ENG
         
hpsy.ru/

../../Феноменологический подход в психологии: история и перспективы (по работам Э. Гуссерля) [2]

Вторая глава. Критический анализ основных положений феноменологической психологии Э. Гуссерля

2.1. Исторические источники и предпосылки возникновения феноменологической психологии

Предлагаемый анализ источников феноменологической психологии не может претендовать на полноту исторического рассмотрения, поскольку такое рассмотрение является самостоятельной, весьма трудоемкой и обширной задачей, которая, во-первых, способна затмить собой нашу тему, а, во-вторых, не оправдана целью настоящей работы. В связи с этим мы ограничимся лишь непосредственными источниками обсуждаемого подхода. Далее следует учесть различия в характере и степени влияния тех или иных непосредственных источников на возникновение и развитие феноменологической психологии Гуссерля. В данном отношении мы руководствуемся принципом соразмерности, который подразумевает рассмотрение только тех непосредственных источников, которые предопределили парадигматический характер рассматриваемого учения, т.е. его основополагающие идеи, а не какие-либо частные решения. Вследствие этого мы сочли возможным отказаться от рассмотрения концепций К.Штумпфа, А.Мейнонга, Т.Липпса и др., оказавших значительное, но все же не определяющее влияние на развитие феноменологической психологии Гуссерля. Таким образом, наш историко-сравнительный анализ будет минималистским: рассмотрению подлежат только те источники, от изучения которых совершенно невозможно отвлечься для понимания основ феноменологического подхода в психологии и, далее, его перспектив.

2.1.1. Дескриптивная психология Ф. Брентано

Сказать, что немецкий философ Франц Брентано (1838-1917) оказал серьезнейшее влияние на феноменологическую психологию Гуссерля или на его философию в целом, - значит не сказать ничего. Именно с посещений лекций Брентано в Вене в 1884-1886 гг. началось гуссерлевское обращение к философии, именно его Гуссерль считал своим единственным учителем в философии. Более того, несмотря на тягу Гуссерля к предельной самостоятельности мышления, есть все основания утверждать, что Брентано предопределил и пафос (философский радикализм), и цель (строгая наука), и тему (интенциональные феномены) феноменологического проекта, равно как и способ разработки этой темы (внутреннее восприятие). Ему же Гуссерль во многом обязан первичным кругом чтения и своими философскими предпочтениями. Вместе с тем, следует предотвратить ложное толкование, будто гуссерлевская феноменология заимствует брентановские концепты. Правильнее было бы сказать, что воззрения Брентано послужили тем исходным материалом, который был значительно преображен в ходе феноменологической работы Гуссерля.

Фундаментальные идеи психологии Брентано изложены в первом томе его труда «Психология с эмпирической точки зрения» (1874) [20]. Нужно заметить, что Брентано был убежденным сторонником позитивизма и недолюбливал немецкую классическую философию, считая ее в соответствии с выдвинутым им учением о четырех фазах развития философии эпохой крайнего упадка. В своей приверженности линии О.Конта он подчас доходил до крайностей, называя естественнонаучный метод «подлинным методом философии». В предисловии к «Психологии» говорится: «Название, которое я дал своей работе, характеризует ее и по предмету, и по методу. Моя исходная установка в психологии является эмпирической; только опыт значим для меня как наставник -, но я разделяю убеждение, что эта точка зрения вполне совместима с допущением определенного идеального созерцания» [7, с. 11]. Эмпиризм, о котором заявлял Брентано, оказался весьма своеобразным и вряд ли совпадал с представлениями экспериментальной психологии. Брентано не мог смириться с универсализмом физиологического исследования души. Тем не менее он четко придерживался идеи строго научной психологии, которая мыслилась как «венец» наук и основа философии: «нам нужно ядро признанной всеми истины… На место психологий мы обязаны поставить психологию» [там же].

Позднее Брентано выделил в рамках своей психологии два направления исследования: дескриптивную психологию («психогнозию») и генетическую психологию. Первое и, по мнению Брентано, важнейшее направление имеет своей целью описание состава и структуры психических феноменов, второе, близкое физиологии, - изучение законов, по которым эти феномены появляются и исчезают. Отголосок такого подразделения исследования мы встречаем затем у Гуссерля в учениях о статической и генетической конституции.

Свою исходную задачу Брентано видел в том, чтобы вычленить саму сферу психологической науки, найти строгий критерий отличия психических феноменов от не-психических, или физических. Заметим, что понятие «феномен» Брентано употребляет скорее в контовском смысле (ph