Рассматривая особенности обучения психологическому консультированию, следует заметить, что ни единых требований к данному образовательному процессу, ни его основных принципов до сих пор не выработано. Сложность и неоднозначность подхода к подготовке консультантов объясняется рядом причин. Во-первых, слабостью методологической основы теории консультативной и терапевтической психологии. Об этом свидетельствуют актуальные до сих пор споры о разведении консультирования и психотерапии, неопределенность критериев эффективности психологической помощи, многообразие практики и отсутствие единой теоретической основы в консультировании, противопоставление академического обобщенного знания о человеке конкретным фактам жизни и личности индивидуума. При этом процесс обучения должен опираться, с одной стороны, на методологическую основу деятельности консультанта, с другой - на цели и принципы консультирования.
Во-вторых, сама система отечественного высшего психологического образования обладает рядом недостатков. В вузах не существует профессионального отбора на факультеты психологии, государственным стандартом не предусмотрена глубокая практическая подготовка, сам процесс обучения ориентирован, прежде всего, на академические знания в противовес современным исследованиям как научной, так и практической направленности. Только в последние годы стали появляться работы, обращающие внимание на отсутствие личностной подготовки к профессиональной деятельности, что, по сути, представляет собой постоянное психологическое сопровождение студента в ходе обучения выбранной специальности. Оставляет желать лучшего и преподавательский состав, зачастую лишенный элементарных навыков практической психологической работы. В связи с постепенной заменой вечернего обучения заочным значительно ухудшилась подготовка психологов на базе второго высшего и средне-специального образования. Студенты, как правило, высоко мотивированные на психологическую профессию, оказались лишены не только значительного количества часов занятий, но что не менее важно - часов общения с преподавателем, часов влияния его личности и трансляции им профессиональной мотивации и общечеловеческих ценностей.
Наконец, отсутствие возрастного ценза для практикующего психолога оказывает свое влияние на нередко низкий качественный уровень психологической помощи. Несмотря на то, что эта проблема регулярно обсуждается как в нашей стране, так и за рубежом, возрастные ограничения по-прежнему не введены. Можно с большой долей уверенности предположить, что выпускники очной формы обучения факультетов психологии в возрасте 21-22 года не обладают еще ни прочными консультативными навыками, ни необходимым жизненным опытом, ни определенным уровнем социальной зрелости для того, чтобы оказывать качественную и эффективную психологическую помощь.
Значительно лучше дело обстоит в негосударственных образовательных учреждениях. В различных психотерапевтических подходах существуют достаточно строгие требования к обучающим программам и сертификации психотерапевтов, предусматривающие определенное количество как индивидуальной и групповой психотерапии, так и супервизии. При этом возрастной ценз присутствует латентно, скрытый в значительном количестве часов терапии. В разных подходах время обучения консультированию и психотерапии составляет от 3-4- лет до 7-10 лет.
Тем не менее, существуют попытки и весьма удачные организации обучения психологическому консультированию и психотерапии и в рамках государственного стандарта и вне его. Однако в каком бы учреждении ни был организован данный образовательный процесс, он обязательно должен опираться на ряд принципов и правил. Под принципами обучения понимают исходные требования к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность. Принципы обучения отражают общественное развитие, не являются чем-то догматичным, развиваются, изменяются и совершенствуются на основе накопленного как теоретического, так и практического опыта.
Опора на деятельностный подход в дидактике позволила выявить основные компоненты учебного процесса. К ним относятся задачи обучения, содержание обучения, методы обучения, формы организации учебной деятельности и контроля, условия и результаты обучения. К каждому из этих компонентов обучения, как и к процессу в целом, предъявляются определенные основополагающие требования, которые и являются принципами обучения. При таком подходе более ясной, четкой и структурированной становится и определенная последовательность принципов, и повышается их значение для повседневного использования в преподавательской деятельности. В соответствии с компонентами процесса обучения психологическому консультированию и психотерапии можно выделить шесть основополагающих принципов (см. таблицу 1).
Таблица 1. Принципы обучения психотерапии и консультированию.
Основные компоненты процесса обучения |
Принципы обучения |
Задачи обучения |
Принцип развития личности студента |
Содержание обучения |
Принцип осознания процесса профессионального обучения |
Методы обучения |
Принцип опоры на субъективный опыт |
Формы организации обучения |
Принцип обучения в реальной деятельности |
Условия обучения |
Принцип безусловного принятия и уважения личности студента |
Результаты обучения |
Принцип формирования профессиональной ответственности |
Расположение принципов в логике развития компонентов цикла процесса обучения делает их перечень не только последовательным, но и целостным. Однако следует подчеркнуть, что соотношение компонентов процесса и принципов обучения является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому как задачи определяют содержание обучения, содержание - методы и средства обучения, методы - выбор форм организации обучения и т. д. Охарактеризуем теперь более подробно каждый принцип в отдельности.
Выбор задач обучения психологическому консультированию регулирует принцип развития личности студента. Основополагающим этот принцип делает положение о том, что орудием профессиональной деятельности психотерапевта является его личность. Если консультант работает собственной личностью, то именно это орудие и следует развивать в первую очередь. Развитие личности включает в себя, во-первых, работу над осознанием себя, своей личности, ее особенностей, зон роста и зон риска; во-вторых, просвещение, т.е. расширение мировоззрения, кругозора, круга интересов. Студенты, начинающие учиться консультированию и терапии, должны быть предупреждены своими преподавателями не столько о сложности обучения навыкам и умениям, сколько о болезненности процесса осознания, о неизбежном изменении жизненных взглядов, требований к людям и отношениям, о риске для существующих отношений и семейных систем, наконец, о том, что осознанности невозможно разучиться, что научившись рефлексии и осознанному вниманию к себе, вряд ли удастся когда-либо остановить эти внутренние процессы. А это влечет за собой изменение и самого процесса жизни человека. К сожалению, как отмечают Джордж и Кристиани, большинство студентов и их семей не готовы к всепроникающему влиянию учебной программы, к всеобъемлющей перестройке индивидуальной жизни, наполняющейся не только позитивом, но порой негативными, непредсказуемыми и даже опасными состояниями[1].
Развитие личности вбирает в себя также развитие и усиление качеств личности успешного психотерапевта. Среди них важнейшими являются способность устанавливать и поддерживать теплые и глубокие отношения с людьми, ведь консультант, являясь идеальной родительской фигурой, не может не давать своему клиенту любви, принятия, понимания, сочувствия; принятие на себя ответственности не только за свои поступки, но и за свое эмоциональное состояние, за все, что с ним происходит, т.е. жизнь в так называемом «режиме полной ответственности»; развитие толерантности к неопределенности, ибо предсказать дальнейшее внутреннее движение человеческой души и мысли часто невозможно.
Не менее важным в процессе обучения становится просвещение студентов. Познание студентами отечественной культуры и традиций, знакомство с классическими и современными культурой и искусством - кино, литературой, театром, музыкой, живописью, скульптурой, понимание взаимопроникающего влияния разных культур и традиций должно быть не просто включено в жизнь студента, но стать и частью образовательного процесса, и предметом развивающего диалога преподавателей и студентов. В ходе такого обучения преподаватели не просто обучают, но транслируют обучающимся собственные ценности и взгляды на мир.
Принцип осознания процесса профессионального обучения реализуется в содержании обучения. Обучение должно быть не только активным, но и сознательным. На высокую значимость сознательности в обучении указывал Л.В. Занков, который считал осознание учения учеником важнейшим условием усиления развивающего влияния учебного процесса. Объектом осознания студента должен стать сам процесс овладения знаниями и навыками. Осознанное усвоение знаний, умений и навыков консультанта опирается на постоянную рефлексию в образовательном процессе, предотвращает формализм в обучении и способствует превращению их в глубокие и устойчивые убеждения.
Рефлексия образовательного процесса может быть организована разными способами. Во-первых, это осознание и рефлексия в ходе занятий, во время выполнения индивидуальных и групповых упражнений. Сбор ожиданий студентов перед занятиями и подведение итога после выполнения упражнений и техник являются неотъемлемой частью процесса обучения. Хорошие результаты дает дифференцированный взгляд на собственную личность в ходе профессионального обучения. Студент осознает всё, чего он ожидает или получил, сначала как Личность, затем как Профессионал. Во-вторых, важным моментом при обучении консультированию является организация самостоятельного осмысления полученного в ходе занятий опыта через ведение, например, дневниковых записей. При этом особого внимания требует создание мотивации для ведения таких записей.
К рефлексивным задачам можно отнести
Все эти личностные и поведенческие особенности, будучи осознанными, с одной стороны, способствуют профессиональному развитию, с другой стороны, являясь неотъемлемой частью жизни человека, изменяют понимание процесса жизни и его качественную составляющую.
Многочисленные исследования подтверждают, что обучение консультированию и психотерапии наиболее эффективно, если методы обучения базируются на принципе опоры на субъективный опыт. Можно много и даже правильно рассуждать о жизни человека, его переживаниях, поведении, мировоззрении, но при этом мало понимать свои собственные переживания, ценности, потребности и мотивы поведения. Именно поэтому дискуссии, интерпретации, обобщения, советы должны быть исключены из процесса обучения консультированию. Неотъемлемой частью и обязательным требованием является диалог из Я - сообщений, когда каждый участник берет на себя ответственность за свои чувства и присваивает их себе, например, «я чувствую раздражение», «я печалюсь», «я злюсь», «я хочу поддержать», «я чувствую к тебе тепло» и т.п.
Кроме того, этот принцип реализуется еще и в ходе индивидуальной терапевтической работы. Он обозначает, что обсуждению подлежат только реальные жизненные ситуации клиентов. Не стоит бояться того, что все проблемы будут быстро решены, что не хватит разнообразия и сложности проблематики. Опыт профессионалов свидетельствует о том, что по мере продвижения к глубинам собственной личности у студентов появляются все более сложные и важные запросы. От проблем в отношениях с людьми, от потребностного уровня они переходят к исследованию отношений с собой и с миром, к осознаванию собственных ценностей, к попыткам изменить свою экзистенциальную позицию.
Если в ходе обучения все говорят только о себе и своих переживаниях, достигается еще один важный эффект. В группе, как большой, так и малой, создается особая атмосфера доверия и близости, принятия и сопереживания. Участники, поделившиеся сокровенным, получают много поддержки. А те члены группы, кто идентифицируется с другим, не только прорабатывают собственные проблемы, но и получают бесценный опыт как собственной уникальности, так и близости и сходства с внутренним миром другого человека.
Бесспорно, основной формой организации профессионального обучения является создание реальной консультативной деятельности, обеспечивающее реализацию принципа обучения в реальной деятельности. Никакое профессиональное образование не может быть получено только путем передачи определенных теоретических знаний студентам. Поэтому очень важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы студенты не только слушали лекции и записывали теоретический материал, но и на практике пробовали себя в будущей профессии. Отработка базовых профессиональных навыков может и должна происходить на учебных занятиях под руководством и контролем преподавателя. При этом пространство можно организовывать по-разному. Для выполнения упражнений и техник можно разбивать большую группу на малые: на пары, где один участник становится клиентом, а другой консультантом, на тройки, где к клиенту и консультанту добавляется наблюдатель, на группы побольше (4 - 6 человек), где назначается группведущий, который после выполнения упражнения отчитывается о том, что происходило в группе, обобщая обратные связи участников. Эффективной формой организации пространства является работа в малом кругу, окруженном «аквариумом», т.е. участниками, не включенными в непосредственный процесс терапевтической работы.
Иногда подобная организация обучения не только не совпадает с ожиданиями студентов, но и вызывает у них протест и сопротивление. Это, как правило, связано с их прежним образовательным опытом. Они хотят записывать лекции, читать учебники, заучивать теоретический материал. Обращение к собственным проблемам, занятия, ориентированные на их личностный рост и развитие вызывают у них удивление, замешательство, смущение и дезориентацию. Отсутствие у студентов внутренней готовности к личностным изменениям, сильные аффективные реакции на терапевтические интервенции могут смущать преподавателей, но не должны останавливать процесс профессиональной подготовки. Реализация следующего принципа безусловного принятия и уважения личности студента становится залогом успешной профессиональной подготовки и обеспечивает студентам ее экологичность и безопасность.
Безусловное принятие и уважение личности клиента есть основополагающие принципы консультирования. Таким же по своему семантическому содержанию и аксиологическому аспекту должны быть и отношения преподавателя и студентов, и сам процесс профессионального обучения. Уважение к своему клиенту может иметь и транслировать только тот консультант, кого уважали его Учителя и научили его уважать и себя и других. Уважение должно стать в процессе обучения одним из первых понятий и феноменов, рассмотренных в учебном пространстве. Исследование того, как выражается уважение в отношениях, что содержит в себе этот термин и феномен, как распознать обесценивание в отношениях, как обходиться с обесцениванием - вот основные учебные и развивающие задачи профессиональной подготовки, реализующей данный принцип.
Такого же внимательного отношения требует и принцип безусловного принятия студента. Преподавателю-консультанту зачастую бывает сложно совместить в себе взгляд на студента как на клиента и как на обучающегося профессионала, будущего коллегу. Тем не менее, сделать это необходимо. Процесс профессиональной подготовки консультанта заведомо ставит студента, прежде всего, в клиентскую позицию, из которой он начинает познавать себя, свои отношения с миром, свои потребности и систему ценностей. Преподаватель консультирования, в свою очередь, попадает в терапевтическую позицию, обеспечивая безусловным родительским теплом и поддержкой сложный путь начинающего психолога в глубины своего «Я». Выращивание из студента честного и ответственного психотерапевта не может происходить вне тепла, вне безоценочного принятия, вне экзистенциальной поддержки, которые дает преподаватель-консультант.
Однако безусловное принятие не предполагает, что студент не может быть оценен преподавателем как профессионал, что его навыки и умения не рассматриваются с точки зрения оценки и не супервизируются. Важно учить студентов воспринимать критику как обратную связь от мира, а преподавательскую и супервизорскую оценку дифференцировать от личностного восприятия и отношения.
Принцип формирования профессиональной ответственности предъявляет к результатам профессиональной подготовки консультанта достаточно высокие требования. Джордж и Кристиани утверждают, что «консультирование - это серьезная профессия. Существует масса возможностей помочь другим, но возможностей навредить гораздо больше»[2]. Собственный клиентский опыт, полученный студентами в процессе обучения консультированию, не может и не должен стать единственным. Важно, чтобы студенты понимали, что процессы самопознания и самонаблюдения не прекращаются с окончанием обучения. Они являются частью жизненного стиля консультанта, встраиваются в организацию его жизни. Постоянный личностный рост, дополнительное обучение, личная и групповая психотерапия, супервизия должны стать неотъемлемой частью жизни консультанта, обеспечивая его постоянное стремление к профессиональному совершенствованию.
Еще одной важной составляющей профессиональной подготовки терапевта должно стать понимание подлинности собственной заботы о других. Психотерапевт, консультант - это не маска, которую можно надеть в своем рабочем кабинете и снять, выходя на улицу или возвращаясь домой. Это стиль жизни консультанта, пронизывающий все его отношения и взаимодействия. Многие профессионалы утверждают, что для того, чтобы стать эффективным, консультант должен серьезно и с сочувствием относиться к другим. Такая выдающаяся способность таит в себе большую опасность истощения личностных ресурсов. Начинающие консультанты должны понимать уровень своей ответственности за собственную личность как инструмент профессиональной деятельности, бережно и уважительно относиться к себе, к своим ресурсам, к тому, что подпитывает запасы эмоциональной энергии. Дружба или одиночество, природа или искусство, массаж или спорт - каждый психотерапевт выбирает то, что усиливает его, что ему нравится, то, что позволяет постоянно отдавать тепло людям.
Завершая рассмотрение принципов обучения, следует подчеркнуть, что нельзя ни гиперболизировать, ни недооценивать тот или иной принцип, так как это оборачивается снижением эффективности решения одних образовательных задач за счет других. Только целостное, системное применение всех принципов обеспечивает успешность обучения консультированию и психотерапии.
[1] Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика. - М.: Изд-во «Эксмо», 2002. С. 51.
[2] Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика. - М.: Изд-во «Эксмо», 2002. С. 50.