Театр родился тогда, когда человек стал задумываться о своем существовании. С древних времен перед человеком вставало множество вопросов, на которые он не находил ответов. Театр родился из необходимости воссоздать, повторить некоторые события и ситуации, уже произошедшие в реальной жизни, для того, чтобы вновь попытаться найти в них глубокий смысл.
Вместе с самыми разнообразными проблемами жизни в театре всегда присутствовали Бог, Герой, Судьба. Древние народы ощущали себя столь близкими к богам, что это позволяло людям жить почти в постоянном контакте с ними. Первые театральные представления были религиозными, так как связывали человека с высшей реальностью, с реальностью Божественного. В древности не было ни одного народа, который не имел бы этих исконных божественных Мистерий, этих первых священных таинств, принимающих форму театра. Для разыгрывания действий использовались разные формы, в основном, песнопения, танцы, игра на музыкальных инструментах. Священные танцы занимали важное место в жизни человека Танцами праздновались бракосочетания, а когда человек умирал, его душу танцами сопровождали в мир иной. Наиболее древние - египетские мистерии, греческий театр (Льюис Спенс, 2003). Вначале был театр без сцены и без зданий, очень простой, естественный, магический и «инициатический», в том смысле, что давал возможность вступить в контакт с загадочными законами природы.
Византия всегда хвалилась своим преемством от античной Греции: читала Гомера и трагиков, Платона, Аристотеля и Плутарха. Но при этом культурная шкала ценностей задавалась Библией и церковной позицией. Результатом этого была переориентировка на подавление миметических искусств. Изображение, актерство стало синонимом лицемерия. «Позорищные» стали восприниматься как люди без лица, совести и принципов. И все же представление о Византии как о царстве замкнутого и сверх-аскетического средневекового склепа, где жители только постились и спорили о православной догматике не соответствует действительности. Памятники канонического права свидетельствуют о том, что даже священники и члены их семей нет-нет, да и заходили поглазеть на малопристойных мимов. Чего уж говорить о рядовых христианах! К тому же церковь подготовила свой ответ на потребность в изобразительно-сценическом обряде. Церковная служба того времени все больше театрализуется и кодифицируется. Разрабатывается символическое толкование всех моментов. Священник изображает Христа, пономари - ангелов. В конце иконоборческого периода стали поощряться театрализованные панигирии (общественные театрализованные представления) во время больших церковных праздников. Христианство подчеркивало мучительное раздвоение внутри человека. Человек слаб, греховен, раздираем противоречиями.. Но земной жизнью не заканчивается человеческое бытие, христианин верит, что никогда не поздно раскаяться в содеянном, спасти свою грешную душу и заслужить вечное блаженство.
Испокон веков известен религиозный театр в Японии. Люди подражали Богам: играли роли, пели и танцевали, для того, чтобы разбудить душу всего сущего. В Индии родился театр благодаря богу Брахме, который, имея четыре лица, обладал способностью смотреть одновременно в четырех направлениях. Брахма сыграл большую роль в величайшем мистическом театральном представлении, рассказывающем о сотворении бесконечной Вселенной.
Во всех культурах шла постепенная трансформация жрецов в актеров, изображающих ситуации не только священной жизни, но и жизни человеческой. Инициальный театр давал человеку возможность открыть в себе бога, на мгновение стать им.
Рождением современного экзистенциального театра мы во многом обязаны Жану Полю Сартру - основателю атеистической ветви экзистенциализма. В главном труде Сартра «Бытие и ничто» (Сартр, 2004) он пишет, что люди отвечают за свои действия только перед самими собой. Человек может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности.
Сартру фактически принадлежит попытка создания нового психологического направления - экзистенциального психоанализа. Отдельные его исследования, в частности, представляют опыт применения экзистенциализма к биографическому жанру. Ни для кого не секрет, что Сартр разделял психоаналитические идеи, согласно которым поведение человека требует расшифровки, раскрытия смысла поступков, выявления значения любого действия. Заслуга Фрейда состояла, по его мнению, в том, что основатель психоанализа обратил внимание на скрытую символику и создал специальный метод, позволяющий раскрывать суть этой символики в контексте отношений врач - пациент. В то же время Сартр критически отнесся к фрейдовским попыткам психоаналитического объяснения функционирования человеческой психики посредством бессознательных влечений и аффективных проявлений.
Наше внимание и интерес к проблематике экзистенциального театра, его роли в осмыслении жизни человеком, выборе его пути пересеклись с выходом нового сборника Жана Поля Сартра - «Экзистенциальный театр»(Сартр, 2010).Экзистенциальная концепция театра, драматургия Сартра, в центре которой персонаж, который одинок и противостоит миру, были положены в основание, так называемого, экзистенциального, интеллектуального театра.
В произведениях Сартра мир не просто осаждает человека извне, он завладевает глубинами его души, принуждая к болезненным компромиссам, не позволяя найти освобождение ни в бегстве, ни в любви, ни в бунте, ни в творчестве. Неразрешимые проблемы, непримиримые внутренние противоречия личности, мучившие героев, драмы жизни и истории находят эстетический выход в художественном творчестве писателя, своего рода лечении через литературу (Сартр, 1992,1996).
Пьесы Жана-Поля Сартра делятся на группы по типу действия («Действие во спасение» - «Мухи» и «Дьявол и Господь Бог», «Действие как проклятие» - «За закрытыми дверями» и «Затворники Альтоны» и т.д.).
Пьеса «Мухи» вводит нас в мир героев (Юпитер, Орест, Электра; Эгисф, Клитемнестра), которые не только размышляют о Боге, или влачат как мухи жалкое существование, совершают преступления, тревожатся о покаянии, живут в постоянном страхе, но сами выбирают и действуют сообразно свободе, данной человеку изначально, и на которую не замахиваются даже Боги. Домашнее прочтение этой пьесы позволяет понять, как порой мы оказываемся частью толпы и живем в чужих «воображариумах», по кем-то прописанным правилам, даже тогда, когда не считаем их справедливыми и сковывающими.
Вторая пьеса «Почтительная потаскушка» продуктивна для работы с теми клиентами, которые чувствует себя недостойными, второсортными в обществе, где правят бал «белые» богатые и «благородные»; это произведение - иллюстрация неумения противостоять лицемерной манипуляции, с которой приходиться, к сожалению, сталкиваться нам и поныне.
«За запертой дверью» в гостиничной комнате герои пребывают взаперти, в тесном замкнутом пространстве, которое определено им как место мучений. Посаженные в одну комнату люди, даже, сами не желая, морально терзают друг друга; как выясняется по ходу действия, дверь то вовсе не заперта, открывай и иди, куда хочешь - но никто не уходит. Для героев Сартра жизнь в четырех стенах страдание - но, в известном смысле, желанное, наподобие монашеской аскезы. Так можно искупить свои мирские грехи, и что еще важнее, укрыться, отгородиться от мира. Затворничество здесь - удел людей, потерпевших жизненную неудачу, такие люди и тяготятся любым соприкосновением с ближним и болезненно нуждаются в них. Кому-то из них необходимо оправдаться перед людьми, кому-то лишний раз испытать силу воли или женского обаяния. Чтобы утвердить себя, преодолеть безысходный разлад с миром, им нужны другие партнеры.
Постепенно Сартру открывается понимание и ощущение того, что «театр должен быть великим, коллективным, религиозным феноменом» «Религиозное» понимается здесь как некое стихийное ощущение «всеобщности». Сартр говорит о возможности общего «умственного потрясения» (своего рода катарсиса). Пережитое в театре потрясение призвано направить волю зрителей к подлинному и действенному выбору в жизни. Экзистенциальный герой «разделяет ответственность за то, чтобы у Истории было истинное человеческое лицо». Сартр не верит в возможность «спасения в одиночку», но для возможности «всеобщего спасения» требуется, чтобы каждая отдельная личность в каждой отдельной ситуации осуществляла свободный выбор. Парадокс теории Сартра заключается в том, что подобная личность является не исключением из правил, а каждым человеком. В пьесах всегда демонстрируется предельная ситуация, как осуществляющая нужное Сартру воздействие на зрителя. В жизни же ситуация может быть разной - она лишь обстоятельство человеческой свободы.
Традицию экзистенциального театра мы усмотрели в современном театре абсурда «Человек», что на Скатертном переулке в Москве (худ. рук. Л.Рошкован). Нами просмотрено порядка двух третей всего репертуара этого театра. Первое знакомство с ним произошло благодаря приглашению одной женщины, прослушавшей ранее прочитанный нами курс «Экзистенциальный подход в консультировании и психотерапии». Приглашение заинтересовало, но все как не складывалось. Предложения повторялись в течение полутора лет периодически и, наконец, мы отправилась вместе с ней на спектакль «Бриколаж» (П.Никлимар). Потом были другие спектакли: «Ножи в курах» (Д.Хэрроуэр); «Фандо и Лис» (Ф.Аррабаль); «Искусство» (Я.Реза); «Ночные бдения» (Бонавентура); «Стриптиз» (С.Мрожек); «Клопомор» (С.Бодров, Г.Слуцки) и др.
Время жизни, свобода, ответственность, бегство от свободы, любовь, жестокость, отчаяние, абсурдность бытия, заброшенность, одиночество, слепота жизни, предопределенность, предательство, цена искусства, творчество - такова проблематика спектаклей. В Театре особый зритель. Этот театр «не про удовольствие», здесь эстетизм не на первом месте. Главным выступает страдающий человек, часто непонятый, затоптанный толпой, жертвой кем - то расписанного, уготованного сценария.
В театр автор статьи иногда ходит одна, иногда с кем-то из студентов, слушателей, клиентов. Сложилось и своеобразное экзистенциальное сообщество людей, которые стали завсегдатаями театра. Народ разный: это и художники, и психологи, и юристы, и биологи, программисты, танцоры, путешественники После спектакля мы, как и Сартр в свое время, заходим в какое -либо просторное кафе, берем по чашке кофе и что-то вроде французской булки, бурно обсуждаем то, что особенно задело или затронуло каждого из нас .При этом не давим, а пытаемся услышать друг друга. Заметим, что не всегда удается избежать попытки театроведческого анализа, перейти к осмыслению превратностей своей жизни, ее взлетам и падениям. Не обязательно все и всегда вместе анализировать, можно просто поделиться тем, что болит или греет душу. Нет никакой «обязаловки», однако появилось немало таких людей, которые посетив один раз театр, в следующий раз приводят туда и своих друзей.
Наши сегодняшние слушатели курса «Экзистенциальный подход…» стали вести «театральные дневники», в которых - экзистенциальные эскизы, наброски, былинки про свою жизнь, про свой «разбуженный» театр. Приведем некоторые записки из дневников.
«Забавная драма, интеллектуальная шутка…Страх и неведение формируют из человека жертву, добровольно отдающую себя в руки случая. С.Мрожек как бы говорит: «Быстро выходите, пока еще двери открыты!!!».
«Куда приятнее пребывать в бездействии и ожидании неведомо чего, чем решиться на какое-либо действие».
«Они готовы унижаться, терпеть насмешки и издевки, выполнять нелепые требования, лишь бы не решать ничего самим. А потом будут покорно отдавать всевластной руке предметы своей одежды, трусливо демонстрируя стриптиз, - прежде всего душевный».
Чем этот театр отличается от других? Актеры без масок, сцена близка к зрителям или отсутствует, вечные вопросы бытия, нет наигранного эстетизма, много действия и обращенность к тебе сегодняшнему. Нет ощущения пленки, «консерва», не обсуждаются вопросы типа «продавать вишневый сад или не продавать, когда он уже продан…». Терапевтическое воздействие такого театра, значимо, особенно для неуверенных и ранимых людей, в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью драматических произведений, восполняют недостаток собственных образов и представлений, позволяют прожить причастность к собственно человеческому, выявляют противоречия между идеалами и реальностью, заменяют болезненные мысли и чувства, направляют их по новому руслу, к новым целям. Пьеса нередко учит пациента диалогу, правилам общения. Драматургический материал выполняет, по сути, для некоторых роль лечебного театра.
Вот уже несколько лет мы вслед за Якобом Морено вынашиваем собственную идею проектирования экзистенциального театра, своего рода экзистенциальной спонтанной монодрамы. Экзистенциальнай театр для нас - это прежде всего исповедальный театр, в пространстве которого происходит эмоциональная переработка, осмысление человеком своей жизненной ситуации,.. «линии жизни», в которые никто не вмешивается, не оценивает, не интерпретирует, не диктует, не наставляет. Это то место, где не нарушается священное право человека быть собой. Такой театр особенно, с нашей точки зрения, важен и полезен для людей, которые в силу своих каких-либо личностных особенностей, одаренностей или ограничений не верно понимаются окружением, ранятся им и заставляют избегать вмешательства в их хрупкий внутренний мир.
Другой (консультант, группа) стараются неторопливо вникнуть, понять жизненный сценарий, коллизии, уловить «цепь или ветер перемен».Такой театр предоставляет возможность человеку встретиться с собой, спросить себя как жил, «куда живу» .Экзистенциальный театр - это театр жизни, театр, где нет места маскам, а есть лик, лицо, и человек выступает от себя лично, не прячась за умные и одобряемые цитаты. Здесь нет необходимости озираться на внешнюю цензуру, мерилом становится ,главным образом, твоя совесть. И ты несешь сам ответственность перед собой и Богом. И смиряешься или не смиряешься с тем, что можно или нельзя изменить. Здесь мы имеем дело скорее с проявлением личности человека, а не с ролью.
При построении экзистенциальной монодрамы мы исходим из понимания психодрамы как терапевтический метода, в котором клиент разыгрывает свое прошлое, настоящее, будущее или непринятые им жизненные ситуации, пытаясь достигнуть более глубокого о с о з н а н и я своей жизни (Шутценбергер, 2007). В частности, экзистенциальная монодрама, которую мы назвали «10 японских шагов» ориентирована на прояснение уникальности и неповторимости жизненного пути отдельного человека. Это своего рода спонтанный экспериментальный театр, где можно не только все «говорить», но и все «делать» играя.
В 1-й день (вместо других людей, которые играют вспомогательные Я в классической психодраме) в предлагаемой нами монодраме используются Какуан, десять быков (стадии осознавания), пустые стулья, символические предметы, стихи, цветы и рисунки и др..
Экзистенциальная коммуникация (от первого лица) задает контекст, который обнаруживает жизненный план человека и стимулирует его самого к постижению этого плана; и в случае необходимости - преобразованию.
Нельзя просто посмотреть психодраму, можно только быть в психодраме.
Со-П р и с у т с т в и е, паралельные отношения вызывают ощущение бытия «на миру», движение от Я к Ты.
Монодрама помогает переработать нашу жизнь, как если бы она была драмой, а мы ее авторами.
Экзистенциальная монодрама побуждает человека становиться на сцене тем, кем он в действительности является; ее можно назвать театром человека освобожденного или «свободным театром».
Можно молчать, говорить, действовать. Говорить, о самом главном, важном, пограничном, что особенно тревожит, досаждает, отчаивает, страшит.
2-й день - традиционная психодрама группы, где параллельные отношения становятся взаимодействием (Лейтц Г., 1994, 2008).
Спектакль твоей жизни: драма, комедия, трагедия?
Что если поменять жанры?. И по-другому взглянуть на жизнь.
Экзистенциально-гуманистической традиции действительно близка большая часть представлений Дж.Морено. С учетом разнообразия экзистенциальной психологии, в качестве основных точек сходства выделяются следующие: идея Встречи (Бубер, Бинсвангер, Роджерс); идея креативной сущности человека, соотносимая с представлением «быть всем» (дазайнанализ) и самоактуализации А.Маслоу; духовная антропология (Л.Бинсвангер, Р.Мэй, В.Франкл); акцент на субъективном опыте (проживании); проблема истинного аутентичного бытия; внимание к выбору и действительному самоопределению; отказ от принципа жесткого причинно-следственного детерминизма в понимании поступков и жизни человека (Гриншпун И.,2006).
Цель такой психодрамы - позволить человеку раскрыть в безопасном окружении свои глубинные чувства, вернув тем самым свободу действий и созидательную спонтанность необходимую для со-бытия с Другими. Каждый из участников свободен участвовать так, как это он понимает - присутствием, драматической игрой, словом, молчанием или даже, в случае необходимости, отсутствием. Особенно значимым, с нашей точки зрения, самоисследование жизненного пути становится для людей зрелого возраста, задачей которых является интеграция. Интегративность обнаруживает себя в склонности человека к порядку, в принятии прошлого и готовности взять на себя лидерство в настоящем (а в определенных обстоятельствах и отречься от него). Человек с интегративным уровнем внутреннего мира готов защищать свой жизненный стиль перед лицом любых обстоятельств, при этом не отрицая стилей жизни других людей. Отсутствии или утеря такой нарастающей «эго-интеграции» приводит к расстройству нервной системы или полной безысходности, отчаянию. Отчаяние вызывается, прежде всего, временной ограниченностью дееспособности человека или обесцениванием жизни со стороны других. Особую напряженность и остроту самоанализу придает именно тот факт, что в ходе дальнейшей жизни возможны минимальные изменения, «исправления» пройденного пути, для которых остается небольшой запас сил и времени.
В настоящее время мы также обращаем свой взор и взор клиентов на драматическое искусство, которое становится все более литературным, превращаясь, в своего рода, Lesedrame, «пьесы для чтения». Духовный театр включает в себя произведения классиков русской и современной литературы: С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, А.П.Чехова, В.М.Шукшина, В.Н.Крупина и др. Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности у пациента часто возникает при чтении биографий, автобиографий, воспоминаний, писем выдающихся людей с интересной, но нелегкой судьбой, например, автобиографических произведений Л.Толстого («Исповедь», «Путь жизни»), Ф.Достоевского («Записки из мертвого дома», «Дневник писателя»), А.Чехова («Письма»), где он видит, что гиганты человеческого духа и мысли так же, как и он, переживали неуверенность, и в некоторых областях жизни у него с ними немало общего (А.Алексейчик, 2005).
Литература
Горячева Е.И. Экзистенциальный театр в психологическом консультировании и психотерапии //Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии (Москва, 4-5 мая 2010 г), Материалы сообщений,М, МГУ, Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества, 2010, с. 153- 160.