ENG
         
hpsy.ru/

../../Профессиональная психологическая помощь людям в ситуации принятия и совладания с экзистенциальным решением и его последствиями

Нами была предпринята попытка на материале описания от 1-го лица, интуитивного прояснения и рефлексивного самоисследования, провести качественное исследование феномена экзистенциального решения. В этих целях мы прибегнули к реорганизации пережитого опыта и анализу философской, психологической, психотерапевтической и богословской литературы. Наша работа включала в себя содержательный анализ переживаний, обращение к истории жизни и образа жизни конкретной личности; их пониманию, «схватыванию», интерпретации и построению некоторых теоретических обобщений, а также «нащупыванию» рекомендаций по оказанию профессиональной психологической помощи людям в ситуации принятия и совладания с экзистенциальным решением и его последствиями.

Ключевые слова: экзистенциальное решение, экзистенциальная тревога, экзистенциальная вина, Da-sein-анализ, переживание, предельный опыт, размыкание, экзистенциальное консультирование и терапия.

Так как наше исследование практико-ориентировано, то в тексте мы будем оперировать понятием «клиент». Жизненная ситуация клиента зашла в тупик, который побуждал его к поиску выхода. Клиента вот уже на протяжении нескольких лет «напрягала» та профессиональная роль, которую он принял на себя. Что казалось бы проще всего, возьми и уйди.

Однако принять решение об уходе и, тем более, следовать ему не получалось….

Из рефлексивных описаний клиента. «Ты был излишне вовлечен, жертвенен, зашел далеко, и теперь в этом застрял». «Твои интересы игнорируются», «Твое мнение не идет в расчет», «Неблагодарность. Плодами твоего труда «пользуются» другие». «Тревога за то, «что ты занимаешься не своей жизнью», тобой пользуются, обещания не выполняются»; «Ты выполняешь «функции»». «Разочарование, сомнения, отчаяние». «Тебя «не слышат» и «не видят», тебя просто нет, ты не присутствуешь или находишься за кругом». «Создается впечатление, что тебе перекрывают кислород, теснят». «Ты для кого-то являешься помехой». «Осознавание бессмысленности, бесперспективности подобного существования». «Раздражение, чувство бессилия, гнев». «Непонимание и игнорирование», « безнадега». «Преобладание негативных чувств. Радость исчезает. Дальше так жить нельзя...». «И остаться нельзя и уйти трудно». Внутренняя борьба, отступление, промедление и снова внутренняя борьба… Волевое усилие. Молитва. Решение. Благословение. «Бросок». Освобождение. Облегчение.

Клиенту было также в традициях феноменологического подхода предложено прояснить переживания его опыта: «Что это значит для клиента?», «Как это для клиента?», «Что это ему напоминает?», «Каков истинный смысл переживания?» и «Как он с этим обходится?» (Улановский А., 2012). Интерпретация полученных данных позволяет предположить, что принятие экзистенциального решения значило для клиента сделать шаг навстречу своей подлинной личности, аутентичному существованию, раскрытию своих потенциальных возможностей и способностей, проявить Заботу о себе, найти свое место в жизни с тем, чтобы делиться с Другими приобретенными знаниями и жизненным опытом.

Прояснение «Как это для него?» выявило обиду, внутреннее борение с противоречивыми мотивами и несовместимыми альтернативами; бессилие, профессиональную невостребованность, бессмысленность, наметившуюся скуку, отсутствие перспектив, уныние, отчуждение, несамостоятельность. Чувства затрагивают разные сферы жизни, «кричат» о блокировании проявления экзистенции, реализации потенциала, сужении жизни.

Что это ему напоминает? Важные, значимые автобиографические события, от которых зависело дальнейшее течение жизни. Утраты, когда ты обманут, предан, не понят, когда остаешься один на один с жизнью, заброшен, когда «ничего не гарантировано», без прав, твои интересы игнорируются.

Прояснение истинного смысла переживания клиента мы усмотрели в экзистенциальной тревоге: не сбыться, не состояться, не исполниться; переживание вины из-за за иллюзий, несбывшихся надежд, утраченных возможностей и проживания не своей жизни, и наряду с этим, желание вместе (но не вместо) с другими ответственно, осознанно, осмысленно проживать полноценную жизнь.

«Как клиент с этим обходится?» Преимущественно в одиночестве, размышляет, страдает, «мучается», читает, слушает, по большей части, классическую музыку, смотрит спектакли, предпочитает драмы и трагедии, танцует, посещает выставки, общается с родными, реже - с друзьями, избирательно посещает семинары, следит за публикациями своих коллег, принимает участие в таинствах церкви (литургия, исповедь, причастие) и пишет… Дневник. Образно говоря, «психотерапия жизнью».

И постепенно вызревает, так называемое экзистенциальное решение, и обретаются способы совладания с ним(и).

Далее, мы рассмотрим имеющиеся, преимущественно, экзистенциальные психологические и психотерапевтические, а также философские и некоторые богословские представления, способные расширить горизонт нашего видения феномена «экзистенциального решения» с тем, чтобы наметить возможности профессиональной психологической помощи клиентам в ситуации принятия экзистенциальных решений и, в случае необходимости, в профессиональном психологическом сопровождении их в процессе совладания с этими решениями.

Экзистенциальная тревога. Значимыми для нашего исследования стали труды Ролло Мэя ( Мэй ,2001,2004, 2007) . Вчитываясь в них, трудно согласиться с теми, кто считает, что экзистенциальная тревога - это признак психического (психологического ) нездоровья человека. Наоборот, такого рода тревога важный признак того, что человек стремится к тому, чтобы прожить собственную человеческую жизнь во всей ее полноте, насколько это возможно. Центральным здесь является интуитивное чувствование, «знание» своего предназначения конкретным человеком, задачи жизни, Интенции, нацеленность, озабоченность, отношение, внимание к чему либо лежит в основе как сознательных, так и бессознательных ориентаций человека по отношению к миру, предшествует и делает возможным желание, сознательное намерение, решение ( Мэй, 2007, с.162, 206). Именно экзистенциальная тревога, в отличие от невротической, побуждает человека двигаться в том или ином направлении, совершать трудную работу по принятию особенно важных решений. Определяя тревогу как переживание Бытия, утверждавшего себя на фоне Небытия, Мэй видит овладение тревогой в снижении ее до нормального уровня, а затем в использовании нормальной тревоги как стимула к увеличению осознавания, бдительности и жизненной энергии.

Главная задача экзистенциального терапевта (консультанта) в этом - помочь клиенту почувствовать, осмыслить, как это решение проливает свет на его бытие в мире, что оно говорит о том, где находится клиент и в каком направлении он движется. Надо иметь в виду, что человек, принимающий решение, связывает себя обязательствами и направляет себя в то или иное русло на конкретном этапе жизненного пути, и часто, к сожалению, ему не хватает полного человеческого присутствия терапевта; вместо этого, порой, на первый план в терапевтических отношениях выступают идеи, конструкции, правила, амбиции. Наш опыт показывает, что не-бытие человека может проявляться как в жизни, так и в терапии в том, что так или иначе ограничивается время его присутствия, уменьшается жизненное пространство, которое он занимает, его лишают слова, игнорируется его мнение, сужается поле возможностей для его проявления, бытийствования, и он оказывается подавленным групповыми ответами, позициями, которые временно могут заглушить его собственную ответственность за жизнь или же он закрывается и уходит в себя. И на повестке дня с настоятельной необходимостью возникает вопрос доверия «Мир угрожает мне?» или, может быть, я какими-то своими действиями несу угрозу Миру».

Как (куда? чем?) жить дальше? Это непростые вопросы, требующие решения-разрешения. И как клиент распорядится своей жизнью, во многом зависит именно от него и его усилий. Свобода человека выходить за пределы настоящей ситуации, порой, из» порочного круга», блокирующего его существование, есть проявление способности человека и его воли позволить открыться новому, неизвестному, Ничто.

Экзистенциальная вина сопровождает принятие решений. Открываясь одним возможностям, человек неизбежно отказывается от других. Отречение от уже имеющихся проходит не безболезненно; порой потери весомы. Это плата. И хорошо, если человек оказывается к этому готов. Задача экзистенциального терапевта (психолога), в случае обращения к нему клиента в такой ситуации, оказать профессиональную помощь в совладании с последствиями решений и возникающими новыми обстоятельствами и переживаниями. Тревога и вина могут быть использованы во благо человека, если человек сможет противостоять, двигаться и преодолевать их.

И все же, наверное, таких решений, можно сказать поворотных, в жизни человека лучше иметь не очень много, так как они ведут к существенным изменениям, сопряжены с большими усилиями, перестройками, и часто с переходами из одной со-бытийной общности в другую, что с одной стороны содействует развитию личности, а с другой разрывает порой в той или иной степени значимые связи, отношения а также способны привести к экзистенциальной изоляции. Переживание экзистенциальной изоляции, в процессе принятия решения или следующее за ним, требует мужества, так как настоящее экзистенциальное решение может быть принято только самим человеком и никем иным. Одиночество может быть конструктивным. Решение приходит не только, когда человек общается с кем - то, напряженно мыслит, но и когда рисует, слушает музыку, рассматривает фотографии, гуляет и даже спит. Глубинные слои включаются, когда человек действительно вовлечен, сознательно сосредоточен на решении-разрешении тех или иных жизненных коллизий, задач. Принятие же экзистенциальных решений требует всего человека, задействуют все уровни опыта. И мета-решение (решение для всех других последующих решений) приходит; и вместе с ним приходит состояние облегчения.

Хотя мы согласны с Уильмом Джеймсом (Джеймс, 2010,с.357), что немногие важные решения принимаются с полным ощущением обдуманного, сознательного усилия. За понятием «решение» стоит широкий диапозон видов активности, связанных с разным субъективным опытом - различной степенью усилия, рациональности, осознания или импульсивности чувства, ответственности. Джеймс, глубоко размышляющий о том, как принимаются решения, описал пять типов решений, из которых только два, первый и второй, включают в себя волевое усилие.

1.Разумное решение, при котором рассматриваются аргументы «за» и « против», и выбирается одна альтернатива. Решение принимается с ощущением того, что мы свободны.

2.Волевое решение, которое требует напряжения, включающее в себя ощущение «внутреннего усилия». «Медленное, глубокое движение воли». Это редкий вариант решения, - близок к экзистенциальному решению.

3.Дрейфующее решение, при котором нет решающего довода в пользу какого-либо образа действия, любой кажется хорошим, и мы испытываем усталость или разочарование по поводу этого решения. Мы принимаем решение, позволяя себе дрейфовать в направлении, как будто случайно определенным извне.

4.Импульсивное решение. Мы чувствуем себя неспособными решить, и выбор кажется таким же случайным, как и при дрейфующем варианте. Но ответ приходит изнутри, а не извне. Мы воспринимаем себя действующими автоматически и импульсивно.

5.Решение, основанное на изменение точки зрения. Это решение часто возникает внезапно и является следствием какого-либо важного внешнего опыта или внутреннего состояния.

Ирвин Ялом (Ялом, 2000, 2011) задается вопросом «Почему решения трудны?» И сам же отвечает, что решения бывают трудны по разным причинам, а некоторые из них достигают глубочайших корней бытия. В частности, одна из них - исключающий эффект альтернативы (для любого «да» должно быть «нет»). На сознательном и бессознательном уровне клиент может отказываться принимать экзистенциальные последствия отречения и топтаться на месте. Непринятые же решения часто связаны с чем-то чрезвычайно болезненным. Ялом говорит о необратимых решениях как о пограничном опыте. Такого рода решение действует как катализатор процесса сдвига позиции от повседневной к онтологической, то есть к такому модусу бытия, в котором мы помним о бытии (от «онтической» к «онтологической», по терминологии М.Хайдеггера и его учеников). Такой катализатор и такой сдвиг, в конечном счете, благотворны, и являются предпосылками аутентичного существования.

Для многих людей принятие решения мучительно (воспринимается как «отсутствие почвы под собой»; «вызов мифу о личной исключительности»; «угрозу для защит от тревоги смерти»); и они пытаются избежать его, заставляя или убеждая других принять решение вместо них.

И здесь необходима воля. Воля возникает вначале в детстве как «противоволя». И может статься, что при неблагоприятных условиях воспитания, индивид чувствует, что не имеет права решать, как ему жить; и его воля парализуется. И человек, уже будучи взрослым, совершает преступление против самого себя: не проживает свою жизнь, а топчется на задворках «истории» жизни других людей; «греется у чужого огня», в том числе, от страха сепарации от доминантного другого. Это уже градус для экзистенциальной вины за несостоятельность, а в клинических случаях, капитуляции Da-sein ( по терминологии Бинсвангера).

Ответственность предполагает способность держать ответ за свою жизненную ситуацию и решение измениться подразумевает, что мы сами в ответе за прошлые крушения своей жизни и могли бы измениться давным-давно.

Экзистенциальный терапевт (психолог) может облегчить страдания клиента, исследуя вместе с ним его чувства, устремления, коллизии, препятствия на пути свободного волеизъявления, его возможности и ограничения, и, главное, смыслы решения, но, ни в коем случае, не должен принимать решение за клиента. И тогда решение имеет шанс быть «присвоенным» клиентом, и он сможет руководствоваться им в своей жизни. Но психотерапевтическое изменение не произойдет путем единственного важного волевого решения, оно является результатом постепенного процесса принятия множества решений, каждое из которых прокладывает путь для следующих.

И все же часто клиент избегает решений, так как они трудны. Наиболее очевидный метод избегания решений - промедление, торг, девальвация невыбранной альтернативы, делегирование решение кому-то, а то и чему-то (например, гороскопу). Человек может обманывать самого себя, невольно, на бессознательном уровне, искажать информацию; организовывать ситуацию так, чтобы отказаться от меньшего, руководствуется теми или иными дивидендами. Некоторые клиенты приходят в муках активного принятия решений, у других возникают периодические кризисы принятия решений во время курса терапии, у кого-то - длительные проблемы, связанные с неспособностью принимать решения. Ялом (Ялом, 2011) пишет, что даже если терапевт не формулирует динамики пациента в терминах проблем принятия решений, его целью все же остается подвести клиента к точке, где он или она может сделать свободный выбор. Возможности же выбора должен генерировать сам клиент.

Самым сложным, при этом, может быть то, что клиент и сам не знает, не понимает, чего он хочет. И тут не следует торопить клиента с решением. Оно должно вызреть. Консультант в таком случае может помочь клиенту в его самопознании, используя самый разный арсенал средств и методов, которыми он владеет и которые адекватны поставленной задаче, например, фокусинг. Кратко представим фокусинг. Шесть шагов фокусинга Юджин Т. Джендлин (Джендлин,2013, с.313-315).

1 шаг. Освобождение места. «Как поживаешь?» «Что мешает тебе чувствовать себя отлично?» Не отвечайте, пусть ответ даст то, что произойдет из вашего тела. Не погружайтесь ни во что. Приветствуйте каждую проблему, которая появляется. Откладывайте их в сторону, рядом с собой. «Помимо этого, все хорошо?»

2 шаг. Осязаемое чувство. Выберите одну проблему для фокусинга. Не идите вглубь проблемы. «Что вы чувствуете в своем теле, когда вы вспоминаете всю проблему целиком?» Ощутите все это, ощущайте всю эту вещь, туманный дискомфорт или неясное телесное ощущение этого.

3 шаг. Трактовка. Каковы свойства осязаемого чувства? Какие слова, фраза, образ исходят из осязаемого чувства? Какое прилагательное лучше всего подойдет?

4 шаг. Резонанс. Сличайте слова (или образ) с осязаемым чувством. Подходит? Если подходит, убедитесь в этом несколько раз. Если осязаемое чувство меняется, следите за этими изменениями. Когда вы достигнете идеального совпадения, слова (образы) будут точно соответствовать чувствам, побудьте с этим минуточку.

5 шаг. Вопрос. «Что во всей этой проблеме заставляет меня быть таким…?»

6 шаг. Получение. Приветствуйте то, что к Вам пришло.

Почему бы так же не экспериментировать с решением? Шаг за шагом….

Не надо верить, соглашаться или делать сразу то, что говорить осязаемое чувство. Важно лишь принять его и побыть с ним, так как невозможно принять аутентичные решения без того, чтобы не встретиться и «не присвоить» собственные чувства.

Продуктивным в плане чувствования, осознавания, мы также считаем обращение к пониманию К.Роджерсом «организмического» процесса и доверия к нему при совершении выборов. Приведем хотя бы отдельные выдержки из его тезисов, переведенной автором данной статьи, еще в 90-е годы книги о понимании личности Роджерсом (Susan Kreuter-Szabo, 1992), в которых Роджерс описывает целенаправленное стремление организма к развитию и независимости: «Человек должен полагаться на свой собственный оценочный процесс»; «ценности прямо узнаются организмом»; …органическая реакция на опыт, который происходит вперед сознательного восприятия этого опыта»; «осознание опыта, который является угрожающим для личности и которого можно избежать», «…интеграция всех смысловых и телесных опытов в структуру личности образует предпосылки для актуализации и увеличения всего организма». Внутренний план, «настоящая личность», концепция раскола личности на «мир опыта» и «мир восприятия», необоронительная открытость, понятие эмпатии, конгруэнтного существования, - далеко не полный перечень идей и понятий Роджерса, адресованных для людей помогающих профессий с тем, чтобы помочь клиентам …быть (становиться) личностью, которой он (человек) действительно является, а не той, какую ожидают от него другие.

Благотворными для исследования феномена экзистенциальных решений является также обращение к работе Роберта Эммоса «Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности» (Эммос, 2004). Когда есть выбор, который должен быть сделан, или принято решение, часто в человеческом опыте оказываются вовлечены конкурирующие желания, цели, которые могут приносить страдания человеку. Нередко конфликтующие системы мотивов, фрагментация личности, когда различные цели человека несовместимы, неразбериха, сумятица, внутренние битвы становятся источником нарушения саморегуляции. Эммос приводит в качестве иллюстрации материалы наблюдений Эпштейна (Epstein,1982,p.63), который описывает пять различных источников концептуальной несовместимости, отражающих различные типы конфликта. «…а) несовместимость между убеждениями человека и происходящими событиями, не согласующимися с этими убеждениями. б) несовместимость между идеальным «Я» и реальным «Я» человека; в) несовместимость между сознаваемыми убеждениями и ценностями, г) несовместимость между мнением о том, что есть, и о том, что должно быть: д) несовместимость между убеждениями разной степени осознанности (цит. По Эммонсу, 2004, с.139). Важным признается создание относительно устойчивых решений проблемы конфликтующих мотиваций. Путь, который предлагает Р.Эммос: это движение от цели к целому, от разрозненности к интеграции.

Личные цели, при этом, выступают в качестве средства для исследования интрапсихического конфликта, поскольку повседневные конфликты в принятии решений часто вращаются вокруг лежащих в их основе ценностей, целей и желаний. Действие может рассматриваться как компромисс между широким диапозоном потребностей индивида и ограничениями, накладываемыми ситуацией и самим субъектом. Конфликтный материал, о котором человек избегает думать, склонен навязывать себя сознанию. И человек может осознавать или не осознавать полностью свою ситуацию, и все же испытывать сильное чувство внутренней рассогласованности. (Здесь не рассматриваются крайние формы фрагментации множественной или пограничной личности и при шизофрении). «Три составляющие психики - когниции, эмоция и мотивация - должны быть в целом согласованы, а в идеале находиться в гармонии друг с другом; психика как система должна также быть в разумном соприкосновении с условиями окружения: и действия должны проистекать на этой гармонии», по мнению Лазаруса (Lazarus,1991.) (цит. по Эммонс, с.140). Для изображения ситуации конфликта также используется понятие - отчуждение. По Фингеру (Finger, 1997) «отчуждение есть «общее состояние, когда элементы взаимосвязаны, которые должны поддерживать и подкреплять друг друга и которые совершенно не могут работать по отдельности, оказываются глубоко друг от друга отчуждены и враждебны друг другу». Это понятие используется чаще в теологическом (отчуждение от Бога) и социальном (отчуждение от общества) контекстах, хотя оно и не является чем-то необычном в экзистенциальных подходах и психотерапии. В этих последних оно обозначает чувство бессмысленности и апатии, более сильное, чем при внутреннем разделении.

Теоретическая модель метамотивации А.Маслоу (Маслоу, 2011) выполняет целый ряд религиозных функций для человека светского; его результаты могут оказать услугу при выстраивании человеком его конкретной «пирамиды потребностей», сориентировать в предпочтениях Ученик Курта Гольдштейна, Маслоу полагает, что «внутренняя совесть» и «внутренняя вина» в основе своей имеют биологические корни; разделение мира бытия и мира дефицитарности полезно - то есть, различение «вечного» и «практического»; ценности вызывают в нас чувство обязательности, а также ощущение недостойности; удовольствия и удовлетворения можно упорядочить в уровневую иерархию (успокоить иерархию потребностей); духовная жизнь укоренена в биологической природе видов и должна быть актуализирована культурой для того, чтобы обрести существование; метапотребности обладают разной побудительностью; иерархия базовых потребностей является доминантной по отношению к метапотребностям.

Расстройства ценностей Маслоу рассматривает как снижение человечности и называет метапатологией. И список метапатологий достаточно большой: отчуждение, потеря смысла, безразличие, экзистенциальный вакуум, ноогенный невроз, философский кризис, десакрализация жизни, духовные заболевания и кризисы, желание смерти, сдача на волю судьбы, чувство собственной бесполезности, ненужности, незначимости, безнадежности, поражения, апатии, прекращения совладания, капитуляция, беспомощность, отсутствие ощущение свободы воли, абсолютное сомнение, цинизм, безрадостность, потеря веры, бесцельное разрушение, отчуждение от старших, родителей, авторитета, любого общества.

Последняя книга А.Маслоу «Новые рубежи человеческой природы» может быть полезна для каждого человека и для людей помогающих профессий в самоопределении, решении личных проблем, преодолении препятствий, обеспечения гармонического разрешения противоречий на индивидуальном и социальном уровне, духовном созревании личности («самоактуализирующаяся личность», «трансцедер»), которые чаще оказываются знакомы с реальностями Бытия, иначе говоря, с конечными целями и «пиковыми переживаниями»; обладают объединяющим сознанием и «плато переживаниями».

Для того, чтобы разобраться в коллизиях выбора альтернатив в сложном мире экстравагантной личности (с особой структурой бытия-в-мире) следует обратиться к наследию Людвига Бинсвангера (Бинсвангер,1999). Его аналитика Da-sein останавливается на определенных экзистенциальных процессах и детерминантах, некоем единстве экзистенциальных структур и процессов. Одной из основных идей здесь является понятие естественности или непоследовательности переживания. При естественном варианте переживание протекает ненавязчиво, как естественный ход событий в гармонии с вещами и обстоятельствами, с другими людьми и с самим собой. Это проявляется в разрешении всем существам быть такими, какие они есть. При непоследовательном переживании мы имеем дело со страданиями, что вещи не таковы, как хотелось бы нам быть; то есть их образ жизни характеризуется только желанием и погоней за идеалом. Повсюду переживание проявляет свои бреши, нигде оно не может протекать свободно или примириться с самим собой. Da-sein фактически изводит себя в поисках новых выходов , которые не могут быть эффективными из-за специфичности жизненной ситуации клиента. Последний выход из положения проявляется в формировании экстравагантных идеалов, выдаваемых за жизненную позицию, и в безнадежной борьбе за сохранение этих идеалов и следование им. Но даже если дело доходит до решительного поступка для разрешения невыносимо запутанной жизненной ситуации, тщетность этого поступка проявляется в его несоответствии жизненной ситуации. Ибо Dа-sein слепо и нелепо мечется в своем выборе средств, изводит себя в единственной попытке (во что бы то ни стало), которая не смотря на свою внутреннюю последовательность, имеет признаки все более широкой непоследовательности, все более запутывается. Результат оказывается еще более катастрофичным, так как формирование экстравагантных идеалов представляет только одну составляющую альтернативы, тогда как другая, охватывает то, что противоречит этому идеалу. И вместо свободного развития идеала мы обнаруживаем «заточение» или «рабство» в «сетях», или «путах» жесткой альтернативы «или-или» . Dа-sein не может остановиться ни на одной из сторон альтернативы и мечется от одной к другой. И чем возвышенней становится идеал, тем сильнее и опаснее угроза, представляемая другой стороной альтернативы.

Жизнь может разрушаться, теряется нить эмпирической последовательности. Экзистенциальные противоположности; неполноценные экзистенциальные формы; невозможность свободного течения Dа-sein, опережающего себя в решении, а также в смысле способности быть целостной совокупностью, - и жизнь останавливается, застревает.

Сокрытие, стирание существования, неспособность найти какой-нибудь выход, антиномическое напряжение; Dа-sein не знает по какому пути пойти; экзистенциальное отступление, подчинение чужой воле, Dа-sein, он становится жертвой, уходит от проблем существования, наблюдается специфическое смирение, уход в болезнь, полный отказ и уход от собственного решения.

Теперь вместо антиномического напряжения, возникающего от непоследовательности переживания, между двумя несовместимыми альтернативами появляется более одностороннее, и в связи с этим более последовательное, «неисправимое». «беспроблемное» переживане в смысле психотической эмпирической модели, согласно которой формируются все новые переживания.

Dа-sein анализ Мерарда Босса интересен своими возможностями исследования жизни клиентов не исходя из целостности (тела, душа, дух), а на основании описанных им человеческих экзистенциалов. Базовые из которых: пространственность, темпоральность, телесность, со-бытийность в совместном мире, настроенность, историчность, смертность.

Мы полагаем, что совместные с клиентом исследования проявлений этих модусов в жизни, может быть достаточно продуктивным для принятия взвешенных решений человека по изменению, преобразованию своей жизни; в направлении ее все большей открытости, просветленности, ясности. Так, например, пространственность раскрывается в отношениях человека с миром, с вещами - в соответствии с их значимостью для человека. Темпоральность имеет не только количественную, но и качественную определенность (значимости: время-это всегда время для чего-то; фактичности: наполненность «пустым» или «глубоким» содержанием; протяженности; публичном характере, ритм; прошлое, настоящее, будущее). Внимание к экзистенциалам, их использование терапевтом (психологом) способны расширить горизонт для выработки и принятия более осознанных, экзистенциальные решений человека по отношению к его бытию и, напротив, игнорирование или их простое незнание (невладение) терапевтом, способно навредить клиенту; это все равно, что быть слепым поводырем. Не случайно мы (экзистенциальные психологи) все чаще стали проявлять свой интерес к разным формам экзистенциального анализа и его проблемам, как когда-то это было на Цоликоновских семинарах Хайдеггера, организуемых для врачей Боссом.

Хайдеггер оказался для Босса учителем, отслеживающим и корректирующим в соответствии со своей собственной идеальной схемой каждый шаг (см. О.Власова, «Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ», 2010, с.409-419). Фундаментальным отличием экзистенциального анализа от естественнонаучных направлений Босс называет прямое обращение к человеку, его непосредственное постижение в его действительности.

Da-sein аналитик наблюдает простые факты, воздерживается от ярлыков, априорных суждений. Он открыт настолько, насколько это возможно, с тем, чтобы услышать, увидеть человека в своей непосредственной данности.

Мартин Хайдеггер (Хайдеггер, 2006, 2012). Так как экзистенциальное решение касается выбора течения дальнейшей жизни человека, направлено на осмысление жизненного опыта, то для их внимания-понимания, важно обращаться не только к научным конструктам, но и к самому «ускользающему» бытию человека, существованию человека в мире.

Именно он возвращает нас к основополагающей загадке Бытия.

Хайдеггер надеялся положить конец философии как традиции рассуждения о сущем и начать новую форму работы мысли - попытку понять Бытие. Он полагал, что, поскольку мы люди способны поднимать вопросы о существовании и Бытии, то, значит, мы и способны и отвечать на такие вопросы. По его словам, Бытие обнаруживает себя и может быть познано. Вместо поисков какого-то исключительного состояния экзистенции Хайдеггер, как ученик Эдмунда Гуссерля (Гуссерль, 2005) решает провести феноменологическое исследование человека в его средней повседневности. В ходе исследования Хайдеггер пытается прояснить смысл существования для человека, ведь существование как первичное, исходное условие мира, обязательно задевает весь уклад человеческой жизни. Чтобы оттенить значение нашего существования, Хайдеггер дал тому типу сущего, которое мы называем «человеческое существо», название «присутствие» (Da-sein), буквально означающее «бытие-вот»; по- русски близко к «житие-бытие», хотя и не переводится. Раньше чего бы то ни было мы есть, мы «вот», как присутствие: мы должны помыслить себя, если намерены понять свою жизнь; и Da-sein некоторым образом понимает свое Бытие.

Событие нашего существования есть брошенность. Индивидуальная культуру человека , социальное окружение, в которое он брошен, есть мир. Хайдеггер считал, что всякое человеческое существо (всякое присутствие) полностью сформировано своей культурой.

Его анализ ставит присутствие в смиренное отношение к Бытию. Найти свое место в мире, понять свой статус ограниченного сущего среди других сущих - задача для человека. Понятие «заботы» раскрывает для нас возможность собственной экзистенции. Заботясь об индивидуальном сущем, мы тем самым заботимся о нем, как о части цельного Бытия.

Есть разные пути бытия-в-мире. Присутствие может быть втянуто в театр, бизнес, сообщество и пр. Признавая себя присутствием, а не мыслящей субстанцией, мы сумеем понять, что в нашем мире есть определенный род социальной деятельности, позволяющей нам осознать нашу отнесенность к Бытию и, более того, показывающий, как жить, отвечая нашей принадлежности к нему.

Интерес присутствия к своему миру и захваченность этим миром составляет неотъемлемое свойство присутствия. Нет никакого существования, никакого «бытия - вот» без мира, в котором присутствию довелось существовать. Мы настолько же часть мира, насколько он часть нас самих.

По Хайдеггеру, мы можем придать смысл своему миру собственно лишь очень конкретным образом, вступая в отношения с людьми. Люди представляют собой совокупность всех возможностей, открытых в мире присутствия как коллективном целом

В целом же, по мнению немецкого философа, исходная деятельность существования, бытия-в-мире, протекает в трех различных модусах: нерешительном, несобственном, собственном.

Задача для нас, как людей и как экзистенциальных консультантов, содействовать обретению человеком собственного модуса существования, что мы связываем со способностью человека отвечать «вызовам Бытия» и принимать собственные ответственные решения.

Серен Кьеркегор (Кьеркегор, 2005, 2008, 2011, 2011). В экзистенциальной диалектике Кьеркегора человек предстает в постоянной изменчивости и глубинной внутренней противоречивости, внутренняя трагедия которых, по-своему, разыгрывается на всех стадиях человеческого существования. Кьеркегор выделяет три основных стадии (типа) существования экзистенции: эстетическая, этическая и религиозная. Человек, существующий эстетически, бежит из реального мира в некую идеальную конструкцию, высшая из которых - художественное творчество. Главное в эстетической позиции - внутренний мир индивида, установка на наслаждение. Эстетический способ существования Кьеркегор называет демоническим нарциссизмом: человек здесь напрочь отказывается рассматривать прекрасный мир возможного в перспективе его реализации. Однако наличная действительность, вторгающаяся в этот замкнутый воображаемый мир, захватывает индивида врасплох, вызывает в нем - помимо его воли - те или иные душевные движения, образы, источник которых лежит уже вне самого индивида. Отсутствие внутренней цельности порождает отчаяние. Бросив вызов наличной действительности, эстетик терпит поражение. Преодоление отчаяния предполагает отказ от эстетического томления по несбыточному, и возможно лишь через возвращение к действительности.

Именно так, по Кьеркегору, и начинается следующий этап поступательного движения экзистенции к истинному христианству - этическое существование. Этическая экзистенция располагает набором вполне устойчивых, надежных связей с миром. Действительность встает перед человеком как череда поставленных задач, решая эти задачи, «этик» исходит из моральной «непрерывности» собственного «я». Всякий мой выбор - это лишь шаг в построении личности и индивидуальности. Мы выбираем свое «я» вполне свободно, однако конкретные задачи, создающие поле выбора, выдвигаются наличными обстоятельствами самой жизни. Это стадия зрелости, ответственности, способности принимать самые рискованные и трудные решения. Однако даже последовательно проводимая этическая установка не может избавить человека от отчаяния, страха смерти, от ощущения неустойчивости бытия. Тем не менее, индивид, теперь уже научившийся решительно выбирать, в состоянии сделать следующий шаг, выводящий в сферу религиозного.

Религиозная позиция не исключает трагизма. Здесь трагизм становится вполне осознанным, - и потому еще более глубоким. Возможность преодоления отчаяния оказывается связанной с абсолютно недостоверным, абсурдным, с разумной точки зрения, принятием бытия Бога. «Человеческое «я» только тогда выздоравливает и освобождается от отчаяния, когда оно в силу все того же отчаяния - начинает прозрачно основывать себя в Боге», человек впервые «становится» виновным, наследуя «первородный грех»…

(«Вина» как этическая категория духа). Мы начинаем иметь дело с Божественным провидением. И христианский герой знает свою судьбу. Он знает, что главная драма разыгрывается за пределами земной жизни; и смысл этой развязки целиком зависит от выбора между вечным блаженством и вечной гибелью. И человек свободен выбирать. И этот акт выбора совершается, по Кьеркегору, не с помощью разума; акт выбора - это волевой акт. Вся трудность в рассмотрении этого вопроса, по Кьеркегору, происходит от смешения мышления и свободной воли, - этих двух совершенно противоположных человеческих способностей. Для мысли нет непримиримых противоположностей. Напротив, свобода же воли, выражается в исключении одной из противоположностей. Можно сказать, что сам принцип «или-или» - это принцип, выражающий сущность человеческой воли, а не человеческого разума.

Акт выбора предполагает, что уже существует то, что предстоит выбрать. И в то же время человек создает своей волей нечто такое, что до акта выбора не существовало, иначе акт выбора не имел бы такого решающего значения для личности. Речь идет о духовном рождении человека, о его духовном бытии. Кьеркегор требует от своего эстетика оставить сферу непосредственности и перейти к сфере духа. И опосредующим началом здесь выступает воля индивида.

Последовать за Христом означает взвалить на себя и нести свой крест, и одновременно, «отвергаться себя». Христос разъясняет это, говоря : «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16, 24). Отдельный хороший поступок, отдельное великодушное решение не есть еще самоотвержение. Следовать за Христом означает идти тем же путем, каким шел Христос, принявший смиренный образ себя, - нуждающийся, отверженный, осмеянный, не любящий мира и не любимый им. И это тем самым означает идти одному…

«Идти одному. Да, нет, вовсе нет человека, который смог бы совершить за тебя выбор или дать тебе в последнем и решающем смысле указание там, где дело идет о единственно важном, дать тебе решающее указание там, где дело идет о твоем блаженстве; и если бы было много желающих это сделать, тебе это пошло бы только во вред. Один! …и все же в Небесах нет недостатка в помощи и попечении о тебе ; но эта помощь невидима и состоит в том, чтобы учить тебя идти в одиночку». «Любой человек свободен избрать любой образ жизни и не искать этому оправданий в окружающей его действительности» (Кьеркегор, 2008, с. 175).

Тем не менее, центральное место в его представлении о человеке занимает понятие решительного и окончательного выбора.

Виктор Франкл (Франкл, 2000). Австрийский психотерапевт, основатель логотерапии. Здесь мы обратимся к одной из его работ - «Воля к смыслу». Франкл писал, что обладание ценностями, облегчает для человека поиск смысла в типичных ситуациях и избавляет его от принятия решений. Но увы! Человек вынужден расплачиваться за это облегчение, потому что в отличие от уникальных смыслов, свойственных уникальным ситуациям, может оказаться, что две ценности вступили в противоречие друг с другом, конфликтуют в душе, что может привести к ноогенному неврозу.

Иерархический порядок ценностей подразумевает предпочтение одной ценности другой. И иерархия ценностей переживается вместе с самой ценностью. Вроде нет оснований для конфликта и, тем не менее, практика показывает, что переживание иерархического порядка ценностей не избавляет человека от принятия решений. Экзистенциальный вакуум рассматривался им как вызов психиатрии и «переживание бездны». Им разработаны и описаны основы и применение логотерапии на практике.

Франкл описывает одно из его жизненных решений. Во время второй мировой войны известный терапевт получает приглашение для иммиграции в США. В то время он жил в Вене с престарелыми родителями. Он пишет: «Размышляя о своей ответственности, я почувствовал, что это та ситуация, в которой обычно призывают в помощь небеса» (Франкл, 2000, с.266) . Именно это он и сделал. Вернувшись домой, обнаружил кусок мрамора взорванной синагоги - от скрижалей, на которой были написаны 10 заповедей. На этом куске оказалась древнееврейская буква, которая является аббревиатурой одной из заповедей: «Почитай отца и мать свою, и пребудешь на земле». Это одна из иллюстраций того, что смыслы обнаруживаются, а не выдумываются, как утверждал Франкл.

Синергетическая антропология С.Хоружий (Хоружий, 2005). Поиск экзистенциальных решений - разрешений побуждает нас обращаться к опыту онтологического размыкания. (Автор статьи вот уже второй год является участником семинара по синергийной антропологии в Институте философии РАН). Как представляет размыкание Хоружий? Размыкание - одна из самых общих модальностей человеческого существа, и в тех или иных формах оно практикуется нами постоянно; достаточно указать, что в любых своих перцепциях человек себя размыкает к окружающей чувственно постигаемой реальности. Размыкание же в синергии отличается свойством конститутивности : в нем формируется конституция человека как такового, структуры его личности и идентичности. Данное свойство тесно связано с тем, что размыкание здесь осуществляется в так называемом предельном опыте человека: таком, в котором человек достигает границ горизонта своего сознания и существования, встречаясь с чем-то (или Кем-то, как в христианском опыте), что уже не принадлежит этому горизонту». Исихастская практика имеет своим предметом энергии человека. Труд подвижника - это последовательное преобразование им всей совокупности своих энергий, и каждая ступень практики может рассматриваться как определенный тип или конфигурация множества всех энергий человека. В аскетике человеческие энергии не связываются с метафизикой, а обозначают любые действия и проявления человека как вовне, так и во внутренней его реальности (помыслов, внутренних движений и побуждений). С точки зрения Хоружего, духовные практики - это практики, в которых человек меняет себя онтологически, меняет свою ситуацию, свой статус не в эмпирической реальности, не в сущем, а в бытии, и притом, строго определенным образом, актуализируя избранную ориентацию и установку. Аскетические усилия направлены: 1) на оставляемый мирской образ жизни: обращение, покаяние, борьба со страстями, плач, слезы и пр., функция которых состоит в «раскачке сознания»; 2) на встречу с иным образом бытия, - ключевым здесь является так называемый «онтодвижитель», содействующий к восхождению к богообщению через молитву; 3) на соработничество человеческой и божественной энергий, главная из которых - божественная.

В отечественной психологии «прорыв», «смысловой катарсис», преодоление тупика, субъективное переживание некоего просветления в понимании мира, выход за пределы себя, сопровождающиеся положительными эмоциями, мы находим в попытках найти нетрадиционные подходы к эмпирическому изучению и диагностике трудно поддающихся структур субъективной реальности, в разработанной и применяемой на практике Методики предельных смыслов (МПС) Д.А.Леонтьева (1999). Индивидуальное мировоззрение, динамическая смысловая структура (ДСС); различные ДСС согласно Д.А. Леонтьеву не разделены жесткими границами, пересекаются, взаимодействуют, оказывают влияние на регуляцию жизнедеятельности личности. Не можем не сказать, что Д.А.Леонтьев был тем ученым, с которого, ожно сказать, началась наша встреча с понятиями «выбор», «экзистенциальный выбор», «смысл» (докторская диссертация по психологии Д.А.Леонтьева, см. монография «Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности» М, 1999); и даже, на первый взгляд, в чем-то парадоксальный, «экзистенциальный расчет».

Регуляторным и личностным основам принятия решений посвящена монография Моросановой В. и Индиной Т.А. (2011). Авторами исследованы рациональность и эффективность принятия решений; регуляторные, когнитивные и личностные аспекты решений. Принятие решений рассматривается в этой работе как междисциплинарная научная категория (теории и концепции принятий решений; выбор как форма принятия решения). Для нас интересным является представленный в этом труде именно личностный или экзистенциальный выбор, который определяется как жизненно важный выбор в критических ситуациях, когда субъекту не даны ни критерии сравнения альтернатив, ни сами альтернативы. Он должен сам конструировать эти альтернативы вместе с будущими возможными последствиями выбора той или иной из них, и на основании анализа возможностей реализации выбранной альтернативы делать свой выбор. Это выбор одного из возможных будущих. Авторы делают подробную ссылку на ряд отечественных психологов, которые рассматривают выбор как форму волевого действия, что соотносится с нашими выводами, сделанными на основании рассмотрения феномена экзистенциального решения (выбора) в зарубежной экзистенциальной традиции.

Кратко обозначим те «точки» отечественной психологии, отмеченные в указанной монографии, которые мы разделяем и которые особенно нашли в нас отклик. (Л.С. Выготский видел в выборе суть волевого акта; специфику личностного выбора в контексте психологической категории поступка усматривал М.М.Бахтин; С.Л.Рубинштейн разработал одну из первых схем принятия решения личностью; Наумова Н.Ф. (1988) выделила ограничения свободного выбора, Василюк Ф. (1984, 1997), разработавший психотехнический подход к проблеме личностного выбора; с его точки зрения, личностный выбор парадоксален, поэтому до конца не рационализируем. Патуш М. (2001), представившую психотехнику экзистенциального выбора; Патуш, в частности, пишет, что в ситуации экзистенциального выбора человек оказывается в точке пересечения двух или нескольких несогласованных, живущим по своим законам действительностей). Наша практика показывает, что с этими утверждениями и размышлениями трудно не согласиться.

С основами теории и практики философского экзистенциального консультирования мы познакомились в качестве координатора московской площадки Международной Школы Экзистенциального консультирования (МИЭК) в течение 4 лет (2008-2012гг.); и слушателя ростовской площадки в этот же период. Эту работу по развитию экзистенциальной традиции в России и ближнем зарубежье вот уже на протяжении более десятка лет осуществляет С.Б. Есельсон - философ, гл. редактор журнала «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия».

За этот период мы стали участниками семинаров экзистенциальной школы Великобритании: Эрнесто Спинелли (2008г.), Саймона дю Плокка (2009г.), Эмми ванн Дорцен (2012г.), а также конгрессов, конференций и семинаров цикла «Философия и психотерапия» в Санкт-Петербурге (2011г.), «Цоликоновские семинары. Что такое Da-sein-анализ?» (2012г.), и Москве, в частности, «Мартин Хайдеггер и философская традиция» (2012 г.).

Заключение. Мы рассматриваем экзистенциальное решение как способ отношения и переживание Бытия конкретным человеком. Экзистенциальное решение сложное, мучительное переживание к возможному повороту в жизни (переживание переживания). Оно сопряжено с противоречивыми, смешанными, «заряженными» мыслями, желаниями, чувствами человека (одновременно привлекают и отталкивают), с тем, что особенно для него значимо, имеет судьбоносный характер, затрагивает его жизненные планы.

Жизненная ситуация часто характеризуется напряженным сосуществованием одновременно разных взаимоисключающих, несовместимых тенденций жизни, затрагивающих ценности личности, ее достоинство. (Примечание: В описаниях от 1 лица мы находим состояние, которое отражает то, что так или иначе были затронуты эстетические, этические, интеллектуальные, религиозные чувства человека).

Выбирая себя, прилагая волевые усилия, преодолевая жизненный тупик, кризис, человек обретает себя, становится ближе к реальности, ставит конкретные задачи и осуществляет их.

Наша позиция заключается в решимости сохранить за каждым человеком свободу и ответственность в принятии жизненно важных решений. Встретиться с клиентом, стать «повиальной бабкой» в размыкании навстречу новым жизненным испытаниям и возможностям («Сказать жизни «ДА»»), присутствовать при решении-разрешении возможно через Слово, Дело, одухотворенные Музыку, Живопись, Драму и Танец, поддерживающее прикосновение, «способ непрямого, косвенного общения - со-общения» с душой человека; и укрепляющее в Духе руко-пожатие.

Главное требование к экзистенциальному консультанту (терапевту): профессиональная и духовная зрелость, выстраданный им собственный опыт принятия экзистенциальных решений, способность «внимать» клиента; - расширять горизонты его жизни - для «пересоздавания» (преображения) души человека в предстоянии перед вечностью, в пределе, - перед Богом.

Литература

  1. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. Избранные статьи.Я.Нидлен. Критическое введение в экзистенциальный психоанализ.- М.: «Рефл.-бук»; К.: «Ваклер», 1999.
  2. Джендлин Ю. Фокусинг/Пер. с англ. С.М.Богданова. - М.: Эксмо,2013.
  3. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. Пер с анг. /Под ред. С.В.Лурье. Изд. 3-е.-М.:КомКнига, 2010.
  4. ГуссерльЭ. Избранные работы/ Сост. В.А.Куренной. М.: Издательский дом «Территория будущего»,2005.
  5. Кьеркегор, С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам»/ Пер.с датского яз.Н.Исаевой и С.Исаева.-СПб.:Изд.-во С.-Петерб.ун-та,2005.
  6. Кьеркегор С. Евангелие страданий/Пер. с датского А.Лызлова- М.:Свято-Владимирское изд-во,2011.
  7. Кьеркегор С.Несчастнейший. Сборник сочинений /Серия «Религиозные мыслители».-4-у изд.-М.:Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011.
  8. Кьеркегор /Патрик Гардинер: пер. с анг.Е.Глушенковой.-М.:Астрель:АСТ,2008.
  9. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство: Смысл, 1999.
  10. Маслоу А.Новые рубежи человеческой природы./Пер.с англ. -2-е изд. М,:Смысл,2011.
  11. Мэй Р.Проблема тревоги /Пер. с англ.А.Г.Гладкова.-М.:Изд-во Эксмо-Пресс, 2001.
  12. Мэй Р. Любовь и воля.-М.:Изд. «Винтаж»,2007.
  13. Мэй Р.Мужество творить.Очерк психологии творчества/Пер.с англ. -Львов:Инициатива; Москва:Институт общегуманитарных исследований. 2001.
  14. Моросанова В.И.,Индина Т.А. Регуляторные и личностные основы принятия решений:Монография.-СПБ;М.: Нестор-История,2011, с. 52-56.
  15. Улановский А. Феноменологическая психология:качественные исследования и работа с переживанием.-М.:Смысл, 2012.
  16. Франкл В. Воля к смыслу/Пер. с анг.-М.:Апрель-Пресс, Изд-воЭксмо-Пресс, 2000.
  17. Хайдеггер М. Цоликоновские семинары/Пер. с нем.яз.И.Глуховой-Вильнюс:ЕГУ, 2012.
  18. Хайдеггер М.Бытие и Время/Пер.В.В.Бибихина, СПб. «Наука», 2006.
  19. Хоружий С. Очерки синергийной антропологии.-М.:Институт философии,теологии и истории св. Фомы, 2005.
  20. Эммонс Р. Психология высших устремлений : мотивация и духовность личности/ Пер.с анг. А.Лызлова под ред.Д.А.Леонтьева. - М.:Смысл,2004
  21. Ялом И. Путь к гармонии/Пер. с анг. Ф.Прокофьева (Дар психотерапии).- М.:Эксмо,2011.
  22. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия./Пер.с англ.Т.СДрабкиной,-М.: Независисая фирма «Класс», 2000.
  23. Kreuter-Szabo S. Der Selbstbegriff in der humanistischen Psychologie von A.Maslow und Cogers.PETERLANG,Frankfurt am Main. Bern.New York. Paris. 1992.

Горячева Е.И.,

Полный авторский вариант статьи, тезисы которой были представлены и опубликованы:
Горячева Е.И. Экзистенциальное решение как способ отношения и переживания бытия человеком на основе реорганизации пережитого опыта // Пятая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщение.Под ред. Д.А.Леонтьева.-М.:Смысл,2013, с.43-45.

См. также
  1. Горячева Е.И. Экзистенциальный театр в психологическом консультировании и психотерапии
  2. Горячева Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике
  3. Горячева Е.И. Исследование экзистенциальных практик
  4. Горячева Е.И. Экзистенциальная терапия как структурированный способ совместного с терапевтом исследования отношений клиента с миром (по Э.Спинелли)