ENG
         
hpsy.ru/

../../Психологическое консультирование на современном этапе: проблема определения понятия, цели и задачи

Психологическое консультирование как профессиональная деятельность появилось сравнительно недавно и до сих пор находится на стадии развития. Однако степень его влияния на людей и общество стремительно увеличивается. Увеличивается количество людей, обращающихся за помощью к психологу-консультанту. Растет число групповых консультантов и групп, в которых можно получить самую разнообразную по проблематике психологическую помощь и поддержку. Проблематика, с которой обращаются клиенты, чрезвычайно разнообразна. Это проблемы отношений, партнерских, супружеских, детско-родительских. Это трудности во взаимодействии с миром, людьми. Это трудности с самим собой. А также проблемы учебы, работы. В последнее время круг проблем расширился, к ним добавились проблемы болезней, зависимостей, этнические, мультикультуральные проблемы и даже проблемы самореализации и самоактуализации. Таким образом, востребованность и потенциальные возможности консультанта сегодня охватывают все сферы человеческой жизни и становятся практически неисчерпаемыми.

Тем не менее, юность нашей профессии означает, что процессы становления целей, задач, методологической основы профессиональной деятельности, определения её назначения и роли в социуме до конца еще не сформированы. До сих пор нет единого определения психологического консультирования, разные авторы подходят к нему с разных сторон. В отечественной науке продолжаются ожесточенные споры о том, следует ли отождествлять психологическое консультирование и личностно-ориентированную психотерапию, каковы критерии их разграничения. Споры эти становятся все более яростными в связи с увеличением количества практикующих психологов-консультантов, которые, кстати, называют себя и консультантами и психотерапевтами одновременно. Их богатейший практический опыт свидетельствует о том, что на практике разграничить, где в процессе работы с клиентом консультирование, а где - психотерапия, невозможно. Об этом же свидетельствует и зарубежный практический опыт. И вопрос о том, так ли уж необходимо разграничивать консультирование и психотерапию, совершенно не волнует наших клиентов, которые нуждаются в психологической помощи и поддержке.

Однако вопрос легализации психологического консультирования, читай, психотерапии, находится в стадии созревания. Некоторое время назад появился Проект Закона о психотерапии и специалистах, занимающихся психотерапевтической деятельностью. Принятие Закона должно привести к легализации психотерапевтических услуг и многочисленной армии психотерапевтов. Но согласно данному Проекту оказывать психотерапевтические услуги смогут лишь три категории специалистов: переученные врачи, причем любой специальности, клинические психологи, прошедшие специальную подготовку, и социальные работники, также дополнительно обученные. Среди них, как мы видим, нет места ни педагогам-психологам, ни психологам вообще, и даже со специализацией психологическое консультирование. В любом случае, прежде чем начать профессиональную подготовку по психотерапии, психологам следует получить второе образование по клинической психологии. Таким образом, психотерапевтические услуги остаются в рамках данного Закона опять-таки прерогативой специалистов с медицинской подготовкой. Оставим пока без обсуждения проблему профессиональной подготовки консультантов и неясность вопроса о том, почему же психологу с базовой подготовкой по психологии не доверяют работу с человеческими трудностями и проблемами. Это отдельный разговор. Тем не менее, проблема разведения психологического консультирования и психологической психотерапии продолжает оставаться открытой и достаточно острой. Отождествлять ли эти процессы или нет? Как разграничить их на практике? Какова вообще цель разграничения этих процессов? Имеет ли смысл разведение данных понятий? Эти и многие другие вопросы задают себе и друг другу специалисты в области человеческих отношений.

Попробуем и мы разобраться с этой проблемой, выделив первоначально критерии для сравнения: цели, время, место, клиенты, условия осуществления деятельности.

Цели. Обычная цель консультирования - помощь людям в решении задач развития. Зарубежные теоретики консультирования утверждают, что подростки и юноши обычно получают помощь в решении проблем посредством консультирования. А вот взрослые люди с теми же проблемами скорее нуждаются в психотерапии. Прежде всего, потому, что их проблемы носят более глубинный характер, а отношения недостаточно разнообразны. Однако можно поспорить с ними по поводу глубины проблематики личности и отношений подростков и юношей. Известно, что дисфункциональная семья самым отрицательным образом влияет на становление и развитие личности ребенка. И к подростковому образу молодой человек может иметь уже значительное количество проблем, что собственно доказывает наша сегодняшняя социальная ситуация - подростковая алкоголизация, наркомания, токсикомания, другие зависимости, суициды, побеги и уходы из дома и т.д. Таким образом, вряд ли справедливо говорить о степени глубины и решаемости подростковых и юношеских проблем и сравнивать их с проблемами взрослого человека. Если же вспомнить о цели личностно-ориентированной психотерапии, то эта цель определяется её собственным названием - ориентация на личность и её развитие. Эта цель осуществляется и в работе с подростками и юношами и, конечно, со взрослыми. Так что по этому критерию различия весьма условны.

Время. Традиционно считается, что психотерапевтическое воздействие осуществляется более длительно, месяцами и даже годами. Можно предположить, что традиция эта связана с психоанализом в том ортодоксальном виде, как его проводил и описывал Фрейд. Так же длительно вел свою клиент-центрированную терапию и Роджерс. Наоборот, считается, что консультирование краткосрочно и может быть даже одноразовым. Однако сегодня темп жизни человечества вырос так значительно, что изменения в жизни, отношениях, характере, здоровье, личности требуются человеку гораздо быстрее. Человек сегодня уже не может ждать годами улучшения своего эмоционального состояния или отношений со своим партнером. Человек хочет изменений быстрых, практически мгновенных. И в угоду этим человеческим желаниям появились такие способы, техники и даже направления психотерапии, как НЛП, психосинтез, гештальт-терапия. А из совсем новых - краткосрочная позитивная терапия, терапия нового решения Гулдинга. Эти направления работают достаточно быстро и в течение нескольких недель или месяцев обеспечивают у подавляющего большинства клиентов начало и осуществление тех изменений, за которыми они собственно и пришли к психологу. Иногда даже одна удачная сессия открывает начало новой жизни клиента. И мы видим, что и по этому критерию различия весьма условны.

Место. Пожалуй, это тот критерий, по которому различия все-таки можно выявить. О психотерапии говорят применительно к клинике. В клинике практически не используют консультирование. Пациенты клиник получают психотерапию по назначению врача, независимо от того, хотят ли они этого или нет, готовы ли они к этому. Некоторые зарубежные авторы именно внутреннюю личностную готовность к изменениям считают определяющей для начала личностно-ориентированного психотерапевтического воздействия. Тогда как для медицинской психотерапии личностная готовность является желательной, но необязательной. Директивность медицинского психотерапевтического воздействия определяется именно возможным отсутствием последней. Однако сегодня можно говорить о том, что и в клинике выделяется группа пациентов, внутренне готовых к личностным изменениям. Собственно уже на начальном этапе психотерапии (в любом месте) профессионалом могут быть созданы определенные условия для осознания пациентом степени собственной ответственности за происходящее в его жизни и пробуждение желания и стремления изменить что-либо в себе с целью изменения и улучшения качества собственной жизни. Так что и по этому критерию различия есть, но весьма условные.

Клиенты. Некоторые исследователи отмечают, что клиентами психотерапевта являются люди с выраженными отклонениями от психологической нормы или с начальными отклонениями от нормы. Не буду поднимать вопрос о норме. Это проблема клинической психологии. Скажу лишь о том, что понятие нормы весьма размыто. И сегодня обсуждение этой проблемы носит выраженный этический характер. Как определить норму, кто определяет критерии нормы, что есть норма и должны ли все люди соответствовать этим «нормальным» критериям?! Нужно ли, наконец, стремиться к норме?! Не исчезнет ли на Земле наука и искусство, если все люди станут соответствовать норме?! Выдающийся психолог А. Маслоу утверждает, что не норма, а наоборот, отклонение от нормы, необычный человек должен быть предметом изучения психологической науки. Его, выдающегося человека, следует изучать для того, чтобы понять, как эта самая норма может стать более «человечной», по выражению А. Маслоу, способной реализовать максимум своего человеческого потенциала. Несомненно, все из нас знают, какими выдающимися способностями в разных областях человеческой деятельности обладали выраженные невротики, иногда даже психопаты, и просто люди, отягощенные огромным количеством проблем: Н.В. Гоголь, М.А. Булгаков, М.М. Зощенко, Ван Гог, Айвазовский, П.И. Чайковский. И существует ли вообще такой феномен, как психологическое здоровье, перманентно? Не есть ли психологическое здоровье - высоко развитой способностью человека к саморегуляции собственных эмоциональных состояний, высокой степенью личностной осознанности, постоянной внутренней готовностью к изменениям собственных поведенческих паттернов, стремлением к улучшению качества собственной жизни?! То есть постоянным процессом развития, движения к некоторой цели?! В этой связи, общая задача консультирования и психотерапии как раз показать человеку его личностную глубину, его внутренний потенциал, его способности и возможность подняться над нормой, осуществить себя наиболее полно, стать более целостным, более человечным, выделяющимся из толпы, т.е. перестать в каком-то смысле быть нормой.

Условия осуществления деятельности. О том, что психотехники и методы тех или иных психотерапевтических направлений давно и весьма успешно применяются психологами на практике, пишут и зарубежные и отечественные исследователи. Психотерапевты не скрывают своих открытий и охотно делятся своими приемами и техниками со всем миром. Возможно, иногда и зря. Но завал литературы по психотерапии вооружил знаниями из области практической психологии уже не только психологов-консультантов и психотерапевтов. Сегодня даже люди с улицы часто понимают, о чем идет речь, когда говорят о внутреннем Родителе и Ребенке, о Собаке снизу и Собаке сверху, о свободных ассоциациях, о «горячем» стуле и т.п. Так что можно утверждать, что применение техник или приемов как раз то, что скорее объединяет консультирование и психотерапию. Я бы рискнула сказать, что разница в условиях осуществления консультативной и психотерапевтической деятельности все же существует. Но она в другом. На мой взгляд, она в тех отношениях, которые создаются, рождаются, происходят, устанавливаются, существуют между клиентом и консультантом.

Клиент-терапевтическим отношениям посвящено огромное количество и статей, и монографий. Споры о том, что это за особые отношения, продолжаются до сих пор. Фактом остается лишь то, что именно благодаря этим отношениям начинаются изменения в личности клиента. Именно эти отношения являются непременным условием улучшения качества жизни клиента. Что же есть в них такого, что может изменить нашу жизнь, иногда значительно, иногда не совсем, но всегда оптимизировать её? Это роджерианское безусловное принятие? Это витакеровская родительская любовь? Это фрейдовский перенос и контрперенос? По сути, это про одно и то же. Об этом можно много говорить и размышлять. Но факт остается фактом. Человек становится психологически здоровее в этих отношениях и благодаря им. Значит, наша задача научиться создавать такие отношения, развивать их, поддерживать и, наконец, выходить из них, когда приходит время. (Интересно, какое базовое образование необходимо для умения создавать особые отношения с клиентом?!)

Всего около двадцати лет назад наши отечественные психологи, занимающиеся психологическим консультированием, с горечью отмечали его неэффективность, приводили цифры, прямо свидетельствующие о его низкой полезности для человека. Тогда лишь около 5% клиентов психолога-консультанта выполняли его рекомендации и следовали его советам. Остальные же 95% уходили от психолога, и… все у них оставалось по-прежнему. Вот именно такую работу с клиентом я и называю психологическим консультированием. Возможно, не совсем правомерно. Низкая эффективность такой помощи заставила психологов-практиков искать новые пути и способы работы с людьми. И они нашлись, как только с открытием «железного занавеса» в 80-90хх гг ХХ века в Россию хлынули потоки зарубежной литературы по психотерапии. Оказалось, что всё уже найдено. А американские психологи уже давно и успешно ведут борьбу за право заниматься психотерапией. Нам же эта борьба еще предстоит. Но первооткрывателями в этом процессе мы, к сожалению, уже не будем.

Возвращаясь к сравнительному анализу психологического консультирования и психотерапии, хочу отметить, что такому консультированию вследствие его низкой эффективности мы не хотим и не будем обучать студентов. Мы хотим обучать такому консультированию, которое способствует развитию всех человеческих потенций, улучшению качества жизни наших клиентов, разрешению возможных психологических проблем наших клиентов и формированию психологического здоровья человека.

В этом смысле для меня и нашей кафедры понятия психологическое консультирование и немедицинская личностно-ориентированная или психологическая психотерапия идентичны.

Интересный феномен обнаруживается и в отечественной психологической литературе. Так, например, Большой психологический словарь под редакцией Зинченко и Мещерякова (2003) вообще не дает определения психологического консультирования! Само это словосочетание встречается один раз! в статье о видах деятельности практического психолога, при этом пояснений, что же это за деятельность нет никаких. А вот психотерапия имеет собственную статью, в которой в частности указывается, что психотерапия подразумевает не только лечение, но и «оказание психологической помощи здоровым людям в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни». А дальше авторы, уважаемые и знающие психологи, отмечают, что подобная помощь основана на индивидуальном консультировании, опять-таки не поясняя, что же это за вид деятельности психолога. Большая часть литературы, посвященной проблемам психологической помощи касается этой проблемы, так или иначе. И подавляющее большинство авторов специально акцентируют внимание читателей на том, что психологическое консультирование и немедицинская психотерапия по сути являются идентичными и понятиями, и процессами. Некоторые специалисты, видимо, избегая проблем, которые могут возникнуть вследствие этой продолжающейся неразберихи, избегают в своих замечательных книжках и слова консультирование, и слова психотерапия. У нас есть чудный синоним - психологическая помощь! Вот только с определением специалиста, который её оказывает опять неувязочка выходит. Кто он - консультант, психотерапевт, а может просто помощник?

Зарубежным исследователям проще просто потому, что они уже достаточно давно определились, что понимают под психологическим консультированием. Интересное определение дает Крумбольц (1965): «Консультирование заключается в таких нравственных действиях консультанта, при помощи которых он прилагает ответственные усилия, направленные на помощь клиенту в освоении способов поведения, которые приведут к решению проблем клиента». Американская ассоциация руководства и персонала (APGA) определяет консультирование как «применение специальных консультативных процедур, а также приемов из других областей науки о поведении для помощи в обучении способам решения проблем и принятия решений, связанных с карьерой, личностным развитием, семьей и браком или другими межличностными отношениями». Джордж и Кристиани соглашаются с Бёркс и Стефлре: «Консультирование означает профессиональные отношения между специально подготовленным консультантом и клиентом… Назначение консультирования заключается в том, чтобы помочь клиентам понять и прояснить собственные взгляды на их жизненное пространство и научить их достигать собственных, самостоятельно определяемых целей посредством осуществления сознательного выбора и решения проблем эмоционального и межличностного характера». Эти же определения приводит в своей книге Р. Кочюнас, выделяя основные положения консультативного процесса:

  1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
  2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.
  3. Консультирование способствует развитию личности.
  4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
  5. Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на принципах гуманистической философии.

Основные три принципа гуманистической философии выделены Карлом Роджерсом, - а) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая; б) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя; в) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели и принимать самостоятельные решения.

Каковы же основные цели психологического консультирования, обозначаемые специалистами?

Джордж и Кристиани выделяют пять универсальных целей психологического консультирования. Об этих же целях говорит Р. Кочюнас. Эти же цели в том или ином виде упоминают многие другие специалисты в области консультирования. Назовем их.

  1. Облегчение изменения поведения.
  2. Совершенствование способностей клиента устанавливать и поддерживать взаимоотношения.
  3. Увеличение продуктивности клиента и его способности к преодолению трудностей.
  4. Помощь в процессе принятия решений.
  5. Способствование раскрытию и развитию потенциальных возможностей клиента.

Облегчение поведения подразумевает под собой изменение поведения клиента. Разрушение непродуктивных паттернов поведения помогает увеличить удовлетворенность жизнью, повысить жизненную продуктивность клиента. Цель эта, как правило, решается посредством двух шагов. Первый шаг - осознание поведенческого паттерна. Второй шаг - приложение определенных волевых усилий для его изменения в необходимую сторону. Психологу нужно помнить, что без приложения сил изменения практически невозможны, и говорить об этом клиенту.

Развитие умений завязывать и поддерживать межличностные отношения является важнейшей целью консультирования. Отталкиваясь от определения о том, что консультирование и есть взаимоотношения, психологу следует понимать, насколько в этом плане важны его собственные умения устанавливать и поддерживать взаимоотношения с клиентами. В этом смысле клиент-терапевтические отношения становятся тем идеальным образцом, по которому клиент может учиться строить межличностные отношения с другими людьми.

Каждый человек постоянно сталкивается с определенными трудностями. В процессе своего развития ребенок приобретает транслируемые родителями способы решения тех или иных жизненных проблем. Можно говорить о том, что в семье ребенок интериоризирует семейную системную экзистенциальную позицию. Процесс жизненной адаптации будет проходить легче, если эта позиция одна и та же у отца и у матери. А если экзистенциальные позиции родителей различны? Они даже могут противоречить друг другу, вступая в конфликт по определяющим критериям - смыслам и ценностям, волевой саморегуляции, интересам и направленности. В таком случае у детей может сформироваться глубокий внутренний конфликт, усугубляемый еще трудностями, а порой даже невозможностью идентификации с родителем своего пола. Психотерапия, работая с осознаванием клиентом собственных противоречивых установок, целей, желаний, влечений, интересов, способствует изменению экзистенциальной позиции клиента, принятию многообразия мира и увеличению толерантности клиента.

Понимание клиентом того, что вся наша жизнь состоит из постоянного выбора, приводит к пониманию необходимости принятия решений. Этот процесс невозможен без осознания уровня собственной ответственности за свою жизнь. Основная трудность заключается в том, чтобы клиент осознал, т.е. не просто декларировал ответственность, а эмоционально её прочувствовал, что он сам отвечает за все, что с ним происходит. Как правило, клиенты готовы взять ответственность за свои поступки, порой даже решения, но когда речь заходит о поведенческих паттернах, об эмоциональных состояниях, мешающих получать удовольствие от жизни, большинство клиентов с трудом понимают, как вообще они могут регулировать эти процессы. Научить их это делать, показать, как это возможно и как они уже это неосознанно делают, - цель психологического консультирования.

Наконец, остановимся на наиболее неясной содержательно цели консультирования - раскрытие потенциальных возможностей клиентов. По всей видимости, это не только и не просто улучшение качества жизни клиента, повышение его жизненной продуктивности. Само улучшение наступает по определенным причинам. Одна из них обозначена А. Маслоу как отношение между сущим и должным. Под сущим он понимает те потенции, которые клиент осознает, то, что он о себе знает. Должное же - это тот идеальный образ себя, развития своего потенциала, своих способностей, своей личности, к которому клиент стремится. Сокращение дистанции между сущим и должным способствует развитию целостности клиента как в восприятии своей личности, самого себя, так и в восприятии мира во всем его многообразии. И здесь важнейшую роль играет умение психотерапевта оказывать экзистенциальную поддержку своему клиенту, т.е. по сути, принимать его целостно, давая ему свою любовь безо всяких условий.

Несмотря на то, что некоторые авторы все же выделяют определенные различия в целях консультирования в зависимости от школы или направления психотерапии, думаю, что их сущность одна и та же. Споры о целях консультирования, их внутреннего содержания и различиях между ними в зависимости от направлений имеют значение до тех пор, пока мы не начинаем оценивать консультацию или психотерапевтическую сессию по степени её пользы, помощи и эффективности для клиента. И тогда оказывается, что именно условия консультирования в первую очередь определяют степень эффективности работы консультанта, а цели так тесно переплетены в ходе работы, что все их можно смело заменить одной - просто любить своего клиента.

Если хотите - можем поспорить об этом!

Заканчивая разговор о целях консультирования, обратим внимание еще на одну составляющую этого процесса. Это ожидания клиентов. Для начинающего консультанта - это ловушка, которую трудно или даже невозможно избежать. Для опытного консультанта - это соблазн, который необходимо постоянно преодолевать. Хочу рекомендовать вам никогда не начинать работу с клиентом, прежде чем вы не выясните, чего он ожидает от ваших встреч, от вашей совместной работы. Во-первых, прояснение ожиданий клиента многое может вам рассказать о его мировоззренческой позиции, ценностях, смыслах, о его ответственности. Во-вторых, прояснение ожиданий является самым безопасным способом преодолеть ту самую ловушку, которую расставляют для нас, консультантов, наши клиенты. Да-да! Клиенты слишком часто пытаются и делают с психотерапевтами то, что собственно и осложняет их жизнь. И мы первые должны обратить их внимание на эти особенности их поведения. Всегда быть более осознанным, чем твой клиент, - вот первейшая заповедь психолога-консультанта. В-третьих, те ожидания, которые предъявляют нам клиенты, - могут на самом деле являться ширмой, может быть даже, иллюзией самого клиента. Словом, вопрос о том, нужно ли верить клиенту в его ожиданиях, вопрос не дискуссионный.

Клиенту верить нельзя!

Запомните, если бы клиент хотел решить свою проблему, он бы её решил сам! Наша задача - как раз найти то, что его останавливает и что ему мешает осуществить свои планы, принять решение, выздороветь, выйти замуж или развестись и т.д. Когда эти скрытые, неосознаваемые или заблокированные причины и потребности будут найдены и осознаны, тогда клиент сам начинает делать то, о чем первоначально просил у вас помощи.

Не тешьте себя иллюзией, что вы, именно вы помогаете клиенту решать проблемы! Это полная чушь. Человек всё всегда решает и делает сам. Консультант может потратить огромное количество эмоциональных сил на эту так называемую помощь - а клиент, не готовый к изменениям в собственной жизни, останется недовольным, да и проблема не будет решена. Могу предположить, что именно эти расставленные клиентами «капканы» и привели сегодня к некоторой дискредитации нашей профессии - психолога-консультанта. Попадание в эти ловушки и для профессионалов остается проблемой. Что уж говорить о непроработанных психологах?! Психологах, которые сами никогда не проходили ни личную, ни групповую долгосрочную терапию, которые не осознают не только клиента, но и самого себя, собственные потребности, стремления, желания! Замечательно об этих ловушках пишет Ялом в своей книге «Лжец на кушетке». Талантливейше показывает, как клиенты расставляют ловушки, и как мы в них попадаем. Учиться распознавать их, осознавать, что ты «попался», что ты «прокололся», и сказать об этом клиенту - важная задача для работающего профессионала. И учиться этому можно и нужно всю свою профессиональную жизнь.

Где же можно применить все те знания, которыми обладает психолог-консультант? Сферы применения консультирования весьма разнообразны. В нашей стране консультирование как особая профессиональная деятельность только начинает развиваться. За рубежом же уже много десятилетий консультирование широчайшим образом вошло в жизнь и отдельного человека, и организации, и целого социума. Не будем касаться зарубежного опыта. Давайте мысленно перенесемся лет этак на …дцать вперед и посмотрим, чем может и занимается профессионал-консультант.

Думаю, что уже в ближайшие годы будет модно, престижно и просто необходимо каждому приличному человеку иметь собственного терапевта или консультанта. Возможно, разовьется и утвердится семейный консультант, хорошо знакомый с семейной системой, сопровождающий в ходе развития всех её членов.

Не обойдутся без консультантов и организации, ни государственные, ни частные. И роль консультантов будет с каждым годом укрепляться. Появятся и штатные и внештатные консультанты организаций, работающие с персоналом и управленцами разного уровня.

Велика роль консультантов в образовании. Школы, вузы, социальные учреждения нуждаются в консультативной деятельности. Все социальные институты, охватывающие различные возрастные и социальные категории граждан будут иметь разветвленную сеть консультативной помощи, а может быть даже и консультативные службы.

Конечно, закрепится консультант и в медицинских учреждениях разного профиля - и лечебных, и реабилитационных, и профилактических.

Думаю, что все активнее будет развиваться консультирование в промышленности.

Словом, трудно назвать область, где бы не могли не пригодиться наши умения и навыки. И потребность в консультантах, в хороших консультантах, будет всегда.

Я считаю так потому, что мир сегодня становится всё более человечным, всё более гуманным и гуманистическим. Ценность каждого отдельного человека увеличивается. Индивид перестает быть винтиком в огромной государственной машине. В таком виде он не нужен государству, развитому государству. Он может даже мешать его развитию. Поэтому развитие личности каждого человека, реализация его потенциала, его жизненное самоосуществление являются поистине государственной задачей, а может быть, даже глобальной задачей нашей цивилизации. Задачей, которая может быть осуществлена и при нашем с вами - психологов-консультантов, психотерапевтов - скромном участии.

Мартынова Е.В.,

Мартынова Елена Владимировна, доцент, канд. психол. наук, зав. кафедрой психологического консультирования Московского государственного областного университета. Психолог-консультант, психотерапевт.

martlena@mail.ru

См. также