ENG
         
hpsy.ru/

../../Ненависть к родным и сказки

<< Назад к Оглавлению Анна Наталия Малаховская. Отрывок из первой части книги «Апология на краю: прикладная мифология»


Но попробуем отступить на шаг назад и посмотреть на ту же проблему с точки зрения сказочной философии.

Для тех, кто уже пропитался тем взглядом на мир, что запечатлён в сказках, с самого начала возникло ощущение, что речь тут идёт о чём-то не о том. Призыв «чти отца своего и мать свою», содержащийся в десяти заповедях, здесь снимается одним махом, отменяется даже и до того, что похоронить своих предков не разрешается. Куда уж тут ходить ночевать на могилу отца, к чему призывает сказка «Сивко-Бурко», куда уж тут кормить подаренную умершей матерью куколку или не есть мяса подаренной ею коровы! «Пусть мёртвые хоронят своих мертвецов!» Этими словами отменяется отнюдь не подчинение тому отцу, который продаёт тебя развратнику, и не той матери, что режет тебя тупой бритвой. Нет: отменяется вся история целиком. Я лично очень рада, что мне удалось прилететь на похороны моего отца и похоронить мою мать, и не знаю, что со мной было бы, если бы кто-нибудь приказал мне моею собственной рукой порвать эту «дней связующую нить». Ведь они связывают меня не только с моими предками человеческого рода, от них углубляется родство и в ту сторону, где таится моя связь, моя неотрывность от любимых мамой колокольчиков и от папиных любимых клёнов - от всей шумящей, ещё неумершей природы и от тех, кого в ней особо любили мои родители, в частности. Я не чужая на земле - поэтому, и земля мне поэтому не чужая. А разорвать связь с предками?

Разорвать связь с предками?

На первой, видимой в сказках ступени это означает - не стать царём. Что и случилось с более «передовыми, современными» братьями в сказке про таинственного конька Сивка-Бурка. Эти братья то ли поленились ходить ночевать на могилу отца, то ли не сделали этого по идеологическим соображениям (типа «Нынче вон какая мода…» - см. в главе «Возвращение к Радости»). Или не стать царицей - не получить тех гениальных способностей, благодаря которым стала царицей крестьянская девочка Василиса Прекрасная. Это - на первой ступени. А на следующей ступени, на которой проясняется наша связь не только с непосредственными предками, а и со всей природой (а не с «окружающей средой» - нас «окружают» наши более отдалёные предки!) - на этой ступени…

Есть люди, которые наверняка следуют совету «пусть мёртвые хоронят своих мертвецов». Им просто некогда прилетать на похороны родителей: миллиончики их любимые зовут и подмигивают, так и рвутся в бой. А если уж своим ближайшим родным не оказать положенную им честь, то что и говорить о более отдалённых родственниках, о двоюродных и четвероюродных?

На этой ступени, которая уж слишком хорошо видна в наши дни, это означает - тысячи и миллионы убитых птиц и рыб, заживо сожжённых черепах, принесённых в жертву человеческим миллионам, томящемуся в банках злату, над которым теперь чахнет - нет, уже не Кащей, а, наоборот, замордованное его приспешниками живое море со всеми его обитателями.

Это - та самая ступень, на которую намекала Баба-Яга в «Сказке о молодильных яблоках», предостерегая сказочного героя: «Три яблока сорви, а больше не бери». Но те, которые бурили подводную скважину, покусились на больше, чем три яблока. Впрочем, из тех, что они добывали таким образом, ни одно не обладало молодильной силой - эта сила даётся лишь избранным, тем, кого Баба-Яга посчитает «вежливым и прекрасным».

Вот что это означает на деле - порвать связь со всеми своими предками, отменить почитание тотемов, которое по сути всё ещё до некоторой (пусть небольшой) степени просвечивает в нашем желании знать, от кого мы произошли и чьими наследниками являемся. Вот в чём суть. И если, забегая вперёд, обратиться к тому зайчику, что скрывается ведь по всем дошедшим до нас данным в сундуке, и в то же время, отступив на шаг назад, обратиться к тому самому кролику, которого немецкие «пионервожатые» учили своих «пионеров» убивать, то… То почему бы и не убить, если кролик этот отрезан от тебя железными ножницами «разума», у которого «вместо сердца - пламенный мотор» и который тебе внушил, что этот кролик тебе отнюдь не родной. Если уж ближайших родных почитать нельзя, то тем паче таких родных, родство с которыми с трудом читается в пушистых лицах, и только с доверием смотрят на тебя нежные беззащитные глаза!

Не надо от самих себя скрывать, не надо прятаться за красивыми словесами. Иисус Христос свою мать ненавидел, он про неё сказал до того обидное, что ни в сказке сказать, ни пером описать: «Вот (кто) матерь Моя и братья Мои!» (мол, а не эти тут…) - указывая на своих слушателей62. У какой матери от таких слов сердце не перевернётся? Какая не вспомнит родильные муки и не скажет про себя: да стоило ли так мучиться, чтобы родить такого? Как слёзы на глаза навёртывается ей на душу воспоминание о том часе, когда она металась, разрываемая будущим человеком, рискуя своей жизнью ради того, чтоб дать жизнь ему.

Вот что это означает - ненависть к матери. А об отмене эротической любви как высочайшей ценности сказано уже достаточно. Так что - вполне и вполне, место ненависти в современной системе ценностей обеспечено, никто не вырвал землю у неё из-под ног, никто не вытащил из-под неё причитающегося ей стула.

-

62 «Вот (кто) матерь Моя и братья Мои!» Марк 3:31-35.

Малаховская А.Н.,


См. также
Страницы: