ENG
         
hpsy.ru/

../../Общество, отчуждение и смысл жизни

Как отмечает У. Джеймс, содержания культуры - идеалы, смыслы и ценности - могут наделять жизнь смыслом, но лишь в том случае, если человек вкладывает свои силы в дело их осуществления. Отчуждение проявляется в неспособности людей распознавать смыслы и ценности как возможности, существующие в реальных ситуациях. Сознательные представления человека о ценностях и смысле жизни могут быть внешними, отчуждёнными от его реальной деятельности объяснениями, мотивировками.

Исторические корни понятия отчуждения лежат в иудео-христианской традиции и философии Платона. В философской системе Гегеля отчуждение занимает центральное место и рассматривается, с одной стороны, в связи с опредмечиванием (дух отчуждает себя в природе и, созерцая себя во внешней форме, приходит к осознанию своей сущности), и, с другой стороны, как несоответствие между родовой сущностью и эмпирической (индивидуальной) сущностью человека. Уже Гегель описывает ситуацию «порочного круга»: смысл действия не дан человеку в момент его осуществления, он осознаётся лишь postfactum, поэтому людям следует действовать, отбросив размышления.

К. Маркс рассматривает отчуждение как негативный феномен, связанный с социально-экономическими условиями, в которых трудовая деятельность не становится осуществлением творческих сил человека и не ведёт его к присвоению родовой сущности, являясь лишь средством к существованию. Отчуждение ведёт к неспособности человека воспринимать общественный смысл предметов, он теряется в противоречащих друг другу требованиях различных сфер собственной жизни.

Экзистенциализм рассматривает отчуждение как субъективный феномен. Так, М. Хайдеггер связывает отчуждение с изначальной покинутостью сущего Бытием: лишь в моменты «стояния в Бытии» человек обретает подлинность, реализует свой смысл. Вне этой точки обозначение чего-либо как ценности становится лишь ярлыком, не имеющим ни познавательного, ни этического смысла. И Ж.-П. Сартр, размещая человека в ситуации свободы, говорит о невозможности опереться на какую-либо предзаданную сущность.

Противоречие между общественной сущностью человека в марксизме и его индивидуальной неповторимостью в экзистенциализме кажется мнимым. Маркс отмечает, что «общественное» не сводится к «коллективному»: в первом случае речь идёт о культуре, во втором - о формальной социальности. Чтобы оказаться в ситуации, воспринимаемой субъективно как свобода, человек уже должен в высокой степени овладеть собственным поведением - реализовать в себе родовую сущность, обретая относительную независимость от внутренних влечений и внешних требований.

На этой стадии развития индивидуальная сущность подчиняется закономерностям родовой сущности: поступая вопреки общечеловеческим культурным нормам, развитая личность разрушает сама себя (Э. Фромм). Содержания культуры, которые человек приписывал определённым предметам или людям (фетишизм, в терминах Маркса), обретают характер внутренней инстанции - совести, вначале субъективно воспринимаемой как система внешних требований, затем - как внутренняя необходимость. Человек обретает способность к внутреннему диалогу с человечеством в форме диалога с собственной сутью, очеловеченным предметным миром (отношение «Я - Ты» М. Бубера) и др. И хотя В. Франкл, отводя важное место совести, не придаёт ценности «самокопанию», его ученики А. Лэнгле и Э. Лукас говорят о важности «медитативного одиночества» для диалога с «вечным Ты».

Присваивая и реализуя в себе систему отношений, составляющих родовую сущность, человек рано или поздно оказывается в ситуации, феноменологически описываемой как кризис смыслоутраты, экзистенциальный вакуум (В. Франкл). Задача преодоления отчуждения встаёт перед ним как задача поиска и реализации уникального смысла собственной жизни, который хотя и является общественным по природе своей, но может быть действительно обнаружен только как индивидуальный.

Принимая из социума некоторый готовый ответ на вопрос о смысле жизни, человек совершает бегство от свободы, неопределённости и одиночества ценой отказа от собственной индивидуальности. Для того чтобы успешно переносить эту ситуацию неопределённости, действовать в отсутствие однозначных внешних критериев или ориентиров, необходим определённый личностный ресурс, описанный как «отвага быть» (П. Тиллих), «решимость» (М. К. Мамардашвили) в философии или «жизнестойкость» (С. Мадди), «личностный потенциал» (Д. А. Леонтьев) в психологии. Открывая и осуществляя уникальный смысл собственной жизни, человек остаётся в ситуации экзистенциального одиночества, но преодолевает отчуждение, реализуя отношение, связывающее его с человечеством, другими людьми.

Необходимо различать, с одной стороны, собственно отчуждение, или отчуждение от культуры, когда человек не овладел в достаточной степени культурными средствами, которые формируют «органы восприятия» смыслов и ценностей, расширяют возможности диалога с другими людьми и овладения собственным поведением; и, с другой стороны, отчуждение от общества, когда человек сознательно противопоставляет себя системе отношений, ценностей и смыслов, реализующейся в конкретном социуме и принадлежащей к общечеловеческой культуре, но неполной по отношению к ней.

В ситуации исследования индивидуального смысла жизни методы прямого опроса не позволяют отличить интроецированные социальные «смысловые шаблоны» от валидных смыслов, являющихся результатом рефлексии человеком некоторого отрезка собственного жизненного пути. Отсутствие содержательного ответа, в свою очередь, говорит не об отсутствии смысла, а лишь о том, что человек не испытывает смыслоутраты, запускающей рефлексию. Более адекватными проблеме смысла жизни представляются методы эксперимента и изучения продуктов деятельности (такие как метод креативного поля Д. Б. Богоявленской), биографический метод. Значительный разрыв между эмпирическими исследованиями и теоретическими построениями в этой области пока сохраняется.

Осин Е.Н.,

Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума. - Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова - 2006
Полностью материалы симпозиума будут опубликованы на сайтах симпозиума и Психологического института Российской академии образования

См. также
  1. Смысл жизни: психология, философия, религия, литература
  2. Буровихина И.А., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Силы характера как ресурсы личности подростка: опыт применения опросника "профиль личностных достоинств"
  3. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Эмпирическая типология смыслов жизни в США и России Леонтьев Д-А., Осин Е.Н.
  4. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е.Н. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала
  5. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Экзистенциальный психолог как объект психологического исследования
  6. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Смыслоутрата и отчуждение
  7. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Печать экзистенциализма: эмпирические корреляты экзистенциального мировоззрения
  8. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Салихова А.Ж. Разработки методики дифференциальной диагностики рефлексивности
  9. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Салихова А.Ж. Два аспекта одиночества: эмпирический анализ
  10. Леонтьев Д.А., Калитеевская Е.Р., Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Иванченко Г.В., Мандрикова Е.Ю. Личностный потенциал. Структура и диагностика
  11. Осин Е.Н. Аутентичность
  12. Осин Е.Н. Смысловое отчуждение в сфере образования: перспективы исследования
  13. Осин Е.Н. Смыслоутрата как переживание отчуждения: Структура и диагностика (материалы диссертации)
  14. Осин Е.Н. Отчуждение как психологическое понятие
  15. Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS
  16. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Дифференциальный опросник переживания одиночества : структура и свойства
  17. Осин Е.Н., Кузнецова C.С. Жизнь со смыслом и без него: индивидуальные стратегии выстраивания жизни
  18. Осин Е.Н., Кузнецова C.С. Представления о счастливой и осмысленной жизни: связаны ли они с психологическим благополучием?
  19. Осин Е.Н., Ишанов С.А. Одиночество как экзистенциальный вызов: эмпирическая типология индивидуальных реакций