ENG
         
hpsy.ru/

../../Особенность переживания возрастных кризисов развития мужчинами и женщинами по материалам художественных образов.

Статья посвящена описанию различий между мужчинами и женщинами. Рассматриваются мифы, сказки и художественные образы, иллюстрирующие идеи В.А. Геодакяна об отличии между полами в отношении к сохранению старого и созданию нового и концепцию Э.Эриксона о различиях между полами, выраженных в переживании пространства. Излагаются взгляды Б.Беттельгейма и В.Я.Проппа, демонстрирующие на материале мифов и сказок половозрастные особенности переживания себя и внешнего мира. Для иллюстрации различий между мужчинами и женщинами также привлекаются художественные образы В.Распутина, А.Вайды, К.Эстес, А.Камю, П.А.Флоренского.

Ключевые слова: половые различия, внутреннее пространство, кризисные явления, подростковый возраст, средний возраст.

В наше время довольно популярна тема, посвященная кризисным явлениям, с которыми сталкивается человек в середине жизни. Эта тема актуальна из-за своей практической важности. В среднем возрасте супруги могут испытывать неудовлетворенность браком, между ними часто бывают конфликты. Прежние отношения супругов перестают их устраивать, а для построения новых отношений требуются время и желание. В среднем возрасте человек вступает в период внутренних изменений. Эти изменения приводят к тому, что люди ищут других отношений с противоположным полом. Но динамика конфликтов и их характер во многом зависят от различий мужчины и женщины, от несходства их психологии.

В настоящее время человеку свойственно испытывать трудности с обретением своей идентичности - социальной, культурной и т.п. Поэтому в современном обществе ряд людей имеют также определенную размытость половой идентичности. Нередко женщины сейчас активны и мужественны, а часть мужчин романтичны и пассивны. Некоторые люди меняют свой пол посредством операции. Кто-то пытается создать гомосексуальную или лесбийскую «семью». То, что раньше было принято скрывать, в современном обществе афишируется. И все же, с нашей точки зрения, можно говорить о доминирующих особенностях психологии у большинства мужчин и большинства женщин, проживающих как в европейских странах, так и в странах, расположенных на других континентах. Эти особенности имеет смысл выделить и описать также и потому, что они, на наш взгляд, позволяют лучше понять другие способы самовосприятия мужчин и женщин, отличные от доминирующих.

Половой диморфизм

Половые роли, которые выполняют мужчины и женщины (материнство, забота о доме, добыча пищи), не являются врожденными. В разных культурах одни и те же функции могут выполнять как мужчины, так и женщины. Функции и роли, которые в одной культуре выполняются только женщинами, в другой культуре могут выполняться только мужчинами. М.Мид и другие исследователи приводят многочисленные примеры жизнедеятельности различных племен. Например, у пигмеев племени мбути женщины не только занимаются охотой, но даже продолжают эту деятельность в период беременности и снова приступают к ней вскоре после родов [10].

Дети учатся осознавать себя в ролях мальчиков и девочек и вести себя определенным образом. У них формируется мужественность и женственность. Став взрослыми, люди автоматически, не задумываясь, причисляют себя к мужскому или женскому полу. Но существуют некоторые особенности, присущие только женщинам или только мужчинам. Между полами имеется глубокое различие в восприятии человеческого тела. Одна из важнейших, признаваемых культурой особенностей восприятия своего тела женщиной состоит в том, что это тело имеет «внутреннее пространство». Под «внутренним пространством» мы будем подразумевать как особенность ее тела, выраженную в наличии у женщины детородных органов, так и особенность психики и поведения.

На эту особенность обращают внимание многие специалисты: психологи, философы, антропологи. В.А. Геодакян считает, что самопроизводство всех биологических систем имеет две различных тенденции: стремление сохранить у потомства все родительские признаки и изменчивость, благодаря которой возникают новые признаки. Женщины сохраняют то, что было накоплено в ходе предшествующих поколений. Мужчины же противостоят новым условиям существования. В этом противостоянии формируются новые свойства, которые могут быть переданы потомству. Половой диморфизм проявляется в индивидуальных различиях в психофизиологических реакциях, когнитивных способностях, мотивации и интересах мужчин и женщин. Эти различия выражаются в половом разделении труда и различных социальных ролях, закрепленных в культуре [2].

Э. Эриксон исследовал и описал становление различного отношения к внешнему и внутреннему пространству в связи с формированием мужчин и женщин. Им был проведен эксперимент с маленькими детьми. Эриксон предлагал мальчикам и девочкам с помощью игрушек изобразить какую-нибудь сцену. Больше всего его интересовали не сюжеты, а организация пространства. Выяснилось, что девочки и мальчики по-разному используют пространство. Девочки выделяли внутреннее пространство, а мальчики - внешнее. Девочки конструировали внутреннее пространство дома, расставляя определенным образом мебель. Герои их игры находились внутри пространства в статичных позах. Сценки представляли спокойную семейную жизнь. Иногда в это внутреннее пространство вторгались животные или опасные «мужчины». Мальчики же строили сооружения (высокие башни, руины). Действие происходило исключительно на открытом пространстве. Сюжеты игры отражали происшествия и разрушения [12].

Речь здесь идет, скорее, о склонностях и предпочтениях, нежели об исключительной способности, ибо и мальчики и девочки (одного возраста и примерно одинакового развития) быстро научаются имитировать пространственные модели противоположного пола. Например, мальчики могут начать играть с девочками в куклы, в «дочки-матери», а соответственно девочки могут включаться в игру с мальчиками «в войну».

Наличие у женщин внутреннего пространства приводит к тому, что общество через культуру способствует появлению у женщины специфической тайны. Женщине неприлично говорить о ее детородных, репродуктивных органах и обо всем, что с ними связано. Во многих обществах от женщины требуется хранить и защищать свое внутреннее пространство, делать его недоступным для посторонних. Общество требует от женщины открывать свое внутреннее пространство только мужчине-избраннику, а делиться своими тайнами только с самыми близкими подругами.

Культура различных народов создала для женщины и соответствующие этой особенности восприятия женского тела специфические элементы одежды - такие, как покрывало. Покрывало нужно женщине для того, чтобы помогать ей укрываться от окружающих, помогать ей скрывать свое внутреннее состояние, защищать ее внутреннее пространство (это и фата на свадьбе, и паранджа восточных замужних женщин, и вуаль). Покрывало учит женщин секретности, замкнутости, умению не выдавать свою тайную природу. Женщины скрывают себя, свое внутреннее пространство во время любого изменения статуса своего тела, особенно же в период перехода из статуса «девушки» в статус «замужней женщины». До сего времени сохранилась традиция одевания фаты невестой во время вступления в брак.

Что бы женщина ни думала о себе, как бы она себя ни вела, - все это она делает благодаря определенному способу восприятия мира - через эту свою особенность, через свое внутреннее пространство. Эта особенность касается и изменений, которые происходят с женщинами в разном возрасте.

Кризисные явления в подростковом возрасте

Человек с момента рождения до старости проходит различные периоды возрастных изменений. Одним из наиболее значимых переходов является кризис взросления у подростков. Имея в виду эту вышеописанную особенность женщин, рассмотрим протекание кризиса у девочек-подростков. Ребенок, рождаясь, с первых же лет начинает идентифицировать себя с тем или иным полом. Наблюдая за родителями, осваивая культуру, в которой он живет (наблюдая за людьми своего пола, следя за образцами поведения, представленными в книгах, песнях, в народных сказках), ребенок формирует стили поведения, которые оставят отпечаток на его последующей жизни.

С.Л. Рубинштейн писал: «Человек признает не все, что отразилось в его психике, а только то, что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни. Не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т.е. такую, которая явилась результатом собственной его деятельности» [9].

В поддержку обнаруженных Э. Эриксоном различий между полами в переживании пространства говорит и психологический анализ волшебных сказок. Б. Бетельгейм описывает сказку «Спящая красавица» как отражение подготовки девочек к половому созреванию. Девочка-принцесса укололась волшебным веретеном и заснула глубоким сном. Ее может оживить только юноша, который ее полюбит. Вместе с ней засыпают все ее слуги, а замок зарастает непроходимым кустарником. И вот проходит несколько лет, и девушку находит и целует юноша, который затем на ней женится. В период сна принцесса превращается из девочки в девушку [14].

То же наблюдение мы можем найти у В.Я. Проппа в книге «Исторические корни волшебной сказки». Переход из статуса «девочки» в статус «девушки» происходит через похищение принцессы змеем и заточение в замок или ее временной смертью. Действительно, девочка-подросток в какой-то момент начнет меняться. Со стороны она будет выглядеть сонной, невнимательной, рассеянной. Но в ней будет протекать внутренний процесс, в ходе которого девочка превратится в девушку. В какой-то момент девочка становится «коконом», из которого через некоторое время выпорхнет «бабочка» девушка. Кризис у девочки будет протекать внутри нее, она будет обращаться к своему внутреннему пространству.

Анализируя поведение героев в тех же волшебных сказках, можно найти материал, соответствующий протеканию подросткового кризиса у мальчиков. Это Иванушки-дурачки и Иваны-царевичи, которые, чтобы стать мужчинами и найти невесту, должны пройти через испытания. Они должны выйти из своего, отчего дома и вступить в отношения с чужим, другим миром. Они должны приобщиться к нему, войти в него (например: принять угощение у бабы Яги, поесть с ней), а затем противостоять ему и выйти победителем. Об этом же говорят инициации древних народов для посвящения мальчиков в мужчин. Тогда мальчиков отрывали от места проживания их родителей и подвергали испытаниям. Некоторые из них могли кончиться смертельным исходом [7].

Как мы видим из мифов, процесс переживания кризиса подростков связан с освоением внутреннего пространства у девочек и внешнего пространства у мальчиков. Девочки интуитивно пытаются найти в себе те свойства, которые присущи женщинам. Они пытается походить на взрослую женщину. Но чтобы ощущать себя женщиной, девушке необходимо подтверждение ей ее пола другими людьми, особенно мужчинами. Поэтому она старается хорошо выглядеть. Наиболее важная задача в юности для нее - выйти замуж. Ей необходимо найти того, кого она впустит в свое внутреннее пространство, с кем она будет создавать свой дом. Мальчики же в этом возрасте, отрываясь от своей семьи, от своей матери, становятся мужчинами. Теперь они могут жениться, могут начать заводить хозяйство, могут помогать женщине, своей жене творить, создавать ее и их дом. Для них выход из подросткового кризиса дает возможность вступления в брак.

Для женщины ее дом - это ее внутреннее пространство, для мужчин женщина и ее дом - внешнее пространство. В прошлые поколения оставлять отчий дом женщиной означало выйти замуж. Для мужчин женитьба идентифицировалось с выходом во внешний мир. При опросах мужчин и женщин они по-разному говорят о будущем браке. Когда мужчина и женщина оставались один на один с собой и только предвосхищали будущие связи, мужчины, как правило, говорили об этом с точки зрения «я», тогда как женские повествования о себе имели тенденцию формулироваться в терминах «мы». Женщины подразумевают кого-то еще, кто будет «любить и заботиться» и сделает из «меня» «нас» [3].

Наряду с этим перед подростками во время кризиса стоит важная задача принятия своего пола, принятия своей сексуальности. Девочка должна принять свое тело, со всеми его физиологическими свойствами. У нее растет грудь, появляются менструации. Кроме того, перед девушками, также как и перед юношами, стоит проблема сексуальной встречи с противоположным полом. В тех же волшебных сказках есть сюжеты, когда главный герой или героиня вынуждены вступить в брак с животной тварью. Это либо лягушка, либо чудовище и т.п. Так может выглядеть противоположный пол для молодых людей. Хотя после появления сексуальной близости с этими тварями, они превращаются в людей: принцев и принцесс.

Кризисные явления в среднем возрасте

В зрелости поневоле возникает задача принятия своего пола. В этом возрасте люди стареют и теряют сексуальную привлекательность для противоположного пола. Поэтому им необходимо найти другие стороны и свойства принадлежности к своему полу, не зависящие от сексуальности.

По мере созревания человека у него накапливается опыт переживания своего пола в иных ситуациях, чем в юности. Юноши зачастую не дифференцируют ощущение себя мужчинами. Зрелый же человек начинает чувствовать себя мужчиной в различных ситуациях, например, ухаживая за близкими, помогая слабым, защищая их. Молодая женщина в основном переживает себя человеком, а свой пол осознает, когда его подтверждают другие люди. Она ощущает себя женщиной в присутствии мужчин, в присутствии других людей на улицах, в магазинах. Женщины среднего возраста начинают переживать свой пол иначе - в слабости, когда они ухаживают за собой, когда покупают себе вещи или находясь дома в кругу семьи.

Внутренние изменения, происходящие в среднем возрасте, приводят к тому, что мужчины и женщины не только подражают другим людям своего пола, как в юности, а начинают переживать свой пол внутренне. У них появляется опыт переживания своего пола независимо от его подтверждения другими.

Как было описано выше, при переходе из статуса девочки в статус девушки необходим некто извне - юноша, который вызволяет ее из заточения или оживляет ее. Переход же от статуса молодой женщины (видящей себя глазами мужчины) к зрелой женщине (целостной, чувствующий свой пол) происходит иначе, чем в юности, и не требует вмешательства противоположного пола. На этот раз из «кокона» выпархивает иная «бабочка». Очень неожиданный образ женщины, свидетельствующий о переживании своего пола, представлен в обрядах племен индейцев, живущих и по сей день в США. Раз в году множество индейцев и туристов добираются длинным путем, лежащим через пустыни и каньоны. Они все стекаются на определенный холм, на котором обычно проводится одно из самых фантастических зрелищ - танец живого божества, женщины-бабочки. На исходе дня, когда солнце начинает садиться, под бой священного ритма и обращения хора к богам, появляется та, которую все так долго ждали. Но это не хрупкая девушка. Это старая женщина, восставшая из праха, имеющая тучное тело и тонкие короткие ноги. У нее короткая шея и она покрыта старческими пятнами, ее толстые седые косы касаются земли. Она прыгает и скачет так, что земля содрогается. Для нее вопрос не в том, как выглядеть, а как себя ощущать. Вот как описала свое восприятие «бабочки» американский психолог К. Эстес: «Дикая Женщина-Бабочка была стара и тучна, ибо в одной груди она носит мир земной, а в другой - подземный. Ее спина - круглая планета Земля со всеми ее растениями, зверьем и людьми. На плечах она носит рассвет и закат, в левом бедре - все сосны в мире, в правом - всех волчиц [женщин], в утробе у нее - все дети, которым предстоит родиться на свет». Так предстает женщина, знающая свою тайную женскую природу [13].

Женщина во время возрастного перехода зрелости освобождается от ограничений и зависимостей, чтобы прочувствовать свою природу, и этот переход сопровождается сильными внутренними переживаниями. В это время женщина зачастую испытывает чувство потери своей личности. У некоторых женщин во время возрастных изменений в среднем возрасте приходит ощущение, что ее внутреннее «Я» разрушилось, что она утратила собственное «Я». Кто она и что она хочет? Она не знает. Ей кажется, что многие годы она жила поддельной, не своей жизнью. Не знала своих желаний, а жила, исполняя чужие желания, например мужа, детей. Одна сорокалетняя женщина выразила это таким образом: «Хочу вернуться к самой себе, которая была когда-то потеряна».

Если у женщин разрушается внутреннее представление о себе, то у мужчин разрушается его представление о внешнем мире. Внешний мир может начать представляться мужчине лживым и неподлинным.

Вот как описывает 45-летний мужчина (Константин Т.) состояние разрушения внешнего мира: «Произошел момент, когда я увидел несоответствие между тем, что думал о жизни, и тем, что увидел в ней. Ждал от человека одного, а получилось другое (например, предательство друга). После этого как-то все, весь старый мир рухнул. Понял, что весь мир, в котором существовал, был миражем, выдуманным, не подлинным. Он был, конечно, не идеален, но в нем можно было жить, что-то делать, в нем было понятно, как себя вести. После разрушения старого мира стало неясно, как жить дальше. На месте старого не появился другой. Когда так происходит, то выход может быть разным. Можно покончить с собой. Можно сильно изменить свое поведение, некоторые начинают вести себя иначе, чем раньше, изменяют даже своим нравственным принципам и установкам. Старый образ мог быть несовершенен, но ты в нем жил и знал, как жить. А когда он рушится, то неясно, как жить дальше, так как нет нового образца мира. Прошлое отделено от настоящего, оно как-то оторвано от него и не связано с ним. Но о прошлом не жалеешь, принимаешь его».

В период перехода многие мужчины пытаются уйти из семьи и найти ответ на внутренние изменения вне ее. Все эти процессы у мужчин сопровождаются поиском женщины. Либо это поиск новой жены, либо изменение отношений с прежней женой.

Женщины же в этот период закрываются в себе. Некоторые женщины стремятся остаться наедине со своими чувствами, понять себя. Так, Агата Кристи в зрелости, оставив мужа и ребенка, скрывалась от них несколько дней, пока ее не нашли. Стремление освободиться, чтобы остаться наедине с собой, описано также в рассказе А.Камю «Неверная жена». В определенный момент супружеской жизни жена поняла, что она не была счастлива, что она умрет, так и не узнав освобождения. И она бросилась в холодную, сухую ночь, подчиняясь внутреннему зову. «Жанна, не отрывая глаз, следила за плавным течением светил. Она поворачивалась вместе с ними, их общее неподвижное перемещение возвращало ее к тайнам глубинам собственного существа, где яростно боролись холод и желание. Перед ней одна за другой падали звезды и угасали среди камней пустыни, и всякий раз Жанна все больше и больше разворачивалась навстречу ночи. Она дышала, она забыла все: холод, тяготы существования, бессмысленную застывшую жизнь, обезумев, бежала, не ведая куда, - и наконец остановилась. Теперь она вновь обрела свои корни, жизненные соки струились по телу, и оно перестало дрожать. Прильнув животом к парапету, устремившись вслед за движением неба, она ждала, пока успокоится ее потрясенное сердце и в ней самой настанет тишина. Последние звезды осыпались с грозди созвездий и замерли над горизонтом пустыни. Тогда с почти невыносимой нежностью вода ночи стала заливать Жанну, побеждая холод, поднимаясь из темной глуби ее существа, волной подступая к горлу, стоном слетая с губ. И огромное небо склонилось над ней, навзничь упавшей на холодную землю» [4].

Женщина и дом

В связи с темой внутреннего пространства женщины уместно обратить внимание на образы тела и дома, которые существуют в культуре. И здесь особенно интересно исследование русского философа П.А. Флоренского «Органопроекция». Орудия расширяют область нашей деятельности и нашего чувства тем, что они продолжают наше тело. Причем органы живого тела выступают образцами для технического творчества людей. Различные инструменты, например, такие, как зрительная труба, фортепиано, флейта, представляют собою несовершенные органопроекции глаза, уха, горла, которые являются их органическими прообразами. Рука, или как поверхность, или как схватывающая пальцами, или как сжимающая, «есть мать всех орудий, совершенно так же, как осязание есть отец всех ощущений» (Аристотель). Жилище же, по мысли Флоренского, имеет своим первообразом не отдельные органы, а все тело в его целом [11].

Но хотя дом и можно рассматривать как органопроекцию человеческого тела в целом, для женщин он оказывается главным образом органопроекцией ее внутреннего пространства. Дом скорее является проекцией тела женщины, мужчина может годами спать на земле, положив под голову камень. Нет выражения «хранитель очага», но лишь «хранительница очага». Один сельский мужик после смерти своей жены перестал жить в доме, в котором они провели долгую совместную жизнь, и переехал жить в маленькую кухоньку, стоявшую рядом с домом. Ему ее хватало. Предметом интереса и забот мужчин является окружающий мир, и поэтому их привлекает внешняя деятельность и инструменты для нее. Когда же дом становится предметом заботы мужчины, то в таком случае дом выступает проекцией не его собственного тела, а внутреннего пространства женщины. Недаром отношение к дому мужчины сохраняет все черты его отношения к внешнему миру: он прежде всего должен уметь ремонтировать жилище, поддерживать его сохранность с помощью инструментов - органопроекций его тела. Таким образом, и здесь мы можем проследить ту же закономерность в развитии мужчин и женщин, что и в детском возрасте с их различиями в предпочтительной ориентации.

Интересно вспомнить мысль Б.С. Братуся о личности как о внутреннем психическом орудии. Личность здесь является не только средством решения возникающих перед человеком задач. Прежде всего, она является особого рода «психологическим органом», в функции которого входит относительно самостоятельное продуцирование самих задач, обеспечение и закрепление определенных, достаточно единообразных способов их решения, взаимодействие с другими подобными «психологическими органами» [1].

Личность различного полового типа продуцирует разные задачи. У женщин это освоение внутреннего пространства, которое выражается в обустройстве жилища, а у мужчин - это внешняя деятельность, направленная на окружающий мир и его освоение с помощью орудий. Аналогичную мысль высказывает французский философ Э. Левинас: «Женщина - условие сосредоточения, внутренней жизни Дома, обитания» [5].

Дом является для женщины частью ее тела. Одна женщина, жившая в Америке в начале века, имела сокровенную мечту, но к среднему возрасту она поняла, что жизнь ее прошла не так, как она этого хотела в своей юности. Будучи девушкой, она мечтала прогуливаться по морской набережной в красивом платье и шикарной шляпе. На самом деле ей пришлось выйти замуж за фермера и все жизнь прожить на ферме, занимаясь своими детьми и хозяйством. В зрелости, вырастив детей, она почувствовала, что ее жизнь, ее мечта не состоялась. Тогда, одевшись в красивое платье, надев шляпу, которая относилась к ее юношеской мечте, она застрелила себя. Но перед этим она убралась в своем доме и вымыла в нем полы.

То, что женщины исключительно лично воспринимают свой дом, как самих себя, отражено и в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Повесть основывается на реальных событиях, происходивших в Сибири в советское время. На реке возводят плотину для постройки электростанции, поэтому «вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит» деревню Матеру. Деревня вот-вот должна погибнуть. Судьба деревни решена. Немолодая деревенская женщина Дарья, перед тем как дать поджечь свой дом и навсегда уехать из деревни, убирает и наряжает его как к празднику. Но в повести звучит еще и такой мотив - как обряжают умершего перед погребением. Она белит в доме стены и печь, моет пол, посыпает его травой. Затем она развешивает на окнах занавески и аккуратно расставляет по местам кухонную утварь. Только убрав и приготовив дом, она оставляет его и позволяет поджечь [8].

Если говорить о мужчинах, то уместно вспомнить событие, изображенное польским режиссером А. Вайдой в фильме «Летна». Польская конница должна была участвовать в битве с немецкими танками. Итог битвы был предрешен. Поляки, понимая, что идут на верную гибель, начистили свои сабли и оделись в белые рубахи. Как мы видим, женщина, чтобы достойно принять смерть, не только наряжается, но и убирает свой дом, так как дом является частью ее, составляет ее внутреннюю суть. Мужчины же, готовясь к смерти, чистят свое оружие и себя. Мужское существо выражает себя в орудиях, которыми мужчины пользуются в жизни, осваивая внешний мир.

Мужчины - переход к зрелости

Протекание кризисных явлений среднего возраста у мужчин, как и у женщин, тоже напоминает протекание подросткового кризиса. Но решить внутренние проблемы, понять новый опыт они пытаются не внутри себя, а через освоение внешнего мира. Переход в середине жизни мужчина проходит, разрушая старое и строя новое. Для мужчины внешним миром являются и родители, и жена, и все другие люди. Поэтому во время возрастных изменений мужчины начинают заново осваивать внешний мир, который довольно часто для них является домом женщины - либо своей жены, либо другой женщины.

Примером может послужить следующая история. Один мужчина оценивал свои отношения с женой как отношение ребенка с матерью. Со стороны казалось, что отношения у них очень хорошие. Жена очень заботилась о муже, у них было двое мальчиков. Муж, шутя, называл себя «старшеньким» в семье. Через некоторое время он развелся с женой и женился на другой женщине. Однако он продолжает звонить своей первой жене, просит ее ему звонить, приходить к ним в гости. Тем самым он подтверждает свое отношение к жене как к матери. Что более всего удивляло прежнюю жену - то, что ее бывший муж впервые в жизни стал сам делать ремонт. Сменив жену, мужчина сменил роль. Он перешел от роли ребенка в роль мужа, мужчины.

Может сложиться впечатление, что мы имеем дело с запоздалыми подростковыми кризисами. Но это не так. Мужчина в среднем возрасте меняется, и его начинают не удовлетворять прежние отношения с женой. Он начинает искать ту женщину, которая сможет его понять. Внутренняя сущность мужчины изменилась и требует других отношений с женщиной, а старые жены привыкают к определенным отношениям, определенному виденью своего мужа. Мужчине проще построить новые отношения с новой женой, чем осознать самому и объяснить старой жене, что он изменился и хочет начать супружескую жизнь заново.

В. Маяковский перед гибелью неоднократно пытался найти себе не любовницу, а жену. Причем вступить в брак он предлагал разным женщинам. То есть здесь нельзя говорить о страстной безответной любви к единственной. Очевидно, ему необходимо было иметь «дом» или, говоря более верно, - войти во внутренний мир женщины, помочь ей строить их совместный мир и через освоение мира женщины стать более полноценным мужчиной.

Здесь уместно вспомнить, что, по мнению П.Массена и др., при переходе в зрелость на смену сексуализации приходит социализация. Отношения между мужчинами и женщинами нередко обретают ту глубину взаимопонимания, которую прежняя, более эгоцентричная сексуальная установка, до известной степени блокировала [6].

Аналогия между подростковым изменением и возрастными изменениями в среднем возрасте находит свое подтверждение также и в некоторых исследованиях В.Я. Проппа. Прохождение обряда инициации, позволяющего вступить в брак, в более поздние периоды развития общества становится необязательным для подросткового периода. Подраставшие юноши вступали в брак, не дожидаясь посвящения, а посвящению подвергались задним числом, так что бывали случаи, когда посвящению подвергались мужчины лет сорока, вместе с едва достигшими зрелости мальчиками. Это изображено в сказках о мужьях, которые после свадьбы уходят из дома и возвращаются к жене через несколько лет с измененным телом [7]. Такое же изменение происходит с героем фильма И.Бергмана «Седьмая печать». Герой фильма рыцарь возвращается домой после крестовых походов. Там его ждет жена, хотя все остальные люди ушли из этих мест из-за чумы. Она говорит: «Ты изменился. Твои глаза. Где-то в самой глубине спрятан юноша, что покинул родной дом много лет назад».

В результате возрастных изменений в среднем возрасте мужчина начинает внутренне ощущать себя мужчиной, входит во внутренний мир женщины и обретает дом как предмет заботы. Для многих мужчин становится важным в зрелости иметь жену, дом, детей, чтобы быть Отцом этого дома. А женщина перестает идентифицировать себя через мужчину и начинает идентифицировать себя через дом, то есть через свое внутреннее пространство. Поэтому лишь дома, где живут ее близкие люди, она ощущает себя женщиной. Среди своих близких, рядом с мужем и детьми она ощущает себя Матерью.

Литература

  1. Братусь Б.С. Психология личности // сб. Психология личности, Самара, 1999
  2. Геодакян В.А., Эволюционная теория пола. // сб.Природа. № 8. С. 60-69, 1991
  3. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. М., 2004
  4. Камю А. Неверная жена. Избранное. Минск, С.423-439, 1989
  5. Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное, М-СПб., 2000.
  6. Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж Развитие личности в среднем возрасте. //сб. Психология личности: Тексты, под ред.Ю.Б.Гиппенрейтера - М, 1982.
  7. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.
  8. Распутин В. Прощание с Матерой. -М., 2010
  9. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь.// ж.Психология личности. Самара, 1999
  10. Смэлзер Н. Социология, М, 1994.
  11. Флоренский П.А. Органопроекция. // ж.Декоративное искусство. 1969, №12
  12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.
  13. Эстес К. Бегущая с волками. -М., 2005г
  14. Bettelheim B. The Uses of Enchantment: The Meaning and Importance of Fairy Tales, Knopf, New York.1976

Шеманова Н.А.,

Опубликовано: «Психология зрелости и старения» №2, 2013г.

Работы Шемановой Н.А. «Некоторые особенности развития личности взрослого человека сквозь призму художественных образов», «Особенность переживания возрастных кризисов развития мужчинами и женщинами (по материалам художественных образов)», «Проявление кризиса идентичности в середине жизненного пути (по материалам художественных образов)» и «Переоценка ценностей в середине жизни по материалам художественной литературы» представляют единый цикл, описывающий феномен «кризиса среднего возраста», выполнены под руководством доктора психологических наук, профессора Л.Ф. Обуховой.

См. также