ENG
         
hpsy.ru/

../../Вторая ветвь: Милосердие. Человек из человека

<< Назад к Оглавлению Анна Наталия Малаховская. Отрывок из первой части книги «Апология на краю: прикладная мифология»


Если в страхе потерять власть сначала над самим собой, а потом и над всем остальным и кроется ключ к съезжанию набекрень всей системы ценностей, то кое-что остаётся непонятным. А вернее, встаёт новый вопрос: почему же понадобилось свергать с трона не только любовь эротическую, созидающую новый и преображающую старый мир, но и такие её ответвления, как любовь-милосердие и любовь-заботу? Неужели и они могут быть настолько же опасными для рвущихся к власти, как эта сбивающая с ног сила (см. в главе «Любовь: подземный гул и ужас»). Может ли жалость так же опрокинуть душу, может ли забота превратить добрую мать в медведицу, защищающую своих детёнышей, если надо, когтями и клыками?

Да, может, и не зря гитлеровские сволочи учили мальчиков своей ненасытной «тевтонской расы» убивать нежных зверьков, к которым те привязались всей душой. Да, без этого не обойтись, если надо вырастить такое поколение, которое без зазрения совести будет убивать маленьких детей, таких же беззащитных и ласковых, как эти крошечные зайчики, которые глядят на тебя жалобными глазами и просят о пощаде. Но в них надо стрелять, стрелять, стрелять! Надо вывернуть себя наизнанку и убедить себя в том, что эти недавно, только что рождённые человечки - это звери другой породы, не такие прекрасные, как ты сам, представитель самой чудной в мире расы. (До чего легко стать таким уж чудным! Ни трудиться, ни отличиться в науке, в искусстве или в спорте, ни поразить мир геройским поступком, а просто - родиться. Вот таким. «Белокурой бестией»). Так значит, самый чудный и прекрасный и есть самый жестокий? Под зад коленкой выгнать из себя человека - того «человека из человека», о котором писал в 30-е годы прошлого века Александр Введенский («Человек из человека наклоняется ко мне…»).

Но как к Введенскому, погибшему от рук красноармейцев, никакой человек из человека не склонился, так и из германских солдат ни один не наклонился, чтобы вытащить из той ямы в Бабьем Яру кричащих и плачущих человеческих детей. Те, кто стреляли, те, кто убивали - кем они были? Заколдованными они были, закодированными съехавшим набекрень господином, рвущимся к той самой абсолютной власти, Кащеем Адольфовичем или Виссарионовичем. Который однажды простенький такой девиз выдвинул: «станешь со мной дружить, нам весь мир покорен будет».

И больше ничего не потребовалось. И все средства кодирования, все эти рекламные побрякушки оставим сейчас в покое. Для существа человеческого биологического вида не слишком лестно узнать, насколько он подвержен влиянию реклам, подмигиваниям современных кащейчиков типа итальянского телецаря Берлускони. Но и в 30-е годы прошлого века, ещё до широкого распространения телевизора, склонность человеческих масс преклоняться под ярмо кодирования была не меньше. И если адику удавалось поднимать волны восторга полётами на самолётах и факельными шествиями, то виссарионовичу удалось перекодировать целый огромный народ куда более скромными средствами. Я имею в виду устремления ведущих советских идеологов той поры, которые привели к созданию так называемых советских песен52. Понадобилась всего только небольшая кучка композиторов, которым удалось вкрутить мозги, да несколько стихотворцев - и, конечно, распространение при помощи радио и кино. Представьте себе взрывище, волну вдохновения 30-х годов, «нам нет преград ни в море, ни на суше» без этих песен и без этих фильмов! Что получилось бы? Обыкновенное повторение деспотизма царистской российской империи без всякого вдохновения, с приевшейся присказкой «тащить и не пущать», - и больше ничегошеньки. А тут, на этой волне, и до звёзд донеслись - до межпланетного пространства докинула нас эта волна!

А что, вот вы, которые по виссарионовичу соскучились, вот ты, - да, тот самый, который плачешься, что диссиденты, мол, «нашу страну разрушили» (это какую? С концлагерями которая?), - не ёкнет ли у тебя сердце, когда услышишь ты эти слова:

«Нам нет преград
ни в море, ни на суше,
нам не страшны
ни льды, ни облака,
пламя души своей,
знамя страны своей
мы пронесём
через миры и века!».

Или без соответственной мелодии они не сработают?

-

52 Анна Наталия Малаховская, «Культовое значение советской песни», подпольный доклад, сделанный в Ленинграде летом 1979-го года - см. журнал «Звезда» №5, 2004.

Малаховская А.Н.,


См. также
Страницы: