ENG
         
hpsy.ru/

../../Экзистенциальная терапия как структурированный способ совместного с терапевтом исследования отношений клиента с миром (по Э.Спинелли)

Автору статьи посчастливилось стать непосредственно участником практического семинара Эрнесто Спинелли (Practice of Existential Therapy: Main Reference Points), Birstonfs, April 23-26, 2008, организуемой EAST EUROPEAN ASSOCIATION FOR EXISTENTIAL THERAPY.

Эрнесто Спинелли - профессор психотерапии и психологического консультирования в Риджентс колледже (Лондон), где он также является деканом Школа психотерапии и консультирования. Практикующий психотерапевт. Спинелли завоевал международную репутацию в качестве одной из ведущих фигур в современном экзистенциальном анализе.

В 2000 году Британское психологическое общество удостоило его как психолога - консультанта специальной награды за выдающийся вклад в профессию. Автор книг «Демистификация терапии» (Demystifying Therapy1994 ), «Интерпретируемый мир: введение в феноменологическую психологию» (Э. - "The Interpreted World: An Introduction to Phenomenological Psychology" (1989).

В рамках указанного выше семинара состоялась презентация его книги «Практикуя экзистенциальную терапию» (2007).

В своей статье я буду опираться на свои записи, сделанные на семинаре Спинелли (2008), где проходила презентация этой его книги, изданной на английском языке,а также на записи его семинара 2003 года в Бирштонас, сделанные Р. Кочюнас ( 2004).

Вначале замечу, что в детстве любимым героем Спинелли, по его словам, был Шерлок Холмс. Тот завораживал Эрнесто тем, что умел виртуозно распутывать самые сложные дела. Терапия взрослого Эрнесто Спинелли походит чем-то на исследование (расследование) жизни клиента, его отношений с Другими.

1-я фаза терапии

Позиция терапевта: терапевт ведет себя как «Идиот», как кто-то, кто задает «тупые» вопросы.

«Как я могу помочь клиенту, чтобы он настроил себя на настоящий способ Бытия, а не на то, каким и кем хотят его видеть». В этом случае клиент в большей мере слышит голос самости; начинает больше прислушиваться к переживаниям своего собственного Бытия, обращается к способу своего Бытия. Это важное переживание. Попытка услышать себя в момент общения позволяет пережить обоим (терапевту и клиенту) резонанс, исследовать то, как близко или как далеко мир терапевта находится от действительных переживаний клиента» Надо оставаться достаточно долго со своими переживаниями. Каково быть с этими переживаниями? Иногда этого бывает достаточно для терапии.

2-я фаза терапии

Клиент начинает слышать голос Другого более точно и смело. Другой -это Другой в терапевтическом мире, которым является терапевт. Главная забота - «могу ли я как клиент открыться голосу Другого». Роль терапевта - бюрократа, «Шута средневековья», сидеть рядом с королем ( с клиентом), и к тому же есть возможность сказать королю то, что хочет действительно сказать, не боясь (это честный голос другого, не всегда приятный, иногда с юмором, порой возмущающий или даже вызывающий ярость).

Эта фаза есть исследование того, « как населять этот мир с Другими», проявляет переживания клиента на Бытие терапевта. Это часто интимное переживание. Фокус дискуссии все больше находится на отношениях терапевта и клиента, которые происходят в данный момент. Здесь Другой не стремится и не делает попытки быть идентичным. Наоборот, интерес представляет попытка отличать Другого. Несмотря на то, что есть разница, клиент начинает слышать Другого, то, что отличается от голоса самого клиента,. Это честная и правдивая разница , которая бросает вызов. В этом основная идея 2 фазы. На этой фазе мы скорее всего, увидим вызов клиента к интимности, и, как терапевт, мы ответим на этот вызов. Клиент, например, может потребовать рассказать терапевту о себе самом или выразить свои сильные чувства по отношению к нему. Терапевт раскрывается как человеческое существо, которое выбирает, » что дать или что не дать», ищет способ ответа на вызов.

Это может быть неявное (через метафоры описание) или явное раскрытие - честное и открытое переживание («меня много раз отвергали и мне интересно быть для тебя ценным»).

Терапевт высказывает свое переживание в попытке понять переживания клиента.

Он спрашивает клиента: «Как это - знать обо мне - влияет на тебя?»

3 -я фаза терапии

«Закрытие терапевтического мира» и попытки клиента увидеть, как много из его Бытия в терапевтическом мире можно перенести в более «широкий мир».

Клиент задается вопросом: «Как много могу я вынести из моих переживаний в терапии в отношения в более «широком мире?»

Это может быть и осмысление достижений, а с другой стороны - переживание сожаления, так как клиент не может полностью перенести то, что приобрел в терапии в «нетерапевтический мир». «Широкий мир» не будет таким честным, заботящимся как терапевт. Эта фаза работает на завершение, но и также работает на создание перехода - моста - между миром терапии и «широким миром». Способ бытия в терапии нельзя перенести полностью в более широкий мир, это и наивно, и опасно.

И потому в этой 3 фазе терапевт «принимает» голос не только самого себя, но и голос Мира Других, готовит клиента к ограничениям, с которыми он может столкнуться и которые могут быть незаботливыми, недоверительными, опасными.

Несбыточныe иллюзии и заблуждения ни к чему.

Роль терапевта теперь становится сродни роли «Палача»

Э. Спинелли говорил на семинаре, что условием того, что клиент пройдет все три этапа, является то, чтобы он понял, что терапевт - это совершенно другой, не похожий ни на кого из его "жизненного мира" человек. Это самый сильный вызов для клиента - быть с таким Другим, который говорит то, что думает, и делает то, что говорит. Но быть таким Другим, принимающим клиента таким, какой он есть - не менее сильный вызов и для терапевта. Ведь принимать клиента таким, какой он есть - это значит отказаться от требований к нему, от направления его в сторону изменений и улучшения (Кочюнас, 2004). Это непросто осуществить, например, в случаях работы с наркоманами и алкоголиками. «Могу ли я с уважением относиться к его жизни, которая мне может казаться неправильной, чужой и бессмысленной? И ответы могут появиться лишь на неясной, неизведанной территории отношений с клиентом».

Рассматривая конфликты отношений, Спинелли рассматривает составляющие Existential Focus (экзистенциального взгляда): Essense (сущность), Existence (существование, экзистенция) и Identity (идентичность).

Для Essense важно: существую ли я на самом деле? Что я Есть? Сон или реальность? Мною живут или я живу? Достаточно или недостаточно я хорош? Мое здоровье, продолжительность, тело.

Для Existence - Что Я есть? Мои цели, стремления, достоинства, верования.

Identity - Каким образом я определяю себя? Кто я есть? Кем я не являюсь? Кем я хочу стать?

Кроме выше описанных аспектов самовосприятия (Self-Stucture) важно также восприятие другими (Other-Structure). И здесь выделяются важность быть замеченным, быть признанным, понятым. приятным, желанным; признание достоинств, сопоставление «кто более или менее силен, важен».Для благополучной идентичности важно осознание того, что «меня воспринимают как меня или мне необходимо быть кем-то отличным от меня».Здесь также проясняется: как я определяю Другого?

Терапевт - другой вид Другого. Он не меняет правила в соответствии с капризами. Это глубоко терапевтично и позволяет создать отношения, которые сильно отличаются от других отношений, способствуют развития доверия друг к другу и к себе.

Для экзистенциального подхода необходимым является также восприятие Мира (World-Struktur) - Что я есть? Защита или уничтожение? Является ли Мир угрозой моему выживанию? Я - угроза выживанию Мира? Мир уважает (отражает) мои ценности, стремления; принимает или отклоняет мои Вызовы? Принимаю или отклоняю ли я Вызовы Мира ко мне? Разделяются ли Другими в Мире мои верования, достоинства. Подтверждает ли Мир меня как меня? Кем я хочу Быть? Это помогает или препятствует моему Бытию в Мире?

И еще несколько размышлений Спинелли о терапии.

«Экзистенциальная терапия в основном является не квазимедицинским -лечебным процессом, а скорее структурированной формой исследования, которое является не только исследованием индивида per-se, но скорее исследованием совместно создаваемых межличностных отношений. В этом смысле подвергается сомнению предположение, что наш фокус как экзистенциальных терапевтов находится на клиенте. Я все больше убеждаюсь, что наш фокус не на клиенте. Он находится на переживании опыта встречи между клиентом и терапевтом» (цит. Кочюнас, 2004).

Пространство терапии создается через условия и правила: «надо создавать границы и четко их придерживаться».

- «Меня не интересуют причины поведения, меня больше интересует, что это есть для клиента …».

- «Я не вижу, что лекарства сильно влияют на психотерапию…».

«Чтобы стать терапевтом, способным быть с клиентом и для клиента, своеобразным мастером со-бытия, очень важным становится, в кого или во что верит терапевт в жизни и терапии. Как говорил Э. Спинелли, терапия может состояться лишь тогда, когда я сам верю, что она может состояться».

Его (Спинелли) первая работа, переведенная И.Глуховой на русский язык «Зеркало и молоток» (Вызовы ортодоксальному психотерапевтическому мышлению») вышла в свет в 2009 году в Минске. В этой книге критически исследуются некоторые основополагающие принципы теории и практики современной психотерапии, а также то, каким образом психотерапевтические идеи в целом и психоаналитические подходы, в частности, распространились и преобразовали существующие в западном обществе способы мышления и понимания значимых свойств и проявлений «бытия человеком». Предпринята попытка представить альтернативный взгляд на обозначенные проблемы исходя из базовых идей экзистенциальной феноменологии.

Выступив с позиций экзистенциального анализа, Спинелли задается едва ли не риторическим вопросом: не отказалась ли психотерапия от своего первоначального обещания быть ключевым проводником в наших попытках понять, что это значит «быть человеком»? Не променяли ли мы эту непростую миссию на более «прагматическую» роль успокоительного средства, помогающего приглушить разнообразные личные и социальные тревоги? Вызовы Спинелли касаются напрямую и трактовки целого ряда базовых антропологических вопросов, по которым автор дает свое видение, таких, в частности, как структура самости, бессознательное, сексуальность, опыт детства, сверхъестественное, природа творчества, дилемма зла.

Горячева Е.И.,

Авторская версия статьи "Переживание опыта встречи между клиентом и терапевтом (по Э.Спинелли)", опубликованной в сборнике "Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений" /Под ред. Д.А.Леонтьева .-М.:Смысл, 2010 с.143-147


См. также
  1. Горячева Е.И. Экзистенциальный театр в психологическом консультировании и психотерапии
  2. Горячева Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике
  3. Горячева Е.И. Исследование экзистенциальных практик
  4. Горячева Е.И. Профессиональная психологическая помощь людям в ситуации принятия и совладания с экзистенциальным решением и его последствиями