Актуальность темы исследования. Современное состояние российского общества характеризуется социально-экономической нестабильностью, в нем происходят динамичные, уникальные процессы, в которые вовлекается каждый человек. В связи с этим возрастают требования к профессионализму специалистов в области практической психологии, призванных помочь человеку стать субъектом своей жизни, труда, социально-ценностных отношений, научить его самостоятельно находить смыслы и максимально самореализоваться. Это нашло отражение в изменении приоритетов в повышении квалификации практических психологов, его направленности на развитие субъектности специалистов, их способности самостоятельно решать профессиональные и жизненные задачи.
Большое значение для повышения уровня развития профессионализма имеет осознание сущностных экзистенциальных характеристик профессиональной деятельности, которые выражаются в профессиональных смыслах и ценностях. В основе осмысленной профессиональной и личной жизни лежит ключевая готовность практического психолога видеть и принимать запросы профессии и жизни и находить наиболее оптимальные ответы на них.
Актуальность проблемы развития профессионализма практических психологов в процессе повышения квалификации обусловлена наличием существующих противоречий: между возрастающими требованиями к профессионализму практического психолога и слабой адаптацией психолого-акмеологического инструментария, обеспечивающего развитие субъектности специалиста, к условиям повышения квалификации; между необходимостью в концептуальном непрерывном профессиональном самоопределении практического психолога и недостаточным учетом в повышении квалификации психолого-акмеологического подхода, предоставляющего возможности такой концептуализации.
Состояние разработанности проблемы. Изучению проблемы совершенствования профессионализма посвящены работы многих исследователей в различных областях: акмеологии (О.С. Анисимов, С.А. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, А.С. Огнев, Ю.В. Синягин, Е.А.Яблокова и другие), психологии и педагогики (А.Г. Асмолов, И.А.Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.).
Особого внимания в связи с задачами исследования заслуживают публикации, в которых разрабатывается субъектно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Е.А.Климов, А.С. Огнев, В.А. Петровский, В.А. Слободчиков, В.Д. Шадриков и др.).
В современных исследованиях вопросов профессиональной деятельности и подготовки практических психологов представлены различные способы и средства развития их профессионализма (Г.С. Абрамова, М.Р. Битянова, В.Н. Дружинин, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, Н.С.Пряжников, В.В. Рубцов, Н.В. Самоукина, Н.Ю. Синягина, Л.М. Фридман и др.).
Важное значение в разработке философских и психологических представлений о процессах становления, развития и самоактуализации человека имеют экзистенциальные идеи отечественных философов (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, М.К. Мамардашвили и др.) и психологов (С.Л.Братченко, Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, А.Б. Орлов и др.), а также зарубежных ученых (М. Бубер, Дж. Бьюдженталь, Э. Гуссерль, Р. Кочюнас, А.Х. Маслоу, Р. Мэй, К.Р. Роджерс, В.Э. Франкл, Э. Фромм, М.Хайдеггер, И. Ялом и др.). Сложность, противоречивость и специфичность этих процессов отмечается всеми исследователями. Большое внимание уделяется развитию профессиональных знаний, навыков, умений практических психологов, но в меньшей степени рассматривается необходимость соотнесения операциональной сферы деятельности с мотивационной, профессиональными смыслами и целями, что наполняет ее не только предметным, но и духовным содержанием, приводит к экзистенциальному пониманию профессиональной самореализации как одного из главных способов реализации смысла жизни.
Значительный вклад в разработку идей непрерывного профессионального образования и целостного подхода в реализации процесса повышения квалификации внесли О.С. Анисимов, Л.И. Анцыферова, А.А. Деркач, С.Г. Вершловский и др. Следует отметить, что в существующих подходах к построению содержания и организации повышения квалификации практических психологов недостаточно учитываются акмеологические и экзистенциальные основания личностно-профессионального становления специалистов, мало внимания уделяется развитию их субъектности.
Нам представляется, что для решения данной проблемы необходимо использовать комплексный анализ развития профессионализма практических психологов, в основе которого лежат идеи акмеологии (К.А. Абульханова, О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.С. Огнев и др.) и экзистенциальной психологии (Д.А. Леонтьев, А.Б.Орлов, Р. Кочюнас, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, И. Ялом и др.). В частности, особое внимание в нашей работе мы уделяем разработанному В.Франклом логоанализу.
Поиск оптимального пути оптимизации процесса повышения квалификации практических психологов позволил определить цели, задачи, тему, объект и предмет диссертационного исследования.
Цель исследования - разработать содержание, организационные формы и методы логоанализа профессиональной жизни как средства развития профессионализма практического психолога.
Объект: профессионализм практического психолога.
Предмет: логоанализ как средство развития профессионализма практических психологов.
Гипотезы исследования. Продуктивность и особенности личностно-профессионального развития практических психологов обусловлены уровнем их субъектности и характеризуются рядом психолого-акмеологических и экзистенциальных характеристик (осознание основных экзистенциальных данностей, профессиональных смыслов и ценностей, их интеграция в профессиональную культуру и в реализацию смысла жизни; профессиональный и личный опыт).
В зависимости от характера и уровня развития сущностных характеристик профессиональной деятельности (профессиональная ответственность, активность, саморегуляция, аутентичность, самотрансцендентность) можно выделить четыре уровня развития профессионализма практических психологов: минимальный, допустимый, достаточный и высокий.
Применение логоанализа, ориентированного на восхождение к смыслу профессии с помощью творческого осознания экзистенциальных характеристик профессиональной жизни, положительно влияет на продуктивность развития профессионализма практических психологов, решая следующие задачи: диагностику и оценку актуального уровня личностно-профессионального развития; прогноз и построение траектории достижения более высокого уровня профессионализма; получение «обратной связи» от коллег; стимуляцию креативности; профилактику профессиональных деструкций и кризисов; развитие профессионального сообщества.
Методологическую основу исследования составляют: положения общепсихологической теории личности и деятельности: принцип системного изучения личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, П.К. Анохин, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов и др.); принцип развития (Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя и др.); принцип единства сознания и деятельности (А.Г.Здравомыслов, В.Н. Мясищев, В.П. Тугаринов, О.Г. Дробницкий, М.С.Каган, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов); положения психологии труда, профессиогенетический подход (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Л.М. Митина, Н.С.Пряжников, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков и др.); акмеологический подход (О.С. Анисимов, А.А Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В.Кузьмина, А.К. Маркова, А.С. Огнев, А.А. Реан, Ю.В. Синягин, А.П.Ситников, В.Д. Шадриков и др.); философские и психологические идеи становления, развития и самоактуализации человека (С.Л. Братченко, В.П.Зинченко, Д.А. Леонтьев, А.Б. Орлов, Ф.Е. Василюк, А.Х. Маслоу, К.Р.Роджерс, В.Э. Франкл и др.); идеи экзистенциальной философии и психологии, феноменологии (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, М.К. Мамардашвили, С.Л. Франкл, М. Бубер, Дж. Бьюдженталь, Э. Гуссерль, Р. Кочюнас, Р. Мэй, Ж.-П. Сартр, В.Э. Франкл, Э. Фромм, М. Хайдеггер, К. Ясперс, И.Ялом и др.); исследования в области практической психологии (Г.С.Абрамова, А.Г. Асмолов, М.Р. Битянова, В.Н. Дружинин, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, Н.И. Исаева, Н.В. Морозова, Р.В. Овчарова, А.Б. Орлов, А.М. Прихожан, Н.С. Пряжников, В.В. Рубцов, Н.В. Самоукина, Н.Ю.Синягина, Л.М. Фридман и др.); идеи непрерывного профессионального образования и целостного подхода в процессе повышения квалификации (О.С.Анисимов, Л.И Анцыферова, Г.А. Вержицкий, С.Г. Вершловский, Э.Н.Гусинский, Л.Н. Горбунова, А.А. Деркач, В.Г. Онушкин, И.Д. Чечель и др.).
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение работ по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение, опросы и анкетирование, классические и авторские диагностические методики; феноменологический анализ; индивидуальные и групповые рефлексивные методы; констатирующий и формирующий эксперименты; экспертная оценка. Интерпретация результатов исследования проведена с помощью экспертной группы психологов. Результаты обрабатывались посредством статистического анализа данных с применением программ Excel и Statistica-5 for Windows 98.
Эмпирическая база и основные этапы исследования. Исследование охватывает девятилетний период и проводилось в три этапа. Общая численность принявших участие в исследовании составила более 500 человек в возрасте от 21 до 65 лет из городов России (Москва, Санкт-Петербург, Новокузнецк, Смоленск и др.) и ближнего зарубежья (Литва, Латвия, Эстония, Украина, Белоруссия и др.). Основную выборочную совокупность составили 137 практических психологов психологических центров, школ, детских садов, школ-интернатов, имеющих различное базовое образование и переподготовку, разный возраст и стаж работы.
Первый этап (1996-1999 гг.) был посвящен изучению и анализу философской, психолого-педагогической и акмеологической литературы по проблемам профессионализма практических психологов; осмыслению исходных методологических и теоретических положений исследования; проводилось пилотажное исследование эффективности процесса повышения квалификации практических психологов; разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (1999-2003 гг.) разрабатывались и апробировались опытно-экспериментальные методы исследования сущностных характеристик профессионализма, была построена обобщенная теоретическая модель, разработана экспериментальная часть диссертационного исследования, проводился констатирующий эксперимент, направленный на диагностику уровня развития профессионализма практических психологов, ценностно-смысловой сферы, и формирующий эксперимент.
Третий этап (2003-2005 гг.) - теоретическое обобщение результатов исследования, обработка и оформление теоретических и практических положений исследования, определение наиболее эффективных путей развития профессионализма практического психолога в рамках психолого-акмеологического подхода.
Показано, что профессионализм практического психолога зависит от того, насколько у него развиты и как глубоко им осмыслены экзистенциальные характеристики профессиональной деятельности: собственные профессиональные смыслы и ценности и степень их интеграции в профессиональную культуру как часть общечеловеческой культуры и сверхличностных ценностей; их включенность в реализацию смысла жизни.
Установлена взаимосвязь между развитием профессионализма практического психолога и динамикой и спецификой его субъектогенеза, а также рядом психолого-акмеологических характеристик: образованием, стажем, профессиональным и личным опытом.
Определена совокупность критериев и показателей, позволяющих описать сущностные характеристики личностно-профессионального развития практических психологов и оценить уровень их профессионализма в рамках психолого-акмеологического подхода. Обосновано, что высокий уровень профессионализма практических психологов обусловлен наличием у них экзистенциальных характеристик: ответственности, активности, сформированных навыков саморегуляции, аутентичности, потребности в самотрансцендентности.
Выявлено, что у практических психологов, находящихся на достаточном и высоком уровнях профессионализма, выше степень самосознания и осмысленности жизни и профессиональной деятельности. В процессе диагностики идеальных представлений и реального профессионального поведения у практических психологов выявлены устойчивые смысложизненные ориентации с доминированием ценностей самостоятельности, универсализма и доброты, что свидетельствует об открытости миру и развитой потребности в самотрансцендентности.
Описаны теоретическая модель и характеристики логоанализа профессиональной жизни как средства развития профессионализма практических психологов. Сформулированы требования к реализации логоанализа в процессе повышения квалификации. Сущностная особенность и специфика разработанной технологии заключается в анализе профессиональной жизни с позиций основных данностей человеческого существования: конечности, свободы, изоляции и бессмысленности. Осознание своего самоопределения, искомых и обнаруживаемых профессиональных смыслов и ценностей приобретает иной масштаб в контексте ограниченного существования, подвергаясь проверке на истинность и осмысленность, что делает их предельно значимыми, наделенными индивидуальностью, а человека превращает из исполнителя в автора и творца. Логоанализ профессиональной жизни предполагает в качестве цели «мужество быть» профессионалом, способным отвечать на трудные вопросы жизни и профессиональной деятельности. Задача логоанализа - не адаптация специалиста к существующим обстоятельствам, а его «самостоянье», укрепление внутреннего смыслового ядра, опираясь на которое практический психолог способен выбирать действия и поступки, при необходимости противостоять внешнему давлению.
С помощью логоанализа профессиональной жизни осуществляются: диагностика и оценка актуального уровня личностно-профессионального развития; прогноз и построение траектории достижения более высокого уровня профессионализма; «обратная связь» с коллегами; стимуляция креативности; профилактика профессиональных деструкций и кризисов; укрепление профессионального сообщества.
Показано, что применение логоанализа, ориентированного на восхождение к смыслу профессии, положительно влияет на продуктивность развития профессионализма практических психологов в ПК, а эффективность психолого-акмеологического воздействия в рамках логоанализа профессиональной жизни существенно возрастает при увеличении его продолжительности.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации логоанализа профессиональной жизни, основанного на комплексном подходе, интегрирующем акмеологические и экзистенциальные принципы. Разработанная технология позволяет практическому психологу осуществить самоанализ профессиональной деятельности, способствует утверждению его как субъекта личностно-профессионального развития. Результатами участия в логоанализе являются повышение профессиональной и личностной ответственности, активности, аутентичности, развитие навыков саморегуляции, потребности в самотрансцендентности. Логоанализ профессиональной жизни позволяет повысить эффективность процесса ПК практических психологов и специалистов смежных профессий.
Повышение уровня осмысленности и развития экзистенциальных характеристик профессиональной деятельности выступает важнейшим условием достижения высокого уровня профессионализма практическими психологами в процессе повышения квалификации.
Эффективность и особенности личностно-профессионального развития практических психологов обусловлены уровнем субъектности специалистов и психолого-акмеологическими характеристиками: образованием, стажем, профессиональным и личным опытом.
Логоанализ профессиональной жизни практического психолога является средством, позволяющим осуществлять процесс восхождения к смыслу профессии благодаря осознанию основных экзистенциальных данностей (конечность, свобода, изоляция, бессмысленность) и с помощью творческого осознания экзистенциальных характеристик профессии: собственных профессиональных смыслов и ценностей, их интеграции в профессиональную культуру как часть общечеловеческой культуры и сверхличностных ценностей, их включенности в реализацию смысла жизни.
Анализ уровня развития профессионализма практических психологов в рамках логоанализа осуществляется по следующим критериям: ответственность (показатели: осознание ситуации и выбора, умение прогнозировать и принимать решение, осуществление решения, общая интернальность, самостоятельность), активность (показатели: осознание «здорового напряжения» между актуальным и потенциальным уровнями развития, потребность в саморазвитии и самоактуализации, открытость новому опыту, инициативность, притязания и удовлетворенность результатами), саморегуляция (показатели: осознание собственного актуального состояния и ситуации развития, соотнесение возможностей с потребностями, способность дистанцироваться); аутентичность (показатели: искренность, открытость, стремление к подлинности в чувствах и поведении, конгруэнтность, гармоничность, согласованность внутреннего и внешнего мира) и самотрансцендентность (показатели: универсализм, доброта, ориентация на общечеловеческие, высшие ценности, духовность). Согласно разработанным критериям определены четыре уровня развития профессионализма: минимальный, допустимый, достаточный, высокий. Рост уровня самосознания и осмысленности жизни и профессиональной деятельности обусловливает продуктивное развитие профессионализма практического психолога.
Направленность профессионального психолога характеризуется устойчивыми смысложизненными ориентациями с доминированием ценностей самостоятельности, универсализма и доброты, что свидетельствует об открытости миру и развитой потребности в самотрансцендентности.
Логоанализ профессиональной жизни может выступать эффективным средством оптимизации личностно-профессионального развития практических психологов в процессе повышения квалификации. Он является комплексной технологией, построенной с учетом принципов и закономерностей совершенствования личностно-профессионального развития, описанных в акмеологии и экзистенциальной психологии, направлен на активизацию субъектной позиции специалиста в процессе повышения квалификации, жизни и профессиональной деятельности, выполняет следующие функции: диагностическую, оценочную, коррекционно-развивающую, прогностическую, активизирующую, профилактическую.
Надежность и достоверность результатов исследованияобеспечиваются общеметодологической ориентацией на ведущие концепции междисциплинарной научно-теоретической базы отечественных и зарубежных исследований, в том числе феноменологическим подходом, целостностью и системностью психолого-акмеологического подхода к созданию технологии развития профессионализма психологов и оценке ее эффективности; теоретической и практической обоснованностью основных положений и выводов; использованием комплекса методов, адекватных задачам и логике исследования; репрезентативностью и достоверностью опытно-экспериментальных данных; экспериментальным подтверждением научных выводов; качественным и количественным анализом результатов исследования.
Теоретические и экспериментальные материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры практической психологии Новокузнецкого института повышения квалификации, кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО, Москва), на научно-практических конференциях и семинарах «Аспирантские чтения», «Образование и культура» (Москва, Смоленск, 2001, 2002); на 1-й международной научно-практической конференции по экзистенциальной и гуманистической психологии (Литва, Бирштонас, 2002). Материалы исследования апробировались в лекционно-практических курсах для практических психологов в Новокузнецком ИПК, Смоленске, стажеров и аспирантов АПК и ППРО, руководителей и специалистов региональных психологических служб в рамках курсов повышения квалификации в АПК и ППРО и НИПК.
Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Всестороннее изучение проблем профессионализма, содержащееся в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, О.С. Анисимова, Л.И.Анцыферовой, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, Б.С. Братуся, С.Л. Братченко, И.Д. Багаевой, Л.С. Выготского, А.А. Деркача, Э.Ф. Зеера, Н.И.Исаевой, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, Д.А. Леонтьева, А.К. Марковой, Л.М.Митиной, Б.Ф. Ломова, А.С. Огнева, Н.С. Пряжникова, А.А. Реана, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова и др., позволяет определить данный феномен как сложное по своей структуре психологическое образование: систему качеств личности, формирующихся в деятельности, и процесс и результат деятельности человека. Профессионализм, по признанию авторов, не сводится лишь к совокупности профессиональных знаний и умений, он также определяется уровнем развития личностно-профессиональных качеств, направленностью, особенностями мотивации, профессионально-ценностными ориентациями и смыслом, который профессионал вкладывает в свою деятельность.
В интегративном психолого-акмеологическом подходе основополагающими категориями являются понятия «профессионализм», «профессионал» и «личностно-профессиональное развитие». Специфика акмеологического подхода заключается в рассмотрении профессионализма как развивающейся системы, состоящей из двух взаимосвязанных подсистем - профессионализма деятельности и профессионализма личности; в разработке и описании алгоритма личностно-профессионального развития и акмеологических вариантов. Профессионализм личности рассматривается в связи со способностью к самодвижению, самореализации, с формированием человека как субъекта профессиональной деятельности.
В зарубежной психологии особый интерес и значимость представляют работы Дж. Бьюдженталя, Р. Кочюнаса, А. Лэнгле, А. Маслоу, Р. Мэя, К.Роджерса, В. Франкла, И. Ялома, рассматривающих экзистенциально-гуманистические понятия «самоактуализация», «самореализация», «самотрансцендентность», которые мы используем в соответствии с задачами нашего исследования.
Большинство авторов отмечает, что развитие профессионализма существенно зависит от осознания предназначения и смысла профессиональной деятельности, заключается в формировании и проявлении профессионально важных качеств и связано и самоактуализацией сущности, с ростом потенциала человека.
Под развитием профессионализма практического психолога мы понимаем изменение внутренней характеристики человека, происходящее в процессе формирования субъектной позиции, которая проявляется в направленности на овладение профессиональной культурой, в понимании сущности профессии, ответственности, аутентичности, профессиональной идентичности, удовлетворенности самореализацией, способности к самотрансценденции. Чем выше степень развитости и интегрированности данных характеристик практического психолога, тем выше уровень развития профессионализма.
Психологическим условием развития профессионализма является осознание актуальных противоречий между условиями труда и целями деятельности, наличными ресурсами специалиста и необходимостью повышения своей квалификации, самоотношением к себе как субъекту личностно-профессионального развития.
Осознание смысла и ценностей своей профессиональной деятельности является ядром профессионализма и лежит в основе действий практического психолога как субъекта по изменению деятельности, поведения, разрешению возникших противоречий и преодолению кризисов, создает возможность корректировать мотивы деятельности, стимулирует потребность в профессиональном самосовершенствовании.
В диссертации на основе обзора широкого круга научной литературы осуществлен подробный анализ особенностей профессиональной деятельности и развития профессионализма практических психологов. Современные отечественные исследования проблем профессионализма, личностно-профессионального развития и повышения квалификации психологов представлены в трудах Г.С. Абрамовой, О.С. Анисимова, А.Г. Асмолова, М.Р. Битяновой, С.Л. Братченко, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, И.В. Вачкова, В.Н. Дружинина, И.В. Дубровиной, Э.Ф. Зеера, В.П. Зинченко, Н.И.Исаевой, Д.А. Леонтьева, Н.В. Морозовой, Р.В. Овчаровой, А.Б. Орлова, Н.С. Пряжникова, В.В. Рубцова, Н.В. Самоукиной, Н.Ю. Синягиной, А.П. Ситникова, Л.М. Фридмана и др. Важнейшим критерием продуктивности профессионального развития практического психолога, по мнению исследователей, является его способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности, места работы, ее способов и методов. Психолог, становясь субъектом личностно-профессионального развития, обретает полновесное экзистенциальное основание для выбора профессиональной позиции и творческой самореализации. Профессионализм практического психолога проявляется не столько в овладении профессиональными знаниями, сколько в способности к самоорганизации, самоизменению, самоактуализации, иными словами, в его субъектности.
Исследование удовлетворенности практических психологов уровнем своего профессионализма выявило, что 66% опрошенных не удовлетворены уровнем своего профессионализма, 27% удовлетворены, 7% затруднились с ответом; 54% специалистов указывают на неудовлетворительное качество и организацию повышения своей квалификации.
Интегративный подход к анализу профессионализма практических психологов, актуальное состояние существующей системы их подготовки и повышения квалификации обусловили необходимость создания комплексного средства анализа и развития профессионализма, которое ориентировано на овладение профессиональной культурой, укрепление ценностно-смыслового фундамента и проектирование индивидуальной программы личностно-профессионального саморазвития. Таким эффективным средством является логоанализ профессиональной жизни, разработанный на основе созданной В. Франклом логотерапии.
Логоанализ профессиональной жизни в повышения квалификации является комплексной технологией, построенной с учетом психолого-акмеологических принципов и закономерностей совершенствования личностно-профессионального развития. Он направлен на активизацию субъектной позиции практического психолога в процессе повышения квалификации посредством осознания им основных экзистенциальных данностей человеческого бытия: конечности, свободы, изоляции, бессмысленности.
По существу логоанализ профессионализма представляет собой тщательное, структурированное осмысление собственной профессиональной жизни в контексте основных экзистенциальных данностей. Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является «воля к смыслу», стремление найти и реализовать существующий вне человека, в мире смысл жизни. Его можно обнаружить тремя путями: 1) что-то давая миру, совершая дело (труд, подвиг); 2) что-то беря от мира, переживая ценности; 3) относясь к данностям человеческого бытия, путём страдания и сострадания. Смысл уникален для каждого человека и в каждый момент жизни, а ценности универсальны. Смыслы не даны человеку, но он может выбрать призвание, в котором обретёт смысл. Экзистенциальный смысл профессиональной деятельности практического психолога - это профессиональное осуществление в состоянии открытости миру, а не просто самореализация. Экзистенциальная позиция практического психолога проявляется в ответ-ственности перед бытием, которое непрерывно обращается к нему с вопросами, бросает вызов.
Логоанализ профессиональной жизни решает следующие задачи: диагностика и оценка актуального уровня личностно-профессионального развития; прогноз и построение траектории достижения более высокого уровня профессионализма; организация «обратной связи»; стимуляция креативности; профилактика профессиональных деструкций и кризисов; развитие профессионального сообщества и профессиональной культуры.
При разработке проблемы оптимизации развития профессионализма практических психологов за основу теоретической модели исследования был взят психолого-акмеологический подход, интегрирующий основные положения акмеологии, психологии развития и экзистенциально-гуманистической психологии.
Анализ современных научных тенденций в области непрерывного образования и повышения квалификации показывает, что данные процессы должны осуществляться в контексте личностно-профессионального развития практических психологов, основываясь на психолого-акмеологических принципах, которые ориентируют процесс повышения квалификации на целостное развитие специалиста, включая его личностную и профессиональную составляющие, на синтез духовного и познавательного, саморегуляцию, самоорганизацию, самоопределение, самоактуализацию, самотрансцендентность в контексте жизненного и профессионального бытия.
С целью изучения обозначенной проблемы и решения исследовательских задач в течение девяти лет проводилось исследование с применением классических и авторских методик, на первом этапе которого анализировалось состояние развития профессионализма практических психологов.
Для исследования и оценки уровня профессионализма практических психологов использовались акмеологические критерии и показатели, позволяющие определить меру профессионализма субъекта деятельности, меру продуктивности его деятельности, меру развития личностно-профессиональных свойств и качеств практического психолога как профессионала: ответственность, активность, аутентичность, саморегуляция, самотрансцендентность. На основе критериев и показателей описаны уровни развития профессионализма практических психологов: минимальный, допустимый, достаточный и высокий.
Для проведения исследования были сформированы три экспериментальные (по 15 человек) и одна контрольная (92 человека) группы. Экспериментальные группы дифференцировались по времени участия в формирующем эксперименте: занятия с первой группой проводились в течение 40 часов в режиме ежедневного группового взаимодействия, 5 дней по 8 часов; со второй группой - 80 часов, 10 встреч один раз в неделю в течение двух с половиной месяцев; с третьей группой - 120 часов, 30 встреч по 4 часа раз в неделю в течение восьми месяцев. Разные режимы групповой работы были выбраны с целью выявить зависимость эффективности развивающего средства от длительности психолого-акмеологического воздействия.
Наиболее информативными были данные, полученные в результате применения следующих методик: тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной; методика оценки уровня субъективного контроля и общей интернальности Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинда; методика изучения ценностей Ш. Шварца, адаптированная В.Н. Карандашевым.
Данные констатирующего эксперимента показали, что в выборке практических психологов из 137 человек - лица в возрасте от 22 до 55 лет со стажем работы от 3 до 18 лет базовое психологическое образование имеют 37 % участников исследования; базовое педагогическое с переподготовкой по психологии - 48% опрошенных; 11 % практических психологов в настоящее время работают и учатся на заочных факультетах, 4 % имеют высшее непедагогическое образование и подготовку на курсах повышения квалификации. В целом это указывает на недостаточный образовательный уровень практикующих психологов.
В ходе констатирующего эксперимента по данным опроса установлено, что практические психологи в рамках всего временного жизненного пространства в среднем тратят на профессиональную деятельность от 8 до 10 часов в сутки, что составляет 58-60 % времени бодрствования, то есть более половины всего времени бодрствования в сутки. По их мнению, количество энергии, затрачиваемой на профессиональную деятельность, в среднем равно 68-70 % от всей ежедневно расходуемой энергии. Эти показатели в совокупности свидетельствуют о том, что экзистенциальный вес такой сферы бытия и самоосуществления практических психологов, как профессиональная деятельность, чрезвычайно велик.
Обобщение полученных диагностических данных позволило определить уровни развития профессионализма участников исследования и их зависимость от степени осознания экзистенциальных характеристик профессиональной деятельности. Выявлено, что более 80 % опрошенных психологов находятся на минимальном и допустимом уровнях развития профессионализма и только 20% - на достаточном и высоком. При этом для большинства специалистов характерны недостаточное осознание смысла жизни и профессиональной деятельности, преобладание экстернального контроля, низкая профессиональная самооценка, приоритет экзистенциального модуса будущего над модусами настоящего и прошлого, высокая потребность в безопасности, слабо развитая потребность в самотрансцендентности, значительная дистанция между идеальными представлениями о «профессиональном психологе» и реальными индивидуальными приоритетами. Кроме того, у участников двух экспериментальных групп сфера профессиональной самореализации значительно превалирует над сферами семейной жизни и общения.
Все это затрудняет профессиональную идентификацию, самореализацию, снижает продуктивность, деформирует профессиональную направленность и траекторию личностно-профессионального развития специалиста.
В ходе формирующего эксперимента был проведен логоанализ профессиональной жизни практических психологов в рамках повышения квалификации, направленный на стимуляцию потребности его участников в развитии субъектности и самореализации их творческого потенциала. Общими принципами построения повышения квалификации практических психологов в рамках логоанализа явились субъектный принцип, принцип реализации терапевтических отношений, принцип экзистенциального осмысления, принцип проживания.
Логоанализ профессиональной жизни практических психологов является методом логотерапии, представляет собой модифицированный вариант индивидуального логоанализа, предложенного учеником В. Франкла С.Крамбо. Логоанализ был существенно дополнен ценностно-смысловыми компонентами, ориентированными на анализ профессиональной деятельности и личностно-профессионального развития практических психологов, и осуществлялся в соответствии с этапами, описанными в таблице 1. Он проводился в виде индивидуальной и групповой рефлексивной работы. Все участники вели рефлексивные дневники, в которых фиксировали свое осмысление поставленных и возникающих вопросов, найденные ответы. Темы, рассматривавшиеся в рамках логоанализа, были направлены на исследование профессиональной жизни в контексте основных экзистенциальных данностей человеческого бытия: конечности, свободы, изоляции и бессмысленности.
Таблица 1
Этапы логоанализа профессиональной жизни практических психологов
Этапы
|
Темы
|
Вопросы
|
І. Оценка своей профессиональной жизни
|
1. Понятие профессионализма практического психолога
|
1. Отличие профессионала от специалиста. Проявление
профессионализма;
2. Требования к личности профессионала, профессионально
важные качества практического психолога
|
2. Сущность и особенности профессионализации
практического психолога
|
1. Понятия «профессионализация», «профессиональное
становление», «профессиональное самоопределение»;
2. Сценарии и стадии профессионального становления,
профессиональное старение;
3. Типы самоопределения, уровни реализации имеющихся
возможностей;
4. Проблемы самореализации: профессиональные деформации
и деструкции; конфликты самоопределения; кризисы
профессионального становления; особенности протекания
кризисов
|
|
3. Реальное «профессиональное Я»
|
1. Профессиональная самооценка;
2. Профессионально обусловленные качества личности:
профессиональная направленность (мотивы, смыслы,
ценностные ориентации, профессиональная позиция и ее
динамика, компетентность, профессионально важные
качества и свойства;
3. Оценка своих профессионально важных качеств:
активности, ответственности, аутентичности,
способности саморегуляции; самотрансцендентности;
4. Фиксирование актуальных внутренних и внешних
противоречий в личностно-профессиональном развитии;
5. Соотнесение личного и профессионального пространств;
6. Определение профессиональной позиции и оценка
профессионально-культурной продуктивности
|
|
4. «Профессиональное прошлое»
|
1. Анализ профессионального опыта, его динамика;
2. Достоинства и ограничения профессионального опыта;
3. Кризисы и вершины на профессиональном пути; их
причины, конструктивные и неконструктивные способы
разрешения
|
|
5. События жизни и люди, повлиявшие на профессиональное
самоопределение и профессиональное становление
|
1. Причины и мотивы выбора профессии практического
психолога;
2. Люди, оказавшие влияние на выбор, профессиональное
становление;
3. Профессиональное призвание в контексте смысла жизни
|
|
ІІ.Стимуляция творческого воображения
|
6. Креативное, желаемое акме. Идеальное
«профессиональное Я»
|
1. Модель «идеального практического психолога» и портрет
себя, достигшего вершин профессионализма;
2. Качества непрофессионального психолога. Мифы
профессии практического психолога;
3. Реальные и декларируемые профессиональные ценности
|
7. Пути достижения профессионального акме.
Поиск творческих и установочных ценностей
|
1. Планы на будущее, цели профессионального развития;
2. Возможные затруднения и способы их преодоления.
Картрирование системы самоподдержки;
3. Самотрансцендентность практического психолога:
профессиональное творчество; профессиональное
сообщество, профессиональная культура;
4. Выработка стратегии (траектории) достижения
акме
|
|
ІІІ. Оформление профессионального и жизненного кредо
|
8. Оформление ценностно-смыслового ядра
профессионализма
|
1. Обозначение символом, образом, пословицей, поговоркой
своего профессионального и жизненного кредо;
2. Три главные цели. Возможности их достижения, намерения
и решения
|
IV. Заключительный
|
9. Прощание - прощение. Уход. Конечность. Благодарение
|
1. Подведение итогов;
2. Реализованные и нереализованные возможности участия в
логоанализе
|
Главной целью логотерапии и экзистенциального анализа является подведение человека к личной ответственности и «научение» ей. Именно в принятии ответственности проявляется кульминация самостоятельности человека, «свобода приводится к своему смыслу».
Самодиагностика личностно-профессионального развития в логоанализе осуществлялась посредством рефлексивных дневников, тестирования, опросов, анкетирования, самонаблюдения и экспертизы своей профессиональной деятельности и профессионального взаимодействия. В результате участники эксперимента получили представление о динамике личностно-профессионального развития, движении собственного «профессионального Я» в направлении к акмеограмме практического психолога, построили траекторию своего личностно-профессионального развития.
Исследование уровня осознанности смысложизненных ориентаций выявило, что произошло статистически достоверное увеличение показателей по всем смысловым ориентациям в экспериментальных группах и незначительные изменения в контрольной группе.
Наибольшее увеличение средних значений показателей наблюдалось в третьей экспериментальной группе, особенно по показателям «процесс», «локус контроля - жизнь», «цели», «локус контроля - Я». Меньшее увеличение среднего значения показателя «результат» указывает на приоритетность в смысложизненных ориентациях практических психологов второй и третьей экспериментальных групп направленности на настоящее и будущее. Осмысленность и интегрированность профессионального и жизненного опыта, разрешение сдерживающих актуальный потенциал конфликтов прошлого делают обращение к прошлому прагматичным (а не невротичным) и обусловлены потребностью поиска конструктивных решений актуальных затруднений и профессиональных задач.
Динамика изменений средних значений показателей уровня осознания смысложизненных ориентаций в трех экспериментальных группах имеет положительную корреляцию с продолжительностью проведения логоанализа: чем длительнее психолого-акмеологическое воздействие, тем больше достоверное увеличение осознанности смысложизненных ориентаций. В контрольной группе изменения незначительны.
Отмечена существенная разница в повышении среднего значения общего уровня осмысленности жизни: в первой экспериментальной группе - на 9,64 балла, во второй - на 9,43 балла, в третьей - на 22,85 балла, в контрольной - на 3,2 балла. Это указывает на то, что у участников логоанализа увеличились показатели, свидетельствующие о развитии субъектной позиции: повысился уровень общей интернальности, укрепились уверенность в свободе выбора важных жизненных и профессиональных решений, понимание своей ответственности за прошлые достижения и предстоящую самореализацию, актуализировалась потребность быть автором своей жизни и профессиональной деятельности.
Диаграмма 1. Изменение средних значений показателей осмысленности жизненных ориентаций практических психологов после эксперимента (в баллах):
Э1 - первая экспериментальная группа,
Э2 - вторая экспериментальная группа,
Э3 - третья
экспериментальная группа, К - контрольная группа
Диаграмма 2. Изменение показателя общей осмысленности жизненных ориентаций практических психологов в трех экспериментальных и контрольной группах до и после эксперимента (в баллах)
Высокие показатели по всем трем временным локусам указывают на достаточно осмысленное отношение ко всем экзистенциальным временным модусам своей личной и профессиональной жизни, интегрированную профессиональную и жизненную позицию и повышение личностной целостности.
Сравнительный анализ динамики средних значений уровня субъективного контроля в трех экспериментальных и контрольной группах выявил неоднородность изменения показателей. Наиболее значительные средние показатели общей интернальности зафиксированы в третьей экспериментальной группе - 7,32 балла (значимы значения t больше 3,92 (р=0,01)); немного меньше во второй группе - 6,81 балла, в третьей группе - 6,33 балла, в контрольной группе значимых изменений не зафиксировано. Данные тенденции свидетельствуют о значительном росте профессиональной и личной ответственности как одного из центральных качеств субъектности и профессионализма практических психологов.
Диагностика значимости различных сфер жизни и деятельности обнаружила корреляции показателей с повышением общей интернальности практических психологов экспериментальных групп. Результаты подтвердили наше предположение об эффективности логоанализа для развития аутентичности участников, выражающейся в гармонизации ценности различных сфер жизнедеятельности и сближении реального и идеального образов «профессионального Я». Снизилась преувеличенная значимость сферы профессиональной жизни в первой и третьей экспериментальных группах при одновременном повышении ценности сфер семейной и общественной жизни и физической активности.
Отмечается существенный рост средних значений ценностей креативности, саморазвития, духовного удовлетворения, социальных контактов в перечисленных сферах, возросшее стремление наиболее полно реализоваться в профессии, повысить уровень профессионализма. Актуализировалась потребность в коллегиальности, возросло стремление к получению духовного удовлетворения от профессиональной деятельности. Соразмерность ценности самореализации в различных сферах жизнедеятельности и сбалансированность профессионального и личностного пространств способствуют восстановлению аутентичности участников логоанализа, гармонизируя их внутренний мир и взаимодействие с внешним миром.
Диаграмма 3. Соотношение реального и идеального «профессионального Я»
практических психологов третьей экспериментальной группы
до эксперимента (А), после эксперимента (Б):
1 - конформность; 2 - традиции; 3 - доброта; 4 -универсализм; 5 -самостоятельность; 6 - стимуляция; 7 - гедонизм; 8 - достижения; 9 - власть; 10 - безопасность
О возросшей аутентичности свидетельствует динамика типов ценностей, характеризующаяся снижением «ценностного давления» между идеальными представлениями и реальными приоритетами и сближением последних. Особенно ярко выраженные изменения зафиксированы в третьей экспериментальной группе, что показано на диаграмме 3. Отмечается изменение представления о нормативных идеалах. Наибольший рост ценности универсализма (среднее значение до логоанализа - 2,5 балла, после - 6,8 балла) свидетельствует о наличии осознанных высших смыслов профессионального и жизненного самоосуществления, о стремлении интегрировать профессиональные ценности с общечеловеческими высшими ценностями, превосходящими по масштабу узко прагматические задачи, об экзистенциальном, универсальном профессиональном самоопределении. На уровне идеальных нормативов зафиксирована гуманистическая ценностная триада: самостоятельность (I ранговое место, 8,6 балла), доброта (II - 7,4 балла) и универсализм (III - 6,8 балла).
На уровне индивидуальных приоритетов практические психологи также ориентируются на эти ценности в наибольшей степени. Данная тенденция указывает на актуальность «свободы для» как потребности в самотрансцендентности, вложении своей активности, энергии, времени и способностей в реализацию трансцендентных высших смыслов, ценностей и потребностей.
Снижение среднего значения ценности собственного престижа свидетельствует об уменьшении ориентации на мнение других людей и осознании социальных мифов о превосходстве и престижности профессии психолога. Зафиксировано снижение ценности материального положения, что связано с ростом приоритета духовного удовлетворения и творческого отношения к профессиональной деятельности, перспективной ориентацией на реализацию профессиональных смыслов и ценностей над материальным удовлетворением. В контрольной группе существенных изменений не зафиксировано.
Исследование удовлетворенности практических психологов уровнем своего профессионализма после завершения логоанализа показало, что в контрольной группе изменения были незначительными и с негативным индексом: удовлетворенность уровнем профессионализма участников снизилась на 4 % , что можно объяснить усталостью к концу рабочего периода (заключительное тестирование проводилось в конце мая), отсутствием превентивных мер, недостаточно развитыми навыками саморегуляции. В экспериментальных группах участники выразили общее удовлетворение уровнем своего профессионализма, считая это результатом изменения понимания критериев, роста осмысленности и интериоризации профессионального опыта, согласованности потребностей, мотивов, целей и смыслов профессиональной деятельности и собственных возможностей, интегрированности их мировоззрения.
На завершающем этапе формирующего эксперимента участниками вновь была осуществлена профессиональная самооценка. В экспериментальных группах зафиксирована существенная динамика средних значений по всем показателям, наиболее значимым является рост показателей участников третьей экспериментальной группы (в пределах среднестатистической нормы). Благодаря более продолжительному психолого-акмеологическому воздействию они смогли конструктивно, структурировано осмыслить профессиональный путь и особенности личностно-профессионального развития. Стабилизация профессиональной самооценки обусловлена также предоставленной возможностью осуществить реальные изменения в своем сознании, поведении, деятельности, чему способствовала «обратная связь» и поддержка коллег и участников группы. В группах с более коротким сроком работы эффект изменений и возможности апробации нового отношения и поведения ограничены.
Таблица 2.
Показатели уровня профессионализма участников экспериментальных и контрольной групп после эксперимента
Уровни профессионализма
|
Экспериментальные группы
|
Контрольная
группа
|
||
1
|
2
|
3
|
||
Минимальный
|
7 %
|
7 %
|
0 %
|
10 %
|
Допустимый
|
47 %
|
34 %
|
13 %
|
74 %
|
Достаточный
|
40 %
|
47 %
|
60 %
|
18 %
|
Высокий
|
7 %
|
13 %
|
27 %
|
4%
|
Определение уровней профессионализма по окончании формирующего эксперимента свидетельствует об их значительном росте у участников логоанализа и несущественном - у психологов контрольной группы. Наиболее значимым является рост характеристик, связанных с субъектностью практических психологов, оценивающих профессионализм со стороны осознанности смыслов и ценностей профессиональной деятельности, развитых потребностей в проявлении своей индивидуальности, свободном уникальном самоосуществлении, аутентичности, стремлении выйти за пределы своих умений, знаний и прагматических задач, в росте личной профессиональной ответственности и уровня профессионального самоконтроля. В основе осмысленной профессиональной деятельности и жизни лежит центральная субъектная позиция практического психолога - быть готовым видеть и принимать запросы жизни и профессии. Для того чтобы быть настоящим, быть живым, находиться в «исходной экзистенциальной позиции», необходимо осознавать неповторимость каждого момента, использовать проявленные им возможности, пока они не исчезли вместе с частью нашей жизни.
Таким образом, проведенная работа подтвердила выдвинутую гипотезу о том, что применение в повышении квалификации логоанализа профессиональной жизни, основанного на психолого-акмеологическом подходе, будет способствовать эффективному развитию профессионализма практических психологов.
В заключении обобщены и представлены результаты исследования, сформулированы основные выводы.
Осуществленное исследование, в целом, подтвердило выдвинутые гипотезы, позволило решить поставленные задачи, показало эффективность разработанной технологии и необходимость продолжения исследований в перспективных направлениях, среди которых более глубокая проработка условий и показателей оптимизации развития профессионализма практических психологов и специалистов смежных профессий в акмеологической и экзистенциальной парадигмах; разработка системы развития профессионализма специалистов, реализующих психолого-акмеологический подход; развитие профессиональной культуры практических психологов.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата
психологических наук Специальность 19.00.13 - психология
развития, акмеология (психологические науки) // Москва -
2005
Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Академии
повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования Министерства образования Российской
федерации.
Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор
Синягина Наталья Юрьевна.