ENG
         
hpsy.ru/

../../Айболит как экзистенциальный герой

Настало время осознать как экзистенциального героя доктора Айболита из одноименного стихотворения Корнея Чуковского. Приглядимся внимательнее к тексту этого произведения.

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

Конечно, очень странно, что в списке тех, кому он готов оказать помощь, нет человека. Выходит, наш доктор - ветеринар? Не факт. Представляется, что акцент на врачебной помощи животным сделан ввиду того, что они более беззащитны и более благодарны по сравнению с человеком. Позиция «всех излечит, исцелит» означает абсолютную всеприимчивость, открытость к доброму деланию в каждый миг своей жизни. «Готов на край света бежать ради больных» - это качество Айболит впоследствии реализовал, откликнувшись на вызов с далекого африканского континента. У него в отличие от обычных людей (и, заметим, обычных врачей) повышенный уровень эмпатии, ведь только он способен изменить привычный ход своей жизни и откликнувшись на экзистенциальный вызов, ринуться в неведомое только потому, что «ах жалко, жалко, жалко бедных бегемотиков и страусят!». Если бы Корней Иванович написал свое стихотворение не в 1929 году, а хотя бы на полвека раньше, и его в детстве прочитали бы и полюбили (ибо нормальному человеку не полюбить его, прочитав, невозможно) Вова Ульянов, Ося Джугашвили, Адик Шикльгрубер, то, быть может, в мировой истории оказалось бы меньше кровавых тиранов.

Между тем, не то что эмпатия, а даже обычное сочувствие достаточно редко встречается у действительных врачей. У них поток посетителей вырабатывает конвейерный подход, когда в пациенте не замечается живой человек, а видится лишь его болезнь. Которая к тому же и не всегда точно диагностируется ввиду эффекта порочного круга: диагноз ставится механически, часто неправильно, и это мотивируется тем, что «вон сколько народа», но наплыв больных и происходит от того, что их никто реально не желает выслушать и поставить точный диагноз! Вообще можно сказать: сколько врачей, столько и диагнозов. Даже по поводу самой однозначной болезни у разных эскулапов будут совершенно разные мнения и соответственно разные последствия в виде разных курсов лечения, подчас противоречащих друг другу.

К тому же у Айболита в отличие от реальных врачей позитивная установка на успех дела вне зависимости от тяжести случая. Произошел несчастный случай с ребенком - ампутация обеих ног в результате ДТП. Можно себе представить моральное состояние матери! В реальных условиях врач наверняка бы ей и слова не сказал, замкнувшись в скорописании диагноза (их обычная, комфортная позиция). А скорее даже предпочел бы «умыть руки»: дескать, ребенок останется инвалидом на всю жизнь, медицина бессильна, подпишите здесь, что вы не имеете претензий к врачам. Смотрите, что делает Айболит:

И сказал Айболит: «Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке».

Даже если бы не удалось осуществить задуманное, он поступил очень гуманно и справедливо - внушил заряд оптимизма и бодрости больному и его родственникам. А затем все же совершил и обещанное:

И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать,
И смеётся она и кричит:
«Ну, спасибо тебе. Айболит!»

Мы не знаем, какой вуз заканчивал Айболит, но прямо скажем, учеба и практика сделали из него выдающегося врача. Не только обещать, хвалиться, «пиариться», но и мочь, уметь, достичь вершин профессионализма в своем деле - вот цель. И лучшая награда за его труды - благодарность больного. Благодарность и благородство идут рядом. Врач уже по определению ближе к своему личному спасению в виду того, что сам спасает людей. От обычных людей он отличается тем, что чаще сталкивается с ситуацией экзистенцального переворота. Суть ее в следующем: жизнь представляется человеку развертыванием во времени линейной последовательности событий с бесконечно далекой точкой вдали в виде смерти. В большинстве своем люди живут так, как будто смерти нет вовсе. Они отодвигают мысли о ней, задрапировывают все, что может косвенно напоминать о ней. Существует целая система поверий, ритуалов, как бы отгоняющих любые намеки на все, что связано со смертью. Однако рано или поздно происходит экзистенциальный переворот, и выстроенная система отношений со смертью меняется с ног на голову: теперь смерть осознается как единственная подлинная реальность, а время оставшееся до нее понимается как период дожития, соответственно начинается и обратный отсчет времени («сколько мне еще осталось?»). Чаще всего поводом для этого случается болезнь. И случается экзистенциальный переворот внезапно, например, в момент, когда человеку сообщают удручающий диагноз.

Врач по роду своей деятельности довольно часто становится источником сведений, производящих экзистенциальный переворот в душе человека. С другой стороны, именно врач выступает главным союзником человека в борьбе, которая тут же и начинается. Нередко доктор становится единственным ходатаем, заступником, ангелом-хранителем, ведь именно ему вверяется не что иное, как жизнь человека (хотя, конечно, как гласит народная мудрость, не всякая болезнь - к смерти). И поскольку при столкновении с чрезвычайным происшествием, представляющем угрозу жизни и здоровью, начинается обратный отсчет времени для больного, особое значение приобретает быстрота реакции врача. Подлинные эскулапы стремительны.

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.

«Встань и беги!» - вот девиз настоящего врача. Привычка к быстрой ходьбе у них остается даже если они, сделав свое дело, уже вышли из состояния спасения больного.

И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!».

Экзистенциальная одноустремленность - характерная черта любой ситуации, которая имеет характер кризиса, «края» для человека, т.е. собственно экзистенциальной ситуации. «Не могу думать ни о чем другом! Все мысли только об одном! Ничего другое на душу не ложится!» - вот расшифровка тройного заклинания Айболита.

Далее начинается ситуация преодоления. Айболит мужественно преодолевает сопротивление трех стихий - земли, воды, воздуха. При этом стремясь на помощь к людям, в их экзистенциальную ситуацию, Айболит и сам попадает в нее. Вначале он реально рискует замерзнуть в голом поле, потому что холод сковал его члены:

И упал Айболит и лежит на снегу:
«Я дальше идти не могу».

Затем ему угрожают морские глубины и высокие горы. Однако из безнадежной, казалось бы, ситуации, доктор находит парадоксальный выход: он не пытается заняться собственным спасением, он начинает думать о спасении других!

«О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»

И всякий раз находится чудесный выход - волки, кит, орлы подхватывают Айболита, не давая ему пропасть. Иными словами, всякий раз попадая в казалось бы безвыходную ситуацию, не стоит заниматься саможалением, лучше вспомнить про свой экзистенциальный долг, исполнение которого связано с Другим (другими). И тогда возможно по кумулятивной цепочке тебе на помощь придет твое же собственное добро, которое ты делал не для того, чтобы «в нужный момент друг тоже пришел бы мне на помощь», а вполне бескорыстно, «из любви к искусству». Собственно, и полное удовлетворение человека никак не связано с самоудовлетворением. Человек может быть счастлив, если только другой счастлив:

На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит:
«Да здравствует милая Африка!»
И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал, приехал! Ура! Ура!».

И подлинную, экзистенциальную радость не купишь в магазине. Для того, чтобы стать ее счастливым обладателем, надо много, упорно, а главное самозабвенно работать:

Десять ночей Айболит
Не ест, не пьёт и не спит,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники.

Но зато и велика награда Айболита - осознавать, что:

Вот и вылечил он их,
Лимпопо!
Вот и вылечил больных.
Лимпопо!
И пошли они смеяться,
Лимпопо!
И плясать и баловаться,
Лимпопо!

Вернуть к жизни человека, подарить ему радость бытия, забыть себя в труде на благо других и любви, не разделяющей на «ближних» и «дальних» - вот подлинный смысл экзистенциального подвига Айболита. Каждый из нас на своем месте может им стать.

Никитин А.А.,

См. также