ENG
         
hpsy.ru/

../../Другая Сила

<< Назад к Оглавлению Анна Наталия Малаховская. Отрывок из первой части книги «Апология на краю: прикладная мифология»


Для того, чтобы поддерживать власть, нужна сила. Но какого рода сила? Уже в возрасте двух-трёх лет все мы начинаем уразумевать, что не во всяком случае применима та грубая физическая сила, которую господин бисмарк обозвал подходящим термином «железный кулак». Если мы попробуем таким кулаком открыть, например, бутылку с вином, то в некотором смысле она, конечно, откроется, но при этом от неё мало что останется, да и от вина тоже. Такие простые истины мы начинаем понимать ещё до того, как вступаем под сень детского сада. Но то, что на бытовом уровне ясно, казалось бы, всем, огромное большинство человечества почему-то забывает, как только дело доходит до дела - до поддержания власти. Никому не придёт в голову использовать в таком случае какой-нибудь более утончённый инструмент, чем кулак, да к тому же ещё и железный.

О том, какими рафинированными, хитроумными и для нашего сознания невообразимыми способами и путями героини и герои сказок добивались победы, я уже писала в книге «Наследие Бабы-Яги» в главе «Третий путь», Например, в сказке «Гуси-лебеди» девочка, убегая от грозящей опасности, не увеличивала своих линейных усилий (что означало бы прибавить скорости, бежать быстрее) и не сдавалась (что означало бы отдать братца гусям), а начинала - перед лицом грозящей опасности - что-то есть, принимать причастие (второй этап обряда инициации)50.

И наоборот: тот способ достижения победы, который предлагает бисмарк («железный кулак») означал бы увеличение линейных усилий: ничего хитроумного, никакого обращения даже и к собственным «мозговым способностям»: разъярённый зверь раздаёт удары налево и направо тем самым органом, который ему удалось превратить в такого рода кулак. В этом смысле по сути нет никакой разницы между кулаком, снабжённым саблей (как у Тараса Бульбы) и атомной бомбой: подход к решению проблемы умом не блещет, остроумием тоже.

В 1942 году с этой проблемой двух видов силы столкнулась невероятно прекрасная Софи Шолль, Антигона 20-го века.

«И если они верят в победу власти («an den Sieg der Macht») - писала она своему другу Хартнагелю на фронт, в Россию, где ему приходилось спорить со своими однополчанами - гитлеровскими офицерами, - так спроси их, считают ли они, что человек вполне равен зверю, или что он кроме того дорастает до области Духа (принимает участие в мире Духа)… И ещё спроси их, не является ли победа плоти и жестокого насилия в мире Духа позором, не считаются ли в нём действенными другие законы, чем в мире плоти, и не больше ли значит, не больше ли силы имеет в том мире Духа больной изобретатель, поэт или философ, чем небогатый мозговыми способностями атлет (атлет с бедным мозгом)… Да, мы тоже верим в победу более сильного, но более сильного духом… Господство жестокого насилия всегда будет означать гибель духа - или по меньшей мере его уход в область невидимого - хотят ли они этого, те, кто спорят с тобой?»51.

Но для того, чтобы беспрепятственно могло осуществляться это безмозглое осуществление «господства жестокого насилия», необходимо было устранить ещё одну ветвь: отсечь именно то самое, что помогало сказочным героям выйти из беды.

-

50 «Наследие Бабы-Яги», глава «Третий путь», с.78-80.
51 Софи Шолль, письмо Хартнагелю от 28 октября 1942, перевод Н.М. Цит. по: Inge Hens (Hg.), Hans Scholl und Sophie Scholl; Briefe und Aufzeichnungen, Fischer Taschenbuchverlag, 1988. 28.Oktober 1942, S.274f. (в дальнейшем - Софи Шолль).

Малаховская А.Н.,


См. также
Страницы: