ENG
         
hpsy.ru/

../../О возможности использования логоанализа для развития профессионализма психологов

Вот уже почти десять лет мы проводим группы логоанализа профессиональной жизни для психологов, психотерапевтов, педагогов, социальных работников и просто «со-чувствующих» людей. Идея использовать логоанализ для того, чтобы помочь трудящимся в поисках смысла их профессиональной деятельности с целью профессионального роста, с одной стороны, и профилактики выгорания и профессиональных деформаций, с другой, скорее догнала тот процесс повышения квалификации, который осуществлялся на нашей кафедре психологии в Новокузнецком институте повышения квалификации.

Сначала были первые группы по логоанализу. Желание организовать логотерапевтическую группу возникло по нескольким причинам. Во-первых, мои личные сильные переживания, связанные с прохождением индивидуального логоанализа в период обучения в Литовском институте экзистенциальной и гуманистической психологии и психотерапии. Во-вторых, психологов и психотерапевтов, участвующих в курсовой подготовке в нашем ИПК и изъявивших желание пройти логоанализ, было много для того, чтобы можно было осуществить индивидуальную работу с каждым, но достаточно для объединения их в группу. В-третьих, когда Римас Кочюнас учил нас в Бирштонасе логотерапии, он коротко заметил, что такие группы в природе существуют. Вот мы и рискнули. В 1996 году образовалась первая группа, которая длилась три года. Затем каждый год собирались желающие в новые группы. Среди участников групп преимущественно были психологи, несколько психотерапевтов, психиатров, врачей других специальностей, педагогов, были и домохозяйки, бизнесмены, рабочие.

Работа во всех группах была ориентирована на определённую схему, предложенную учеником Виктора Франкла Дж. Крамбо. И естественно совершенно не походила одна на другую. Опыт, переживания, конфликты, открытия - то, чем наполняли участники предложенную им схему, неповторимо воплощало «своё кино» в каждой группе. Работа в логотерапевтических группах оказалась востребованной и плодотворной. И как-то совершенно естественно возникла идея организовать отдельную работу, направленную на поиск смысла и ценностей в профессиональной деятельности.

В первую группу собралось 15 желающих, с разным образованием, стажем, опытом. Все - практические психологи. Группа работала ежедневно в течение двух недель. Работа в группе сводилась к «проживанию» своего профессионализма, к пониманию того, что значит быть профессионалом, к принятию профессиональной ответственности, к поиску своего индивидуального вклада в профессию. Важным было понимание того, в профессиональной культуре психолога отражается смысл его жизни, как высший смысл, в котором сжаты профессиональные и общечеловеческие ценности.

Продвигаясь в пространстве профессиональных смыслов и ценностей, участники отвечали на многие вопросы, среди которых совсем мало простых: «Зачем я тружусь?», «Кому и какая от этого реальная польза?», «Что стоит мой труд?», «Почему я выбрал именно эту профессию?», «Оправдано ли «вложение» моей жизни в эту работу?», «Насколько я профессионален?» и т.д.

Для участников важно было определить смысл своей конкретной деятельности в контексте всей жизни, в связи с их самореализацией в других важных сферах. Профессиональное самоопределение, как показывает опыт членов групп логоанализа, драматический процесс, с глубокими, сильными эмоциональными переживаниями, как со счастливыми ощущениями полной самореализации, так и с тяжёлыми периодами неблагополучия, кризисами, срывами и выгоранием, иногда с утратой не только смысла работы, но и смысла жизни. Не случайно в древней мифологии закреплено как проклятье лишение смысла труда человека («Миф и Сизифе»).

«Инвентаризируя» собственный профессионализм, участники группы сверяли свои ценности и качества с теми, что они считают стержневыми. Среди главных ими выделяются аутентичность, ответственность, саморегуляция, активность и самотрансцендентность. Они также исследовали влияние своих внутренних конфликтов и противоречий на личностное и профессиональное развитие, понимая их как естественный механизм собственного роста.

Преодоление внутренних противоречий и конфликтов связано со способностью человека регулировать свои психические процессы и проявления, возвращать гармонию в свой внутренний мир, сохранять аутентичность. Это качество, саморегуляция, отмечается всеми участниками группы как одно из важнейших профессиональных качеств практического психолога. Одним из главных и универсальных механизмов процесса саморегуляции является рефлексия, которая фиксирует процесс деятельности, отчуждает, объективизирует его, делает возможным осознанное отношение к нему и необходимую коррекцию. Саморегуляция есть проявление ответственности профессионала перед собой и людьми за сохранение себя в продуктивном состоянии.

Трудно быть в подобной группе, для этого нужно мужество и желание быть профессионалом. Понимая критерии профессионального бытия, участники стремились в своём поведении на группе реализовывать данные ценности: осознание настоящего мо­мента; выбор способа жизни в данный момент; принятие ответственности за свой выбор; выражение искренности по отношению к другому человеку, стремление быть самим собой.

Согласно подходу В. Франкла, быть аутентичным, значит жить по совести, жить в соответствии с тем, что считается внутренне оправданным. Необходимо подчеркнуть, что важна не просто «встреча с собой», как единичные, чаще случайные, события, а специальные усилия и воля проявления и поддержания длящейся во времени аутентичности, интеграция и накопление опыта бытия собой, что ведет к большей аутентичности. Аутентичность есть результат обретения смысла. Смысл, о-смысленность - важная составляющая аутентичности. «Осуществляя смысл, - пишет В. Франкл, - человек реализует сам себя. Осуществляя же смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке» [4, С.43]. И потом он цитирует К. Ясперса: «Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим» [там же, С.59]. В. Франкл говорит, что если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир. Самотрансценденция - это путь к аутентичности.

Следующей характеристикой профессионализма, которую исследуют участники логоанализа профессиональной жизни, является ответственность. В. Франкл, как известно, назвал разработанную им логотерапию, «учением об ответственности». Ответственность человека как субъекта, автора своей жизни проявляется в принятии решений, в осуществлении выборов в ситуации противоречий, в осознании множества возможностей, реализации разнообразных способностей и потребностей. Потому как принятие решения и осуществление выбора в точке бифукарции делает невыбранные возможности упущенными, убитыми. Принятие ответственности за решение и выбор связано с глубокой внутренней работой и личностной силой психолога. И проявляется ответственность в осуществлении решения и способности достичь намеченной цели. Один из главных вопросов, который ставится перед специалистом, стремящимся к профессионализму, сможет он или нет стать ответственным за свои выборы.

Быть ответственным означает быть лично при-частным к происходящему, то есть переживать что-то, как касающееся лично человека. Ответственность предполагает и возможна только при индивидуальной свободной воле. Свобода и ответственность неразрывно связаны: быть свободным означает принимать решения и исполнять их самостоятельно, и отвечать также самостоятельно за последствия сделанных выборов и действий. Отвечая на вызов профессиональной деятельности, решая профессиональные задачи, психолог держит ответ и перед профессиональным делом, и перед жизнью. Он ответственен за поиск смысла в той ситуации, которую любезно предоставила ему жизнь.

Человек экзистенциально ответственен перед высшей ценностью, которую постиг в своей жизни, которая в экзистенциальном анализе соотносится с совестью. Экзистенциальная ответственность человека проявляется во внутреннем согласии с тем, что он делает в ответ на вызов жизни и профессии. Ответственность - это не то, что требуют от человека другие. Это есть выражение доброй свободной воли человека, которая связана с другим человеком, идеей, делом.

«Ответственность - это понятие отношений! - пишет А. Лэнгле. - Степень, в которой я беру на себя ответственность (затраченное мной время и усилия), показывает, насколько ценен для меня предмет моей ответственности. Быть ответственным означает посвятить себя чему-либо. Стремление отдать себя чему-либо, жить ради чего-то является добровольным обязательством перед самим собой. Ответственность - это ежедневное сражение за свои ценности» [3, С.99-100]. Отсутствие ответственности приводит к подмене подлинности авторства чужой жизнью, в которой человек не участвует активно, а потому, по сути и не живет. В принятии ответственности проявляется кульминация самостоятельности и свободы человека.

Свобода человека проявляется в другой его характеристике - активности, которая также исследуется психологами в процессе логоанализа. Активность психолога является главным условием его саморазвития, самосовершенствования и самотрансцендентности. Профессионал как субъект своего совершенствования сам создает условия для своего развития, достигая при этом вершин не только в профессиональном, но и личностном развитии. Развивая в себе субъектность, практический психолог становится автором своего личностно-профессионального развития, поднимается над собой, размыкает, разворачивает свою сущность.

Самотрансцендентность человека проявляется в ощущении им своей трансцендентной сущности, не замкнутой на своем бытии, а свободно воплощающейся в своих переживаниях, творчестве, деятельности в неограниченном пространстве и времени; в потребности «выходить за пределы себя» в своем ОБРАЗовании, в нежелании останавливаться на наличном и устремленности к вершинам своего о-существления.

На профессиональном поприще самотрансцендентность практического психолога отражается в «призвании», подразумевая, что он призван для осуществления высокого смысла, профессиональной миссии. «Быть человеком - значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому он себя посвятил, человеку, которого он любит, или богу, которому он служит» [4, С.51]. Смысл - это основания для оценки практическим психологом значимости профессиональной деятельности лично для себя, то есть пристрастное личностно опосредованное индивидуальным опытом его отношение к труду. Психолог как субъект профессиональной деятельности может найти свое призвание, в котором осуществляется смысл его деятельности и жизни.

Совокупность смыслов (смысла жизни, смысла профессии) образуют систему координат духовного измерения практического психолога, его личный и профессиональный менталитет, его индивидуальное профессиональное кредо. В экзистенциальном подходе практический психолог обладает двумя фундаментальными онтологическими характеристиками: способностью к самотрансценденции и способностью к самоотстранению. Первая, как уже отмечалось, выражается в постоянном выходе психолога за пределы самого себя, в направленности его на смыслы, существующее вне него. Вторая выражается в его возможности установить дистанцию до себя, отделиться от себя, подняться над собой и над ситуацией, увидеть себя.

Потребность в развитии профессионализма, в повышении профессиональной квалификации является одной из базовых профессиональных потребностей и ценностей психолога.

Самосовершенствование и самопознание требуют от психолога непрерывной, напряженной и честной работы. Логоанализ профессиональной жизни практических психологов, в сущности, направлен на процессы, точно описанные В.П. Зинченко [1, С.37]: «… все должно быть названо, поименовано, без этого не может быть сознательного пересмотра себя, самопроверки, самоосуждения. Не может быть ни смирения, ни преодоления гордыни и самообожания, ни подвижничества, ни личного, ни общественного покаяния. Наконец, без этого не может быть ни возрождения, ни выпрямления духа.… Это практическая деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека. Без него невозможно ни самостоянье человека, ни величие его». То есть самопознание, самоопределение дает возможность обрести духовность, достичь субъектности, продвинуться на пути к Идеалу.

Профессионализм психолога проявляется также в его способности вступить в диалог с другим, предполагающий со-участие и разделение ответственности за результаты совместной деятельности. Познание другого человека и оказание ему поддержки в движении к «Я Идеальному», в актуализации у всех субъектов взаимодействия потребности изменяться предполагает развитую субъектную способность у самого психолога. Другой человек для практического психолога - «посредник» в профессиональном становлении и самосовершенствовании, в отражении и развитии субъектности.

Экзистенциальные задачи, с которыми практические психологи постоянно сталкиваются в своей профессиональной деятельности такие, как выбор, ответственность, создание своих ценностей (которые являются «блоками их жизни»), должны восприниматься и анализироваться на экзистенциальном уровне. Делать это означает противостоять таким задачам аутентично и субъективно, часто за пределами комфортности и безопасности интеллектуального понимания.

По мнению участников логоанализа главной целью профессионального самоопределения психолога должно быть: формирование способности воспринимать (наблюдать, анализи­ровать, оценивать) себя развивающимся в контексте определенного времени, пространства (ситуации) и смысла, аутентичность, макси­мальная реализация своих возможностей, самотрансценденция.

После проведения первой группы были и другие разной продолжительности и разного формата. Нам представляется, что оптимально группа может работать в течение года.

Логоанализ профессиональной жизни предоставляет практическому психологу возможность больше познать себя, осознать смыслы профессионального самоосуществления и возможности регуляции своего восхождения к личностным и профессиональным вершинам.

Мы рассматриваем проведение логоанализа профессиональной жизни как посредничество между специалистом - практическим психологом и профессиональной культурой, которое может содействовать приобщению психолога к высшим профессиональным смыслам, ценностям и идеалам, может утвердить и расширить его духовное измерение, что является важнейшим условием профессионализма психолога. «Лишь осознав и почувствовав величие культуры, можно полноценно искать свое призвание в более конкретных жизненных ситуациях. Только в этом случае каждая профессиональная деятельность, как и любой жизненный поступок, будет пронизана высоким смыслом…» [3, С.85].

Личностные и профессиональные смыслы разворачиваются в конкретной обращенности к другому человеку, раскрывая веру-неверие психолога в другого человека, его представления о природе человека, закономерностях его развития и возникновения психологических проблем, о своих возможностях и ответственности как психолога, о себе как субъекте жизненного пути и профессиональной деятельности. Категорический императив логотерапии утверждает: «Живи так, словно ты живешь во второй раз, и словно в первый раз ты поступил также неверно, как собираешься поступить сейчас». Участие в логоанализе профессиональной жизни даёт возможность отнестись к настоящему как к прошлому, и увидеть, что есть возможность его изменить, исправить, сделать правильный следующий шаг, быть открытым к вызову жизни и профессии.


Литература

  1. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. - М.: Тривола, 1995. - 64 с.
  2. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2004. - 128 с.
  3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
  4. Франкл В. Э. В поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.



Сикорская Т.В.,

Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия / Журнал восточно-европейской ассоциации экзистенциальной терапии. Вып. 2/ 2005 (7) - 175 с.

См. также