Жизнь, смерть, бессмертие - магические слова,
которые
значат бесконечно много для каждого из нас.
Люди
задумывались над их смыслом с тех пор, как стали
людьми.
Особенно пытаются разобраться в них философы.
И это естественно. Философы - специалисты по
общим
проблемам бытия. Для них жизнь, смерть, бессмертие
имеют
не личное только, а универсально-всеобщее
значение.
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Общая характеристика работы
Значимость темы. Тема «жизнь, смерть, бессмертие
человека» относится к числу вечных, всегда нуждается в
разработке. Каждое время открывает в ней новые грани.
В теоретическом плане анализ этой темы позволяет глубже осмыслить сущность
человека. Актуальность ее диктуется необходимостью осмысления
таких новых реалий нашей жизни, как
- достижения биологической науки, в частности, расшифровка
генома человека;
- информационно-компьютерная революция и связанная с ней
виртуализация жизни;
- возникшая в ХХ веке угроза самоуничтожения человечества в
результате термоядерной войны.
В практическом плане разработка этой темы диктуется
необходимостью
- противодействия тому феномену в современной жизни общества,
который автор назвал некрофилией антикультуры; эта некрофилия
или, как называет ее И.В.Вишев, смертническая парадигма жизни
реально угрожает самым основам жизни человека;
- постановки научно-практической задачи значительного
увеличения видовой продолжительности жизни человека;
- культурного влияния на людей (в частности, их просвещения) в
духе жизнеутверждения, реалистической концепции бессмертия
(продолжения рода, творческого/социального бессмертия, активного
долголетия, увеличения видовой продолжительности человеческой
жизни).
Степень разработанности темы. Тема «жизнь,
смерть, бессмертие» необъятная. В той или иной мере по ее поводу
высказывались почти все философы. В комплексном виде (в
триединстве «жизнь-смерть-бессмертие») она разрабатывалась
Платоном, Гегелем, некоторыми русскими философами. В
отечественной философии последних десятилетий - И.Т.Фроловым,
И.В.Вишевым. Отдельные части этой темы («жизнь и смерть», «смерть
и бессмертие», «смерть», «бессмертие») рассматривались многими
философами. Из отечественных следует указать на И.Д.Панцхаву,
И.А.Крывелева, Н.Н.Трубникова, А.В.Демичева, О.С.Пугачева,
В.И.Красикова, Н.М.Солодухо.
Постановка проблемы. В работе сделана попытка
осмыслить понятия «жизнь», «смерть», «бессмертие» в определенном
категориально-логическом поле, прежде всего в их отношении к
таким фундаментальным философским категориям как конечное и
бесконечное (Работа написана в русле и в развитие тех идей,
которые изложены в книге: Л.Е.Балашов. Мир глазами философа.
/Категориальная картина мира/. М., 1997.)
Проблема «жизнь, смерть, бессмертие человека» рассматривается не
только в человеческом, но и в биотическом смысле.
Цель работы - разработка реалистической
(нерелигиозной) концепции жизни, смерти, бессмертия человека.
Задачи исследования:
- обоснование необходимости разработки реалистической концепции
жизни, смерти, бессмертия человека;
- выявление логики развития представлений о жизни, смерти,
бессмертии в истории философии и вообще духовной культуры
человечества;
- осмысление логики соотношения категорий конечного и
бесконечного и использование их в анализе жизни и смерти,
смертности и бессмертия;
- осмысление внутренней природы связи жизни не только со
смертью, но и с бессмертием;
- раскрытие соотношения понятий актуального и потенциального
бессмертия;
- характеристика особенностей человеческой жизни, человеческой
смерти и бессмертия в рамках социальной философии.
Основная идея работы в концентрированном виде
выглядит так: абсолютное индивидуальное бессмертие невозможно, но
возможно и реализуемо бесконечное приближение к идеалу
абсолютного бессмертия.
Объектом исследования является сущность и
существование человека, человек в своей индивидуальной ипостаси и
общей (родовой-социальной) сущности, как живое существо и член
общества.
Предметом исследования является жизнь человека,
взятая в аспекте конечности и бесконечности существования, в
частном случае, в аспекте смертности и бессмертия человека.
Философско-методологические основания работы (принципы,
методы):
- Социально-философский подход: осмысление-анализ жизни
человека-индивида в рамках жизни всего человечества.
- Гуманистическая устремленность, приверженность
гуманистическим и вообще витальным ценностям, ориентация на
духовное, нравственное здоровье людей, человеческого общества в
целом.
- Опора на здравый смысл и вера в творческую силу человека, в
созидательные возможности человечества.
- Категориально-логический анализ, осмысление
жизни-смерти-бессмертия в категориально-логическом поле
деятельности, конечности и бесконечности существования, а также
таких философско-методологических принципов как принципы
объективности, развития, детерминизма, преемственности, единства
бытия и небытия, исторического и логического, абстрактного и
конкретного, эмпирического и теоретического.
Основные тезисы:
- Жизнь не является в отдельности ни смертной, ни бессмертной.
Она борется со смертью за бессмертие. Жизнь соединяет и
разделяет их, т. е. создает и разрешает противоречие
между смертностью и бессмертием. Стрела жизни
направлена от смертности
к бессмертию.
- Смерть возникла на определенном этапе становления живой
природы и как эволюционное приобретение жизни не равна ей, т. е.
является лишь одной из форм оконечивания жизни. Поэтому ценность
жизни как таковой нельзя мерить ее отношением к смерти. Смерть
отнюдь не придает жизни смысл. Разговоры о положительной ценности
смерти для жизни являются не только неуместными, но и опасными,
самоубийственными для человечества.
- Абсолютное индивидуальное бессмертие невозможно, но возможно
и реализуемо бесконечное приближение к идеалу
абсолютного бессмертия. Это бесконечное приближение
диссертант называет «деланием» бессмертия, показывает сложный
характер этого "делания".
- Анализируя феномен реального бессмертия, диссертант приходит
к выводу, что наряду с потенциальным существует
актуальное бессмертие. В этой связи обосновывается
введение в философскую литературу понятия «актуальное
бессмертие».
Новизна исследования заключается в том, что
проблема жизни, смерти, бессмертия рассматривается
комплексно, в едином
категориально-логическом поле, в их отношении к фундаментальным
философским категориям: конечному и бесконечному.
В частности:
- Определяются такие категории социальной философии как жизнь и
смерть человека.
- Осмысляется соотношение жизни и смерти в аспекте
диалектического единства конечного и бесконечного.
- Выдвигается и обосновывается идея «делания» бессмертия и
дается характеристика форм его выражения.
- Раскрывается различие смысла и цели жизни.
- Обосновывается положение о том, что жизнь противоположна
смерти, а смерть - бессмертию; следовательно жизнь и бессмертие
суть одно.
- Вводится понятие актуального бессмертия.
- Половая любовь осмысляется не только и не столько как
чувство, сколько как особый род совместной деятельности мужчины и
женщины, связанный с «деланием» бессмертия.
Теоретическая значимость исследования.
Разработана и обоснована реалистическая (нерелигиозная) концепция
жизни, смерти, бессмертия в аспекте осмысления новых реалий нашей
жизни, таких как (1) достижения биологической науки, в частности,
расшифровка генома человека; (2) информационно-компьютерная
революция и связанная с ней виртуализация жизни; (3) возникшая в
ХХ веке угроза самоуничтожения человечества в результате
термоядерной войны.
Практическая значимость исследования. Результаты
исследования могут служить методологической основой:
- для постановки и решения фундаментальных научно-практических
задач, связанных с увеличением видовой продолжительности жизни
человека.
- консультирования в медицинской практике, в психотерапии, в
психоанализе, в работе практических философов, в социальной
работе.
Они могут быть также использованы:
- в преподавании философии, гуманитарных дисциплин и
междисциплинарных предметов.
- в просветительской работе с населением (по линии общества
«Знание» и других подобных организаций).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Примечания 1. 2-е издание, исправленное,
дополненное, с приложениями. M. 2005
2. Отзывы и предложения направлять по адресу: 115583, Мо-сква,
Воронежская ул., 9, 110. Телефон.: (094)
397-77-91
3. Copyright Балашов Л.Е.
См. также