Можно много говорить о различительных характеристиках традиционного и инновационного образования. Но совершенно вне этих различий лежит образование экзистенциальное, образование, обучающее творчеству собственной жизни, позволяющее человеку стать свободным и сильным.
Значение образования и даже представлений об образовании в современной нам культуре очень велико. Именно образование определяет характер душевной, экономической и политической жизни человека. Образование сберегает традицию, обеспечивая преемственность и наследование поколений, организует' связь времен, согласовывает день вчерашний, сегодняшний и завтрашний. Образованность посвящает человека в среду, давая ему шанс стать «своим» для общества.
Образование обречено опираться на традицию. Даже негативное, или «инновационное» отношение к традиционному в подлинном образовании носит характер ответа, а не игнорирования. Но кроме традиционности, заметной и очевидно существующей, у образования есть еще одна необходимая характеристика - современность. Современное образование - опыт, осуществляющийся во времени, и опыт осуществления времен. Для некоторых людей - это время всей жизни, для других - это некоторое время перед более интересной жизнью (творчеством и самовыражением), для прочих - пустое время психологического (психосоциального, психофизического и т.п.) моратория. В России время, необходимое для достижения так называемой «образованности», постоянно увеличивается и усложняется, требуя все большего места в жизни человека. При этом сохраняющего критический рассудок человека не оставляют сомнения: образовалось ли что-то принципиально новое и хорошее в моей жизни после долгих лет учебы? Ради чего я учился и учил? Новое в моей жизни произошло благодаря учебе или вопреки? Стоило ли образование тех денег и сил, которые пришлось заплатить? Была ли необходимость учиться так долго?
Образование является необходимым опытом для формирования проекта своей жизни. Но и сейчас еще можно встретить малообразованных людей, всю жизнь тяжело трудящихся и имеющих уверенную нравственную и жизненную позицию, в отличие от спивающихся и дуреющих от лепи и скуки бывших грамотных школьников. Ведь образованность определяется не успешно сданными экзаменами. О самом главном в жизни на экзамене не спрашивают. Нет в школе экзамена на совесть, достоинство, талант, поиск своего пути, любовь. Все это постигается со временем, в том числе и со временем образования. Однако и без образования становятся честными, мудрыми, счастливыми. Где человек находитродину, веру, близость, смысл, призвание? Разве только в образовательном учреждении? Конечно, нет, но надеется встретить именно в связи с образованием.
В современном обществе образование - опыт, в который неизбежно и с необходимостью вкладываются силы всех людей, осознающих трагичность и незавершенность своего существования в мире. Для многих людей современной культуры образовательный опыт настолько важен, что они посвящают ему большую часть своей жизни. Многие работы требуют постоянного образования, далее солдата уже очень трудно научить выполнять все его обязанности за срок службы. Идеал школьного и профессионального образования требует такого временного вклада, что школьникам-отличникам не хватает суток для выполнения домашнего задания. На родительском собрании в школе родители добиваются уменьшения домашних заданий, так как дети уже заболевают от перегрузок. Не легче и достойным педагогам. Они чувствуют свою ответственность за дальнейшую судьбу своих учеников, за их возможности поступить в вуз, сделать карьеру, устроить жизнь, а требования, все увеличиваясь в объеме, становятся все менее внятными, все менее традиционными, все более непредсказуемыми и относительными.
Неопределенность и сложность требуемых форм отражает важность образования в контексте соответствия человека и времени жизни. Образованный и образующийся человек должен соответствовать ситуации. А ситуация меняется.
Такая важность образовательного опыта требует рассматривать его как практическую проблему и практическую ответственность, так как теоретических постижений для того, чтобы быть образованным, явно не достаточно, теоретическая истина, даже открытая, доказанная и зафиксированная в тысячах разных видов в книгах, умах и законах, нуждается в конкретном человеке, который переоткроет, перескажет, перепишет, а главное переживет ее во времени своей собственной жизни среди людей.
Образовательный опыт обусловлен такими сложностями не только потому, что человеку необходимо научиться, испытать, усвоить и освоить знания, то есть вместить образовательный опыт во время своей жизни, но и потому, что образовательный опыт призван создавать время жизни, придавать смысл труду, словам, действиям, обосновывать возможности принятия решений, связывать времена и людей в новые отношения. Образовательный опыт - это не только опыт образования и преобразования, но и опыт освобождения, создания новых возможностей, опыт «овозможивания возможного» (С.Левицкий). Человек творит новую жизнь своими желаниями, намерениями. Дает своим желанием возможность появляться новому. «...Какое в конце концов можно привести основание в пользу того, что вообще что-нибудь появляется на свет? Мы можем говорить сколько угодно о логике, необходимости, категориях, абсолютном, обо всем, что только имеется в складах философии, но единственное реальное основание, которое я могу придумать, почему вообще что-либо появляется на свет, это то, что кто-то желает, чтобы оно появилось. Оно требуется, требуется, может быть для того только, чтобы принести искупление ничтожнейшей доле мирового целого. Это - живое основание, и по сравнению с ним материальные причины и логические необходимости - это какие-то бесплотные тени» [Джеймс 1997: 318J, писал У.Джеймс сто лет назад.
Диалектическая противоположность призванности образовательного опыта в прошлое и в будущее порождает проблему смысловой неопределенности всяческих завершенных и не завершенных форм образовательного опыта. Неизбежная тревога гакой тотальной неопределенности требует наличия в образовательном опыте характеристик опыта терапевтического, целительского, спасающего, скачкообразно преображающего, а не только алгоритмически усовершенствующего. Этим, отчасти, обусловлена множественность инноваций в образовательный опыт, по сути, надежд на игровые, дискуссионные, творческие, корректирующие формы образования. Но очевидно, что сами по себе формы времяпрепровождения и сущности-ценности, на которые ориентируется педагог, не определяют успеха. Из любого опыта и из любой ценности можно сделать зло, если они попадают в руки дьявола. И из слабости и страдания можно сделать жизнь. «Если Будде дадут яд, из него все равно должна выйти любовь», - говорил Будда-Шакьямуни. Николай Лесков писал об старых обычаях воспитания дворян в кадетском корпусе. В те времена зуботычина не считалась важным делом, больше всего боялись сделать человека несчастным, покалечить его жизнь. Но ведь и заботой сегодня калечат жизнь. Извращению подвержено все. Даже самые благие намерения порождают безобразных химер.
Современное образование нуждается не только в формальных и сущностных основаниях. Необходимы основания экзистенциальные (экзистенция -жизнь в момент ее обновления, возникновения; жизнь как процесс; конкретная жизнь, порождающая живое существо). Экзистенциальные основания позволяют понять смысл, знание, действительность в терминах «моей жизни», позволяют присутствовать не просто в бычий, а в «здесь бытии». Образование, в котором приоритет отдается онтологическим основаниям, следует называть экзистенциальным. Это имя отражает не специфичность преподаваемого предмета, может быть экзистенциальная математика и экзистенциальная литература, не уровень сложности или продвинутое™ учителя, не степень болезни или недоразвитости ученика. Оно возникает лишь из согласованности установок и ориентации на самое важное - проживаемую жизнь.
Экзистенциальное образование - не инновация, еще до того как появилось понятие экзистенции в истории западной культуры, мыслители ориентировались на жизнь. Но сегодня экзистенциальное образование это область обновления и наследования жизни людей предыдущих поколений и создания условий для жизни поколений последующих. Экзистенциальное образование нуждается в организации, хозяйстве, выражении и понимании. Много хороших людей и хороших педагогов не могут работать в существующих школах, так как являются чужими в их среде. Для них в школе слишком мало жизни и слишком много мусора. Следует так организовать образовательное сообщество, что бы оно привлекало сильнейших, лучших, самых живых, а не самых ригидных, запрограммированных и зависимых. Для привлечения сильных и свободных людей надо не так много в материальном смысле, деньги они часто сами могут заработать, их надо услышать, дать им право высказаться, ответить им с той же душевной откровенностью, с которой они обращаются в мир. Процесс этот, очень интенсивный и очень живой, реализуется в диалоге. Речь такого диалога не расходится с делом и не создает иллюзий. Она не преуменьшает важность и точность содержания, а наоборот увеличивает, проверяя его жизнью, хотя часто не использует преувеличенных степеней сравнения и восторгов.
Экзистенциальное образование - это всегда существующее, умирающее и возрождающееся творческое наследование природы, культуры, истории. От неэкзистенциального образования его отличает действенная, терапевтическая сила, умножающая реальное благополучие людей. Благополучие не всегда просто приходит и не всегда вовремя осознается, но семена благополучия все равно прорастают. Экзистенциальное образование ориентировано на время больше, чем на содержание, так как содержание опыта обновляется и появляется, а периоды времени определяют абсолютные границы жизни. В экзистенциальном образовании радостной и желанной силой наполнено нонятие ответственности. Ответственность - свобода отвечать, придает речи человека творческую силу. В неэкзистенциальном образовании эта творческая сила речи не осознается и не используется.
Результат речи может быть двух типов: продукты и плоды. Продукты -суть отходы (через несколько циклов обмена они вес равно станут отходами). Плоды - это новая жизнь, растущая, дающая в свою очередь жизнь другим. Одна и та же вещь может быть продуктом-отходом или плодом, в зависимости от образования. Например, желанный ребенок - это плод, а не желанный абортус, продукт для исследований и отход. Экзистенциальное образование ориентируется на плоды. Именно в этом проявляется творчество. Творчество - это не производство и не продуктивность.
Можно привести очень простой пример. Когда ученик до отвращения выучивает стихотворение, механически отвечает и получает пятерку, кем он при этом становится? Глухим к поэтическому слову. Педагог кем становится? Громкоговорителем. А когда ученик выучивает стихотворение и отвечает его, переживая и страдая за каждое слово, кем он становится? Пятерки не получит, но становится чутким и взволнованным. Когда я говорю механические слова, я становлюсь машиной. Когда говорю слова души, становлюсь душевным. Повседневная и незаметная свобода творчества всегда доступна, но всегда требует ответственности.
Образ творчества. Животные своей жизнедеятельностью творят среду обитания. Поедая и переваривая живые организмы, они осуществляют наследственную изменчивость и естественный отбор. Животные умирают так же естественно, как рождаются и живут. Они умирают такими же, какими родились. Человек - это животное, но с даром особого человеческого творчества. В своем человеческом творчестве он союзник Бога, а в своем упрямстве - враг всего живого. Нетворческий человек жалок, скучен, неинтересен, метафизически одинок и безнадежно виноват. Но как быть Творческим Человеком? Или точнее: как по своей воле стать Творческим Человеком?
Наблюдение: Идет учебная терапевтическая группа. Участвуют студенты психологического факультета в одном из городов Западной Сибири. Занятия проходят в актовом зале. Закончился перерыв, студенты уже заняли свои места в кругу, в дальней части зала. Я - ведущий, немного опоздав, иду по проходу к своему месту. Мне удается застать оживленную беседу между участниками о происходящем в группе, но стоит обозначить начало работы, воцаряется молчание, бывает, на долго. И это не случайность, в подобных случаях молчат не только студенты, но и опытные психотерапевты на семинарах у известных специалистов, сотрудники в присутствии начальника, участники иных мероприятий в присутствии значимого и авторитетного человека.
Что мешает продолжить непринужденную приятную беседу? Из чего состоит глухая стена ожидающего молчания? Дело в том, что речь в контексте осознанного присутствия (авторитетного лица, группы, потенциального или реального важного человека) стоит дороже, чем болтовня на перерыве (на досуге). Присутствие ведущего, строгого и официального, обусловливает ответственность за слова - сказанные и выслушанные (стоит заметить: не плату, не цену, не опасность наказания, хотя и это тоже может иметь место, мы здесь говорим именно об ответственности). После официального начала беседы даже на заданный вопрос и на просьбу высказаться, ответы звучат не сразу, а лишь после сосредоточенного решения. Таким напрягающим и одновременно обостряющим ситуацию присутствующим, который придает важность моменту, может быть любой собеседник, от цветка, котенка, ребенка до Господа Бога. И от того, как складывается беседа, будет зависеть, что за событие происходит в данный момент времени. Серьезная беседа создает причины для серьезных последствий, незначительная беседа ничего не создает. Понимание такой характеристики, как серьезность высказываний, позволяет сделать великое открытие: речь создает время жизни и события жизни, обусловливает творчество. Если мы говорим по-настоящему, то слова лжи делают меня лжецом, слова глупости - глупцом, слова жалобы - жалким, слова любви - любящим и т.д. Не я - лжец, глупец, любящий, говорю слова, слова делают меня говорящего кем-то определенным.
Но и услышанные всерьез слова не менее сильны, слова просьбы, призыва, обращенности ко мне делают меня ответственным за ситуацию. После услышанной просьбы я или делюсь своей жизнью, или прячусь, открываюсь или закрываюсь, вступаю в борьбу или заключаю союз. Услышанная речь делает меня ответственным, создавая время моей ответственной жизни. Речь обладает времяобразующей и жизнеобразующей силой, просто и достоверно ощутимой. Встреча, обреченность, отречение, наречение (речь - общий корень этих слов и этих событий) - это события времени жизни, события становления мира и меня в мире. Состояние бытия в мире определяется приставками, склонениями, спряжениями и окончаниями речи. Мыслители, древние и живущие, преодолевали и преодолевают с помощью этой силы не только жизненные трудности, но и культурные, религиозные, научные догмы, их высказывания привлекают нас своей силой и серьезностью, юмором и иронией. Первое открытие этой творческой силы речи как метода со мной случилось на семинаре Александра Ефимовича Алексейчика в 1997 году в Литве, а перед этим силу молчания и тишины открыл Римантас Кочюнас в 1993. Более захватывающего знания в многочисленных поисках силы мне встретить не удалось, но были встречи с другими людьми, по-своему живущими силой речи и показывающими не метод, но пример, и это так же обогащало. Ответственный диалог является для меня самым большим праздником в жизни, и его отсутствие не может заменить никакое количество веселящих средств, в том числе научных и духовных.
Как и всякая сила, речь тревожит и беспокоит. Поэтому ее принято обуздывать и даже насиловать путем «познания, понимания и принятия». Обессиленная «пониманием и объяснением» речь превращается в болтовню. (Существует и другая крайность, наивного или фанатического возвеличивания речи, придания ей чудесных метафизических свойств, но об этом отдельно и позже.) Когда-то письменная речь обладала магической силой создания времени, чтение книги меняло жизнь, книги даже сжигали, опасаясь их влияния, они содержали заклинания. Ради того, чтобы опубликовать произведение, люди рисковали жизнью еще совсем недавно. Сегодня прочитать можно все, и это мало что изменит, написать тоже можно все, что угодно, к бесконечности нельзя прибавить еще чуть-чуть. И все-таки мы читаем, читаем и надеемся встречаться с силой, истиной, духом, знанием, разговариваем друг с другом, надеясь на радость и смысл.
Чтобы надежды не были беспочвенными, нам необходим метод. Метод речевого мышления, речевого сознания, речевого отношения и восприятия. В этом методе нет ничего внежизненного, технического, абстрактного, он практичен и сущностно связан со временем, его нельзя освоить упражняясь, метод требует практики самовыражения, события, необратимо образующего жизнь.
Пример: Бабушка печет пироги, а внучка рядом играет и «помогает» стряпать. Учится ли в этот момент внучка, и если учится, то чему? Что образуется в этом опыте? Учится очень важным вещам - желанию стряпать с душой и любовью. Образуется позиция хозяйки, женщины, образуются желания и т.д. В чем состоит метод? В том, чтобы уметь печь пироги. О том, как образуется жизнь, вряд ли бабушка может что-то сказать. Надо заниматься предметом, но как? Метод экзистенциального образования - это не техника, это угол зрения. На все предметы, способы, методы и вообще на всю «тьму вещей» есть особый взгляд -из конца времен, из плодов. Этот метод - тоже не инновация, он существовал очень давно и в христианстве, и в буддизме, и в учении К.Кастанеды, и во многих семьях, воспитавших великих образованных людей.
Экзистенциальное образование обращается к людям, способным «читать медленно», слушать благосклонно, говорить незабываемо, склонным к благодарному вниманию ко времени жизни, стремящимся к силе действительности, а не к круговороту иллюзий. Оно опирается на тексты великих ученых, совершивших потрясающие открытия. Часто они написали многие тома сочинений, которые сейчас издаются очень академически и объемно. Но в повседневной жизни мы не можем позволить себе читать всего подряд Толстого, Достоевского, Хайдеггера, Ницше и многих других, это могут позволить себе только некоторые специалисты, устроившиеся так, что им за это платят. Да и то они читают не всех великих мыслителей, они пристрастны. Кроме того, за многолетнее чтение есть цена - специалист порабощается привычкой проводить время в безопасном чтении, упуская силу поступков и действий. Задача педагога в экзистенциальном образовании - привлечь внимание читателей к удивительной силе современного знания в различных, часто небольших и поэтических текстах, достаточных, тем не менее для того, что-бы стать наследниками не абстракций, но творческой силы, открытой великими. Этой задаче служит и форма образовательного опыта -диалог. Всякий текст (устный или письменный) обусловлен творческим прочтением и.творческим самовыражением авторов и потому живет в диалоге откликов и ответов. Таким образом, мы создаем время наследования знания, опыт диалога. Каждый человек - собеседник.
В некоторых первобытных племенах был обычай: съедать мозг умершего главы семьи. Часто современные читатели пытаются «съесть» ум великого писателя, читая его книги. Жажда силы и вдохновения толкает на покупку книг и чтение. Но интересно ли вам слушать или читать, что думает ваш коллега по поводу прочтенного им Кьеркегора? Чаще всего нет, потому что от речи Кьеркегора рождается время познания, а от речи вашего коллеги время болтовни, даже если вы получите удовольствие, обсуждая отдельные тонкости, удовлетворите свое тщеславие и эстетизм, все равно жизнь не станет более духовной. Некоторым «профессионалам» удается уничтожить и силу гениального текста. Например, моей школьной учительнице по литературе в свое время удалось убить для меня речь Л.Н.Толстого на годы, я ничего не мог ни увидеть, ни услышать, кроме ее претензий. Зато во время службы в армии, среди тупого труда, мата и житейской простоты, книги Толстого стали праздником жизни. Мы не должны пожирать ум предшественников, не должны исследовать его, превращая в отходы и складируя, а должны наследовать, встречаясь на следах предшественников (на их пути) с нашей собственной действительностью. Не нужно читать всего Л.Толстого, слушать всего И.Баха, зубрить всего А.Пушкина. Нужно совсем не много, иногда нескольких страниц или строк, но создающих время встречи, прощания, призыва, ответа, речи, дающей нам нашу реальную жизнь. Продукты труда школьников, студентов, ученых, политиков, журналистов часто действительно выглядят как отходы, скапливаясь в местах их производства - школах, университетах, исследовательских институтах. Ни одно животное не может жить в собственных отходах. Не может и творческий человек жить в отходах своего и чужого творчества. Необходим метод иного творчества, не метафизического, а речевого. Собственно говоря, здесь начинается открытое пространство, ради путешествия в которое и трудится настоящий учитель.
Современный педагог всегда первым делом ищет метод. В экзистенциальном образовании метод пока не создан, но кое-что все-таки есть. Метод, о котором идет речь, нельзя представить как технологию или алгоритм, как нельзя технологически представить метод любви, надежды, веры, радости, таланта, вдохновения, призвания, чести, храбрости и много другого. Каждый человек такими методами владеет, но попытки его изложить точно и определенно приводят к абсурду, и часто гораздо лучше метод изложен уместным и кстати рассказанным анекдотом. Неопределенность одно из главных свойств этого метода и начальный ресурс. Поэтому для его постижения потребуется не просто есть и переваривать данности, но творчески выражаться. Жизнь рода продолжают наследники. Жизнь метода тоже. Способны ли мы к жизни как наследники метода? - решающий вопрос для учителя и ученика. Бесплодие прекращав! жизнь метода, метод разрушается как опустевший дом, оставляя только горы мусора. Метод в экзистенциальном образовании передается как некая направленность, спасающая от беспочвенности и дурной бесконечности образовательного опыта.
Учитель жертвует себя будущему, ученик жертвует себя прошлому, как писал О.Розеншток-Хюсси. Уважительно и чутко отвечать друг другу из разных позиций, состояний и времен (что не отрицает смертельно опасную жесткость при необходимости иметь дело с позициями, угрожающими главному) - вот, пожалуй, самый главный метод экзистенциального образования. Это самое трудное в жизни, раньше даже считалось, что такой диалог вообще не возможен. «Конный пешему не товарищ», «сытый голодного не разумеет» - как часто это действительно так, но ведь в процессе жизни, и тем более жизни образовательной, все сущности временные. И конный не всегда был конным и не останется навсегда конным, и пеший, бывает, «тише едет, дальше будет», сытость временное явление, голодного можно накормить. Учитель что-то уже знает, ученик - еще нет. Ученик еще развернется в своем таланте, учитель - только истощится. Есть основания тиранить и не понимать друг друга? Конечно, есть, и очень серьезные. Но в понимании временного характера образования, временных обязанностей и обязанности в наследовании жизни есть и возможность диалога.
Главный выбор позиции в образовании таков: видеть и говорить из конца времен, создавая настоящую и будущую жизнь, или тратить жизнь, паразитировать и отрицать действительность ради своих иллюзий, инфантильных и фиксированных но своей природе. Выбирая первое, мы ступаем на путь экзистенциального образования, открываясь интересному (то есть необходимому) и вступая в поле тревоги и напряжения временных периодов от начала до конца, от рождения до смерти, от встречи до прощания, от творения мира, до конца света и многих других.
Литература
Опубликовано: Сибирь. Философия. Образование. Институт повышения квалификации, Новокузнецк, Научно-публицистический альманах. 2002 (выпуск 6) с.72-80