ENG
         
hpsy.ru/

../../Жизнь, смерть, бессмертие (20). ПРИЛОЖЕНИЕ 4. О конце Света (в форме письма)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. О конце Света (в форме письма)

Абдулла Сабирович Шаяхметов из Калуги в письме ко мне как руководителю Центра практической философии задал несколько вопросов. Его прежде всего волнует вопрос о возможном "Конце Света". Он попросил меня ответить и вот этот ответ.

Уважаемый Абдулла Сабирович!

Идея Конца Света обсуждается в религиозных кругах. Я же - нерелигиозный человек. Т. е. я не верю ни в Бога, ни в сопутствующие этой вере идеи, в том числе в идею конца Света. Идея конца Света для меня как философа не имеет смысла.

Философы и ученые тоже обсуждают нечто подобное, но только они говорят не о конце Света, а о возможной гибели человечества, в частности, о возможном сценарии гибели всего живого на Земле в результате наступления ядерной зимы, которая может случиться если Россия и США обменяются массированными ядерными ударами.

Ученые также обсуждают вероятности разных глобальных катастроф (падение большого метеорита на Землю, очень маловероятное столкновение Солнца с другой звездой и т. п. сценарии возможного). Обсуждают также неизбежное в конечном счете остывание Солнца (через многие миллиарды лет) и возможное в этой ситуации падение Земли на Солнце.

Все эти обсуждения не имеют никакой религиозной или мистической подкладки и носят реалистический характер, т. е. опираются на данные астрономии, физики, геологии и других наук.

Вы говорите о том, что существует народная молва о Конце Света. Я не знаю такой молвы. Я беседовал с тысячами людей, учу сотни студентов и практически не встречал хоть мало-мальски всерьез интересующегося проблемой Конца Света. На самом деле нет никакой народной молвы. Есть только отдельные люди, подобные гоголевскому Манилову, которые готовы обсуждать весьма далекие от жизни абстрактные вопросы. Философ Гегель говорил о таких людях, что они тешат или волнуют себя всякими "пустыми возможностями". Единственно, кто со мной всерьез хотел поговорить о конце Света, так это свидетели Иеговы, иеговисты. А их ничтожное количество. Для руководителей этой религиозной организации разговоры о конце Света имеют вполне практическое значение. Через эти разговоры они "уловляют души" и в конечном счете получают доступ к имуществу "пойманных".

Мои представления о мире и о судьбе человечества основываются не на религиозных текстах (в том числе Библии), а на здравом смысле, который в свою очередь зиждется на опыте моей жизни, на знании проверенных и устоявшихся данных науки, на философских идеях и категориях.

Вы говорите о конце Света. Под Светом вы имеете весь мир? Если это так, то я, как философ, скажу Вам: мир не имеет начала и, соответственно, не имеет конца. Есть такие философские категории: конечное и бесконечное. Они обозначают определенный срез реальности (мира). В аспекте категории времени они фигурируют под именами "временное, преходящее" и "вечное". Так вот: мир обнимает собой вечное и преходящее. По отношению к миру в целом нельзя говорить: вечен он или преходящ. Вот Вы верите в Бога и не обсуждаете вопрос "вечен или невечен Бог". Для Вас Бог нечто такое, что выходит за пределы любых земных оценок и категорий. Представьте себе, что и мы, философы, примерно так же думаем о мире. К миру в целом неприменимы в отдельности категории конечного и бесконечного, качества и количества, целого и частей, причины и следствия, действительности и возможности, порядка и беспорядка. Говорить о начале и конце мира также бессмысленно, как говорить, если вы верящий в Бога, о рождении или смерти Бога (в христианстве, правда, говорят о рождении и смерти Иисуса Христа; но: Христос - не в полном смысле Бог; он по христианским представлениям рожден женщиной и является лишь частью божественной Троицы).

"Конец Света" - архаическое выражение сложного комплекса идей и понятий, представлений о мире и человеке. Древние люди, употреблявшие это выражение, понимали мир весьма узко, даже не в пределах земного шарика, а в пределах своей территории (например, библейская легенда о всемирном потопе является повторением шумерской легенды о потопе, который случился в Месопотамии, в нижнем течении рек Тигра и Ефрата). Говорить сейчас о конце Света - это значит уподобляться древним людям, мыслить согласно их наивным представлениям об окружающем мире.

Сейчас философы уже не говорят о "Свете" в древнем значении слова. Они различают вопросы о мире в целом, о нашей части мира (которую ученые нередко именуют Вселенной, говоря, например, о Большом взрыве и расширяющейся Вселенной), о человеческом мире, жизни на Земле.

Если под концом Света Вы имеете в виду возможное прекращение жизни человечества как такового, то опять же философы, если это действительно философы, обсуждают данную проблему не в религиозных терминах, а в координатах философских категорий и на основе современных научных представлений. Здесь, действительно, есть проблема. В ХХ столетии человечество породило такую силу (ядерную бомбу), которая может уничтожить и его самого и почти всю живую природу на Земле. Обсуждение этой проблемы, однако, не терпит излишней эмоциональности, нагнетания страстей, запугивания кого бы то ни было. Во-первых, возможность самоуничтожения человечества весьма маловероятна (люди, прежде всего ученые и руководители ядерных держав, знают о такой возможности и это знание в значительной степени остужает горячие головы). Во-вторых, нормальные люди должны думать не о смерти-гибели, а о жизни: как лучше жить, как продолжить жизнь. Давно подмечено: о чем думаешь, то и случается, во что уверуешь, то и сбудется, чего хочешь, то и будет. Человек мнительный постоянно наталкивается на неприятности потому что он настраивает себя не на созидание, а на разрушение, не на продолжение жизни, а на конец жизни, не на положительное, а на отрицательное. Здесь работает механизм положительной обратной связи: человек настраивает себя на плохое; это плохое случается; он еще больше тревожится. Эта тревога усиливает его смятение и так до преждевременной смерти.

Зацикленность на теме смерти (в том числе, возможной гибели человечества, конца Света) свидетельствует о некоторой ненормальности данного человека (умственной или психической). Если Вы ощущаете себя нормальным человеком, испытывающим радость от жизни, то оставьте эти свои мысли о конце Света, бросьте себя травить. Тот, кто постоянно думает о смерти, уже не живет или одной ногой в могиле. У меня на этот счет есть формула: "Как мы думаем, так и живем. Лучше думаем - лучше живем". Если мы будем думать не о жизни (не о ее делах и радостях), а о смерти, то будем жить какой-то теневой, призрачной, неестественной жизнью.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Балашов Л.Е.,

Примечания
1. 2-е издание, исправленное, дополненное, с приложениями. M. 2005
2. Отзывы и предложения направлять по адресу: 115583, Москва, Воронежская ул., 9, 110. Телефон.: (094) 397-77-91
3. Copyright Балашов Л.Е.

См. также
  1. Балашов Л.Е. Жизнь, смерть, бессмертие человека
  2. Балашов Л.Е. Жизнь, смерть, бессмертие