ENG
         
hpsy.ru/

../../Возрастные изменения мужчин в течение жизни

Мужская психология в настоящее время мало изучена. Современные психологи рассматривают психологические характеристики и развитие мужчины с позиции психоанализа, в том числе с позиции Юнгианской глубинной психологии (Дж.Холлис) [17]. Наряду с этим имеются экспериментальные исследования различных возрастных этапов жизненного пути, представленные преимущественно в зарубежной психологии (Д.Левинсон, Г.Томэ, Г.Шихи) [9, 13,18]. Исследовались отдельные психологические характеристики различных групп мужчин. Имеются гендерные исследования, представленные в социально-психологическом и культурологическом понимании (И.Кон) [8].

В данной работе реализована попытка сопоставить экспериментальные данные с образами мифологии, наблюдениями, образами художественной литературы и кино, биографическими свидетельствами.

Опрошенная нами группа в данном исследовании представляла собой случайную выборку 120 мужчин в возрасте 20 - 60 лет, проживающих в г. Москва.

В работе были использованы методики «неоконченные предложения»: «Если бы мой отец только захотел…», «Мой отец редко…», «Если бы я был начальником…»; «Если бы я снова стал молодым…»; «Считаю, что большинство матерей...», «Считаю, что большинство женщин…», «Я - мужчина и опечален...», «Я - мужчина и делаю...», «Кто Я?». Модифицированный стандартизированный опросник С.Бэм.

Нами было выявлены возрастные изменения мужчин в отношении к своему возрасту, прошлому, отцу и матери, обществу и другим людям.

Отношение к своему возрасту и прошлому

Анализ полученных результатов позволил выделить изменения в переживании себя во времени. Прощание с молодостью показывает анализ предложения «Если бы я снова стал молодым…». Среди продолжений неоконченного предложения «Если бы я снова стал молодым…» была выделена группа нейтральных ответов: «я молод», «я и так молодой». В 21-30 лет 46% мужчин продолжают предложение словами «я молод», а, начиная с 31 года, так отвечают только 5% мужчин. В этом возрасте 57% мужчин отвечают, что жили бы по-другому. До 30 лет так отвечают только 33%.


Рис.1. «Если бы я снова стал молодым…»

Отношение к матери и отцу

Для исследования взаимоотношения мужчин с отцами использовалась методика: «Если бы мой отец только захотел…» и «Мой отец редко…», «Я хотел бы, что бы мой отец…». Мужчины идентифицируют себя с отцами. Это показывает ответ на методику «Я хотел бы, чтобы мой отец …», которую более 80% продолжают словами - «был жив». В предложениях «Если бы мой отец только захотел…» и «Мой отец редко…» среди окончаний была выделена группа, в которой мужчины пишут о своих отношениях с отцом. Например: «Если бы мой отец только захотел…», то - «приехал ко мне», «сделал меня свободным», «у меня был бы брат», «я помог бы ему», «мы жили бы лучше». В другую группу можно включить ответы, не отображающие свои отношения с отцом. «Если бы мой отец только захотел…», то - «добился всего», «купил машину», «стал генералом», «стал начальником». Схожую динамику показали результаты продолжения предложения: «Мой отец редко…» - «гулял со мной в детстве», «был дома». Или другие ответы «пил», «ел оладью», «отдыхал». Согласно результату анализа ответов предложения «Если бы мой отец только захотел» потребность в близости отца имеется преимущественно в молодом возрасте и более зрелом. В возрасте до 35 лет и после 45 лет таких ответов 50%, а в возрасте после 35-44 года только - 21% таких ответов. Согласно анализу ответов на предложение «Мой отец редко» 45% мужчин после 45 лет пишут о недостатке внимания отца, когда они были молоды. Доля же молодых респондентов, ответивших таким же образом составляет 18%.

Меняется отношение мужчин к матерям. Окончания предложения «Считаю, что большинство матерей…» были разбиты на позитивные («любят своих детей») и негативные («слишком балуют детей», «плохо воспитывают мальчиков»). Только 8% более молодых мужчин критически описывают мать, а после 45 лет критическое виденье матери становится у 50% мужчин. Здесь уместно привести данные по изменению отношения мужчин к женщинам. Молодые мужчины позитивно, не критично относятся к женщинам, в отличие от зрелых мужчин. До 37 лет 25% мужчин критически пишут о женщинах, а после 45 лет так отвечают 70% мужчин.


Рис.2. Неоконченные предложения, показывающие близость отца

Рис.3. Неоконченное предложения «Большинство матерей…» и «Большинство женщин…»

Отношение к обществу и другим людям

Продолжения неоконченного предложения «Если бы я стал начальником…» были разделены на группы. Первая группа окончаний показывает ориентацию респондентов на подчиненных (других людей), а во второй группе подобная ориентация отсутствует. С возрастом растет количество ответов, ориентированных на подчиненных. Например - «был бы добрым», «уважал коллектив», «прислушивался бы к мнению коллектива», «заботился о подчиненных», «была бы справедливость». В другую группу были отнесены ответы, ориентированные на себя: «руководил всеми», «я был бы успешный», «я был бы спокоен», «был бы порядок», «я бы кое-что исправил». В возрасте до 30 лет только 18% опрошенных были ориентированы на других, после 31 года таких респондентов становится 43%.

Процессы направленности на других людей показали результаты методики С.Бэм. В 30- летнем возрасте наблюдается рост феминности при описании идеального мужчины. К феминным качествам относятся такие качества, как эмпатия, помощь другому. А в возрасте 45-49 лет маскулинные черты имеют минимальное значение.

Схожие процессы в этом возрасте показывает методика «Кто я». Характер продолжений предложений у мужчин различался в зависимости от возраста. Мужчины до 30 лет при самоописании преимущественно использовали выражения, обозначающие роль (50%) или обозначающие описание (42%): «хозяйственный муж», «отец», «молодой человек»; а доля ответов, обозначающих действие, составляет только 6%. Однако после 30 лет при самоописании растет число выражений, обозначающих действие: «могу любить жену», «люблю ловить рыбу», «работаю охранником». Таких окончаний становится 47%, а доля ответов, обозначающих описание, - личностные характеристики, уменьшается до 11%.

Рис.4. С.Бэм

Рис.5. «Кто я?»

Э.Эриксон в своих работах пишет о периоде моратория, которое может возникать в подростковом и юношеском возрасте, но иногда этот период длится дольше и кончается в тридцатилетнем возрасте. Это период сопровождается размышлением о себе, о том, кто он и что он хочет. Тем самым мужчина откладывает момент принятия решения о своей жизни и своей активности. Молодой человек находится в этом периоде, прежде чем он встает перед выбором, который зачастую происходит ближе к тридцати годам. В качестве примера Э.Эриксон приводит Лютера, который в тридцать лет начал читать лекции и затем в 33 года написал свои тезисы против индульгенции. Дарвину было 27 лет, когда он стал работать над исследованиями, которым он посвятил остальную жизнь. Фрейду было тридцать лет, когда он стал практикующим врачом [20].

Дж. Холлис пишет о формировании идентичности, которое может длиться от двенадцати до двадцати восьми лет. Это связано, по мнению Дж.Холлиса, с тем, что современное общество не дает молодому человеку ритуалов перехода и функцию внешней оболочки, укрепляющей молодых людей, выполняет учеба, пока те ищут возможность сделать свою идентичность прочной, чтобы они смогли выдержать разрыв с родителями [17].

Американский психолог Г. Томэ пишет о том, что в тридцатилетнем возрасте возможны изменения мировоззрения мужчины и его переориентация. В тридцатилетнем возрасте те мужчины, которые до этого периода не видели будущего, имели девиантное поведение, наконец обретали смыслы и цели [13].

Об изменениях в 30-летнем возрасте показывают и мифы. Будда к 30 годам стал проповедовать. А Илья Муромец, герой русских былин, просидел на печи из-за болезни ног до 30 лет, а затем выздоровел, обретя силу и храбрость. В Библии возраст тридцатилетия выделяется также как возраст начала служения Богу. «Исчисли сынов Каафовых из сынов Левия по родам их, по семействам их, от тридцати лет и выше до пятидесяти лет, всех способных к службе, чтобы отправлять работы в скинии собрания» (Книга Чисел 4:2-3). В 33 года стал проповедовать Христос.

Об изменениях в этот период жизни пишут и философы. В.И.Красиков описывает молодость как период, сопровождающийся вспышками ощущения новизны, радости запоминания, открытостью. Молодые люди любят многое откладывать на потом. В период молодости время тянется медленно, вокруг все как бы застыло в неизменности - и поэтому не видно конца. Окружающее становится уже привычным, т.е. для его восприятия-узнавания уже нужно лишь часть того, что раньше «тратилось» на него, остальное время - начало бездеятельности. Возникает краткое рассогласование между еще остающимся «высокоскоростным» восприятием, запоминанием и «вдруг» наступающим «обеднением» самой окружающей среды, приводящее человека к остановке и попытке осмыслить свои чувства. Человеку уже не нужна доскональная информация об окружающем, это излишне и просто неинтересно. Молодому человеку кажется, что он уже «схватил» незатейливую суть окружающей его жизни. Молодой человек беззаветно верит в свою проницательность: мир для него прозрачен и понятен - и потому скучен (он все познал). Выводит из тупика в этом возрасте инстинкт, программа репродукции в ее социокультурных формах (любовь и семейная жизнь). Они дают временно искомое - опыт переживания уникальности другого - супруга, детей. Это становится серьезнейшим смыслом [10].

Этот период молодости может окончиться спонтанно и внезапно - с появлением нового чувства решимости, активности и стремлений к преодолению.

Кант считал, что в конце второго десятилетия в определенный момент волевым решением происходит осознание человеком своего Я и своего характера. Философ писал: «Человек, который в своем образе мыслей сознает в себе характер, имеет этот характер не от природы, а каждый раз должен его иметь приобретенным». Причем Кант отмечал: «Воспитание, примеры, наставление могут вызвать эту твердость и устойчивость в принципах не постепенно, а внезапно, как бы путем взрыва, который сразу же следует за утомлением от неопределенного состояния инстинкта» [7]. П.П. Гайденко считает, что речь здесь идет о создании автономии воли, которая лежит в основе всей сферы нравственного [2].

О наличии внутреннего созревания поступка, созревания решения писал Л.Н.Толстой: «Сделать это можно и должно только тогда, когда это будет необходимо не для предполагаемых внешних целей, а для удовлетворения внутреннего требования духа, когда оставаться в прежнем положении станет так же нравственно невозможно, как физически невозможно не кашлять, когда нет дыханья» [1].

Эти изменения сопровождаются осмыслением, что «молодость прошла», о чем свидетельствует наши исследование динамики ответов мужчин. Тревога за то, что жизнь проходит, выражается в том, что уже после 25 лет у людей начинает появляться желание оценивать себя моложе, чем реальный хронологический возраст [11].

Множество стихов посвящено чувству утраты и расставанию с молодостью. Вот одно из них.

Ну что ж! Простимся. Так и быть.Минута на пути.Я не умел тебя любить,Веселая,- прости!

(«Расставанье с молодостью», В. Рождественский)

В тридцатилетие меняется отношение мужчин к своим родителям. Это связано с построением идентичности, не зависимой от родителей, когда люди начинают брать ответственность самостоятельно. Согласно Е.М. Ижвановой молодые мужчины воспринимают взрослых как родителей, а себя ощущают с ними детьми [5].

О критичности к родителям в юности и о возможном пересмотре отношения в зрелости свидетельствуют различные авторы. Так, Тэн И. писал: «До двадцати пяти лет дети любят своих родителей; в двадцать пять лет они осуждают их; потом они их прощают» [15]. Оскару Уальду принадлежат другие слова: «Дети начинают с того, что любят родителей. Потом они судят их. И почти никогда не прощают им» [16]. Переживание критики и осуждения родителей испытывают многие мужчины, но они в этом сознаются уже в зрелости, тогда, когда они начинают сближаться с отцами.

В сорокалетнем возрасте у мужчин наступают другие изменения. В народных пословицах этот период представлен как «Седина в бороду, бес в ребро».

В середине жизни человек сталкивается с пониманием, что физические силы истощаются, труднее осваивать новые виды деятельности. Быстрота приема информации, процесс переработки информации, интенсивность внимания, а также эмоциональная уравновешенность и другие психологические показатели снижаются. Причем многие мужчины не сразу понимают происходящие в них изменения. «Человек осознает свой возраст с опозданием. Вроде того, как с изменой жены: все уже все знают, а ты не догадываешься. Но есть нечто, существующее помимо сознания, какой-то тайный часовой механизм, который вдруг подает сигналы» [14].

Столкнувшись с этими проблемами, активные и трудоспособные мужчины воспринимают эти проблемы крайне трагично. Главный герой фильма И. Бергмана «Сцены супружеской жизни» произносит: «Летом будущего года мне будет сорок пять лет. Хорошо бы пожить еще тридцать. Объективно, глядя на себя могу сказать, что я уже почти что труп. …Я стал очень требовательным, не продуктивным, хотя давно уже пора все рационализировать. А говорят, что это лучшие годы жизни… Я так ужасно устал. Пусть все идет своим чередом. Я едва узнаю себя. Кто-то плюнул на меня. Я просто тону в плевках».

Мужчина может ощутить унижение, осознав, что он не реализовал того, о чем мечтал в юности, что жизнь прошла даром и время упущено. Силы у него уходят, а на его место приходят молодые многообещающие талантливые люди.

В среднем возрасте мужчины пересматривают свою жизнь, вспоминая себя в детстве, вспоминая свои мечты, которые были в юности. В это время мужчины могут начать понимать, что нужна другая работа, а не та, которой он занимался до сих пор. Сорокалетний герой пьесы Е. Гришковца «Город», находящийся в кризисе, говорит отцу о том, что он будет менять работу, хотя ранее она его полностью устраивала. «Просто, это я тебе уже тоже говорил, я не могу больше делать то, что делал… а другого я ничего не умею, а теперь кажется, что и то, что умел делать, теперь не умею и не могу все это продолжать… Нет!… На самом деле могу! На самом деле все продолжаю и продолжаю… Суета вся эта, телефон все время звонит, я кудато комуто звоню… Нет, пап, я не уволился, я, может быть, даже и вернусь…ну, обратно, на работу… но хотелось бы верить, что не вернусь» [3].

К.Юнг описывал человека, который, в среднем возрасте добился высокого положения в обществе, но бросил работу и стал заниматься другой деятельностью [21].

Как видно из результатов исследования, мужчины в середине жизни сближаются с отцами и начинают более критично относиться к матерям.

Мальчик идентифицирует себя с отцом [19]. Об этом явлении говорят и ответы наших респондентов. Практически все мужчины продлевают неоконченное предложение «Я хотел бы, чтобы мой отец…» словами «был жив».

По мнению Р.Жирара, современность унаследовала от традиционных культур механизм миметического желания [4]. Это означает, что культура, с одной стороны, побуждает детей достигнуть статуса, которым обладает социальный образец, а с другой - она запрещает это делать. Например, мальчик желает быть таким, как его отец, и иметь все то, что имеет тот. К желаемым объектам любви относится и его мать, но это желание культура подавляет. Подросток, став молодым мужчиной, отчасти продолжает сохранять детские отношения с отцом и матерью. Внутренне он продолжает ощущать себя по отношению к ним ребенком. Это показывают также наши данные: мужчина долгие годы своей молодости считает, что его отец всемогущ, а мать идеальна. Принимая культурный запрет, мужчина не может сделать мать предметом своего обладания, но, бессознательно стремясь к такому обладанию, он ищет себе жену, схожую с его матерью, и перекладывает на нее отношения с матерью. Избранная им женщина на долгие годы становится предметом его бессознательных проекций. Так современные психологи описывают динамику Эдипова комплекса.

Отношения мужчины со своим отцом претерпевают изменения в течение всей жизни. В фильме А.Звягинцева «Возвращение» два брата-подростка Иван и Андрей с друзьями прыгают с вышки в воду, но Иван боится, и подростки дразнят его из-за этого. Иван возвращается и встречается с отцом, который неожиданно вернулся в их семью. Отец предстает холодным, жестким, безэмоциональным, грубым, непредсказуемым. Он спит с матерью, требует подчинения. Младший брат Иван боится и не принимает отца, в отличие от Андрея.

«Откуда он взялся? Может он и не отец?» - говорит Иван. Через пару дней отец с сыновьями уезжает на лодке в поездку, но отношения между ним и Иваном накаляются, и поездка кончается трагической смертью отца. Однако на фотографиях, сделанных в поездке и показанных в конце фильма,- нет отца. Калина О.Е., анализируя этот фильм, считает, что «для преодоления страхов подросток погружается внутрь себя, и прыжок в воду - это прыжок до самых глубин в поисках некоей трансцендентной отцовской функции и попытки ее обретения. Ребенок открывает для себя отца постепенно, в результате длинного пути. Даже если отец всегда был рядом со своим ребенком, они встретятся не сразу» [6]. Образ отца претерпевает изменения у мужчин в течение всей жизни.

Дж.Холлис пишет о том, что в середине жизненного пути человек начинает вспоминать свое детство, своих родителей. Он пересматривает отношения как с отцом, так и с матерью. Человек может мысленно вернуться к детству и вспомнить травмы, события, переживания детства. Теперь в зрелости он может, вспомнив их, понять и разрешить, простив тех, кто его обидел.

О воспоминаниях детства в зрелости свидетельствует различные художественные произведения. В сорокалетнем возрасте А.Тарковский поставил фильм «Зеркало». Это фильм не столько рассказ о себе, сколько деление переживаниями по отношению к близким людям [12]. В х/ф главный герой говорит: «Мне с удивительной постоянностью снится один и тот же сон. Он будто пытается непременно заставить меня вернуться в те до горечи родные места, где раньше стоял дом моего деда, в котором я родился сорок с лишним лет тому назад прямо на обеденном столе, покрытом белой крахмальной скатертью. И каждый раз, когда я хочу войти в него, мне всегда чего-то мешает. Мне часто снится этот сон. Я привык к этому. И когда я вижу бревенчатые стены, почерневшие от времени, и полуоткрытою дверь в темноту сеней, я уже во сне знаю, что это мне только снится. И непосильная радость омрачается ожиданием пробуждения. Иногда что-то случается, и мне перестает сниться и дом, и сосны вокруг дома моего детства. Тогда я начинаю тосковать. Я жду, не могу дождаться этого сна, в котором я опять увижу себя ребенком и снова почувствую себя счастливым от того, что еще все впереди, еще все возможно».

В «Зеркале» не было ни одного героя мужчины, а были только женщины (жена и мать), хотя отец незримо присутствовал. Ожиданием встречи с отцом пронизан весь фильм. Мужчины в фильме были эпизодически, скорее создавали фон. Себя А.Тарковский в фильме не показал, только в детстве с матерью. Актриса М.Терехова играла одновременно и мать, и жену главного героя. Он говорит «Когда я вспоминаю и детство, и мать, у матери почему-то твое лицо». Но после мистической смерти героя мать начинает играть пожилая актриса. То есть Тарковский в этом возрасте начинает чувствовать, что образ матери и жены слиты. Однако в конце фильма герой начинает отстраняться от матери и говорит: «Мы [я и мать] удаляемся друг от друга, я ничего не могу с этим сделать».

Другой фильм об этом периоде жизни - «Восемь с половиной» Ф.Фелини. В этом фильме главный герой сорокалетний режиссер Гвидо. В фильме одна из важных сцен - купание Гвидо. Он взрослый мужчина, а его купают в ванне, как ребенка, когда он был маленьким мальчиком. При этом купает и пеленает его много разных женщин: как тех, кто окружал Гвидо в детстве, так и тех, кто присутствует в его жизни сейчас. Однако жена наблюдает за этим со стороны. В какой-то момент Гвидо начинает целовать жену, но вдруг он видит, что целует свою мать, и очень пугается и отталкивает ее. Гвидо показывает, что его жена и мать одно, их образ слит. Он рефлексирует свое отношение к жене как к матери в этом фильме.

П.Позолини в сорокалетнем возрасте поставил фильм «Царь Эдип», а отечественный режиссёр А.Афонин в своем спектакле «Нарцисс и Кристофер» (спектакль поставлен, когда режиссеру было тоже сорок лет) раскрывает тему привязанности к матери, используя образ молока, которое главный герой выливает из кувшина на пол в конце пьесы. Тем самым он показывает, что отношения с матерью изменились, что герой стал более независимым от матери. Да и сам Фрейд открыл Эдипов комплекс в сорокалетнем возрасте. Как показывает проведенный анализ, меняется отношение мужчины к матери.

Подросток, став молодым человеком, продолжает сохранять детские отношения с отцом и матерью. Внутренне он продолжает ощущать себя ребенком. При вступлении в брак, вместо ожидания, что женщина станет ему партнером и товарищем, мужчина предполагает, что жена заменит ему мать.

Только с возрастом, обнаружив и разрешив комплексы, сформированные в детстве, мужчина сможет внутренне ощутить себя мужчиной, став равным отцу. Именно тогда он может встретиться с отцом. Тогда он начинает ощущать себя мужчиной и нести ответственность за других в большей степени, чем ранее. В одном свидетельстве мужчина 47 лет, отвечая на вопрос «Где и когда вы переживаете себя сыном?», сказал: «Когда-то я хотел быть похожим на отца, перенять его качества. Сейчас трудно ответить. Скорее я чувствую себя старшим для матери и другом для отца. Иногда, если я сделал что-то неправильно и отец меня корит, я ощущаю себя сыном». Из этого самораскрытия видно, что в молодости сын находится в подчиненном отношении к отцу и лишь с возрастом, сам становясь (внутренне) отцом, мужчина начинает хотеть дружить с ним, встретиться с отцом на равных, поговорить о жизни, узнать что-то важное для себя. «Последние года я сближался с отцом, и, кажется, после его смерти, я с ним встретился», - говорит другой мужчина 47 лет. Становясь равным отцу, хотя и отличаясь от него, мужчина освобождается от матери.

В среднем возрасте мужчина, освобождаясь от комплексов, начинает видеть в жене не проекцию своей матери, а реального человека. Тогда мужчина начинает более реально смотреть на мир, принимает свою жену с ее достоинствами и недостатками. Именно в середине жизни мужчина освобождается от образа матери, перестает проецировать образ матери на жену. В среднем возрасте мужчины начинают требовать от жены новых отношений, их не устраивает тот стереотип, который складывался у них многие годы. Происходящие изменения приводят к конфликтам с женой. У мужчины возникает шанс увидеть и принять свою жену. Хотя некоторым мужчинам так и не удается перестроить отношения со своей женой и они предпочитают уйти или найти другую жену. Мужчине проще построить новые отношения с новой женой, чем осознать самому и объяснить старой жене, что он изменился и хочет начать супружескую жизнь заново.

Именно через женщину, через встречу с женщиной как противоположностью мужского начала мужчина обретает то внутреннее пространство, которое помогает ему разрешить свои конфликты. Писатели, создающие художественные произведения, часто обращаются к женским образам в периоды возрастных переходов. В сорокалетие Кобо Абе написал «Женщина в песках», А.Тарковский поставил «Зеркало», Ф.Феллини - «Восемь с половиной». В предполагаемый переход из зрелости в старость в возрасте шестидесяти лет, мужчины также обращаются к женской теме. Так, М.Антониони поставил свой фильм «Идентификация женщины» про лесбиянок, а Ф.Феллини создает фантасмагорию «Город женщин», где практически все герои - женщины, причем все они феминистки.

В заключение хотелось бы привести стихи Арсения Тарковского «Первые свидания», звучащие в фильме «Зеркало», написанные им в 55 лет:

Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как богоявленье,Одни на целом свете. Ты былаСмелей и легче птичьего крыла,По лестнице, как головокруженье,Через ступень сбегала и велаСквозь влажную сирень в свои владеньяС той стороны зеркального стекла.

Мужчины через женщин как бы окунаются в зазеркалье своей реальной жизни, в тот мир, где скрыта неизведанная им часть души, поняв которую, они смогут снова вернуться в жизнь.

Литература

  1. Булгаков В.Ф. Л.Н.Толстой в последний год его жизни. М. -1960.
  2. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979.
  3. Гришковец Е.В. Город http://fanread.ru/book/337120/?page=1
  4. Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000
  5. Ижванова Е.М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелых возрастах / Дисс. канд. психол. наук, М.,2004.
  6. Калина О.Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков/ дисс.канд.психол.наук, М., 2007
  7. Кант И. Сочинения в шести томах. М., Т.6. 1966.
  8. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М., 2009
  9. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Девятое издание. СПб., 2006.
  10. Красиков В.И. Синдром существования. Томск, 2002.
  11. Сергиенко Е.А. Когнитивная иллюзия возраста // Психология зрелости и старения. 2012. -№4. - С.5-32.
  12. Тарковский А. Мартиролог: Дневники. Ин-т им.А.Тарковского, 2008.
  13. Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии под. Ред. Анциферовой Л.И., М., 1978.
  14. Трифонов Ю. Долгое прощание. - М.,1973.
  15. Тэн И. http://citaty.su/ten-aforizmy-i-citaty-ippolita-tena
  16. Уайльд О. Женщина не стоящая внимания. - М., Азбука, 2011
  17. Холлис Дж. Перевал в середине пути. М., 2002.
  18. Шихи Г. Возрастные кризисы. - СПб. 1999
  19. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  20. Эриксон Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. М., 1996.
  21. Юнг К.Г. Жизненный рубеж. Проблема души нашего времени. - М.,1996.

Шеманова Н.А.,

Журнал практического психолога. 2014. №3

См. также