смысловому отчуждению от других людей. Вероятно, именно это имел в виду К.Г. Юнг, говоря о том, что за верность собственному закону и за развитие личности человек вынужден платить одиночеством.

Осин Е.Н.,

Осин Е. Н. Отчуждение как психологическое понятие // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы
сообщений / Под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2007. - С. 97-100.

См. также
  1. Буровихина И.А., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Силы характера как ресурсы личности подростка: опыт применения опросника "профиль личностных достоинств"
  2. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Эмпирическая типология смыслов жизни в США и России Леонтьев Д-А., Осин Е.Н.
  3. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е.Н. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала
  4. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Экзистенциальный психолог как объект психологического исследования
  5. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Смыслоутрата и отчуждение
  6. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Печать экзистенциализма: эмпирические корреляты экзистенциального мировоззрения
  7. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Салихова А.Ж. Разработки методики дифференциальной диагностики рефлексивности
  8. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Салихова А.Ж. Два аспекта одиночества: эмпирический анализ
  9. Леонтьев Д.А., Калитеевская Е.Р., Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Иванченко Г.В., Мандрикова Е.Ю. Личностный потенциал. Структура и диагностика
  10. Осин Е.Н. Аутентичность
  11. Осин Е.Н. Общество, отчуждение и смысл жизни
  12. Осин Е.Н. Смысловое отчуждение в сфере образования: перспективы исследования
  13. Осин Е.Н. Смыслоутрата как переживание отчуждения: Структура и диагностика (материалы диссертации)
  14. Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS
  15. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Дифференциальный опросник переживания одиночества : структура и свойства
  16. Осин Е.Н., Кузнецова C.С. Жизнь со смыслом и без него: индивидуальные стратегии выстраивания жизни
  17. Осин Е.Н., Кузнецова C.С. Представления о счастливой и осмысленной жизни: связаны ли они с психологическим благополучием?
  18. Осин Е.Н., Ишанов С.А. Одиночество как экзистенциальный вызов: эмпирическая типология индивидуальных реакций