Краткое содержание пятой главы: В пятой главе подводятся основные итоги работы, рассматривается возможность существования идеального общества, вопросы развития личности и социума, анализируется роль науки в социальных процессах. Рассматривается системное строение как фундаментальное свойство окружающего мира. Экологический и ценностный анализ предлагаются как методы научного исследования, показаны возможности и основные направления их использования.
Подводя итоги, можно сделать некоторые выводы относительно общих следствий представления общества как экологической системы.
Первое, о чем следует сказать, это тот факт, что развитие всех без исключения социальных институтов и образований происходит под действием естественного отбора и борьбы за существование и связано с изменением окружающей среды и процессами социальной дивергенции и ценностными процессами Любой имеющийся социальный механизм или явление можно рассмотреть с точки зрения его обеспечения энергоносителем, динамики изменения окружающей среды и возможных направлений развития. Поэтому эти принципы представляют собой методы анализа социальных систем и их компонентов. Их использование позволяет прогнозировать развитие данной социальной системы или ее компонента, но требуются дальнейшие специальные исследования для разработки этих принципов, как методов социального анализа, хотя разработка такой методологии представляется достаточно перспективной.
Второе замечание, которое необходимо сделать, состоит в обсуждении вопроса о возможности существования идеального общества. На наш взгляд, классики марксизма, представляя основной движущей силой развития общества экономику, не ошибались, но по непонятным причинам они делали из таких представлений совершенно неверные выводы. Экономическая система представляет собой систему энергообеспечения социума. Однако в обществе всегда была, есть и будет конкуренция за энергоносители, что обусловлено непостоянным характером состояния окружающей среды. Изменения среды будут вызывать необходимость притока нового энергоносителя в системы, а это означает, что будут включены процессы конкуренции за энергию, представляющие собой борьбу за существование, а эта борьба вызовет естественный отбор.
Представления о таких процессах позволяют сделать выводы о том, что общество никогда не остается постоянным, оно всегда изменяется и будет изменяться. Конкурентные же процессы вызывают необходимость появления адаптационных механизмов, основная цель существования которых - увеличение энергетического потенциала системы, и эти механизмы не принимают такие вещи, как мораль, нравственность и долг. Все эти феномены являются естественными системами ограничения и, как правило, инициируются системой управления государства или личности, а естественным образом включаются постольку, поскольку способствуют увеличению энергетического потенциала. А способствуют этому они, как правило, плохо. Конечно, механизмы социального симбиоза дают возможность эффективного сотрудничества и включают определенные обязательства по отношению к другому, но, по сути своей, проблему аморальности конкурентных механизмов не решают, потому что в конечном итоге речь идет о противостоянии нас и не нас, с целью добычи нами большего количества энергоносителя. Все это позволяет сделать однозначный вывод о том, что существование какого-либо идеального, то есть основанного на принципах морали и взаимного уважения, общества невозможно.
Мораль, долг и взаимное уважение являются неэффективными адаптационными стратегиями с точки зрения конкретной системы, будь то государство или личность, безразлично. А значит, общество, основанное на них, не сможет долго существовать, ибо просто не выдержит в конкурентной борьбе и будет разрушено. Вместе с тем, существование этих феноменов необходимо, потому, что без них общество тоже будет разрушено, ибо они являются организующим и объединяющим принципом, способствующим консолидации общества в борьбе за существование в окружающей среде. В значительной степени именно наличие этих феноменов позволяет объединять разрозненные усилия социальных подсистем, таких как государство и личность, для отражения внешней агрессии.
Конечно, объединение это происходит через систему социальных ценностей, но это уже относится к механизму реализации данного процесса. Именно наличие их же позволяет обществу не распасться и существовать едино. Когда такого рода процессы слабы, тогда общество разрушается под воздействием того, что каждый компонент начинает бороться за собственный энергетический потенциал, а не за потенциал общества, иначе говоря, симбиоз превращается в паразитизм, что в конечном итоге приводит к разрушению всей системы. Поэтому такие феномены, как долг, мораль и нравственность всегда будут существовать, занимая свою место в системе адаптации общества, но никогда не будут ведущими механизмами, потому что их ведущая роль будет разрушать общество, равно как и их полное отсутствие. Кроме того, необходимо сказать об универсальном характере процессов дивергенции селективных систем, приводящих к развитию этих систем. Анализируя различные процессы развития личности и общества создается стойкое впечатление, что одним из основных механизмов такого развития являются механизмы дивергенции (расхождения), смысл которых состоит в следующем.
1. Появляется какой либо неизвестный ранее источник добычи или траты энергии. Этот источник представляет собой социально-экологическую нишу.
2. Ниша начинает заниматься, этим источником хотят воспользоваться все большее количество селективных систем. И эти системы начинают искать приспоболения для того чтобы воспользоваться этим источником, то есть начинают меняться сами. Что представляет собой первый импульс развития.
3. Как только источник заполняется, энергии или способности ее тратить начинает не хватать.
4. Системы начинают покидать данный источник и искать новый источник, формируя новые приспособления.
Представляется что эта схема имеет универсальный характера и используется практически всеми селективными системами в процессе их развития. Проиллюстрирую ее действие на следующем примере.
1. Ученые изобретают новое устройство для хранения информации и технологию его производства. Устройство обладает хорошими характеристиками и люди готовые его покупать
2. Компании работающие на этом рынке начинают изменять производственные мощности для возможности производить данные устройства, то есть они изменяют сами себя и значит развиваются.
3. На первом этапе цена на устройство остается высокой, количество энергоносителя получаемого при продаже данного устройства очень высоко. Однако чем больше компаний производит данное устройство, тем меньше становится цена, включаются механизмы конкуренции.
4. Когда цена становится ниже необходимого минимума, или когда производить устройство становится не так выгодно, фирмы перестают его производить и ищут другие способы изменения себя. И лишь не многие продолжают производить данное устройство, довольствуясь имеющейся низкой ценой.
На компьютерном рынке такую схему можно было наблюдать неоднократно. Но изменение других селективных систем, например, личности происходит в целом по той же схеме, конечно, в деталях не все соблюдается так четко, и возможны различные варианты.
Из этого примера хорошо видна роль науки в обществе, она в самом общем виде состоит в том, что наука как не один социальный институт способна создавать новые социально-экологические ниши. Фактически можно утверждать, что это и есть основной вклад науки в социальное пространство, ее функция и роль. И в том обществе в котором не будет науки, будет замедлено создание новых социально-экологических ниш, а значит само развитие общества, как такового.
Одним из важнейших выводов, которые можно сделать из предложенной работы, является тот факт, что процессы естественного отбора и борьбы за существования являются объективными процессами, которые существуют за счет двух природных феноменов. Первый из них - наличие второго начала термодинамики, согласно которому поддержание открытой системы в состоянии, отличном от равновесного с окружающей средой, требует непрерывного энергообмена, а также вызывает постоянное изменение объекта и среды, под воздействием стремления систем к равновесному состоянию.
Второй феномен заключается в наличии в природе селективных систем, то есть систем, обладающих возможностью выбора. Именно появление таких систем вызвало ценностные процессы, а также процессы борьбы за существование и естественного отбора, фактическим воплощением которых является наличие ценностей. Как только система получает возможность делать выбор, она начинает стремиться к увеличению своего энергетического потенциала или к поддержанию существующего за счет внешних источников энергии, которые она выбирает сама.
Поскольку никакие источники не обладают бесконечно большим энергетическим потенциалом, а количество энергии в среде под влиянием второго начала термодинамики никогда не остается неизменным, начинают работать конкурентные механизмы, когда система стремится обеспечить необходимый уровень энергии за счет того, что другая система, нуждающаяся в энергии в той же форме не сможет этого сделать. Вступает в действие борьба за существование и естественный отбор, фиксирующий наиболее удачные приспособления для добычи энергии, начинают работать процессы дивергенции и запускаются все основные эволюционные механизмы.
Происходит формирование экологических систем с их развитой структурой экологических ниш, экологическими пирамидами, и внутри- и межвидовой борьбой за существование. Включаются механизмы развития биологических систем, от сообществ до особей включительно, что в конечном итоге приводит к формированию социально-экологических систем, которые подчиняются тем же закономерностям, что и биологические. Однако они формируют особую социальную среду, где все эволюционные процессы воспроизводятся вновь.
Не вызывает сомнения объективный характер существования эволюционных процессов, связанный, как мы сказали, со вторым началом термодинамики и появлением селективных систем. Однако, вопрос о самом появлении таких систем и последующем формировании социально-экологических систем не ясен. И если зачатки последних мы видим при изучении сложных сообществ высших животных, например, шимпанзе, то появление первых вызывает существенные затруднения общебиологического и общефилософского характера. Как и почему образовались селективные системы, является ли их образование естественным этапом развития мертвой материи, связанным с какими-то неизвестными общими законами эволюции неорганического мира, или же какие-то иные причины привели к их появлению, остается неясным. Однако ответ на этот вопрос и не является предметом данной работы, которую можно считать завершенной, так как представляется, что она дала ответы на вопросы, обозначенные во введении.
Еще одним возможным следствием предложенной работы является возможное объяснение онкологических заболеваний. Хотелось бы особо подчеркнуть, что все, что будет сказано далее, не претендует даже на научную гипотезу, и я привожу эти рассуждения лишь потому, что, возможно, в них есть какое-то рациональное зерно, которое может подтолкнуть кого-либо из читателей к серьезным исследованиям. Быть может, профессионал сочтет эти мысли за полную чушь, я не будем спорить и настаивать на чем-либо, итак, суть данных рассуждений состоит в следующем:
1. Каждая клетка представляет собой систему, которая для своего существования должна обеспечить себя необходимым количеством энергии.
2. Коль скоро это так, то она находится в процессе борьбы за существования с другими клетками, которые нуждаются тоже в том же типе энергии. То есть, со сходными по специализации.
3. Если в обеспечении энергией наблюдаются перебои, то есть энергии не хватает и среда становится нестабильной, должны начаться процессы дивергенции.
4. Иначе говоря, клетка в целях поиска энергии должна искать для себя какие-то иные способы ее добычи. То есть, она будет изменяться под влиянием среды.
5. В процессе этого изменения она может терять специализацию и изменять ее на более эффективную с точки зрения добычи энергии, то есть становится раковой клеткой.
Подчеркиваю, я ни на чем не настаиваю и ничего не утверждаю. Я не знаю, можно ли переносить на межклеточный уровень принципы функционирования экологических систем, пусть об этом судят профессионалы.
Еще одним вероятным следствием предлагаемого подхода являются причины возникновения новых языков. Не будучи филологом, мне трудно судить о том, насколько верны эти взгляды, тем не менее для интересующихся конспективно представлю, как образуются новые языки с точки зрения теоретических представлений, изложенных в данной работе.
1. Есть обособленная территория, в которой люди говорят на общепринятом языке. Но с другими людьми, говорящими на этом языке общаются мало.
2. Происходит следующее: под влиянием случайности происходят языковые мутации (изменения языка). Эти мутации средствами небиологического наследования (воспитанием и образованиям) передаются из поколения в поколение и закрепляются (некоторые элиминируются). Начинается процесс языковой дивергенции.
3. Со временем мутации накапливаются, и язык все больше отличается от исходного.
В результате образуется новый язык.
Также весьма вероятно то, что процессы социальной дивергенции играют существенную роль в образовании новых этносов, но этот вопрос, как и вопрос о языках, требует дополнительного специального исследования. В целом пример образования языков лежит в русле предложенных выше механизмов развития селективных систем, представляется что таким образом образуются не только новые языки, что, в случае биологических систем, подтверждается теорией эволюции.
В этом разделе, предваряющем заключение ко всей работе, необходимо поговорить о том, что основные теоретические положения представленные в данной работе позволяют предложить универсальные методы научного исследования, связанные с тем, что любую социальную и (или) психологическую ситуацию, любую селективную систему можно рассматривать с точки зрения ценностей, или окружающей среды инетерсующих исследователя объектов и ситуаций. Так ценностный анализ представляет собой четыре этапа.
Задачей первого этапа является ответить на вопрос: какие ценности субъектов вовлечены в данную сферу действия. На этом этапе определяется, какие конкретно интересы затронуты в конкретной ситуации и чьи это интересы.
Задачей второго этапа является определение уровня выявленных ценностей в данной ситуации у каждого субъекта деятельности. Здесь необходимо решить, какой уровень запрета у каждой ценности каждого субъекта, вовлеченного в данную ситуацию. Особое внимание необходимо в данном случае обратить на ценности высокого порядка, так как они представляют наименьшую возможность альтернативного действия.
На третьем этапе происходит сравнение ценностей участников ситуации (или одного участника), как с точки зрения самих ценностей, так и с позиции силы запретов каждой ценности. В результате составляется заключение о наличии или отсутствии ценностных конфликтов и о возможных направлениях действия в данной ситуации.
Четвертый этап представляет собой решение проблемы на основе данных, полученных в результате третьего этапа.
Приведу несколько примеров. Например, политический конфликт между Россией и Грузией в недавнем прошлом. Первый этап ценностного анализа говорит о том, что для Грузии является ценностью сотрудничество с западом, и прежде всего с США, для России же важно соблюдение ее политических интересов. Второй этап анализа показывает, что Грузия не готова отказаться от такой ценности, как сотрудничество с западом, даже под влиянием очень сильных раздражителей, таких, как политическое давление России, следовательно для Грузии сотрудничество с западом является ценностью высокого порядка. Россия, в свою очередь, не готова отказаться от своих политических интересов в регионе, и эти интересы также являются ценностью высокого порядка для данного государства. Третий этап сравнения ценностей показывает, что имеется достаточно мощный ценностный конфликт, связанный с наличием у каждого из субъектов ситуации противоречащих друг другу ценностей высокого порядка. Следовательно, в данном случае решение ситуации заключается во взаимном смягчении позиций с каждой стороны, для чего и проводятся многочисленные долгие и трудные переговоры.
Пример из психологии. Рассмотрим бытовую ситуацию молодой пары, когда супруги вступают в конфликт из-за представления о мытье посуды. Первый этап анализа показывает, что он считает, что посуду надо мыть сразу за собой, она убеждена, что только когда не будет чистой посуды. Второй этап дает информацию о том, что он не готов отказаться от своей ценности ни под влиянием никакого раздражителя, даже в случае развода, она же при серьезном давлении готова пойти на компромисс. Следовательно, для него ценность характера мытья посуды - ценность высокого порядка, для нее среднего. Третий этап показывает, что имеется ценностный конфликт, однако не очень жесткий, так как один из партнеров в случае серьезного давления готов пойти на компромисс. Решение проблемы опять-таки лежит в сфере взаимных переговоров, когда должна уступить ему и начать мыть посуду пусть не сразу, но хотя бы через некоторое время, не дожидаясь окончания чистой посуды.
Еще один пример, это пример внутриличностного анализа. Некий молодой человек сталкивается с проблемой выбора партнера, при этом у него существует три кандидатуры. На первом этапе ему необходимо определить, какие ценности при выборе партнера для него наиболее важные, на втором - порядок каждой ценности (то есть уровень запрета), на третьем - сравнить, насколько каждый из предполагаемых партнеров соответствует ценностям самых высоких порядков, имеющих значение при выборе партнера. На четвертом - осуществить сам выбор.
Разумеется, приведенные примеры представляют собой значительное упрощение, подчас в ситуации вовлечены многие ценности, имеют место быть ценностные конфликты, тем не менее ценностный анализ позволяет выявить наличие этих ценностей и конфликтов и определить возможные пути разрешения ситуаций.
Таким образом, ценностный анализ является универсальным методом психологического и социологического исследования ситуаций, позволяющим продиагностировать любые ситуации с точки зрения вовлеченных в них ценностей и выработать конкретные пути разрешения проблем в случае их обнаружения.
В этом плане можно рекомендовать данный метод как специалистам, связанным с анализом ситуаций меж- и внутриличностного и группового взаимодействия, так и простым индивидуумам для решения их обычных проблем бытового характера.
Вместе с тем, возможен и анализ селективной системы с точки зрения его взаимоотношений с окружающей средой и места в иерархии. В этой связи весьма важным представляется ответить на следующие вопросы.
1. Каков состав окружающей среды объекта.
2. Насколько важен, какое место в иерархии ценностей занимает тот или иной объект среды.
3. Какое место в иерархии занимает изучаемый объект.
4. На какое место в иерархии претендует окружающий объект.
5. Какова специфика взаимодействий объекта с объектами окружающей среды.
6. Каким образом изучаемый объект добывает энергию. Насколько он удовлетворен этим.
7. Какие препятствия к добыче энергии имеются у изучаемого объекта.
8. Хватает ли ему добываемой энергии.
9. Каким образом окружающий объект тратит энергию, насколько он удовлетворен этим.
10. Какие препятствия к трате энергии имеются у изучаемого объекта.
В итоге можно составить полный экологический паспорт объекта исследования, и выявить источники его проблем. Особое внимание следует уделять значимым для изучаемого объекта объектам окружающей среды.
Такое исследование может быть полезно как в практической психотерапии, так и при изучении состояния организаций. Оно может прояснить специфику и особенности функционирования фактически любой селективной системы. Но, следует отметить что предложенные методы исследования требуют дальнейшей детализации, разработки и развития, которые не входят в задачу данной работы.
Однако, это и не ставилось целью данной книги. Основной целью было показать универсальный характер ценностных процессов их неразрывную связь с основными механизмами эволюции и выявить главные следствия действия таких процессов на личность и социум. Мне хотелось продемонстрировать, что основным способом взаимодействия личности и субъектов социума, являются борьба за существование и естественный отбор, которые проявляются через ценностные процессы и являются неотъемлемым свойством селективных систем. Именно поэтому книга была названа «общая теория социального и психологического взаимодействия».
Предложенная уважаемому читателю работа, отражает текущее понимание автором, обозначенных феноменов, процессов и механизмов, таковы они в начале 2011 года, когда создавалась эта работа. Конечно, все будет меняться, любые взгляды развиваются. Что-то обязательно будет пересмотрено, однако, я глубоко убежден, что основное ядро этой работы, главные идеи останутся неизменными.
Каждый из нас может наблюдать действие естественного отбора и борьбы за существование в его жизни десятки раз. Каждый великолепно знает, что именно от того сумеет или не сумеет он адаптироваться к окружающей его социальной среде зависит успех или не успех его жизни, и это же будет являться показателем успеха и не успеха.
Когда я писал эту книгу, я понимал какой шквал негодования она может вызвать, я понимал, что фактически возрождаю старые уже забытые идеи того что в науке получило штамп «социал-дарвинизм». Но я не могу жить с закрытыми глазами, я не могу закрыть глаза на то, что в жизни каждого человека имеют место борьба за существование и естественный отбор. Я вижу это каждый день, как может видеть это каждый человек.
Хотелось бы отметить также следующее, социальные экологические системы в целом рождают намного более жесткую борьбу за существование чем природные. Иерархии в природе, в целом намного более мягкие чем в социуме, объясняется это скорее всего тем что в природе нет такой жесткой конкуренции чем в социуме. Причем, как и природные разные социальные экологические системы имеют разные по силе конкуренции. Разное социальное экологическое конкурентное пространство принципиально объясняется различными социальными ценностями в различных государствах, которые, по сути, являются аналогом природных ландшафтов. Именно это объясняет огромное значение социальных ценностей государств. И именно от аппарата управления зависит уровень конкуренции в каждом конкретном государстве. Однако, этот вопрос является предметом специального исследования.
Борьба за существование и отбор ни в коем случае не приводят к расизму или шовинизму. В борьбе за существование выживает не сильнейший, а наиболее адаптированный к особенностям окружающей среды, которая для человека представляет собой социальное пространство: все в чем он живет и с чем вступает во взаимодействие. И именно от состояния окружающей среды зависит то, что будет решающим фактором в успехе в борьбе за существование для каждой личности. Какие социальные ценности будут определять его жизненный успех. Будет это высокий уровень образования, культуры и гуманизм или же физическая сила, грубость и умение владеть оружием и убивать. Именно окружающая среда определяет это. Сами же по себе основные эволюционные механизмы нейтральны, они не несут собой даже элементарной агрессии.
Агрессия возникает тогда, когда среда требует от личности использования агрессивных механизмов для адаптации к этой среде. Именно не понимание экологической природы социума много лет назад поставило крест на исследованиях действия основных эволюционных механизмов в обществе.
Это я и попытался показать в своей работе и мне кажется, несмотря на все недостатки, которые я и сам вижу, это получилось.
И я хочу сказать. Спасибо вам, что вы ознакомились с этой книгой.