Предназначена для людей, имеющих высшее психологическое, психолого- педагогическое образование, а также для специалистов в области социальной работы и врачей-психиатров. Желателен опыт психологического консультирования не менее одного года.
Ведущие:
Альфрид Лэнгле руководитель программы, доктор психологии (Ph.D), доктор медицины (M.D.), врач, психотерапевт, основатель Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа (GLE-International, Wien), автор многочисленных книг и статей, посвященных теории и практике экзистенциального анализа, ученик Виктора Франкла.
Игнатьева Наталья Сергеевна руководитель проекта, дипломированный экзистенциальный психотерапевт, тренер и супервизор (GLE-International, Wien), член Совета тренеров Ассоциации экзистенциально- аналитических психологов и психотерапевтов (АЭАПП, Москва), медицинский психолог группы психиатрических исследований ИНХ им. Бурденко, ст. преподаватель факультета психологического консультирования МГППУ.
Ларина Ирина Александровна дипломированный консультант экзистенциально- аналитического направления, тренер и супервизор (GLE-International, Wien), член Совета тренеров Ассоциации экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов (АЭАПП, Москва), преподаватель психологии с более чем 30-летнем стажем.
Баранникова Дарья Александровна дипломированный экзистенциальный психотера- певт, ко-тренер (GLE-International, Wien), член Совета тренеров Ассоциации экзистенциально- аналитических психологов и психотерапевтов (АЭАПП, Москва), канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии МСПИ.
Программа включает следующие циклы семинаров:
1 Введение в экзистенциальный анализ и
логотерапию
История возникновения
экзистенциально-аналитического направления и его специфика.
Основные понятия и концепции, в том числе, положения
экзистенциально-аналитической антропологии как глубокой
консультативной и психотерапевтической работы. Введение
экзистенциально-аналитическую теорию мотивации.
2 Первая фундаментальная мотивация (ФМ) - онтологическое
измерение экзистенции. Феноменология.
Экзистенциально-аналитическое представление об основе мотивации
человека. Анализ блокад первой фундаментальной мотивации. Работа
над способностью выдерживать и принимать что-то в жизни. Тема
доверия как основополагающей персональной способности человека на
уровне первого фундаментального условия экзистенции. Работа с
чувством неуверенности, недостатком мужества и доверия к себе и
другим. Использование феноменологического метода как основного
инструмента экзистенциально-аналитической консультативной и
психотерапевтической работы.
3 Вторая фундаментальная мотивация - аксиологическое
измерение экзистенции
Темы проживания чувств и
ценностей, построения хороших отношений с собой и другими людьми.
Умение ухаживать за собственной витальностью и жизнью. Понимание
блокад в проживании собственной витальности и жизни. Навыки
сопровождения процесса печали (горевания) и оказания помощи при
утратах. Экзистенциально-аналитический подход к работе с яростью.
Метод прояснения ценностей и другие методы.
Экзистенциально-аналитическая теория эмоций и основы аксиологии.
4 Третья фундаментальная мотивация - этическое измерение
экзистенции
Проблематика самостановления человека:
с одной стороны, право быть самим собой, проживать свою
уникальность и неповторимость, а, с другой, необходимость быть в
социуме, согласовывать себя с другими, оставаясь при этом самим
собой. Тематика проведения границ, аутентичности, самоценности,
совести и сверх-Я, вины и стыда и др. Навыки применения метода
персонального экзистенциального анализа в консультативном формате
работы. Метод изменения позиции, ступени работы над процессом
прощения, работы с виной и чувством вины, работа с проблематикой
нарушенной самоценности и др.
5 Четвёртая фундаментальная мотивация - праксиологическое
измерение экзистенции
Онтологический и
экзистенциальный смысл. Феномен «экзистенциального вакуума» как
последствие отсутствия смысла. Понятие экзистенциального
поворота. Осуществление выбора и принятия решения. Свобода, воля
и блокады, препятствующие осуществлению воли. Работа с
пограничными экзистенциальными ситуациями. Навыки применения
метода жизненного горизонта и метода нахождения смысла, а также
метода укрепления воли. Экзистенциально-аналитическая интервенция
кризиса. Проблема суицидальности. Психологическое сопровождение
умирающего человека.
6 Основы психологического
консультирования.
Основы понимания психической
патологии и психологической помощи в рамках
экзистенциально-аналитической консультативной работы. Основные
правила, принципы, центральные элементы и структура построения
консультативного процесса. Понятие нормы и патологии. Основы
экзистенциально-аналитической диагностики психических расстройств
и стратегий работы в консультативном формате с некоторыми видами
расстройств. Сопротивление, перенос и контрперенос и обхождение с
ними. Навыки применения специфических
экзистенциально-аналитических методов, таких как: метод
нахождения персональной позиции, дерефлексия, парадоксальная
интенция.
7 Супервизия.
Представление
консультативной работы с клиентами/пациентами из собственной
практической деятельности участников семинаров. Соединение
изученного материала с практикой, помощь в разборе наиболее
трудных случаев. Освоение навыков феноменологического описания
случаев и их анализа в терминах экзистенциально-аналитического
подхода, умение видеть и осмыслять ошибки в собственной работе.
8 Завершающее групповое самопознание «Персональное
развитие и готовность к профессиональной
деятельности».
Поскольку личность
консультанта/психотерапевта, а также умение строить диалогичные
персональные отношения рассматриваются в экзистенциально-
аналитическом консультировании и психотерапии в качестве одного
из основных факторов воздействия, важное значение для
профессионального развития слушателей имеет завершающее групповое
«Персональное развитие и готовность к профессиональной
деятельности». Оно проходит в форме обратной связи, которую
получает каждый слушатель от других участников группы и тренера.
Работа в малых группах
Между основными
встречами на семинарах участники осуществляют самостоятельную
работу в малых группах по заданиям Периодичность встреч в малых
группах - один раз в две недели.
Форма обучения: очная. В связи с возможными «волнами» пандемии и связанными с этим карантинными мерами предусматривается временный переход с очной формы обучения на дистанционную (на базе платформы Zoom).
Продолжительность: три года. Семинары проводятся с сентября по июнь. Начало: февраль 2021 Окончание: февраль 2024
Режим проведения семинаров: восемь двухдневок (суббота и воскресенье) ежемесячно и две трехдневки (пятница, суббота и воскресенье) в год. Время занятий: 9.3 -18.30 в очном формате; 10.00-19.00 (если занятия будут проходить в дистанционном формате).
Условия приема:
1 Индивидуальное собеседование с одним из ведущих.
2 Заполнение анкеты для участия в собеседовании (высылается после
заявки на участие в собеседовании).