ENG
         
hpsy.ru/

../../Развитие профессионализма практических психологов средствами логоанализа (автореферат диссертации)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Современное состояние россий­ского общества характеризуется социально-экономической нестабильностью, в нем происходят динамичные, уникальные процессы, в которые вовлекается каждый человек. В связи с этим возрастают требования к профессионализму специалистов в области практической пси­хологии, призванных помочь человеку стать субъектом своей жизни, труда, социально-ценностных отношений, научить его самостоя­тельно находить смыслы и максимально самореализоваться. Это нашло отражение в изменении приоритетов в повы­шении квалификации практических психологов, его направленности на раз­витие субъектности специалистов, их способности самостоя­тельно решать профессиональные и жизненные задачи.

Большое значение для повышения уровня развития профессионализма имеет осознание сущностных экзистенциальных характеристик профессио­нальной деятельности, которые выражаются в профессиональных смыслах и ценностях. В основе осмысленной профессиональной и личной жизни ле­жит ключевая готовность практического психолога видеть и принимать за­просы профессии и жизни и находить наиболее оптимальные ответы на них.

Актуальность проблемы развития профессионализма практических психологов в процессе повышения квалификации обусловлена наличием существующих противоречий: между возрастающими требованиями к про­фессионализму практического психолога и слабой адаптацией психолого-акмеологического инстру­ментария, обеспечивающего развитие субъектности специалиста, к условиям повышения квалификации; между необходимостью в концептуальном непрерывном профессиональном само­определении практического психолога и недостаточным учетом в повышении квалификации психолого-акмеологического подхода, предостав­ляющего возможности такой концептуализации.

Состояние разработанности проблемы. Изучению проблемы совер­шенствования профессионализма посвящены работы многих исследовате­лей в различных областях: акмеологии (О.С. Анисимов, С.А. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, А.С. Огнев, Ю.В. Синягин, Е.А.Яблокова и другие), психологии и педагогики (А.Г. Асмолов, И.А.Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубин­штейн, В.А. Сластенин и др.).

Особого внимания в связи с задачами исследования заслуживают пуб­ликации, в которых разрабатывается субъектно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Е.А.Климов, А.С. Огнев, В.А. Петровский, В.А. Слободчиков, В.Д. Шадриков и др.).

В современных исследованиях вопросов профессиональной деятельности и под­готовки практических психологов представлены различные способы и сред­ства развития их профессионализма (Г.С. Абрамова, М.Р. Битянова, В.Н. Дружинин, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, Н.С.Пряжни­ков, В.В. Рубцов, Н.В. Самоукина, Н.Ю. Синягина, Л.М. Фридман и др.).

Важное значение в разработке философских и психологических пред­ставлений о процессах становления, развития и самоактуализации человека имеют экзи­стенциальные идеи отечественных философов (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, М.К. Мамардашвили и др.) и психологов (С.Л.Братченко, Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, А.Б. Орлов и др.), а также зарубежных ученых (М. Бубер, Дж. Бьюдженталь, Э. Гуссерль, Р. Кочюнас, А.Х. Мас­лоу, Р. Мэй, К.Р. Роджерс, В.Э. Франкл, Э. Фромм, М.Хайдеггер, И. Ялом и др.). Сложность, противоречивость и специфичность этих процессов отме­чается всеми исследователями. Большое внимание уделяется развитию профессиональных зна­ний, навыков, умений практических психологов, но в меньшей степени рассматривается необходимость соотнесения опера­циональной сферы деятельности с мотивационной, профессио­нальными смыслами и целями, что наполняет ее не только пред­метным, но и духовным содержанием, приводит к экзистенциальному по­ниманию профессиональной самореализации как одного из главных спосо­бов реализации смысла жизни.

Значительный вклад в разработку идей непрерывного профессиональ­ного образования и целостного подхода в реализации процесса повышения квалификации внесли О.С. Анисимов, Л.И. Анцыферова, А.А. Деркач, С.Г. Вершловский и др. Следует отметить, что в существующих подходах к построению содержания и организации повышения квалификации практических психологов недоста­точно учитываются акмеологические и экзистенциальные основания лично­стно-профессионального становления специалистов, мало внимания уделяется развитию их субъектности.

Нам представляется, что для решения данной проблемы необходимо использовать комплекс­ный анализ развития профессионализма практических психологов, в основе которого лежат идеи акмеологии (К.А. Абульханова, О.С. Ани­симов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.С. Огнев и др.) и экзистенциальной психологии (Д.А. Леонтьев, А.Б.Орлов, Р. Кочю­нас, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, И. Ялом и др.). В частности, особое внимание в нашей работе мы уделяем разработанному В.Франклом логоанализу.

Поиск оптимального пути оптимизации процесса повышения квалификации практических психологов позволил определить цели, задачи, тему, объект и пред­мет диссертационного исследования.

Цель исследования - разработать содержание, организационные формы и методы логоанализа профессиональной жизни как средства разви­тия профессионализма практического психолога.

Объект: профессионализм практического психолога.

Предмет: логоанализ как средство развития профессионализма практи­ческих психологов.

Гипотезы исследования. Продуктивность и особенности личностно-профессиональ­ного развития практических психологов обусловлены уровнем их субъект­ности и характеризуются рядом психолого-акмеологических и экзистенци­альных характеристик (осознание основных экзистенциальных данностей, профессиональных смыслов и ценностей, их интеграция в профессиональ­ную культуру и в реализацию смысла жизни; профессиональный и личный опыт).

В зависимости от характера и уровня развития сущностных характери­стик профессиональной деятельности (профессиональная ответственность, активность, саморегуляция, аутентичность, самотрансцендентность) можно выделить четыре уровня развития профессионализма практических психологов: минимальный, допустимый, достаточный и высокий.

Применение логоанализа, ориентированного на восхождение к смыслу профессии с помощью творческого осознания экзистенциальных характери­стик профессиональной жизни, положительно влияет на продуктивность развития профессионализма практических психологов, решая следующие задачи: диаг­ностику и оценку актуального уровня личностно-профессиональ­ного развития; прогноз и построение траектории достижения более высо­кого уровня профессионализма; получение «обратной связи» от коллег; сти­муляцию креативности; профилактику профессиональных деструкций и кризисов; развитие профессионального сообщества.

Задачи исследования:

  1. Обобщить теоретико-методологические аспекты проблемы развития профессионализма практических психологов.
  2. Выявить сущностные, экзистенциальные характеристики профес­сионализма практических психологов в рамках психолого-акмеологиче­ского подхода.
  3. Определить критерии, показатели и уровни личностно-профессио­нального развития практических психологов в рамках логоанализа профес­сиональной жизни.
  4. Описать схему и характеристики логоанализа профессиональной жизни как средства развития профессионализма практических психологов в повышении квалификации.
  5. Обосновать необходимость и возможность использования логоанализа профессиональной жизни как средства оптимизации развития про­фессионализма практического психолога.

Методологическую основу исследования составляют: положения общепсихологической теории личности и деятельности: принцип систем­ного изучения личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, П.К. Анохин, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов и др.); принцип раз­вития (Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя и др.); принцип единства сознания и деятельности (А.Г.Здра­вомыслов, В.Н. Мясищев, В.П. Тугаринов, О.Г. Дробницкий, М.С.Каган, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов); положения психологии труда, профессиоге­нетический подход (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Л.М. Митина, Н.С.Пряжников, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков и др.); акмеологический подход (О.С. Анисимов, А.А Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В.Кузьмина, А.К. Маркова, А.С. Огнев, А.А. Реан, Ю.В. Синягин, А.П.Ситников, В.Д. Шад­риков и др.); философские и психологические идеи становления, развития и самоактуализации человека (С.Л. Братченко, В.П.Зинченко, Д.А. Леонтьев, А.Б. Орлов, Ф.Е. Василюк, А.Х. Маслоу, К.Р.Роджерс, В.Э. Франкл и др.); идеи экзистенциальной философии и психологии, феноменологии (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, М.К. Мамардашвили, С.Л. Франкл, М. Бубер, Дж. Бьюдженталь, Э. Гуссерль, Р. Кочюнас, Р. Мэй, Ж.-П. Сартр, В.Э. Франкл, Э. Фромм, М. Хайдеггер, К. Ясперс, И.Ялом и др.); исследо­вания в области практической психологии (Г.С.Абрамова, А.Г. Асмолов, М.Р. Битянова, В.Н. Дружинин, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, Н.И. Исаева, Н.В. Морозова, Р.В. Овчарова, А.Б. Орлов, А.М. Прихожан, Н.С. Пряжников, В.В. Рубцов, Н.В. Самоукина, Н.Ю.Синягина, Л.М. Фридман и др.); идеи непрерывного профессионального образования и целостного подхода в процессе повышения квалификации (О.С.Анисимов, Л.И Анцы­ферова, Г.А. Вержицкий, С.Г. Вершловский, Э.Н.Гусинский, Л.Н. Горбу­нова, А.А. Деркач, В.Г. Онушкин, И.Д. Чечель и др.).

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение работ по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение, опросы и анкетирова­ние, классические и авторские диагностические методики; феноменологи­ческий анализ; индивидуальные и групповые рефлексивные методы; кон­статирующий и формирующий эксперименты; экспертная оценка. Интер­претация результатов исследования проведена с помощью экспертной группы психологов. Результаты обрабатывались посредством статистиче­ского анализа данных с применением программ Excel и Statistica-5 for Windows 98.

Эмпирическая база и основные этапы исследования. Исследование охватывает девятилетний период и проводилось в три этапа. Общая чис­ленность принявших участие в исследовании составила более 500 человек в возрасте от 21 до 65 лет из городов России (Москва, Санкт-Петербург, Но­вокузнецк, Смоленск и др.) и ближнего зарубежья (Литва, Латвия, Эстония, Украина, Белоруссия и др.). Основную выборочную совокупность соста­вили 137 практических психологов психологических центров, школ, дет­ских садов, школ-интернатов, имеющих различное базовое образование и переподготовку, разный возраст и стаж работы.

Первый этап (1996-1999 гг.) был посвящен изучению и анализу фило­софской, психолого-педагогической и акмеологической литературы по про­блемам профессионализма практических психологов; осмыслению исход­ных методологических и теоретических положений исследования; проводи­лось пилотажное исследование эффективности процесса повышения квали­фикации практических психологов; разрабатывалась методика опытно-экс­периментальной работы.

На втором этапе (1999-2003 гг.) разрабатывались и апробировались опытно-экспериментальные методы исследования сущностных характери­стик профессионализма, была построена обобщенная теоретическая модель, разработана экспериментальная часть диссертационного исследования, проводился констатирующий эксперимент, направленный на диагно­стику уровня развития профессионализма практических психологов, ценно­стно-смысловой сферы, и формирующий эксперимент.

Третий этап (2003-2005 гг.) - теоретическое обобщение результатов исследования, обработка и оформление теоретических и практических по­ложений исследования, определение наиболее эффективных путей развития профессионализма практического психолога в рамках психолого-акмеоло­гического подхода.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна

Показано, что профессионализм практического психолога зависит от того, насколько у него развиты и как глубоко им осмыслены экзистенциальные характеристики профессиональной деятельности: собственные профессиональные смыслы и ценно­сти и степень их интеграции в профессиональную культуру как часть общечелове­ческой культуры и сверхличностных ценностей; их включенность в реализа­цию смысла жизни.

Установлена взаимосвязь между развитием профессионализма практи­ческого психолога и динамикой и спецификой его субъектогенеза, а также рядом психолого-акмеологических характеристик: образованием, стажем, профессиональным и личным опытом.

Определена совокупность критериев и показателей, позволяющих описать сущ­ностные характеристики личностно-профессионального развития практиче­ских психологов и оценить уровень их профессионализма в рамках психолого-акмеологического подхода. Обосновано, что высокий уровень профессио­нализма практических психологов обусловлен наличием у них экзистенциальных характеристик: ответственности, активности, сформированных навыков саморегуляции, аутентичности, потребности в самотрансцендентности.

Выявлено, что у практических психологов, находящихся на достаточном и высоком уровнях профессионализма, выше степень самосознания и ос­мысленности жизни и профессиональной деятельности. В процессе диагностики идеальных представлений и реального профессионального поведения у практических психологов выявлены устойчи­вые смысложизненные ориентации с доминированием ценностей самостоя­тельности, универсализма и доброты, что свидетельствует об открытости миру и развитой потребности в самотрансцендентности.

Описаны теоретическая модель и характеристики логоанализа профес­сиональной жизни как средства развития профессионализма практических психологов. Сформулированы требования к реализации логоанализа в про­цессе повышения квалификации. Сущностная особенность и специфика разработанной техноло­гии заключается в анализе профессиональной жизни с позиций основных данностей человеческого существования: конечности, свободы, изоляции и бессмысленности. Осознание своего самоопределения, искомых и обнару­живаемых профессиональных смыслов и ценностей приобретает иной масштаб в контексте ограниченного существования, подвергаясь проверке на истинность и осмысленность, что делает их предельно значимыми, наде­ленными индивидуальностью, а человека превращает из исполнителя в ав­тора и творца. Логоанализ профессиональной жизни предполагает в каче­стве цели «мужество быть» профессионалом, способным отвечать на труд­ные вопросы жизни и профессиональной деятельности. Задача логоанализа - не адаптация специалиста к существующим обстоятельствам, а его «самостоянье», укре­пление внутреннего смыслового ядра, опираясь на которое практический психолог способен выбирать действия и поступки, при необходимости про­тивостоять внешнему давлению.

С помощью логоанализа профессиональной жизни осуществляются: диагностика и оценка актуаль­ного уровня личностно-профессионального развития; прогноз и построение траектории достижения более высокого уровня профессионализма; «обратная связь» с коллегами; стимуляция креативности; профилактика профессиональных деструкций и кризисов; укрепление профессионального сообщества.

Показано, что применение логоанализа, ориентированного на восхож­дение к смыслу профессии, положительно влияет на продуктивность разви­тия профессионализма практических психологов в ПК, а эффективность психолого-акмеологического воздействия в рамках ло­гоанализа профессиональной жизни существенно возрастает при увеличе­нии его продолжительности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и ап­робации логоанализа профессиональной жизни, основанного на комплекс­ном подходе, интегрирующем акмеологические и экзистенциальные прин­ципы. Разработанная технология позволяет практическому психологу осу­ществить самоанализ профессиональной деятельности, способствует ут­верждению его как субъекта личностно-профессионального развития. Ре­зультатами участия в логоанализе являются повышение профессиональной и личностной ответственности, активности, аутентичности, развитие навыков саморегуляции, потребности в самотрансцендентности. Логоанализ профес­сиональной жизни позволяет повысить эффективность процесса ПК практических психологов и специалистов смежных профес­сий.

Положения, выносимые на защиту

Повышение уровня осмысленности и развития экзистенциальных ха­рактеристик профессиональной деятельности выступает важнейшим усло­вием достижения высокого уровня профессионализма практическими пси­хологами в процессе повышения квалификации.

Эффективность и особенности личностно-профессионального развития практических психологов обусловлены уровнем субъектности специалистов и психолого-акмеологическими характеристиками: образованием, стажем, профессиональным и личным опытом.

Логоанализ профессиональной жизни практического психолога явля­ется средством, позволяющим осуществлять процесс восхождения к смыслу профессии благодаря осознанию основных экзистенциальных данностей (конечность, свобода, изоляция, бессмысленность) и с помощью творче­ского осознания экзистенциальных характеристик профессии: собственных профессиональных смыслов и ценностей, их интеграции в профессиональ­ную культуру как часть общечеловеческой культуры и сверхличностных ценностей, их включенности в реализацию смысла жизни.

Анализ уровня развития профессионализма практических психологов в рамках логоанализа осуществляется по следующим критериям: ответственность (по­казатели: осознание ситуации и выбора, умение прогнозировать и прини­мать решение, осуществление решения, общая интернальность, самостоя­тельность), активность (показатели: осознание «здорового напряжения» между актуальным и потенциальным уровнями развития, потребность в са­моразвитии и самоактуализации, открытость новому опыту, инициатив­ность, притязания и удовлетворенность результатами), саморегуляция (по­казатели: осознание собственного актуального состояния и ситуации разви­тия, соотнесение возможностей с потребностями, способность дистанциро­ваться); аутентичность (показатели: искренность, открытость, стремление к подлинности в чувствах и поведении, конгруэнтность, гармоничность, со­гласованность внутреннего и внешнего мира) и самотрансцендентность (показатели: универсализм, доброта, ориентация на общечеловеческие, высшие ценности, духовность). Согласно разработанным критериям опре­делены четыре уровня развития профессионализма: минимальный, допустимый, достаточный, высокий. Рост уровня самосознания и осмысленности жизни и профессиональной деятельности обусловливает продуктивное развитие профессионализма практического психолога.

Направленность профессионального психолога характеризуется устой­чивыми смысложизненными ориентациями с доминированием ценностей самостоятельности, универсализма и доброты, что свидетельствует об от­крытости миру и развитой потребности в самотрансцендентности.

Логоанализ профессиональной жизни может выступать эффективным средством оп­тимизации личностно-профессионального развития практиче­ских психологов в процессе повышения квалификации. Он является комплексной технологией, построенной с учетом принципов и закономерностей совершен­ствования личностно-профессио­нального развития, описанных в акмеологии и экзистенциальной пси­хологии, направлен на активиза­цию субъектной позиции специалиста в процессе повышения квалификации, жизни и профессиональной деятельности, выполняет следующие функции: диагностическую, оце­ночную, коррекционно-развивающую, про­гностическую, активизирующую, про­филактическую.

Надежность и достоверность результатов исследованияобеспечива­ются общеметодологической ориентацией на ведущие концепции междис­ципли­нарной научно-теоретической базы отечественных и зарубежных ис­следований, в том числе феноменологическим подходом, целостностью и системностью психо­лого-акмеологического подхода к созданию технологии развития профессиона­лизма психологов и оценке ее эффективности; теоре­тической и практической обоснованностью основных положений и выво­дов; использованием комплекса ме­тодов, адекватных задачам и логике ис­следования; репрезентативностью и достоверностью опытно-эксперимен­таль­ных данных; экспериментальным подтверждением научных выводов; каче­ственным и количественным анализом результатов иссле­дования.

Апробация результатов исследования

Теоретические и экспериментальные материалы исследования обсуж­дались на заседаниях кафедры практической психологии Новокузнецкого института по­вышения квалификации, кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО, Москва), на научно-практических конференциях и семинарах «Аспирантские чтения», «Образование и культура» (Москва, Смоленск, 2001, 2002); на 1-й ме­ждународной научно-практической кон­ференции по экзистенциальной и гумани­стической психологии (Литва, Бирштонас, 2002). Материалы исследования апробировались в лек­ционно-практических курсах для практических психологов в Новокузнецком ИПК, Смоленске, стажеров и аспирантов АПК и ППРО, руководителей и специа­ли­стов региональных психологических служб в рамках курсов повышения квалифи­кации в АПК и ППРО и НИПК.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследова­ния и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литерату­ры, при­ложения.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Всестороннее изучение проблем профессионализма, содержащееся в работах К.А. Абуль­хановой-Славской, Б.Г. Ананьева, О.С. Анисимова, Л.И.Анцыферо­вой, А.Г. Ас­молова, А.А. Бода­лева, Б.С. Братуся, С.Л. Братченко, И.Д. Ба­гаевой, Л.С. Выгот­ского, А.А. Деркача, Э.Ф. Зеера, Н.И.Исаевой, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, Д.А. Леонтьева, А.К. Марко­вой, Л.М.Митиной, Б.Ф. Ломова, А.С. Огнева, Н.С. Пряжникова, А.А. Реана, С.Л. Рубин­штейна, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова и др., позво­ляет определить данный феномен как сложное по своей структуре психоло­гическое об­разование: систему качеств личности, формирующихся в дея­тельности, и процесс и результат деятельности человека. Профессионализм, по призна­нию авторов, не сводится лишь к совокупности профессиональ­ных знаний и умений, он также определяется уровнем развития личностно-профессио­нальных качеств, направленностью, особенностями мотивации, профессио­нально-ценностными ориентациями и смыслом, кото­рый профессионал вкладывает в свою деятельность.

В интегративном психолого-акмеологическом подходе основопола­гающими категориями являются понятия «профессионализм», «профессио­нал» и «лично­стно-профессио­нальное развитие». Специфика акмеологиче­ского подхода заключается в рассмотрении профессионализма как разви­вающейся системы, состоящей из двух взаимосвязанных подсистем - про­фессионализма деятельности и профес­сионализма личности; в разработке и описании алгоритма личностно-профессио­нального развития и акмеологи­ческих вариантов. Профессионализм личности рас­сматривается в связи со способностью к самодвижению, самореализации, с фор­мированием чело­века как субъ­екта профессиональной деятельности.

В за­рубежной психологии особый интерес и значимость представляют ра­боты Дж. Бьюдженталя, Р. Кочюнаса, А. Лэнгле, А. Маслоу, Р. Мэя, К.Роджерса, В. Франкла, И. Ялома, рассматривающих экзистенциально-гума­нистиче­ские поня­тия «самоактуализа­ция», «самореализа­ция», «самотрансцен­дентность», которые мы используем в соответствии с задачами нашего ис­следования.

Большинство авторов отмечает, что развитие профессионализма суще­ственно зависит от осознания предназначения и смысла профессиональной деятельности, заключается в формировании и проявлении про­фессионально важных качеств и связано и самоактуализацией сущно­сти, с ростом по­тенциала человека.

Под развитием про­фессионализма практического психолога мы пони­маем из­менение внут­ренней характеристики человека, происходящее в про­цессе формирования субъект­ной позиции, которая проявляется в направленности на овладение профес­сиональной культурой, в понимании сущности профес­сии, ответствен­ности, аутен­тичности, профессиональной идентичности, удовлетворенности самореализацией, способности к самотрансценденции. Чем выше степень развитости и ин­тегрированности данных характеристик практического психолога, тем выше уровень развития профессиона­лизма.

Психологическим условием развития профессионализма является осозна­ние актуальных противоречий между условиями труда и целями деятельности, наличными ресур­сами специалиста и необ­ходимостью повышения своей квалификации, са­моотношением к себе как субъекту лич­ностно-профессионального развития.

Осознание смысла и ценностей своей профессиональной деятельности является ядром профессио­нализма и лежит в основе действий практиче­ского психолога как субъекта по из­менению деятельности, поведения, раз­решению возникших противоречий и пре­одолению кризисов, создает воз­можность корректировать мотивы деятельности, стимулирует потребность в профессиональном самосовершенствовании.

В диссертации на основе обзора широкого круга научной литературы осуществлен подробный анализ особенностей профессиональной дея­тельно­сти и развития профессионализма практических психологов. Совре­менные отече­ственные исследования проблем профессиона­лизма, лично­стно-профессиональ­ного развития и повышения квалификации психоло­гов представлены в трудах Г.С. Абрамовой, О.С. Аниси­мова, А.Г. Асмо­лова, М.Р. Битяно­вой, С.Л. Братченко, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, И.В. Вач­кова, В.Н. Дружинина, И.В. Дубровиной, Э.Ф. Зеера, В.П. Зинченко, Н.И.Исае­вой, Д.А. Леонтьева, Н.В. Морозовой, Р.В. Овча­ровой, А.Б. Ор­лова, Н.С. Пряжникова, В.В. Рубцова, Н.В. Самоукиной, Н.Ю. Синяги­ной, А.П. Ситникова, Л.М. Фридмана и др. Важнейшим крите­рием продуктивности профессионального развития практического психо­лога, по мнению исследователей, является его способность находить лич­ностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности, места ра­боты, ее способов и методов. Психолог, становясь субъектом личностно-профессионального разви­тия, обретает полно­весное экзи­стенциальное основание для выбора профес­сиональной позиции и творческой са­мореализации. Профессионализм прак­тического психолога проявляется не столько в овладении профессиональ­ными знаниями, сколько в способности к самооргани­зации, самоизмене­нию, самоактуализации, иными словами, в его субъектности.

Исследование удовлетворенности практических психологов уровнем своего профессионализма выявило, что 66% опрошенных не удовлетворены уровнем своего профессионализма, 27% удовлетворены, 7% затруд­нились с ответом; 54% специалистов указывают на неудовле­творительное качество и организацию повышения своей квалификации.

Интегративный подход к анализу профессионализма практических психо­логов, актуальное состоя­ние существующей системы их подготовки и повышения квалификации обусловили необходимость создания комплексного средства анализа и развития профес­сионализма, которое ориентировано на овладе­ние профессиональной культурой, укрепление ценно­стно-смыслового фун­дамента и проектирование индивидуальной про­граммы личностно-профес­сионального саморазвития. Таким эффективным средст­вом является логоа­нализ профессиональной жизни, разработанный на основе созданной В. Франклом логотерапии.

Логоанализ профессиональной жизни в повышения квалификации яв­ляется ком­плексной технологией, построенной с учетом психолого-акмео­логических принципов и закономерностей совер­шенствования личностно-про­фессионального развития. Он направлен на активи­зацию субъектной пози­ции практического психолога в процессе повышения квалификации посред­ством осознания им основных экзистенциальных данностей человеческого бы­тия: конечности, свободы, изоляции, бессмысленности.

По существу логоанализ профессионализма представляет собой тщательное, структурированное осмысление собственной профессиональной жизни в контексте основных экзистенциальных данностей. Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является «воля к смыслу», стремление найти и реализовать существующий вне человека, в мире смысл жизни. Его можно обнаружить тремя путями: 1) что-то давая миру, совершая дело (труд, подвиг); 2) что-то беря от мира, переживая ценности; 3) относясь к данностям человеческого бытия, путём страдания и сострадания. Смысл уникален для каждого человека и в каждый момент жизни, а ценности универсальны. Смыслы не даны человеку, но он может выбрать призвание, в котором обретёт смысл. Экзистенциальный смысл профессиональной деятельности практического психолога - это профессиональное осуществление в состоянии открытости миру, а не просто самореализация. Экзистенциальная позиция практического психолога проявляется в ответ-ственности перед бытием, которое непрерывно обращается к нему с вопросами, бросает вызов.

Логоанализ профес­сиональной жизни решает следующие задачи: диагностика и оценка акту­ального уровня личностно-профессионального развития; прогноз и по­строение траектории дости­жения более высокого уровня профессиона­лизма; организация «обратной связи»; стимуляция креативности; профилактика профессиональных деструк­ций и кризисов; развитие профес­сионального сообщества и профессиональной культуры.

При разработке проблемы оптимизации развития профессионализма прак­тиче­ских психологов за основу теоретической модели исследования был взят психолого-акмеологический подход, интегрирующий основные положения акмеологии, психологии развития и экзистенциально-гуманистической пси­хологии.

Анализ современных научных тенденций в области непрерывного об­разова­ния и повышения квалификации показывает, что данные процессы должны осуще­ствляться в контексте личностно-профессионального разви­тия практических пси­хологов, основываясь на психолого-акмеологических принципах, которые ориен­тируют процесс повышения квалификации на целостное развитие специалиста, включая его личностную и профес­сиональную составляющие, на синтез ду­ховного и познавательного, само­регуляцию, самоорганизацию, самоопределение, самоактуализацию, само­трансцендентность в контексте жизненного и профессио­нального бытия.

С целью изучения обозначенной проблемы и решения исследователь­ских за­дач в течение девяти лет проводилось исследование с примене­нием классических и авторских методик, на первом этапе которого анали­зировалось состояние разви­тия профессионализма практических психоло­гов.

Для исследования и оценки уровня профессионализма практических психоло­гов использовались акмеологические критерии и показатели, позволяющие опреде­лить меру профессионализма субъекта деятельности, меру продуктивности его деятельности, меру развития личностно-профессио­нальных свойств и качеств практического психолога как профессионала: от­ветственность, активность, аутентичность, саморегуляция, самотрансцен­дент­ность. На основе критериев и показателей описаны уровни развития профессионализма практических психо­логов: минимальный, допустимый, достаточный и высокий.

Для проведения исследования были сформированы три эксперимен­тальные (по 15 человек) и одна кон­трольная (92 человека) группы. Экспе­риментальные группы дифференцировались по времени участия в форми­рующем эксперименте: занятия с первой группой проводились в течение 40 часов в режиме еже­дневного группо­вого взаимо­действия, 5 дней по 8 часов; со второй группой - 80 ча­сов, 10 встреч один раз в неделю в течение двух с половиной месяцев; с третьей группой - 120 часов, 30 встреч по 4 часа раз в неделю в течение восьми месяцев. Разные режимы групповой работы были выбраны с целью выявить зависимость эффективности раз­виваю­щего средства от длительности пси­холого-акмеологиче­ского воздействия.

Наиболее информативными были данные, полученные в результате применения следующих методик: тест смысложизненных ориентаций Д.А. Ле­онтьева; морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Со­пова и Л.В. Карпушиной; методика оценки уровня субъективного контроля и общей интернальности Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинда; методика изучения ценностей Ш. Шварца, адаптированная В.Н. Карандашевым.

Данные констатирующего эксперимента показали, что в выборке практических пси­хологов из 137 человек - лица в возрасте от 22 до 55 лет со стажем работы от 3 до 18 лет базовое психологическое образование имеют 37 % участников исследования; ба­зовое педагогическое с переподготовкой по психологии - 48% опрошенных; 11 % практических психологов в настоящее время рабо­тают и учатся на заочных фа­культетах, 4 % имеют высшее непедагогиче­ское образование и подготовку на курсах повышения квалификации. В целом это указывает на недос­таточный образовательный уровень практикующих психологов.

В ходе констатирующего эксперимента по данным опроса установлено, что практи­ческие психологи в рамках всего временного жизненного простран­ства в среднем тратят на про­фессиональную деятельность от 8 до 10 часов в сутки, что составляет 58-60 % времени бодрствования, то есть более половины всего вре­мени бодрствова­ния в сутки. По их мнению, количество энергии, затрачиваемой на профессиональную дея­тельность, в среднем равно 68-70 % от всей ежедневно расходуемой энергии. Эти показатели в совокупности свидетельствуют о том, что экзистенциальный вес такой сферы бытия и самоосу­ществления практических психологов, как профессио­нальная деятельность, чрезвычайно велик.

Обобщение полученных диагностических данных позволило опреде­лить уровни развития профессиона­лизма участников исследования и их зависимость от степени осознания экзистенциальных характеристик профессиональной деятельности. Выявлено, что более 80 % опрошенных психологов находятся на минимальном и допустимом уровнях развития профессионализма и только 20% - на достаточном и высоком. При этом для большинства специалистов характерны недостаточное осозна­ние смысла жизни и профессиональной деятельности, преобладание экс­тернального контроля, низкая профессиональная самооценка, приоритет эк­зистенциального модуса будущего над модусами настоящего и прошлого, высокая потребность в безопасности, слабо развитая потребность в само­трансцендентности, значительная дистанция между идеальными представ­лениями о «профессиональном психологе» и реальными индивидуальными приоритетами. Кроме того, у участников двух экспериментальных групп сфера профессиональной самореализации значительно превалирует над сферами семейной жизни и общения.

Все это затрудняет профессиональную идентификацию, самореализацию, снижает продуктивность, деформирует профессиональную на­правлен­ность и траекторию личностно-профессионального развития спе­циалиста.

В ходе формирующего эксперимента был проведен логоанализ профессиональной жизни практических психологов в рамках повышения квалификации, на­правленный на стимуляцию по­требности его участников в развитии субъектно­сти и са­мореализации их творческого по­тенциала. Общими принципами по­строения повышения квалификации практиче­ских психоло­гов в рамках ло­гоанализа явились субъектный принцип, принцип реализации терапевтиче­ских отношений, принцип экзистенциального осмысления, принцип прожи­ва­ния.

Логоанализ профессиональной жизни практических психологов явля­ется ме­тодом логотерапии, представ­ляет собой модифицированный вариант индивидуального логоанализа, предложенного учеником В. Франкла С.Крамбо. Логоанализ был су­щественно дополнен ценностно-смысловыми компонен­тами, ориентированными на анализ профессиональной деятельно­сти и личностно-профессионального разви­тия прак­тических психологов, и осуществлялся в соответствии с этапами, описанными в таблице 1. Он проводился в виде индивидуальной и групповой рефлексивной работы. Все участники вели рефлексивные дневники, в которых фиксировали свое осмысление поставленных и возникающих вопросов, найденные ответы. Темы, рассматривавшиеся в рамках логоанализа, были направлены на исследование профессиональной жизни в контексте основ­ных экзистенциальных данностей человеческого бытия: конечности, сво­боды, изоляции и бессмысленности.

Таблица 1

Этапы логоанализа профессиональной жизни практических психологов

Этапы
Темы
Вопросы
І. Оценка своей про­фес­сио­наль­ной жизни

1. Понятие профессиона­лизма прак­ти­ческого психо­лога
1. Отличие профессионала от специали­ста. Проявление профес­сиона­лизма;
2. Требования к личности профессио­нала, профессионально важ­ные качества практического психолога
2. Сущность и осо­бен­ности профес­сионали­за­ции прак­тического психолога
1. Понятия «профессионализация», «про­фессиональное становление», «профессио­нальное самоопределение»;
2. Сценарии и стадии профессионального становле­ния, профессио­нальное старение;
3. Типы самоопределения, уровни реализации имеющихся воз­можно­стей;
4. Проблемы самореализации: профес­сиональные деформации и дест­рукции; кон­фликты самоопре­деления; кризисы про­фессио­нального становления; особенно­сти про­текания кризисов
3. Реальное «про­фессио­нальное Я»
1. Профессиональная самооценка;
2. Профессионально обусловленные качества личности: профес­сио­нальная направленность (мотивы, смыслы, цен­ностные ори­ентации, профессиональная позиция и ее динамика, ком­пе­тентность, профес­сионально важные ка­чества и свойства;
3. Оценка своих профессионально важ­ных качеств: активности, ответ­ст­венно­сти, аутентичности, способности само­ре­гуляции; самотранс­цендент­ности;
4. Фиксирование актуальных внутрен­них и внешних противоре­чий в лично­стно-профессиональном развитии;
5. Соотнесение личного и профессио­нального пространств;
6. Определение профессиональной по­зи­ции и оценка профессио­нально-куль­тур­ной продуктивности
4. «Профессиональ­ное прошлое»
1. Анализ профессионального опыта, его динамика;
2. Достоинства и ограничения профес­сионального опыта;
3. Кризисы и вершины на профессио­нальном пути; их причины, кон­струк­тив­ные и неконструктивные способы разре­шения
5. События жизни и люди, повлиявшие на профессио­наль­ное са­мо­определе­ние и профес­сио­нальное станов­ле­ние
1. Причины и мотивы выбора профес­сии практического психо­лога;
2. Люди, оказавшие влияние на выбор, профессиональное ста­новле­ние;
3. Профессиональное призвание в кон­тексте смысла жизни
ІІ.Стимуляция творческого во­ображения
6. Креативное, же­лаемое акме. Иде­альное «про­фессио­нальное Я»

1. Модель «идеального практического психолога» и портрет себя, дос­тигшего вершин профессионализма;
2. Качества непрофессионального психо­лога. Мифы профессии прак­тиче­ского психолога;
3. Реальные и декларируемые профес­сиональные ценности
7. Пути достижения про­фессионального акме. По­иск творче­ских и ус­тано­воч­ных ценностей
1. Планы на будущее, цели профессио­нального развития;
2. Возможные затруднения и способы их преодоления. Картри­рование сис­темы самоподдержки;
3. Самотрансцендентность практиче­ского психолога: профессио­наль­ное творчество; профессиональное сообще­ство, профессио­нальная культура;
4. Выработка стратегии (траектории) достижения акме
ІІІ. Оформление профес­сио­нального и жиз­нен­ного кредо
8. Оформление цен­но­стно-смыслового ядра профес­сиона­лизма
1. Обозначение символом, образом, пословицей, по­говоркой своего про­фессио­нального и жизненного кредо;
2. Три главные цели. Возможности их достижения, намерения и реше­ния
IV. Заклю­чительный
9. Прощание - про­ще­ние. Уход. Конечность. Бла­годарение
1. Подведение итогов;
2. Реализованные и нереализованные возможности участия в ло­гоана­лизе

Главной целью логотерапии и экзистенциального анализа является подведение человека к личной ответственности и «научение» ей. Именно в принятии ответственности проявляется кульминация самостоятель­ности человека, «свобода приводится к своему смыслу».

Самодиагностика личностно-профессионального развития в логоанализе осуществлялась посредством рефлексивных дневников, тестирования, опросов, анкетирования, самонаблюдения и экспертизы своей профессиональной деятельности и профессио­нального взаимодействия. В результате участники эксперимента получили представление о динамике личностно-профессионального развития, движении собственного «профессионального Я» в направлении к акмеограмме практиче­ского психолога, построили траекторию своего личностно-профессионального развития.

Исследование уровня осознанности смысложизненных ори­ентаций выявило, что произошло статистически досто­верное увеличение показателей по всем смысловым ориентациям в экспе­риментальных группах и незначительные изменения в контрольной группе.

Наибольшее увеличение средних значений показателей наблюдалось в третьей экспериментальной группе, особенно по показателям «процесс», «локус контроля - жизнь», «цели», «локус контроля - Я». Меньшее увели­чение среднего значения показателя «результат» указывает на приоритет­ность в смысложизненных ориентациях практических психологов второй и третьей экспериментальных групп направленности на настоящее и будущее. Осмысленность и интегрированность профессионального и жизненного опыта, разрешение сдерживающих актуальный потенциал конфликтов прошлого делают обращение к прошлому прагматичным (а не невротич­ным) и обусловлены потребностью поиска конструктивных решений ак­туальных затруднений и профессиональных задач.

Динамика изменений средних значений показателей уровня осознания смысложизненных ориентаций в трех экспериментальных группах имеет положительную корреляцию с продолжительностью проведения логоана­лиза: чем длительнее психолого-акмеологическое воздействие, тем больше достоверное увеличение осознанности смысложизненных ориентаций. В контрольной группе изменения незначительны.

Отмечена существенная разница в повышении среднего значения об­щего уровня осмысленности жизни: в первой экспериментальной группе - на 9,64 балла, во второй - на 9,43 балла, в третьей - на 22,85 балла, в контрольной - на 3,2 балла. Это указывает на то, что у участников логоанализа увеличились пока­затели, свидетельствующие о развитии субъектной позиции: повысился уро­вень общей интернальности, укрепились уверенность в свободе выбора важных жизненных и профессиональных решений, понимание своей ответственности за прошлые достижения и предстоящую самореализа­цию, актуализировалась потребность быть автором своей жизни и профессиональной дея­тельности.

Диаграмма 1. Изменение средних значений показателей осмысленности жиз­ненных ориентаций практических психологов после эксперимента (в баллах):

Э1 - первая экспериментальная группа,
Э2 - вторая экспериментальная группа,
Э3 - третья экспериментальная группа, К - контрольная группа


Диаграмма 2. Изменение показателя общей осмысленности жизненных ори­ентаций практических психологов в трех экспериментальных и контрольной группах до и после эксперимента (в баллах)


Высокие показатели по всем трем временным локусам указывают на дос­таточно осмысленное отношение ко всем экзистенциальным временным мо­дусам своей личной и профессиональной жизни, интегрированную профес­сиональную и жизненную позицию и повышение личностной целостности.

Сравнительный анализ динамики средних значений уровня субъектив­ного контроля в трех экспериментальных и контрольной группах выявил неоднородность изменения показателей. Наиболее значи­тельные средние показатели общей интернальности зафиксированы в третьей экспериментальной группе - 7,32 балла (значимы значения t больше 3,92 (р=0,01)); немного меньше во второй группе - 6,81 балла, в третьей группе - 6,33 балла, в контрольной группе значимых изменений не зафиксиро­вано. Данные тенденции свидетельствуют о значительном росте профессиональной и личной ответственности как одного из центральных качеств субъектности и профессионализма практических психологов.

Диагностика значимости различных сфер жизни и деятельности обна­ружила корреляции показателей с повышением общей интернальности практических психологов экспериментальных групп. Результаты подтвер­дили наше предположение об эффективности логоанализа для развития ау­тентичности участников, выражающейся в гармонизации ценности различ­ных сфер жизнедеятельности и сближении реального и идеального образов «профессионального Я». Снизилась преувеличенная значимость сферы профессиональной жизни в первой и третьей экспериментальных группах при одновременном повышении ценности сфер семейной и общественной жизни и физической активности.

Отмечается существенный рост средних значений ценностей креатив­ности, саморазвития, духовного удовлетворения, социальных контактов в перечисленных сферах, возросшее стремление наиболее полно реализо­ваться в профессии, повысить уровень профессионализма. Актуализирова­лась потребность в коллегиальности, возросло стремление к получению духовного удовлетворения от профессиональной деятельности. Соразмерность ценно­сти самореализации в различных сферах жизнедеятельности и сбалансированность профессионального и личностного пространств способствуют восстановлению аутентичности участников логоанализа, гармонизируя их внутренний мир и взаимодейст­вие с внешним миром.

Диаграмма 3. Соотношение реального и идеального «профессионального Я»

практических психологов третьей экспериментальной группы

до эксперимента (А), после эксперимента (Б):

1 - конформность; 2 - традиции; 3 - доброта; 4 -универсализм; 5 -самостоятельность; 6 - стимуляция; 7 - гедонизм; 8 - достижения; 9 - власть; 10 - безопасность

О возросшей аутентичности свидетельствует динамика типов ценно­стей, характеризующаяся снижением «ценностного давления» между иде­альными представлениями и реальными приоритетами и сближением по­следних. Особенно ярко выраженные изменения зафиксированы в третьей экспериментальной группе, что показано на диаграмме 3. Отмечается изме­нение представления о нормативных идеалах. Наибольший рост ценности универсализма (среднее значение до логоанализа - 2,5 балла, после - 6,8 балла) свидетельствует о наличии осознанных высших смыслов профессио­нального и жизненного самоосуществления, о стремлении интегрировать профессиональные ценности с общечеловеческими высшими ценностями, превосходящими по масштабу узко прагматические задачи, об экзистенци­альном, универсальном профессиональном самоопределении. На уровне идеальных нормативов зафиксирована гуманистическая ценностная триада: самостоятельность (I ранговое место, 8,6 балла), доброта (II - 7,4 балла) и универсализм (III - 6,8 балла).

На уровне индивидуальных приоритетов прак­тические психологи также ориентируются на эти ценности в наибольшей степени. Данная тенден­ция указывает на актуальность «свободы для» как потребности в само­трансцендентности, вложении своей активности, энергии, времени и спо­собностей в реализацию трансцендентных высших смыслов, ценностей и потребностей.

Снижение среднего значения ценности собственного престижа свидетельствует об уменьшении ориентации на мнение других людей и осознании со­циальных мифов о превосходстве и престижности профессии психолога. Зафиксировано снижение ценности материального положения, что связано с ростом приоритета духовного удовлетворения и творческого отношения к про­фессиональной деятельности, перспективной ориентацией на реализацию профессиональных смыслов и ценностей над материальным удовлетворением. В контрольной группе существенных изменений не за­фиксировано.

Исследование удовлетворенности практических психологов уровнем своего профессионализма после завершения логоанализа показало, что в контрольной группе изменения были незначительными и с негативным ин­дексом: удовлетворенность уровнем профессионализма участников снизи­лась на 4 % , что можно объяснить усталостью к концу рабочего периода (заключи­тельное тестирование проводилось в конце мая), отсутствием превентивных мер, недостаточно развитыми навыками саморегуляции. В эксперименталь­ных группах участники выразили общее удовлетворение уровнем сво­его профессионализма, считая это результатом изменения понимания критериев, роста осмысленности и интериоризации профессионального опыта, согласованности потребностей, мотивов, целей и смыслов профес­сиональной деятельности и собственных возможностей, интегрированности их мировоззрения.

На завершающем этапе формирующего эксперимента участниками вновь была осуществлена профессиональная самооценка. В экспериментальных группах зафиксирована существенная динамика средних значений по всем показателям, наиболее значимым является рост показателей участников третьей экспе­риментальной группы (в пределах среднестатистической нормы). Благодаря более продолжительному психолого-акмеологическому воздействию они смогли конструктивно, структурировано осмыслить профессиональный путь и особенности личностно-про­фессионального развития. Стабилизация профессиональной самооценки обусловлена также предоставленной возможностью осуществить реальные изменения в своем сознании, поведении, деятельности, чему способствовала «обратная связь» и поддержка коллег и участников группы. В группах с бо­лее коротким сроком работы эффект изменений и возможности апроба­ции нового отношения и поведения ограничены.

Таблица 2.

Показатели уровня профессионализма участников эксперимен­тальных и контрольной групп после эксперимента


Уровни про­фессионализма
Экспериментальные группы
Контрольная
группа
1
2
3
Минимальный
7 %
7 %
0 %
10 %
Допустимый
47 %
34 %
13 %
74 %
Достаточный
40 %
47 %
60 %
18 %
Высокий
7 %
13 %
27 %
4%

Определение уровней профессионализма по окончании формирую­щего эксперимента свидетельствует об их значительном росте у участников логоана­лиза и несущественном - у психологов контрольной группы. Наиболее значимым является рост характеристик, связанных с субъект­ностью практических психологов, оценивающих профессионализм со сто­роны осознанности смыслов и ценностей профессиональной деятельности, развитых потребностей в проявлении своей индивидуальности, свободном уникальном самоосуществлении, аутентичности, стремлении выйти за пре­делы своих умений, знаний и прагматических задач, в росте личной профессио­нальной ответственности и уровня профессионального самокон­троля. В ос­нове осмысленной профессиональной деятельности и жизни лежит цен­тральная субъектная позиция практического психолога - быть готовым видеть и принимать запросы жизни и профессии. Для того чтобы быть настоящим, быть живым, находиться в «исходной экзи­стенциальной позиции», необходимо осознавать неповторимость каждого момента, использовать проявленные им возможности, пока они не исчезли вместе с частью нашей жизни.

Таким образом, проведенная работа подтвердила выдвинутую гипотезу о том, что применение в повышении квалификации логоанализа профес­сиональной жизни, основанного на психолого-акмеологическом подходе, будет способствовать эффективному развитию профессионализма практи­ческих психологов.

В заключении обобщены и представлены результаты исследования, сформулированы основные выводы.

  1. В работе осуществлён системный анализ отечественных и зарубежных исследований проблемы развития профессионализма практических психоло­гов; рассмотрены существующие теории и практика организации повыше­ния квалификации этих специалистов.
  2. На основании положений психолого-акмеологического подхода вы­делены сущностные критерии и показатели развития профессионализма практических психологов, обусловливающие способность специалистов быть субъектом личностно-профессионального развития. К ним относятся: ответственность, активность, саморегуляция, аутентичность и самотранс­цендентность.
  3. Результаты экспериментального исследования показали, что степень сформированности выделенных профессиональных качеств позволяет описать сущно­стные характеристики уровней развития профессионализма практических психологов (минимальный, допустимый, достаточный и высокий).
  4. Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что разви­тие профессионализма практического психолога в процессе повышения квалификации должно осуществляться на основе психолого-акмеологиче­ского подхода, реализующего целостную систему принципов и закономер­ностей развития профессионализма и утверждающего человека как субъ­екта личностно-профессионального развития.
  5. Профессионализм практических психологов зависит от экзистенциальных характеристик их личностно-профессионального раз­вития и особенностей повышения квалификации, понимания ими профессио­нальной самореализации как способа реализации смысла жизни.
  6. Эффективным средством развития профессионализма практических психологов является логоанализ, разработанный на принципах психолого-акмеологического подхода с учетом экзистенциальной парадигмы лично­стно-профессионального развития. На организацию и проведение логоана­лиза профессиональной жизни влияют следующие факторы и условия: акмеологические закономерности личностно-профессионального развития специалиста, этапы, уровни развития профессионализма, этапы и особенно­сти субъектогенеза.
  7. Продуктивность психолого-акмеологического воздей­ствия в рамках логоанализа профессиональной жизни существенно возрас­тает при увеличении его продолжительности.

Осуществленное исследование, в целом, подтвердило выдвинутые ги­потезы, позволило решить поставленные задачи, показало эффективность разработанной технологии и необходимость продолжения исследований в перспективных направлениях, среди которых более глубокая проработка условий и показателей оптимизации развития профессионализма практиче­ских психологов и специалистов смежных профессий в акмеологической и экзистенциальной парадигмах; разработка системы раз­вития профессионализма специалистов, реализующих психолого-акмеоло­гический подход; развитие профессиональной культуры практических пси­хологов.


Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

  1. Сикорская Т. В. К вопросу гуманизации образования психологов// Инновационная деятельность: исследования, разработки, внедрения: Сборник, Ч.1 - Новокузнецк, Новокузнецкий ИПК, 1999. - 0,3 п.л.
  2. Сикорская Т. В. Психология в образова­нии// Практическая психология в системе образования: про­блемы и пути решения: Сборник. - Новокузнецк, Новокузнецкий ИПК, 1998. - 5 п.л./0,3 п.л. (в соавт. с Е.С. Манюковой, Н.Б. Сосновской).
  3. Сикорская Т. В. Основные ценностные ориентации и смысл профессио­нальной деятельности практического психолога: Методическое пособие. - Новокузнецк, Новокузнецкий ИПК, 2001. - 37 с. - 1,7 п.л.
  4. Сикорская Т. В. Ценностные ориентации в деятельности школьного психо­лога // Материалы междисциплинарной научной конференции аспирантов и соискателей АПК и ПРО. Ч.1.- М.: ПАИМС, 2001. - 5,1 п.л./ 0,2 п.л.
  5. Сикорская Т. В. Исследование смысла труда и профессиональных ценно­стей как способ повышения квалификации практических психологов// Ака­демический вестник. АПК и ПРО. № 8. - М., 2003. - 0,4 п.л.
  6. Сикорская Т. В. Психологическое консультирование: программа курса по­вышения квалификации.- Новокузнецк, Новокузнецкий ИПК, 2003. - 4,1п.л.
  7. Сикорская Т. В. Групповая динамика. Дополнительные профессиональ­ные образовательные программы: психология: Методическое пособие.- Новокузнецк, Новокузнецкий ИПК, 2003. - 1,5 п.л.
  8. Сикорская Т. В. Профессиональный логоанализ. Дополнительные профес­сиональные образовательные программы: психология: Методическое пособие. - Новокузнецк, Новокузнецкий ИПК, 2003. - 0,8 п.л.

Сикорская Т.В.,

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Специальность 19.00.13 - психология развития, акмеология (психологические науки) // Москва - 2005
Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования Российской федерации.
Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Синягина Наталья Юрьевна.



См. также