ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Леонтьев Д.А.

Леонтьев Дмитрий Алексеевич - доктор психологии, профессор психологического факультета Московского Государственного Университетета, директор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества. Автор многочисленных научных трудов по экзистенциальной психологии.

Публикации
  1. + Психолог: личность и ремесло
  2. + Смыслоутрата и отчуждение

    Понятие смысла к настоящему времени обрело признание в качестве одного из ключевых общепсихологических понятий как в экзистенциальной и культурно-исторической традициях, в которых оно получило очень глубокую проработку на протяжении десятилетий (см. Леонтьев, 1999), так и за их пределами. В экзистенциальной психологии и психотерапии большое внимание уделяется также феномену смыслоутраты, или экзистенциального вакуума (В. Франкл) — переживания дефицита обеспеченности жизни личности смыслом, влекущего за собой целый ряд патологических и «метапатологических» проявлений и следствий (см. Франкл, 1990; Ялом, 1998; Maddi, 1967 и др.). В культурно-исторической традиции, напротив, феномен смыслоутраты не получил сколько-нибудь развернутого теоретического обоснования.

  3. + "Случай" Виктора Франкла
    http://institut.smysl.ru/article/sluchai_vf.php
  4. + Абрахам Маслоу в XXI веке

    В статье представлены основные вехи жизненного и творческого пути выдающегося американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970).

    // Психология. Журнал Высшей школы экономики Выпуск № 3 / том 5 / 2008

    http://cyberleninka.ru/article/n/abraham-maslou-v-xxi-veke
    http://psyjournals.ru/psychology/2008/n3/24074.shtml
  5. + Виктор Франкл в борьбе за смысл
    http://www.loopback.ru/psytech/otherpsy/franleo.htm
  6. + Власть над жизнью. О философии и психологии - свободы и ответственности

    Проблема свободы и ответственности - это не абстрактная философская проблема, это проблема жизненная, проблема в каком-то смысле выживания всех нас - страны и человечества в целом. Несколько лет назад социологами был проведен опрос, результаты которого многих повергли в шок. Оказалось, что 87% опрошенных российских граждан считают, что они не оказывают влияния на свою жизнь. К любым социологическим опросам надо относиться осторожно. Тем не менее в целом обнаруженная тенденция не противоречит моим ощущениям того, что происходит в нынешнем массовом сознании россиян. Может быть, это нормально и на самом деле возможности людей влиять на свою жизнь объективно невелики? Однако такое убеждение относится к категории того, что психологи называют "самоосуществляющимся пророчеством", - это убеждение, само наличие которого приводит к его подтверждению. Действия человека, верящего, что он может влиять на события, существенно отличаются от действий человека, уверенного в обратном. И соответственно различаются их результаты: один убеждается в собственной силе, другой - в собственном бессилии.

    // Независимая газета 27.10.2015

    http://www.ng.ru/stsenarii/2015-10-27/9_freedom.html
  7. + Внешнее принуждение неэффективно (Интервью на радио "Культура". Ноябрь, 2016)

    И в работе, и в личном развитии нам необходима мотивация. Мы ее укрепляем, меняем или ругаем себя за ее отсутствие. Психолог Дмитрий Леонтьев помогает разобраться в деталях того механизма, который заставляет нас утром вставать с постели и действовать - вопреки своему желанию или в согласии с ним.

    // Интервью записано для проекта Psychologies "Статус: в отношениях" на радио "Культура" в ноябре 2016 года.

    http://www.psychologies.ru/people/dmitriy-leontev-motivatsiya-knuta-i-pryanika-silno-pereotsenivaetsya/
  8. + Возможности эмпирического исследования личностного потенциала

    Под личностным потенциалом (ЛП) мы понимаем интегральную системную характеристику индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Понятие личностного потенциала лежит в основе личностной автономии и самодетерминации и выражает «личностное в личности» (Леонтьев, 2002). Эта проблема разрабатывалась под разными терминологическими обозначениями (сила Я, сила воли, саморегуляция, жизнестойкость и др.). При всей очевидной ее актуальности разработку проблемы затрудняет теоретическая непроработанность конструкта личностного потенциала и методологические трудности его операционализации. Так, налицо явная социальная желательность практически всех характеристик, которые могут быть отнесены к ЛП. Личностный потенциал связан не только с чертами характера, но и не в последнюю очередь с определёнными содержательными характеристиками личности (убеждениями, ценностями, смыслами), однако наличие у человека последних ещё не говорит об уровне ЛП: нет гарантии, что в ситуации, когда ценности окажутся под угрозой, он поведёт себя в соответствии с ними. В свете этого наиболее адекватной задаче диагностики ЛП выглядит методология экспериментального исследования. Однако эмпирическое исследование ЛП может опираться и на методы субъективного самоотчёта, при надлежащем учёте фактора социальной желательности.

    // // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Москва, 2005. С. 259-260.

    http://institut.smysl.ru/article/lp.php
  9. +Восстание живых. Интервью Д.Леонтьева в Новой газете от 25.01.2012[недоступно]

    События последних месяцев, после парламентских выборов 4 декабря, заставили говорить о возрождении в России политической жизни. О том, чем полезны ситуация нестабильности, хождение на митинги и внутренняя мотивация, «Новой» рассказал профессор факультета психологии МГУ, заведующий лабораторией позитивной психологии и качества жизни Высшей школы экономики Дмитрий Леонтьев.

    // Новая газета от 25.01.2012

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.novayagazeta.ru/society/50634.html
    http://www.partbilet.ru/publications/vosstanie_jivyih_12280.html
    http://blog.imhonet.ru/author/vpratus/post/5500669/
  10. + Восхождение к экзистенциальному миропониманию

    Экзистенциальную психологию не назовешь новым или молодым направлением; за дату ее рождения обычно принимают 1930 год — год публикации статьи Л. Бинсвангера «Traum und Existenz» («Сновидение и существование»). Иными словами, она практически ровесница культурно-исторической психологии Выготского и когнитивной эпистемологии Пиаже, чуть моложе теории поля Левина и старше, скажем, теорий самоактуализации и гештальт-терапии, теории деятельности, не говоря уже о когнитивных теориях. Немногим старше экзистенциальная философия, если за точку отсчета считать период, когда опередившие свое время идеи Кьеркегора и Ницше упали на благодатную почву и начали прорастать. На протяжении многих десятилетий экзистенциализм, особенно в психологии, был довольно маргинальным по степени своего реального влияния мировоззренческим течением, даже в 1960-е годы — годы триумфа гуманистической психологии, в которую экзистенциальная психология органично влилась, — и несмотря на большую популярность и колоссальные тиражи книг ведущих ее представителей, таких как Р. Мэй, Р. Лэинг и В. Франкл, а позднее — И. Ялом и Дж. Бьюджентал. Однако на исходе ХХ века стало обнаруживаться, что экзистенциальный взгляд на человека содержит ключ к решению важнейших проблем, с которыми столкнулось человечество.

    // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2007. С. 3-12.

    http://institut.smysl.ru/article/alte.php
  11. + Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования

    Данная теоретико-экспериментальная работа посвящена малоизученной и трудно поддающейся изучению проблеме выбора. Слово "выбор" у одних психологов является предметом благоговения, переходящего в иррациональный культ, у других - высокомерного отвержения по причине той же якобы мистической природы, у третьих за этим словом кроется упрощение и выхолащивание сложной реальности, сведение выбора к определению оптимальной реакции. Понятие "выбор" чаще употребляется в роли объяснительного конструкта, чем реальности, подлежащей изучению и объяснению. Причина этого заключается как в сложности соответствующей реальности, так и в смешении разных вещей под единым названием "выбор". Очевидно, что любая работа с этим понятием должна начинаться с его уточнения.

    // Вопросы психологии. 1995 год

    http://motiv.smysl.ru/LE_PKO.DOC
    http://www.voppsy.ru/issues/1995/951/951097.htm
  12. + Вызов инвалидности: от проблемы к задаче

    Еще в 1980е гг. в исследованиях Сью зен Кобейсы и Сальваторе Мадди было установлено, что принятие вызова, то есть готовность действовать в отсутствие гарантии успеха, есть существенная составная часть комплекса личностных характеристик, получившего название «hardiness», или «жизнестойкость» (см. Леонтьев, Рассказова, 2006). Было подтверждено, что жизнестойкость выступает наиболее сильным предиктором успешного сопротивления стрессовым обстоятельствам: у людей с высокой жизнестойкостью не развиваются известные медицинские последствия длительных устойчивых стрессов, которые в полной мере проявляются у лиц с низкой жизнестойкостью. Таким образом, различное отношение к этим вызовам может приводить к совершенно разным не только психологическим, но и медицинским последствиям. Априори неблагоприятная для индивида ситуация инвалидности, даже врожденной, с точки зрения современных взглядов на психологию личности и на психологию здоровья, не может рассматриваться как однозначно детерминирующая проблемы адаптации.

    // Четвертая Всероссийская научнопрактическая конфе ренция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / Под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2010. — 180 с. (Москва, 4—5 мая 2010 г.)

    http://institut.smysl.ru/article/Leon_DA_Vizov_invalidnosti_20111005.php
  13. + Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности

    В статье содержится теоретический анализ неопределенности как основополагающей характеристики современного мира, тех психологических следствий, которые порождает вызов неопределенности, и индивидуальных стратегий отношения к нему. Показано, что выдвижение неопределенности на первый план порождает в обществе проблемы с пониманием природы научного знания, образа человека и самоопределения по отношению к ценностям. Разрешение этих проблем оказывается возможным в русле экзистенциальной картины мира, основанной на признании неопределенности фундаментальным условием бытия. Признание неопределенности и толерантность к ней выступает условием и признаком психологической зрелости и здоровья. Ключевые слова: неопределенность, неизвестность, детерминизм, вызов сложности, экзистенциальная психология, постмодернизм, толерантность к неопределенности, экзистенциальная дилемма, выбор

    // Психологические исследования

    http://www.psystudy.com/index.php/num/2015v8n40/1110-leontiev40.html
  14. + Гордон Оллпорт - архитектор психологии личности
    http://www.tl.smysl.ru/pj_allp3.doc
  15. +Два аспекта одиночества: эмпирический анализ[недоступно]

    В докладе представлены первые результаты разработки методики "Дифференциальный опросник переживания одиночества" (опубликован: см. Осин, Леонтьев, 2013).

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.hse.ru/pubs/lib/data/access/ram/ticket/8/14443837836de15816d57f526c10e70409c40ed54e/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%20%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BD%202006.pdf
  16. + Диалог

    Отношения с собеседником по диалогу носит характер взаимодействия, при котором обе стороны в равной мере учитывают и уважают различия точек зрения. Противоположностью диалогу является монолог - такое общение, в котором высказывания не предполагают ответа и взаимодействия с иной точкой зрения. С формальной стороны (в драматургии и лингвистике) монологом называют высказывание, произносимое в одиночестве или не адресованное кому-либо; если, однако, рассматривать монолог и диалог с их содержательной стороны, то даже весьма структурированное общение нескольких людей на общую тему (например, переговоры) при отсутствии уважения иных точек зрения и готовности их учетывать может не обладать качеством диалога, а размышления уединенного человека могут принимать характер внутреннего диалога - столкновения и взаимодействия разных точек зрения ("голосов") в сознании человека, их напряженного противостояния или конструктивного взаимообогащения и достижения относительного согласия.

    // Экзистенциальная традиция: Философия, Психология, Психотерапия, 2009.

    http://institut.smysl.ru/article/documents/dialog.doc
    http://www.existradi.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=220:2009-08-07-13-38-32&catid=48:-11&Itemid=59
  17. +Дифференциальный опросник переживания одиночества : структура и свойства[недоступно]

    В статье описаны результаты разработки методики " Дифференциальный опросник переживания одиночества " (ДОПО-3). Методика создана на основе авторской модели отношения к одиночеству, согласно которой принятие одиночества как экзистенциального факта открывает человеку возможность ценить ситуации уединения и использовать их как ресурс для аутокоммуникации и личностного роста. Неприятие или страх одиночества, напротив, приводит к избеганию уединения, постоянному поиску социальных контактов, что становится избеганием встречи человека с самим собой и препятствием для личностного роста. ДОПО-3 состоит из 40 (краткая версия - из 24) утверждений, сгруппированных в 3 шкалы, измеряющих переживание одиночества и два аспекта отношения к нему: позитивное одиночество и зависимость от общения. При разработке методики использовано несколько выборок общим объемом более 2500 респондентов. Шкалы методики надежны (α в диапазоне 0,81-0,90), структурная валидность подтверждена результатами конфирматорного факторного анализа. Конвергентная и дискриминантная валидность установлена путем анализа связей шкал с показателями субъективного благополучия, осмысленности жизни, экстраверсии, мотивации аффилиации, субъективного отчуждения. На основе кластерного анализа шкал ДОПО выделены и описаны 4 качественно специфических типа отношения личности к проблеме одиночества. Ключевые слова: позитивная психология; субъективное благополучие; одиночество; уединение

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psy-journal.hse.ru/data/2013/10/31/1283223356/Osin_Leontiev_10-01pp55-81.pdf
  18. + Духовность, саморегуляция и ценности
    http://www.institut.smysl.ru/article/spirit.php
    http://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/PDF/2005_7(51).pdf
  19. + Жизненный мир человека и проблема потребностей
    http://motiv.smysl.ru/NEED.DOC
  20. + Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира
    http://institut.smysl.ru/article/2.php
    http://www.psylib.ukrweb.net/books/_leond02.htm
    http://psylib.org.ua/books/_leond02.htm
    http://communikatione.narod.ru/lib/psy1/ld01.txt
  21. +К дифференциальной антропологии (тезисы доклада на конференции "Наука и будущее") pdf[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.scienceandfuture.sgm.ru/2004/files/rus/077_01.pdf
  22. + К типологии жизненных миров
    http://institut.smysl.ru/article/lifeworld.php
  23. +Как мы выбираем: структуры переживания собственного выбора и их связь с характеристиками личности[недоступно]

    В статье представлено исследование механизмов выбора на материале реальной ситуации принятия решения об участии/неучастии в выборах местных органов власти. С помощью авторского опросника "Субъективное качество выбора", а также специальных анкет и ряда методик диагностики личности выявлены хорошо интерпретируемые связи между различными аспектами переживания собственного выбора и личностными характеристиками. Полученные результаты указывают на существование двух устойчивых структур выбора, проявляющихся в особенностях его субъективного переживания. Ключевые слова: выбор, деятельность самоопределения, качество выбора, личностные переменные.

    // ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2011. № 1

    В настояще время публикация недоступна.
    https://publications.hse.ru/articles/74836070
  24. +Какой смысл в смысле?[недоступно]

    Интервью с Д.Леонтьевым. Опубликовано в ПсиНавигаторе

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.psynavigator.ru/interview.php?code=20
  25. +Кесарю - кесарево (к дискуссии "Психология - с религией или без нее")[недоступно]

    В статье разводится значение для психологии веры как важнейшего психологического феномена, религии как культурной формы "духовной навигации" (В.М. Розин) и церкви как социального института. Подчеркивается психологическое различие "внешней", декларативной, и "внутренней", глубинной религиозности и роль психологии в определении меры подлинности религиозных ориентаций.

    // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4, № 4. С. 58-63.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psy-journal.hse.ru/data/2011/04/25/1210803757/58-63.pdf
  26. + Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации
    http://institut.smysl.ru/article/16.php
  27. +Личностный потенциал. Структура и диагностика[недоступно]

    Коллективная монография охватывает широкий круг вопросов психологии личности через призму новой концепции личностного потенциала - системы характеристик личности, лежащих в основе успешной саморегуляции в различных сферах жизнедеятельности. Авторский коллектив: А. Ж. Аверина, Л. А. Александрова, И. А. Васильев, Т. О. Гордеева, А. И. Гусев, О. Е. Дергачева, Г. В. Иванченко, Е. Р. Калитеевская, М. В. Курганская, А. А. Лебедева, Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, О. В. Митина, Е. Н. Осин, А. В. Плотникова, Е. И. Рассказова, А. Х. Фам, С. А. Шапкин Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 06-06-00449а "Структура и диагностика личностного потенциала" Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 10-06-16004д

    В настояще время публикация недоступна.
    http://maxima-library.org/avtory/publishing-house/b/263400/readhtml
    http://maxima-library.org/avtory/publishing-house/b/263400
  28. + Материалы к курсу Д.А. Леонтьева "Современные теории личности"
    http://www.tl.smysl.ru/
  29. + Между прошлым и будущим (Что такое тревога с позиции экзистенциального психолога? )

    Что такое отсутствие тревоги? Это уверенность в завтрашнем дне. Возможно ли это? Конечно, мы всегда стремимся как-то прогнозировать свою дальнейшую жизнь, исходя из тех тенденций, которые наблюдаем. И это играет свою положительную роль. Но надо осознавать условность и приблизительность таких прогнозов. В этом отношении 11 сентября 2001 года - урок экзистенциализма для всего мира. Он показал, что любая стабильность относительна, а любая неопределенность, нестабильность - абсолютна.

    // Школьный психолог №8/2004

    http://psy.1september.ru/article.php?ID=200400812
  30. +Мировоззрение и бытие-в-мире как основания регуляции[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://existradi.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=261:2009-08-08-12-47-24&catid=50:-13&Itemid=59
  31. +Мировоззрение и бытие-в-мире как основания регуляции[недоступно]

    Эта статья посвящена проблеме функционирования мифа, в частности одному вопросу: как он встраивается в систему регуляции жизнедеятельности и как соотносится с бытием - ведь устойчивый, неоспоримый, самоочевидный и обычно плохо рефлексируемый миф иначе, хотя и не менее сильно, обусловливает наши действия, чем динамичные жизненные процессы. Между мифом и актуальным бытием-в-мире как двумя основаниями регуляции существуют достаточно сложные двусторонние отношения, поэтому не лишней представляется постановка вопроса "кто кого" в случае их конфликта, расхождения: подчинится ли сознание упрямой реальности или, напротив, будет трансформировать реальность, подчиняя ее своему руководящему и направляющему мифу. Некоторое время тому назад я описал миф как форму мировоззрения (Леонтьев, 2004). Мировоззрение, в свою очередь, было описано как ядро картины мира, система наиболее общих представлений о том, как устроен мир и люди. Единицей мировоззрения всегда выступает генерализация, т.е. обобщение. В нем выделяются четыре аспекта: онтологический, структурный, функциональный и ценностный.

    // Экзистенциальная традиция: Философия, Психология, Психотерапия, 2009.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.existradi.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=261:2009-08-08-12-47-24&catid=50:-13&Itemid=59
  32. + Мировоззрение как миф и мировоззрение как деятельность
    http://institut.smysl.ru/article/mif_mir.php
  33. + Моделирование «экзистенциальной дилеммы»: эмпирическое исследование личностного выбора

    В настоящее время в области психологии, изучающей проблемы выбора и принятия решения, существует два крупных направления. К первому относятся классические теории рационального выбора, где критерии выбора лежат в успешности и оптимальности деятельности, а ко второму направлению примыкают экзистенциальные теории выбора, в которых критерии выбора полагаются внутри субъекта в качестве ценностей и смыслов. Одним из крупных представителей второй линии является американский психолог С. Мадди (Maddi, 1998), который описал так называемую «экзистенциальную дилемму», встающую перед каждым человеком в его повседневных выборах: выбирается либо неизменность, воспроизведение прошлого, статус-кво, чреватое чувством вины за упущенные возможности, либо неизвестность, новое будущее, несущее в себе риск и чреватое чувством тревоги непредсказуемого Согласно теории Мадди, разные люди по своему психологическому складу могут быть склонны к одному или другому выбору. Вместе с тем альтернативы не эквивалентны: выбор неизвестности расширяет возможности найти смысл, а выбор неизменности их ограничивает. С этими взглядами перекликается и типология жизненных миров как форм структурирования взаимоотношений с миром (Леонтьев, 2004). В данном случае нам представлялось важным на эмпирическом материале продемонстрировать релевантность этой дилеммы обыденным ситуациям и частично описать её феноменологию. Исследование проводилось на первом курсе вечернего отделения психологического факультета МГУ во время проведения общепсихологического ознакомительного практикума в трех аудитория

    // //Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2005. № 4. С. 37-42.

    http://institut.smysl.ru/article/model_personal_select.php
  34. + Неклассический вектор в современной психологии
    http://narrativepsy.narod.ru/num1-2005_51.html
  35. + Новые горизонты проблемы смысла в психологии
    http://institut.smysl.ru/article/gorizont..php
  36. + О времени: иллюзия ответов
    http://institut.smysl.ru/article/time.php
  37. +О времени: иллюзия ответов[недоступно]

    В Талмуде сказано: "Время не проходит, время стоит. Проходите вы". Время - это характеристика именно нашего существования, а не чего-то, что проходит мимо нас. Три взаимосвязанных понятия образуют неразрывный узел: время, жизнь, изменение. Время - это метрика человеческой жизни. Жизнь не может не быть иначе, как во времени. Убийство времени поэтому есть форма самоубийства, медленного саморазрушающего поведения. Изменение - это критерий жизни, живое отличается от мертвого именно тем, что всегда может быть иным (Мамардашвили, Бюджентал). И вместе с тем изменение есть признак времени: "время - это то, чем предмет отличается от самого себя" (Мамардашвили).

    // Экзистенциальная традиция: Философия, Психология, Психотерапия, 2009.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.existradi.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=361:2009-09-26-19-40-05&catid=40:-4&Itemid=59
  38. + О предмете экзистенциальной психологии
    http://institut.smysl.ru/article/3.php
    http://psylib.org.ua/books/_leond02.htm
    http://communikatione.narod.ru/lib/psy1/ld02.txt
  39. + Общее представление о мотивации человека (Лекция курса "Мотивация и эмоции")
    http://motiv.smysl.ru/general.doc
  40. + Онтология любви: за пределами слова и чувства

    Любовь относится к числу предельных оснований человеческого существования; сами вопросы, относящихся к этой сфере, рассматриваются как однопорядковые с вопросами жизни и смерти как в философии, где со времен античности Эрос рассматривается как одно из оснований мироздания, так и в экзистенциальной психологии, в которой проблемы любви относятся к числу ключевых проблем человеческого существования (см. Ялом, 1999). Данная статья представляет собой попытку выйти за рамки наиболее традиционного понимания любви как чувства, явления эмоционального порядка и разобраться в онтологических основаниях любви.

    // От события к бытию: грани творчества Галины Иванченко / сост. М.А. Козлова. М.: Изд. дом ГУ—ВШЭ, 2010. С. 71-102. В основе статьи лежит выступление на международной конференции по танатотерапии «Тело: между жизнью и смертью» (Москва, 11 ноября 2005 г.)

    http://institut.smysl.ru/article/Leon_DA_Ontologiya_lubvi_20111005.php
  41. + От инстинктов - к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня и завтра

    Русскоязычные психологи сейчас испытывают явные затруднения, когда им приходится соприкасаться с проблемами психологии мотивации. Обобщающих книг на русском языке по этой весьма важной теме за последние 15 лет, после перевода фундаментального труда Х. Хекхаузена (1986), просто не выходило, если не считать переводов классических текстов З. Фрейда, К. Юнга, К. Левина, Г. Олпорта, А. Маслоу, Э. Фромма, Л. Фестингера и др., написанных более полувека (в лучшем случае треть века) тому назад. Можно лишь условно считать их современными, постольку, поскольку, по замечанию одного из авторов данного сборника, хорошая теория всегда современна, но при всем этом они отнюдь не отражают нынешнее состояние этой области. Есть еще пара удручающих попыток учебников по этой теме, хоть и написанных совсем недавно, но отражающих эту область в том виде, который она имела лет 40 назад -- как свет далекой звезды, приносящий нам ее образ многолетней давности. Но отчасти в этом повинно и современное состояние данной области в мировой психологии, вызывающее некоторую растерянность и замешательство у приближающегося к ней исследователя.

    http://publishing.smysl.ru/book/motiv/leon2.rtf
    http://ir.nmu.org.ua/bitstream/handle/123456789/73410/1c4a6e95ede718856257f79563078ad4.pdf?sequence=1
  42. + От инстинктов к выбору, смыслу, саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня и завтра (rtf)
    http://publishing.smysl.ru/book/motiv/leon2.rtf
  43. + От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности
    http://mary1982.narod.ru/leontiev.html
  44. + Перспективы неклассической психодиагностики

    В статье делается попытка проанализировать развитие представлений о мишенях психодиагностики, связанное с развитием представлений о природе человека и, в частности, неклассической методологией. Введение в научную психологию представлений о содержательном внутреннем мире, системной организации жизнедеятельности, произвольной саморегуляции и самодетерминации ведет к необходимости вычленения новых мишеней диагностики: содержаний, отношений, атрибутивных схем, системной организации личности, стратегий, межуровневых регуляторов, механизмов самотрансценденции. Ключевые слова: психодиагностика, природа человека, неклассический подход, черты, внутренний мир, системная организация, самодетерминация

    http://psystudy.ru/index.php/component/content/article/37-n4-12/353-leontiev12.html?directory=82
  45. + Печать экзистенциализма: эмпирические корреляты экзистенциального мировоззрения

    Экзистенциальная психология связана с определённым мировоззрением, которое оказывает преобразующее воздействие как на жизнь и личность клиента в процессе работы с ним, так и на жизнь и личность психолога. Второе оказывается если не более интенсивным то, как минимум, более продолжительным по времени: не месяцы терапии, а годы жизни терапевта или консультанта. Рассматривая экзистенциальное мировоззрение как специфический и не особенно распространенный способ проживания индивидом собственной жизни, можно поставить задачу изучения индивидуальных особенностей носителей этого мировоззрения, в первую очередь экзистенциальных психологов и психотерапевтов.

    // // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2007. № 1 (10). С. 121-130.

    http://institut.smysl.ru/article/pe.php
  46. +Подход через развитие эго: уровневая теория Дж. Лёвинджер[недоступно]

    Свой подход Дж. Лёвинджер возводит к идеям А. Адлера, который первым стал отстаивать главенствующую роль эго по отношению к сфере влечений (Loevinger, 1976, с. 8). Дж. Лёвинджер исходит из того, что понятие эго точнее всего из ряда сходных понятий выражает управляющее начало, которое связано с сознанием и контролем над другими функциями. Описанные Лёвинджер возрастные и индивидуальные различия в уровнях личностного развития и зрелости отражают степень развитости и общую структуру личностных ресурсов саморегуляции. Развитие личности, по Лёвинджер, заключатся в постепенном обретении большей автономии, большем управлении своим поведением, большем личностном контроле над его механизмами. В теоретической модели Лёвинджер выделяется ряд последовательных стадий развития эго, которые автор избегает жестко привязывать к хронологическому возрасту; тем не менее они задают четкую логику развития и выстраиваются в иерархию, отражающую личностную зрелость. Некоторые из стадий рассматриваются как основные, некоторые - как переходные. Каждая стадия представляет собой сложную структуру нескольких признаков, включающих контроль (управление) импульсов, межличностные отношения и осознанные причины поведения. Границы между стадиями носят нечеткий характер. В случае застревания индивида на сравнительно ранней стадии последняя из генетической характеристики превращается в индивидуально-типологическую.

    // В книге: Под науч. редакцией: Д. А. Леонтьев Личностный потенциал: структура и диагностика

    В настояще время публикация недоступна.
    https://social.hse.ru/data/2014/04/24/1319992214/%D0%9B%D0%9F%20-%20%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%20I_59-75%20%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80.pdf
  47. +Позитивная психология - повестка дня нового столетия[недоступно]

    В статье содержится подробное изложение и анализ развития и современного состояния недавно возникшего нового направления в психологии - позитивной психологии. Выделяются этапы в развитии этого движения, основные проблемы и вызовы, внутренние дискуссии. Особое внимание уделено мифам, окружающим позитивную психологию, и их развенчанию. Показана динамика взглядов на осмысление позитивного человеческого функционирования от поверхностного к глубинному и от одностороннего к интегративному и диалектическому. Позитивная психология рассматривается как полигон поиска новых подходов в общей психологии, адекватных задачам и вызовам нового столетия. Ключевые слова: смысл; эмоции; гуманистическая психология; позитивная психология; благополучие; счастье; черты; силы; здоровье

    // Психология : журнал Высшей школы экономики - 2012. - 2012 том 9 №4. - С. 36-58.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psy-journal.hse.ru/data/2012/12/25/1301913416/9-04_.pdf
  48. + Поиск смысла в новом тысячелетии
    http://institut.smysl.ru/article/new1000.php
  49. + Постановка и достижение целей как фактор психологического благополучия

    Рассматривается процесс постановки и достижения целей, а также их содержание, в структуре факторов психологического благополучия. Представлен обзор ряда западных эмпирических исследований, направленных на изучение данной взаимосвязи, в первую очередь в рамках теории самодетерминации (СДТ). Вводятся понятия внутренних и внешних целей. Показана роль универсальных базовых потребностей в процессе целеполагания. Описывается мини-теория содержания целей. Вводится понятие конкордантности цели в концепции К.Шелдона как предиктора ее эффективного достижения и фактора субъективного благополучия. Ключевые слова: цель, субъективное благополучие, теория самодетерминации, внутренняя цель, внешняя цель, базовые потребности, конкордантная цель

    http://www.psystudy.com/index.php/num/2015v8n44/300-leontiev44.html
  50. + Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего

    В статье описано исследование факторов, влияющих на способность делать разумный и полноценный выбор профессии после окончания средней школы. В работе ставилась также задача найти способы формировать эту способность. Авторы сочли важной для полноценного профессионального самоопределения способность представлять спектр возможных следствий, вытекающих из разных выборов. 60 испытуемых-старшеклассников, назвавших свой профессиональный выбор, описали свою жизнь после этого выбора.

    // Вопросы психологии №1 2001

    http://www.hr-portal.ru/article/professionalnoe-samoopredelenie-kak-postroenie-obrazov-vozmozhnogo-budushchego
  51. + Психология - наука о нарушениях?

    В конце пятидесятых годов в США оформилось движение, назвавшее себя гуманистической психологией. Гуманистическая психология выдвинула лозунг изучения высших, специфически человеческих проявлений людей, которые ранее игнорировались - развитие, любовь, творчество, ценности и т.п. За полтора десятилетия своего расцвета гуманистическая психология завоевала большую популярность и во многом изменила взгляд психологов на человека и практику работы с ним. В меньшей степени она повлияла на исследования, в основном из-за скептического отношения к возможностям научного метода вообще. В результате этот подход, хотя он затрагивал самые важные струны человеческой души, оказался мало подкреплен надежными данными. Тем не менее, лед тронулся. В конце семидесятых годов постепенно начинаются, а с начала девяностых активизируются научные исследования, хоть и разрозненные, таких проблем как удовлетворенность жизнью, счастье, оптимальное функционирование, внутренняя автономная мотивация, осмысленность жизни, оптимизм, жизненные цели. Но эти исследования были не особенно влиятельны до тех пор, пока в 1997 году не был провозглашен новый лозунг позитивной психологии - науки о достижении счастья. Есть счастье или его нет, а есть что-то другое - вопрос спорный, но даже пушкинские "покой и воля" имеют прямое отношение к качеству жизни. И достижение этого качества - отдельная наука и искусство, не выводимые из науки и искусства исправления дефектов.

    // История, концепции и лица позитивной психологии. На сайте Smysl.Ru

    http://pp.smysl.ru/history/leontiev_article.htm#more
  52. +Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://psylib.org.ua/books/_leond01.htm
  53. + Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности
    http://tipa-biblioteka.narod.ru/leon1.zip
  54. + Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности
    http://www.koob.ru/leontyev_d_a/psihologiya_smisla
    http://books.google.ru/books?id=QeSjAAAAQBAJ
  55. + Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности (дополнительные главы)
    http://publishing.smysl.ru/book/smysl/smysl_add_new.pdf
  56. + Пунктирный человек. (стенограмма телепередачи Гордона с Д. Леонтьевым и С. Братченко)
    http://www.atheism.ru/science/science.phtml?id=852
  57. + Пути развития творчества: личность как определяющий фактор
    http://institut.smysl.ru/article/creative_way.php
  58. + Развитие идей самоактуализации в работах Маслоу
    http://www.voppsy.ru/issues/1987/873/873150.htm
  59. + Разработки методики дифференциальной диагностики рефлексивности

    РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕФЛЕКСИВНОСТИ Д.А. Леонтьев, Е.М. Лаптева, Е.Н. Осин, А.Ж. Салихова (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва) С тех пор, как понятие о рефлексии как о внутреннем отношении сознания к само-му себе было введено Дж. Локком, в философии и психологии возникло множество раз-личных представлений о рефлексии, рассматривающих её феномены с разных сторон и подчёркивающих их позитивные и негативные последствия. Наиболее ярко идея о позитивной роли рефлексии в становлении личности звучит в работах С.Л. Рубинштейна [1]. По его мнению, исходно человек существует "внутри жиз-ни", устанавливая отношение к её отдельным явлениям, но не к жизни в целом: будучи неспособным выйти за её пределы, человек ведёт жизнь, сравнимую с природным процес-сом. Возникновение рефлексии позволяет человеку прервать цепь детерминации явления-ми своего жизненного мира и занять позицию по отношению к жизни; согласно С.Л. Рубинштейну, именно становление рефлексии является решающим, поворотным мо-ментом, который даёт человеку возможность сознательно строить собственную жизнь. Присущая развитому человеческому сознанию способность к рефлексии выступает одной из ключевых предпосылок перехода от режима детерминированности к режиму са-модетерминации: бытие определяет неразвитое сознание, но развитое сознание может на-чать со своей стороны определять бытие...

    http://creativity.ipras.ru/texts/leontiev_lapteva_2009.pdf
  60. + Самоактуализация (Лекция курса "Мотивация и эмоции")
    http://motiv.smysl.ru/SACT.DOC
  61. + Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ
    http://www.tl.smysl.ru/SACT5.doc
  62. +Силы характера как ресурсы личности подростка: опыт применения опросника "профиль личностных достоинств"[недоступно]

    В последние годы новым методологическим и теоретическим контекстом изучения сильных сторон и ресурсов личности стала позитивная психология - направление, провозглашающее необходимость уравновесить преимущественное внимание к отклонениям,проблемам и заболеваниям, типичное для психологии практически всего XX столетия, пристальным вниманием к позитивным сторонам личности и ее функционирования. Позитивная психология исходит из того, что недостаточно освободить человека от проблем и симптомов,чтобы его жизнь заиграла всеми красками

    // Психологическая диагностика, 2007, № 1. - С. 107-127.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.hse.ru/data/2010/08/11/1224866458/%D0%91%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%20%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BD%202007.pdf
  63. + Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция выбор личности в непредсказуемом мире.
    http://institut.smysl.ru/article/4.php
  64. + Смысл смерти: на стороне жизни
    http://institut.smysl.ru/article/dead.php
  65. + Смыслоутрата и отчуждение

    Статья посвящена соотношению понятий смыслоутраты (В. Франкл) и отчуждения (К. Маркс, Э. Фромм), описывающих сходную феноменологию; рассматривается теория отчуждения как «эк зистенциального невроза» (С. Мадди). Многомерная концепция онтологии смысловой реальности дает возможность рассматривать осмысленность жизни и смыслоутрату как феномены системы взаимоотношений индивида с миром (А.Н. Леонтьев, С. Мадди, Дж. Накамура и М. Чиксентми хайи), а отчуждение — как категорию, описывающую онтологические основания субъективного феномена смыслоутраты. Ключевые слова: смысл, осмысленность жизни, смыслоутрата, отчуждение.

    // КУЛЬТУРНО ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 4/2007

    http://psyjournals.ru/files/7284/kip_2007_n4_Osin_Leontiev.pdf
  66. + Стереометрия жизни

    Про жизнь, как и про смерть, можно сказать, что она есть у всех, но у всех разная. Как ни парадоксально, проблемой содержания собственно жизни в философии и гуманитарных науках занимались гораздо меньше, чем остальными, более частными ее аспектами. Ведь и смысл жизни, и смерть - это не отдельные предметы, существующие сами по себе. Это аспекты жизни. Правильнее было бы говорить не просто "смерть" (и на этом обрывать), а "смерть жизни", по аналогии со смыслом жизни. Один из ярчайших психологов нашего времени Сальваторе Мадди ввел представление о переживаниях "малой смерти", когда внезапно и нежелательно прекращает свое существование что-то значимое для нас - замысел или отношения (см. Maddi, 1980; Леонтьев, Буровихина, 2007). В таких случаях речь идет о смерти не жизни, а чего-то другого. Трудно сказать о жизни и смерти что-то новое; моя задача - отнесясь как-то к тому, что уже было сказано, построить некое целое, которое может и не сводиться к сумме частей.

    // Человек - наука - гуманизм: К 80-летию со дня рождения академика И.Т. Фролова / Отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: Наука, 2009. С.668-676.

    http://institut.smysl.ru/article/Leon_DA_Stereometriya_jizni_20091218.php
  67. + Судьба или возможность

    // Наша психология № 9 (77) Сентябрь´13

    http://www.psyh.ru/rubric/2/articles/1881/
  68. + Фасилитирующие эффекты опыта «малой смерти»

    Под «малой смертью» мы понимаем события в опыте человека, не являющееся, строго говоря, чьей-то смертью, но имеющие с ней ряд общих черт. Если смерть есть бесповоротное окончание жизни, вызванное внутренним исчерпанием ее ресурсов или внешними причинами, то «малая смерть» — это столь же бесповоротное прекращение существования чего-то другого, схожего с жизнью, но менее всеобъемлющего. Понятие малой смерти получило детальную проработку экзистенциальной персонологии Сальваторе Мадди, который посвятил ему специальную статью (Maddi, 1980). Ситуации столкновения с «большой смертью» нечасты и порой фатальны. Однако менее серьезные и травматичные события «малой смерти» гораздо более распространены. «Мы сталкиваемся со смертью в небольшом масштабе всегда, когда кончается нечто, окончания чего мы не хотели бы (например, кто-то перестаёт любить вас, а вы продолжаете любить), когда нас угнетает нехватка времени и сил, чтобы совершить всё, к чему мы искренне стремимся (например, когда учёный пытается проводить исследования, писать, преподавать и участвовать в семейной и общественной жизни), или когда жизнь монотонна (например, если для достижения какой-то желанной цели требуется совершать рутинную работу, слишком скучную для нас). Во всех этих случаях человек испытывает страх, хоть и слабый, от того, что события не подвластны его контролю и не всегда соответствуют его желаниям. В этих случаях человек испытывает страх от бессмысленности жизни» (Maddi, 1980, p. 88).

    // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2007. С. 140-145.

    http://institut.smysl.ru/article/smdie.php
  69. + Феномен ответственности: между недержанием и гиперконтролем
    http://www.institut.smysl.ru/article/responseability.php
  70. + Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции

    Рассматривается феномен рефлексии как философская проблема, как предмет научно-психологического изучения и как характеристика человеческого существования. В центре статьи находится проблема амбивалентности рефлексивных процессов. В одних исследованиях прослеживается связь рефлексии с депрессией, невротизмом и пессимизмом, другие же работы обращают внимание на позитивную роль рефлексии в процессах адаптации и саморегуляции личности. Для разрешения данного противоречия предложена дифференциальная модель рефлексии личности, в которой выделяется несколько типов рефлексивного самоотношения, в числе которых как способствующие, так и мешающие эффективной саморегуляции жизнедеятельности личности. Ключевые слова: рефлексия, рефлексивность, саморегуляция, самодетерминация, самодистанцирование, самосознание

    http://www.psystudy.ru/index.php/num/2011n2-16/463-leontiev-averina16.html
  71. + Феномен свободы: от воли к автономии личности (doc)

    // Только уникальное глобально: сб. статей в честь 60-летия Г.Л. Тульчинского. СПб.: СПбГУКИ, 2007. – С. 64-89.

    http://institut.smysl.ru/article/documents/freedom2007.doc
    http://institut.smysl.ru/article/freedom2007.php
  72. + Философия жизни М. Мамардашвили и ее значение для психологии

    Статья посвящена некоторым аспектам философии жизни М. Мамардашвили на материале его лекций 1980х гг. В ней анализируется сходство и различие идей Мамардашвили с экзистенциальной традицией в философии и психологии и их значение для психологии личности. Специально в статье рассматриваются такие проблемы как различение двух регистров жизни (сознательного и регистра автоматического суще ствования), проблема детерминизма и законов сознательного существования, проблема времени и извле чения опыта из событий и проблема "собирания" личности. В философии Мамардашвили раскрывается новое измерение личности, практически не нашедшее отражения в психологических теориях личности ХХ в. и связанное с уровнем сознательного существования, трансцендирующего каузальные закономерности биологического и социального функционирования индивида. Ключевым феноменом этого уровня существования выступает "держание усилия", представляющее собой акт сознательного самоопределения и не поддающееся причинноследственному объяснению.

    // Культурно-историческая психология, 2011, № 1. - С. 2.

    http://institut.smysl.ru/article/Leon_DA_Filisofiya_zhizni_Mamardashvili_20111005.php
    http://psyjournals.ru/kip/2011/n1/39590_full.shtml
  73. + Ценности и ценностные представления
    http://psychology.net.ru/articles/print.html?page_id=394
  74. + Ценности и ценностные представления
    http://psychology.net.ru/articles/content/1099134699.html
  75. + Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени
    http://www.follow.ru/article/344/
  76. + Человек и Мир: экзистенциальный цикл взаимодействия
    http://institut.smysl.ru/article/exist_cycle..php
  77. + Человечность как проблема
    http://institut.smysl.ru/article/Leon_DA_Chelovechnost_kak_problema_20091218.php
  78. +Что нужно для счастья простому россиянину (интервью газете "Московские новости" )[недоступно]

    // Московские новости 15.08.2011

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.mn.ru/society/20110815/304046236.html
  79. + Что такое экзистенциальная психология?
    http://institut.smysl.ru/article/1.php
    http://communikatione.narod.ru/lib/psy1/ld02.txt
  80. + Экзистенциальная тревога и как с ней не бороться
    http://institut.smysl.ru/article/trevoga.php
    http://psylib.org.ua/books/_leond03.htm
  81. + Экзистенциальный психолог как объект психологического исследования

    Экзистенциальная психология позиционирует себя как способ проникнуть на более глубокие уровни человеческого опыта, который может скорее дополнить и обогатить другие возможные взгляды на человека, чем выступить некоторой альтернативой по отношению к ним (May, 1967). Тем не менее, можно предположить, что люди, занимающиеся экзистенциальной психологией и психотерапией, могут обладать личностными особенностями, обусловленными этой специализацией.

    // // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2007. № 1 (10). С. 121-130.

    http://institut.smysl.ru/article/documents/pe.doc
  82. + Экзистенциальный смысл одиночества

    Статья посвящена комплексному анализу феномена одиночества, рассматриваемому не только как негативное переживание социальной депривации, но и как позитивное условие личностного развития. Анализируется связь одиночества с общими условиями личностного развития, различные формы субъективного переживания одиночества, аутокоммуникативные механизмы вклада одиночества в саморазвитие личности.

    // Экзистенциальная традиция: Философия, психология, психотерапия. 2011, № 2(19). С. 101-108. (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия)

    http://institut.smysl.ru/article/Leon_DA_Exist_smysl_odinoch_20130213.php
  83. + Экзистенциальный смысл суицида: жизнь как выбор

    Проблемы суицида занимает особое место как в клинической психологии, где констатируется отсутствие единой концепции и модели превенции и немногочисленность эмпирических данных (Соколова, Сотникова, 2006, с.103), так и в философии и общей персонологии, без выхода на уровень которых эта проблема оказывается редуцированной к клиническому синдрому, однопорядковому с другими клиническими синдромами (неврозы, зависимости и др.). Более целостный взгляд на суицид позволяет увидеть в нем, прежде всего, дистанцированное отношение к собственной жизни, занятие произвольной и опосредованной позиции по отношению к ней, в отличие от непроизвольного и нерефлексивного "бытийствования". Таков взгляд на данную проблему с позиций экзистенциального миропонимания (см. Леонтьев, 2007а). Экзистенциализм часто ошибочно понимают как размышления "о жизни вообще". Однако, отличительным признаком экзистенциального взгляда на жизнь, в отличие от многочисленных других взглядов на нее, выступает признание возможности занять по отношению к своей жизни рефлексивную и произвольную позицию, в том числе и менять эту позицию.

    http://institut.smysl.ru/article/Leon_DA_Ekzistencialniy_smysl_suicida_20091218.php
  84. + Эмпирическая типология смыслов жизни в США и России Леонтьев Д-А., Осин Е.Н.

    В последние годы популярность смысла жизни как предмета исследования неуклонно возрастает среди психологов. В новом проекте «Классификации позитивных способностей человека» смысл жизни назван «наиболее человеческой и вместе с тем самой неуловимой» из всех позитивных характеристик личности и определен как «наличие у человека связных представлений о высшей цели и смысле мира и о своем месте в нем» {Petersen, Seligman, 2002). Наряду с теоретической разработкой понятия «смысл жизни», ведутся и эмпирические исследования этого конструкта с применением различных методик и подходов (подробнее см., напр., Wong, Fry, 1998). Смысл жизни представляет собой не просто диспозицию, поддающуюся количественному измерению, но структуру, обладающую качественно своеобразным содержанием. Чисто интенсивностная характеристика смысла жизни сравнительно легко поддается измерению с помощью таких тестов, как Purpose In Life (PIL) Дж. Крамбо и Л. Махолика (Crumbaugh, Maholick, 1969) и его популярная русскоязычная версия Тест смысло-жизненных ориентации (СЖО) (Леонтьев, 2000). Однако подход, связанный с использованием психометрических методов такого рода, наряду с несомненными достоинствами, которые состоят в простоте сбора и обработки большого объема данных, в легкости получения количественных результатов и их обобщения, имеет и ряд существенных ограничений. Альтернативой этому подходу является качественный подход, который может быть также назван феноменологическим. Он заключается в сборе данных, как можно более полно описывающих индивидуальную картину смысла жизни, с помощью таких методов, как неструктурированное интервью, свободное эссе или анкеты с «открытыми» вопросами. Основным недостатком этого подхода является сложность формализации получаемых данных, однако к настоящему времени достаточно хорошо разработана методология качественного анализа данных и критерии объективности для качественных исследований (см., напр., Eisner, 2003; на русском языке см. Квале, 2003), а также конкретные методы качественного анализа (в частности, качественный контент-анализ: см. Mayring, 2000).

    http://akme31.narod.ru/11.html
См.также
  1. Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества