ENG
         
hpsy.ru/

../../Ещё раз про акул и про порядок вещей: Пределы

<< Назад к Оглавлению Анна Наталия Малаховская. Отрывок из первой части книги «Апология на краю: прикладная мифология»


Мы уже почти добрались до той колеи, которую искали: мы установили, что она возникла на последнем этапе работы Кащейских сотоварищей (тех, которые приняли предложение дружбы с его стороны). Но чтобы как следует уразуметь механизмы её воздействия на нас, вернёмся ещё раз к рассказику Льва Толстого про акулу.

Да, в российских водах никаких акул не водится, и ту роль, которую в мифах и обычаях других, более южных народов играет акула, у нас играет её более северный, родной вариант - щука. Мы с вами уже обратили внимание на то, какие блага можно получить по щучьему веленью. Ну да, в сказке, но это ведь и есть та особая, пока нигде официально не зарегистрированная реальность, на которую мы с вами то и дело оглядываемся. Если помните, во второй части этой книги, в главе про сказку «Василиса Прекрасная», упоминается о том, что одна из моих слушательниц внутри потока сказочного повествования «избу на курьих ножках увидела в виде пещеры со входом, как зубастая акулья пасть» (как уже говорилось во второй части, именно так и строят сооружения для проведения обряда инициации на берегах жарких морей! И, поскольку акулы в тех местах считаются священными животными, вход в такие сооружения снабжают пальмовыми листьями в виде зубов акульей пасти!).

Итак, наша простая российская щука - это северное воплощение той самой акулы, которой, как очень резонно заявил крестьянский мальчик графу Толстому, на самом деле не бывает. «На самом деле» в этом контексте означает пределы северных рек, озёр и морей, а в более широком смысле может означать просто некий отрезок реальности, который до сих пор - необязательно из-за своей физической или географической удалённости - ускользал от нашего внимания. В этом смысле и следует воспринимать то, что кто-то (кто бы?) позаботился о том, чтобы так много реалий, фактов и связей между ними оставалось в тени, невидимыми для нашего жизневосприятия, не считалось, - только из-за того, что на сказки принято смотреть как на какие-то незначительные глуповатые рассказики для дурачков дошкольного возраста, которые взрослым принимать во внимание (а тем более всерьёз) просто смешно. Так целый пласт реальности был списан со счёта, потому что столь высокостоящим по разуму существам, как люди после эпохи просвещения, не пристало заглядывать туда, где хранятся потроха изжитого «тёмного» прошлого (изжитого - и слава богу! Но какому? То есть какому богу-то слава? Богу прогресса? То есть…).

Так сместив акценты, удалось заморить на корню не одну только щуку и выбить зубы не одной акуле. Удалось поставить под вопрос и само существование Той, священными животными и видимыми представительницами которой обе эти рыбы служили. Что Она и до сих пор кого-то исцеляет, это, ха-ха, так же достоверно, как и то, что солнце ходит вокруг земли, а не наоборот, и т.п.

А на самом деле?

А на самом деле - если оглядеть горизонт повнимательней - то и щуки в северных реках ещё не все вывелись, да и акулы в южных морях всё же кое-где ещё живут. Это значит - если вернуться к исходному изречению самоуверенного ребёнка позапрошлого века - что акулы всё же кое-где бывают, хотя на севере их действительно нет.

Малаховская А.Н.,


См. также
Страницы: