ENG
         
hpsy.ru/

../../Анафема

<< Назад к Оглавлению Анна Наталия Малаховская. Отрывок из первой части книги «Апология на краю: прикладная мифология»


В своей книге «The Crone» Barbara G.Walker пишет: «Если бы женщины мира собрались вместе, чтобы вновь возвести своё могучее, в трёх измерениях единое женское божество с её собственной аутентичной Теалогией, жизнь на нашей планете могла бы выглядеть совершенно по-другому. (…) Но возникает вопрос: если Бог на самом деле не существует, то почему же должна существовать Богиня?». Вот тот ответ на этот вопрос, который даёт она сама: «Мы можем говорить нашим божествам и о наших божествах так, как если бы они существовали на самом деле»102.

Я бы хотела несколько развить этот её ответ, а именно:

Я думаю, что Бог не столько существует, сколько возникает каждый раз, как Гитлер, который, будучи закомплексованным уродом-сморчком, надулся силой и безграничной жестокостью, созданный вожделениями и проекциями разнузданных народных толп на улицах германских городов. В документальных фильмах той поры запечатлено, как эти толпы своими пронзающими пространство взглядами и криками бешеной похоти буквально лепили его на глазах у изумлённой кинокамеры. Создал ли некий бог людей - это праздный вопрос, но что люди его создают - это факт, и он, будучи создан из того, из чего они его создают, начинает затем управлять действительно: как деньги, положенные в копилку народом (налоги), превращаются в общенародное богатство. Количество переходит в качество и бумерангом ударяет создававших такого бога по голове: так произошло с немцами - их бог вернулся к ним с неба, бомбами (в конце второй мировой войны).

Есть ли Богиня или её нет? Есть ли земля у нас под ногами? Есть ли ещё воздух? Осталась ли ещё парочка деревьев, чтобы нас любить? Рождаются ли ещё дети?

Существует ли бог - тот самый, кащейской закваски - или нет? Умирают ли дети от голода каждые 5 секунд? Уничтожаются ли дарящие нашей земле воздух леса? Предпринимаются ли все усилия для того, чтобы саму землю вырвать у нас из-под ног?

Если мы будем своими усилиями продолжать сотворять патриархального бога, лепить его своими тоскующими созидающими взглядами и вздохами, то чаша весов перевесит и от земли у нас под ногами ничего не останется.

Если мы начнём возводить в самих себе иное божество с иными целями и устремлениями103, то чаша весов начнёт склоняться в другую сторону. Но чтобы действительно убить Кащея, без могучего проклятия-анафемы, налагаемого Мудрой Матерью, не обойдёшься. Не зря в сказках лишь одна Баба-Яга знает, как его победить!

Но её указание, как убить Кащея, звучит как загадка, как ребус: Она говорит, что смерть Кащея не в нём самом и что в честном бою его не победишь, а надо разнимать один элемент за другим, как матрёшку, доставать всё новые элементы, чтобы под конец наткнуться почему-то на какую-то иглу, затомившую суть по всем статьям полезного (как кажется) яйца.

Итак, смерть его не в нём самом, а это значит, что никакие кулаки, ни железные, ни медные или стальные не помогут с ним справиться. Смерть Кащея ловко подлезла в суть яйца, приносящего не между прочим потерянную было любовь богини.

Мы уже достаточно находились по всем непроезжим путям, чтобы осознать, наконец, что самого по себе Кащея и вовсе нету, что он разбросан по некоторым полочкам или сусекам. Кащей - это, как мы уже поняли, отражение (где-то - может быть, в каждом из нас?) - системы ценностей, которая, съехав однажды набекрень, продолжает скатываться туда же и дальше. Мы доедаем уже последние крошки того таинственного пирога, испечённого для нас и для всех наших потомков в стране фей - в той самой, где молочные реки льются среди кисельных берегов, где молоко и мёд, - всё такие знакомые издревле, с детства, а, может быть, ещё и с додетства компоненты той самой страны, в которой, как про дом нашей Бабы-Яги, сказано, что там царит «изобилие во всём»104.

Обжегшись о «новую» систему ценностей, вернуться к старой - да не просто старой, а устарелой уже не первую тысячу лет? Мыслимое ли это дело? Кто из нас пойдёт искать того медведя, что поможет ему свалить этот дуб?

А ведь это - только первая ступень той борьбы, что нам предстоит! Вспоминаются те, кто боролись с Кащеями голыми руками. Та же Антигона, та же Симона Вайль, та же неподражаемая, невероятно прекрасная Софи Шолль… Все те, которые не стерпели - всего того, что вам, мои читательницы и читатели, придётся стерпеть, если вы сейчас не схватитесь за голову и не отправитесь на поиски - да, того самого медведя105, и зайца, и селезня и щуки - всех тех волшебных помощников, которые помогут нам расковать запечатанную в яйцо железную иголку.

Без них дело не обойдётся.

-

102 «Die Weise Alte", С.187-188.
103 Из письма Полины Семёновой от 7 декабря 2009 года после семинара, где говорилось о том, что героиня романа «Возвращение к Бабе-Яге», которая пыталась пробраться к Бабе-Яге, вместо неё нарывается на Кащея: «И еще совершенно бредовое предположение: а героиня сама не может быть Бабой Ягой в этом временном коридоре? Куда же та иначе делась? Быть может, речь о возвращении к самому себе, об обретении самого себя? Мы ведь не то, что мы думаем о себе…»
104 см. ссылку 14.
105 О медведях-духах см.: Т.А. Казакова, Слово и смысл в мифах коренных народов Северной Америки, Нижний Тагил 1997, с.53.

Малаховская А.Н.,


См. также
Страницы: