ENG
         
hpsy.ru/

../../Яломианская система экзистенциальной психотерапии как интегральная модель для преподавания экзистенциализма студентам

Проблема

В настоящее время в системе подготовки психологов-консультантов сложилась любопытная ситуация. С одной стороны, общим местом является понимание того, что терапевтическая подготовка обеспечивается в основном в рамках постдипломной подготовки специалистов, поскольку существующая система высшего образования «заточена», в основном, на подготовку специалистов академически-научного или образовательного профиля. Вместе с тем, количество студентов, заканчивающих ВУЗы по направлению психология, со специализацией или профилем «психологическое консультирование», «консультативная психология» и схожим, только в Москве составляет более сотни человек в год. Таким образом, перед преподавателями соответствующих кафедр стоит задача дать базовые навыки консультирования и сформировать, насколько возможно, профессиональную позицию психолога-консультанта, поскольку выпускники, работая по специальности в различных сферах, взаимодействуют с реальными клиентами (часто без дополнительной подготовки, из-за отсутствия средств или желания).

В психологических вузах существует некоторый эклектизм при преподавании консультативной психологии. В отличие от долговременных терапевтических обучающих программ, студентов стараются знакомить с основными «базовыми» направлениями консультирования и психотерапии в равной мере. Чаще всего пользуются «традиционными» классификациями, выделяющими психодинамическое, когнитивно-поведенческое направление и экзистенциально-гуманистическое направление (возможны также различные добавления системной или групповой моделей)1. Первые два направления достаточно «развиты», они весьма часто в различных вариантах существуют в учебных планах. Что же касается третьего направления, то существуют определенные трудности. Во-первых: какие именно подходы относить к экзистенциальному направлению, а во-вторых - как преподавать. Мы не будет рассматривать экзистенциально-ориентированные магистратуры (МГУ, ВШЭ). Данные программы готовят специалистов в рамках одного определенного подхода, представляют собою комплекс дисциплин, раскрывающих разные стороны подхода, готовящих именно полноценных практиков в конкретном направлении. Чаще же всего, в учебном плане стоит один курс, посвященный экзистенциальной психологии и психотерапии, обычно длящийся один семестр (МГППУ, МГОУ). Есть несколько возможных вариантов его проведения: с одной стороны, возможно проведение интенсивного тренинга по экзистенциальной психотерапии в рамках одного конкретного направления. Но такой подход, вопервых, накладывает серьезные требования на подготовку преподавателя в рамках конкретного подхода (обучающий психотерапевт), во-вторых, не всегда возможен по причине небольшой длительности курса. Кроме того, академическая традиция требует обширного представления направления, «отдачи должного» достаточному спектру подходов. Еще более проблемным в данном случае выглядит вопрос формирования «экзистенциальной установки». Нельзя не согласиться с Э. ван Дорцен в том, что экзистенциальная психотерапия не является психотерапией «техник и навыков», но воздействует скорее посредством личностных установок терапевта2. Освоение техник в данном случае вторично в сравнении с установлением личностной позиции, соответствующей ценностям экзистенциальной терапии (например феноменологической установки). При проведении короткого интенсивного курса возникает риск освоения студентами подхода на уровне «психологической игры» - набора техник, а это явно противоречит самой сути экзистенциализма.

Второй возможный вариант - изложение материала в историко-психологическом ключе. При такой форме преподавания курса встает, во-первых, проблема «отнесенности» какого-либо подхода к экзистенциальному направлению, а во-вторых, вновь стоит проблема формирования «экзистенциальной установки» - весьма непростым выглядит ее формирование через освоение теоретического материала. Итак, возможно коротко сформулировать следующий вопрос: как в рамках короткого (односеместрового) университетского курса, с одной стороны, дать студентам достаточно объемные знания об экзистенциализме, с другой- как сформировать «экзистенциальную установку»?

Ниже предложен вариант «интегрального» курса по экзистенциальной психологии и психотерапии, разработанный и читаемый мною на кафедре психологического консультирования МГОУ для студентов-специалистов и студентов-бакалавров, специализирующихся по данной кафедре3.

Интегральная схема преподавания экзистенциализма

Учитывая вышеизложенное, при создании курса стояла задача найти некую «призму», через которую не хронологически, но смыслово возможно связать различные подходы. Такой призмой выступил подход И. Ялома, а конкретнее - предложенные Яломом экзистенциальные факторы: смерть, свобода, изоляция и смысл. Определенные Яломом как «конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире»4, они являют собою, с одной стороны, универсальные, с другой - как бы «вненаходимые» понятия, не «принадлежащие» ни одному из подходов. Что касается критериев отнесения тех или иных конкретных подходов к экзистенциальному направлению, с этой целью используются «признаки» экзистенциального мировоззрения, предложенные Д.А. Леонтьевым5, - за экзистенциальные направления принимаются те, которые соответствуют всем данным признакам.

Экзистенциальные факторы позволяют классифицировать различные направления не хронологически, но интегрально, по некоторым объединяющим признакам, своего рода тематическим критериям (разумеется, с приблизительной, не полной точностью). Так, к экзистенциальному фактору «смерть» отнесены например, философия М. Хайдеггера, терапевтические школы Л. Бинсвангера и М. Босса. К фактору «свобода» отнесены философия Ж-П. Сартра, философия Э. Фромма (в некоторой ее части), антипсихиатрия Р. Лэйнга. К фактору «изоляция» отнесены философия М. Бубера, также философия Э. Фромма. К фактору «смысл» отнесены философия А. Камю, терапевтические школы В. Франкла и А. Лэнгле. Как видим, не все экзистенциальные направления «умещаются» в данную классификацию. Однако нами был введен дополнительный критерий «терапевтическое мастерство» (которому сам И. Ялом уделял пристальное внимание), к которому возможно отнести, например, подходы Р. Мэя и Дж. Бюдженталя.

Следует отметить, что данная классификация не является методологической классификацией, а лишь призвана облегчить тематическое планирование курса по основам экзистенциальной психологии и психотерапии. Применение данных интегральных критериев позволяет отойти от хронологической классификации, дать студентам возможность увидеть смысловые пересечения между различными подходами.

Также следует отметить, что задача по формированию основ экзистенциальной установки выполняется посредством мета-терапевтической работы (группового самопознания) на «темы» данных экзистенциальных факторов и работу с «культурными источниками», посвященными данным факторам. Студенты, соотносясь с «конечными данностями», пропуская их через себя, посредством личностного обсуждения (работая над «самораскрытием» по Ялому) или работы с культурными источниками, способны на личностном уровне «прочувствовать» данную установку. Еще одним приемом при подготовке является съемка аутотерапевтического фильма - это может быть как видеофильм (15-20 минут), посвященный личной истории конфронтации с данными экзистенциальными факторами, так и «экранизация» (в виде короткого видеофильма) какого-либо из терапевтических случаев6. Данная форма работы позволяет студентам особенно почувствовать причастность к экзистенциальным данностям и, как бы пропустив их через себя, лучше освоить аксиологию и онтологию экзистенциальной психологии и психотерапии.

Примечания

  1. См. напр., Бурлачук, 2012; Соколова, 2010 и др.
  2. Van Deurzen, 2011
  3. Крючков, 2014.
  4. Ялом, 1999.
  5. Леонтьев, 2007.
  6. новеллы И. Ялома, «случай» Эллен Вест, и т.п.

Литература:

  1. Бурлачук Л.Ф., Жидко М.Е., Кочарян А.С. Психотерапия: Учебник для вузов. 2-е изд., стереотип. - СПб.: Питер, 2012. 480 с.
  2. Крючков К.С. Рабочая Учебная Программа дисциплины «Экзистенциальное консультирование и психотерапия», М.: МГОУ, 2014.
  3. Леонтьев Д.А. Восхождение к экзистенциальному миропониманию. Третья всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщения / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2007. С. 3-12. Электронный ресурс: http://institut.smysl.ru/article/alte.php
  4. Соколова Е.Т. Психотерапия. Теория и практика. - М.: Академия, 2010. 368 с.
  5. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия М.: Класс, 1999. 576 с.
  6. Van Deurzen, E. Skills in Existential Counselling and Psychotherapy. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications Ltd, 2011.

Крючков К.,

Сборник научных статей и рабочих материалов к докладам участников II Международной конференции «Философия и психотерапия». Под редакцией С.М. Бабина, В.В. Андрюшина, И.Г. Глуховой. Научное издание. СПб: издательство «Анатолия» 2014. - 232 с. IBSN 978-5-7452-0049-6