ENG
         
hpsy.ru/

../../И снова про иглу – Милитаризм

<< Назад к Оглавлению Анна Наталия Малаховская. Отрывок из первой части книги «Апология на краю: прикладная мифология»


Приближаясь к проблеме милитаризма, замечаем, что из всех добродетелей ценится выше всего и исключительно «железный кулак» бисмарка, который не стыдился во всеуслышанье заявлять, что бог на «нашей» (то есть его и его соратников) стороне107 (как, впрочем, и многие церковные высшие чины, и православные, и католики, которые ещё совсем недавно благославляли оружие и идущих убивать солдат108). Больше того: неприкасаемость человеческой жизни, так понятная тому, кто в диких муках выносит её на свет, для обладателя железного кулака ничего не стоит: ни своя, ни чужая. Тут прямо напрашивается воспоминание об обычае кувады, обо всех богах и божках, утверждавших, что они якобы кого-то из какого-то своего органа родили, и заявление Тараса Бульбы «я тебя породил, я тебя и убью» (как и соответственный анекдот: «чем я тебя породил, тем я тебя и убью» - немецкая открытка 1915 года с пушкой в виде фаллоса, направленного против Франции в виде женщины, подкрепляет эту догадку109).

«Не месть ли меча за бесплодье всей этой истории срам?»…

Тот, кто не может родить, должен вмешаться в развитие человечества с другой стороны: не мытьём, так катаньем, не родить, так убивать. «Вы вот рожаете, ну и рожайте, а я всех тех, кого вы нарожали, поубиваю, кому глаз выбью, кому ногу оторву, а кого и на куски растерзаю, и все тогда скажут: вот какой я молодец. У меня, конечно, нет инструмента для воссоздания жизни, зато есть кулак - да ещё какой! Смотрите: железный!»

Сказал бисмарк - и зачал гитлера. Не случайно для проповедников тупой подлой силы кулака оказалось столь важным (необходимым) опорочить женщину - и не какую-то одну конкретную, а женский (с презрительным оттенком - «бабский») подход к миру («Так давайте же с лёгким и счастливым сердцем по зову кайзера возьмёмся за оружие и порадуемся войне. И посмеёмся над старыми бабами в штанах, которые боятся войны и смерти и поэтому бормочут, что война жестока и уродлива…»110). Бабы в штанах - это, естественно, те мужчины, которые уже в конце 19 века отказывались видеть «красоту» взаимного убивания и уродования, искалечивания людей. Тут постоянно проплывает - внутри, подо всеми наслоениями - весть о том, что прославление войны вызывается не тем, что мужчины таковы, каковы они есть, а тем, что царивший в те времена безраздельно (да и теперь - почти повсеместно) подход к рассматриванию проблем навязан патриархальным мировосприятием. Хотя войны в прошлом вели в основном мужчины, вовсе не все солдаты и тогда горели желанием разорвать «врага» на куски ценой собственной жизни (такое горячее желание обнаруживается не у солдат, а у бюрократов-милитаристов).

И вовсе не все женщины отказываются подчиняться стадному рефлексу восхищения солдатскими подвигами (пример первой мировой войны!)111. Истеричные восторги, пылавшие и не в последнюю очередь в глазах женщин Германии, создали в конце концов из сморчка и интриганта антибожка, который с самого начала не скрывал, к чему он ведёт свою страну. Он призывал к уничтожению «подлюдков» из других стран, которые, кстати, потому-то подлюдками для него и иже с ним оказались, что бисмарк определил эти «нации» (славянскую и кельтскую) как «женственные»112.

И однако: не в соли соль, гвоздь тоже не в гвозде. То, что бисмарк называл «мужским» подходом, не только и не всегда в мужчинах, а то, что он называл «бабским» мировосприятием - не всегда и не только в женщинах. Эти два подхода принадлежат разным ступеням в развитии человечества, и вряд ли кто-нибудь станет отрицать, что подход с точки зрения «железного кулака» ни о высоте культурного развития, ни о тонкости восприятия, ни о глубине мысли не говорит, а если о чём и говорит, то только о варварстве и о неумении подняться над уровнем обычного разъярённого скота. Когда бисмарк говорит, что «мы будем защищать свой дух», это звучит более чем странно, потому что дух кулака в защите не нуждается, разве что от самого себя, а не от других.

Что мог бы собой представлять этот дух - если его можно назвать духом? Если это не просто запах - а какой может быть запах от скота, скрыть трудно.

Этот-то дух и был тем, что разрушил когда-то высокую и мирную культуру древней Европы. Против него-то и предостерегала Великая Мать во всех своих воплощениях. И только она одна знает, как его победить.

Милитаризм

Но что нам какой-то заскорузлый бисмарк? - Скажет кто-нибудь из вас. - Пусть продолжает распространять свою заразу на страницах истории, пусть воняет и дальше. Нам скучно про него слушать, что он там несёт.

Так можно сказать. Что ж, я не возражаю. А свеженького, молоденького не хотите? Такого молодца, как… ну скажем, как Том Круз?

-

107 Сибил Олдсфельд. S.15.
108 Гольдхаген, с.369.
109 Сибил Олдсфильд, с. 18.
110 Bill Playne, «Neuroses of Nations», Teil 1, Kap.4. цит.по: Сибил Олсфильд, с.21.
111 Сибил Олсфельд, с.23-26.
112 J. C.G.Röhl, «From Bismarck to Hitler», Longman 1970, цит. по: Сибил Олсфильд, с.17-18.

Малаховская А.Н.,


См. также
Страницы: