ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Шеманова Н.А.

Шеманова Наталья Алексеевна - специалист по учебно-методической работе, ФГБОУ ВО РГГУ.

Публикации
  1. + Возрастные изменения мужчин в течение жизни

    В статье рассматриваются изменения, происходящие у мужчин в возрасте от 20 до 60 лет. Проводился контент-анализ неоконченных предложений. По результатам сравнений разных возрастных групп было показано, что в течение жизни у мужчин меняются переживания себя и другого, прошлого, отца и матери. В молодости мужчинам свойственно размышление о себе, их внимание направлено на себя, на то - "кто ты" и "какой ты". После 30 лет мужчины начинают обретать самостоятельность, их внимание и активность становится направленным на внешний мир. У мужчин возникает стремление к действию. Этот период жизни завершается переживанием, что молодость прошла. Другие изменения происходят у мужчин в 45 лет. Мужчины начинают сближаться с отцом, а отношение к матери становится более критическим. Активность, направленная на внешний мир, начинает уменьшаться. Полученные эмпирическим путем данные демонстрировались высказываниями Л.Н. Толстого, Р. Рождественского, И. Канта, О. Уайльда, Ю. Трифонова и др., а также художественные фильмы Ф. Феллини, И. Бергмана, А. Тарковского и т.д. Ключевые слова: мужчины, переживание, я, других, возраст, прошлое, молодость, отец, мать.

  2. + Некоторые особенности развития личности взрослого человека сквозь призму художественных образов

    В статье приводится анализ художественной литературы В.Гроссмана, И.Бергмана, В.Быкова, Б.Окуджавы и других авторов, иллюстрирующей теории развития личности взрослого человека. Так, иллюстрируется теория Б.С. Братуся о двух видах деятельности, которые совершает человек в процессе жизни. Первая из них - внешняя деятельность, познание, преобразование окружающего мира, производство инструментов своего развития. Другая - это внутренняя работа, осмысление взаимодействия с внешним миром, формирование ценностей и смыслов, осмысление событий, происходящих в жизни человека. Рассматривается теория К. Роджерса, который ввел положение о внутренней согласованности Я (отсутствие конфликта между разными образами Я) и конгруэнтности между восприятием себя и реальным субъективным опытом. В случаях несогласования человек может использовать защитные реакции - искажение субъективного опыта и отрицание существования опыта. Другая трудность, согласно К. Роджерсу, происходит из-за невозможности выбора или нежелания быть самим собой. За выбор собственного пути человек несет величайшую ответственность.

    Источник: // "Психология зрелости и старения" №1(61), 2013

  3. + Особенность переживания возрастных кризисов развития мужчинами и женщинами по материалам художественных образов.

    Статья посвящена описанию различий между мужчинами и женщинами. Рассматриваются мифы, сказки и художественные образы, иллюстрирующие идеи В.А. Геодакяна об отличии между полами в отношении к сохранению старого и созданию нового и концепцию Э.Эриксона о различиях между полами, выраженных в переживании пространства. Излагаются взгляды Б.Беттельгейма и В.Я.Проппа, демонстрирующие на материале мифов и сказок половозрастные особенности переживания себя и внешнего мира. Для иллюстрации различий между мужчинами и женщинами также привлекаются художественные образы В.Распутина, А.Вайды, К.Эстес, А.Камю, П.А.Флоренского.

    Источник: // "Психология зрелости и старения" №2, 2013г.

  4. + Переоценка ценностей в середине жизни по материалам художественной литературы

    Статья посвящена переживаниям, возникающим при кризисе в середине жизни. Приводится анализ литературы, описывающей чувства и мысли людей во время кризиса. Кризис может сопровождаться пересмотром прежних ценностей, испытанием и самоотречением, потерей смысла жизни и как результат изменением поведения. Пересматриваются также отношения человека с церковью и с Богом. В статье приводятся высказывания Ф.М.Достоевского, Г.Гессе, Е.Гришковца, М.Кундеры, Кобо Абе, С.Беккета, Р.М.Рильке и др.

    Источник: // "Психология зрелости и старения", №2, 2014

  5. + Проявление кризиса идентичности в середине жизненного пути по материалам художественных образов

    Статья посвящена описанию кризиса идентичности, связанному с переходом из одной стадии на другую взрослого человека. Согласно Э.Эриксону, каждая стадия имеет свои задачи. В период перехода с одной стадии на другую может возникать чувство несоответствия себя внешнего и себя внутреннего, приводящее к пониманию внутреннего конфликта. Это несоответствие проходит в различных плоскостях и иллюстрируется произведениями Б.Пастернака, А.С.Пушкина, Ю.Трифонова, Г.Гессе, Х.Мураками и другими авторами.

    Источник: // "Психология зрелости и старения" №3, 2013г.

  6. +Опыт разрешения травмы, вызванной знакомством с архивным следственным делом репрессированного родственника[недоступно]

    Описывается случай знакомства с архивным следственным делом расстрелянного репрессированного родственника и появления отсроченного посттравматического стресса. Обсуждаются переживания, возникающие при знакомстве с делом репрессированного родственника: страх, обида и смятение, стыд, желание сохранить тайну. Рассматривается отличие переживаний родственников жертв ГУЛАГА от родственников жертв других исторических событий и катастроф. Обсуждается роль защитных и адаптивных механизмов, помогающих преодолеть психологическую травму. Ключевые слова: посттравматический стресс, отсроченная реакция, проекция, защитные механизмы, репрессированный родственник, травма

    // Консультативная психология и психотерапия - 2016. Том. 24, № 1]

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/mpj/2016/n1/shemanova.shtml
  7. +Особенности переживания прошлого и будущего мужчинами и женщинами в середине жизненного пути[недоступно]

    Статья посвящена экспериментальному изучению изменений возрастной перспективы, происходящих в жизни мужчин и женщин в возрасте от 30 до 49 лет. Согласно нашей основной гипотезе, в среднем возрасте у большинства людей меняется отношение к своему прошлому и будущему. Всего в ходе эксперимента было опрошено 90 мужчин, работающих в различных организациях Москвы, и 226 женщин, преимущественно работающих в образовательных учреждениях (школы, дошкольные образовательные учреждения) Москвы. Для изучения отношения к прошлому, будущему и настоящему использовалась модернизированная проективная методика "Незаконченные предложения", содержащая стимульный материал: "Когда-то…", "Будущее кажется мне…", "Если бы я снова стал молодым…", "Я женщина и опечалена…". Кроме того респондентам задавался вопрос: "Где и когда вы переживаете свободу?" По результатам сравнений разных возрастных групп показано, что в период среднего возраста у респондентов изменяются переживания временной перспективы жизни - отношение к прошлому и будущему. Изменения переживания временной перспективы имеют гендерные отличия. В статье представлены результаты исследования переходных явлений, которые мужчины и женщины способны переживать в середине жизни (40-45 лет). Мужчины и женщины в этом возрасте перестают ощущать себя молодыми. Женщины начинают обращать внимание на то, что начинают стареть. Будущее им видится иначе, чем ранее. Растет число женщин, видящих свое будущее туманным, у мужчин взгляд на будущее становится более негативным. Ключевые слова: средний возраст, временная перспектива, оценка прошлого, отношение к будущему, гендерные отличия.

    // Электронный журнал "Психологическая наука и образование" www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2012, № 1

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psyjournals.ru/files/50194/psyedu_ru_2012_1_Shemanova.pdf
    http://psyjournals.ru/files/50194/psyedu_ru_2012_1_Shemanova.pdf