ENG
         
hpsy.ru/

../../Феноменологический подход в психологии: история и перспективы (по работам Э. Гуссерля)

Объект исследования: философские проблемы психологической науки, ее предмета и методологии.

Предмет исследования: феноменологическая философия и методология психологии Гуссерля как один из парадигмально-методологических подходов в изучении психического. В соответствии с устоявшейся традицией, гуссерлевский подход в психологии именуется в диссертации также феноменологической психологией.

Цель исследования состоит в том, чтобы путем критического анализа основных положений феноменологической психологии Гуссерля установить перспективы феноменологического подхода в плане сущностного исследования психического.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Общими принципами гуссерлевской философии науки являются: фундаментальное различие реального и идеального; принцип строгой научности философии, претендующей на обоснование науки (философский радикализм); принцип беспредпосылочности; принцип очевидности («принцип всех принципов»); принцип автономии; дескриптивный характер исследования; достижение и экспликация первичного опыта; априоризм.
  2. Гуссерлевский подход к обоснованию психологии сталкивается с рядом внутренних проблем, которые указывают на его ограниченность и неспособность непротиворечивым образом решить стоящие перед ним задачи. В качестве фундаментальных проблем феноменологического подхода выявлены: концепция «материального Априори», которая ведет к девальвации принципа априоризма; проблема неинтенциональных психических феноменов, зависимая от этой концепции Априори; проблема дорефлективного опыта, указывающая на пределы рефлективного метода и ставящая под вопрос интенциональность в качестве сущностной характеристики психического; концепци «чистого Я», неспособная разрешить проблему индивидуации психической жизни в силу принципиальной невозможности приведения чистого Я к «самоданности» в рамках гуссерлевского проекта.
  3. Осмысление выявленных проблем демонстрирует неуниверсальный характер рефлективной методологии и незаконное ограничение предмета психологии сферой интенциональных феноменов: а) Положение Гуссерля о том, что рефлексия не изменяет сущность первичного переживания, является метафизической предпосылкой и не может быть «феноменологически реализовано». b) Гуссерлевская концепция интенциональности как предметного сознания сталкивается с принципиально неразрешимой в ее рамках проблемой первичного сознания (самосознания), которое не может быть предметным. Поскольку первичное сознание не может быть предметным, интенциональность не является «сущностью» (фундаментальным априори) психической жизни. Перспектива исследования этой сущности видится в изучении непосредственного (дорефлективного) психического опыта. Одним из ключевых феноменов дорефлективной жизни является настроение как первичный опыт самости, фундирующий интенциональную активность сознания.

Шкуратов И.Н.,

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва - 2002
Об авторе:
Иван Николаевич Шкуратов, кандидат философских наук. Преподаватель кафедры философии Белгородского государственного университета. Координатор проекта LebensWelt
Сайт LebensWelt (нем. Жизненный Мир) посвящен современным феноменологическим исследованиям, в философии и психологии par excellence. Основными целями некоммерческого проекта LebensWelt являются: публикация на страницах сайта оригинальных феноменологических (и близких к ним) исследований; организация виртуального сообщества для проведения on-line конференций; предоставление всем интересующимся феноменологией базовой информации в этой области.
© И.Н. Шкуратов

См. также
  1. Шкуратов И.Н. Феномен настроения: пути к осмыслению