ENG
         
hpsy.ru/

../../Соотношение межличностной изоляции и смысложизненных ориентаций старшеклассников

Для проверки гипотезы о взаимосвязи смысложизненных ориентаций и межличностной изоляции старшеклассников мы использовали методы корреляционного, кластерного и факторного анализа. Корреляционный анализ позволил выявить характер соотношения смысложизненных ориентаций и межличностной изоляции (проводился по методу Спирмена). Кластерный анализ позволил типологизировать выборку по сочетанию субъективных и объективных показателей межличностной изоляции и смысложизненных ориентаций (проводился по методу k-средних). Факторный анализ позволил выявить структуру соотношения смысложизненных ориентаций и межличностной изоляции.

Характер соотношения смысложизненных ориентаций и межличностной изоляции. В результате корреляционного анализа были обнаружены значимые связи (p≤0,01) между социальным статусом и двумя субшкалами теста Д.А.Леонтьева − «Общая осмысленность жизни» (r=0,16) и «Процесс жизни» (r=0,18). Это свидетельствует о том, что чем более высоким социальным статусом среди сверстников обладает старшеклассник, тем выше его уровень осознанности своей жизни, тем выше насыщенность его жизни, а значит, и удовлетворенность своей жизнью в настоящем.

По тестам «Одиночество» О.Б. Долгиновой и «СЖО» Д.А. Леонтьева, значимые связи (p0,01) обнаружены между наличием переживания одиночества старшеклассниками и тремя субшкалами − «Общая осмысленность жизни» (r=−0,15); «Результат» (r=−0,22); «Локус контроля Жизнь» (r=−0,14). Это позволяет сделать заключение о том, что старшеклассники с высоким уровнем смысложизненных ориентаций, убежденные в своей способности контролировать жизнь и воплощать принимаемые решения, меньше подвержены переживанию одиночества; так же переживание одиночества не свойственно молодым людям, оценивающим пройденный отрезок своей жизни как позитивный и продуктивно прожитый.

Обратные тенденции в выявленных связях можно охарактеризовать следующим образом:

  • чем ниже уровень осознанности жизненных смыслов, тем ниже статус в группе и тем чаще возникает переживание одиночества;
  • чем ниже статус, тем ниже насыщенность жизни, а значит, и удовлетворенность своей жизнью в настоящем;
  • чем выше подверженность переживанию одиночества, тем ниже убежденность в своей способности контролировать жизнь и ниже степень удовлетворенности пройденным отрезком жизненного пути.

Несмотря на то, что корреляционный анализ не позволяет вести речь о преимущественном влиянии одного из рассматриваемых показателей на другой, перечисленные тенденции, на наш взгляд, хорошо согласуется с положением экзистенциальной психологии о том, что отношение окружающих к тому или иному члену общества есть результат его представления о себе, людях и мире. Только через «Я» можно строить отношения с другими». Частое переживание одиночества, скорее всего, является следующим звеном в цепочке связей и возникает как естественная реакция на игнорирование со стороны значимых людей, а также как следствие неудовлетворенности своей жизнью в прошлом и настоящем.

Типологизация старшеклассников. Кластеризация данных по сочетанию субъективных и объективных показателей межличностной изоляции и смысложизненных ориентаций проводилась по методу k-средних. Исходя из результатов предварительно проведённого количественного и качественного анализа, мы предположили, что оптимальным будет образование четырёх кластеров, максимально отличающихся между собой.

В итоге были выделены 4 типа сочетаний параметров смысложизненных ориентаций и межличностной изоляции. При сопоставлении различий между кластерами в качестве минимально достоверного уровня значимости принимался p≤0,05 (данные о кластерных центрах и их графическое представление изображены на рисунке 1).

В первый кластер вошло 98 испытуемых (28,9%), в том числе − 53 девушки и 45 юношей. Для данной группы характерны отсутствие переживаний одиночества, несформированность смысложизненных ориентаций и индифферентное отношение группы к ним. Это старшеклассники, живущие по принципу «плыть по течению и не напрягаться», они не вовлекаются эмоционально в процессы своей жизни и не вызывают интереса у окружения.

Второй кластер объединил 74 испытуемых (21,8%), в том числе − 59 девушек и 15 юношей. Это преимущественно девичья группа, отличительными признаками которой являются отсутствие переживания одиночества, сформированность жизненных смыслов и высокое статусное положение. В данную группу входят лидеры, умеющие сформулировать текущие и перспективные цели, активно вовлечённые в жизненные процессы и обладающие авторитетом в своей среде.


Кластеры

Параметры

1

2

3

4

СЖО

-0,93

0,32

-0,32

0,66

Одиночество

-0,53

-0,48

0,26

0,61

Позитивные выборы

-0,40

1,36

-0,55

-0,30

Негативные выборы

-0,25

-0,43

2,10

-0,27

Рис.1. Средние значения параметров каждого кластера в целом по выборке

В состав третьего кластера вошло 43 человека (12,7%), в том числе - 20 девушек и 23 юноши. Для представителей данного кластера характерно наличие переживания одиночества, несформированность смысложизненных ориентаций и низкое статусное положение. Это растерявшиеся в жизни молодые люди, которые затрудняются в построении перспектив и адекватной оценке прожитого, кроме всего прочего, испытывая на себе негативное отношение группы.

Четвертый кластер объединил 124 человека, что составило 36,6% от общего числа испытуемых (в том числе, 55 девушек и 69 юношей). Это самый многочисленный кластер, для представителей которого характерны наличие переживания одиночества, сформированность смысложизненных ориентаций и индифферентное отношение группы. Таких людей, на наш взгляд, можно характеризовать как «себе на уме». Они не стремятся проявлять себя в школьном коллективе и следуют правилу «Сам за себя».

Можно отметить, что второй кластер представляет наиболее благоприятное соотношение параметров.

Объектом пристального внимания школьных психологов, на наш взгляд, должны стать учащиеся, относимые к третьему типу-кластеру, так как в него входит наибольшее число изолированных старшеклассников. Определяя данный тип соотношения параметров в качестве объекта психолого-педагогического воздействия, следует проанализировать сопутствующие ему социально-психологические факторы.

Структура соотношения смысложизненных ориентаций и межличностной изоляции старшеклассников выделялась методом факторного анализа. Факторизация проводилась на всей выборке (339 чел.) по 16-ти переменным, характеризующим смысложизненные ориентации старшеклассников, их статус в классе, уровень и осознанность переживания ими одиночества, особенности межличностных отношений в семье и школе. Обработка проводилась с использованием статистического пакета Statistica 6.0. Вращение производилось методом Варимакс с нормализацией Кайзера. В результате статистического анализа были выявлены 5 факторов, совокупный процент дисперсии которых составляет 71,4%. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Фактор I обозначен нами как «Осмысленность жизни». Значимые веса в нём имеют 15 показателей, связанных с наличием четких жизненных целей, стремлением к эмоционально яркой и насыщенной жизни, высокой удовлетворенностью жизненным опытом, представлением о себе как о сильной личности, а также принятием ответственности за себя и свою жизнь.

Таблица 1

Результаты распределения заданных переменных на факторы

Факторы

Переменные

Фактор I

Фактор II

Фактор III

Фактор IV

Фактор V

Социальный статус

0,23

0,66

0,11

0,25

-

Наличие одиночества

-0,17

0,33

-0,34

-

-0,63

Переживание одиночества

0,12

-0,14

-

-

-0,85

Наличие жизненных целей

0,81

0,24

-0,10

-

-

Насыщенность жизни

0,77

0,15

0,15

0,19

-0,28

Оценка продуктивности жизни

0,85

0,15

0,26

0,14

-

Субъектность

0,89

0,14

-0,10

0,11

-

Самоуправление

0,87

0,20

0,11

-

-

Осмысленность жизни

0,83

-

-

0,11

-

Осознанность жизни

0,20

0,85

-

-

-

Мировоззренческая позиция

0,16

0,77

-

-

0,11

Частные значения смысла жизни

-0,16

-0,81

-

0,20

-

Полноценность семьи

-

0,10

0,82

-

-

Гармоничность отношений в семье

0,14

-

0,60

0,11

0,13

Гармоничность отношений с учителями

0,13

0,20

0,17

0,81

0,10

Гармоничность отношений со сверстниками

0,20

-0,16

-

0,80

-0,21

Процент охваченной дисперсии (всего 71,4)

33,6

13,5

9,2

8,2

6,8

Фактор II обозначен нами как «Осознанное стремление к социальной полезности». Значимые веса в нём имеют 14 показателей, связанных с высоким социальным статусом в группе, стремлением к осознанному построению собственной жизни, устойчивой и продуктивной внутренней мировоззренческой позицией, а также социально значимыми частными значениями смысла жизни.

Фактор III обозначен нами как «Комфортность в семье». Значимые веса в нём имеют 10 показателей, связанных с социальной полноценностью семьи, то есть наличием обоих родителей, устойчивостью семейных связей, социально-психологической комфортностью ребёнка в семье, а также гармоничными, доверительными отношениями с родителями.

Фактор IV обозначен нами как «Комфортность в учебном заведении». Значимые веса в нём имеют 9 показателей, связанных с благополучностью отношений в школе, как с учителями, так и со сверстниками. В данном случае речь идёт о взаимном принятии, уважении, относительном доверии в социальной среде и авторитетности для ребёнка учебного заведения в целом.

Фактор V обозначен нами как «Зрелое отношение к одиночеству». Значимые веса в нём имеют 7 показателей, связанных с низкой степенью переживания одиночества и высоким уровнем осознанности наличия либо отсутствия одиночества.

На наш взгляд, факторы I, II и V имеют особое значение для разработки основных этапов программы психолого-педагогического воздействия в юношеском возрасте, поскольку их содержание характеризует наличие сформированных жизненных смыслов и способность конструктивно переживать состояние одиночества.

При этом фактор II («Осознанное стремление к социальной полезности») может служить итоговым критерием предполагаемого воздействия, т.к. помимо прочих, включает такой показатель как высокий статус в группе. Необходимо также отметить, что наличие данного фактора и его содержание подтверждают идеи А.Адлера о ведущей роли социального интереса и общей активности личности в процессе формирования конструктивного стиля жизни.

Выводы:

1.Существует взаимосвязь межличностной изоляции (в субъективном и объективном аспектах) и смысложизненных ориентаций: низкий уровень осознанности жизненных смыслов, как правило, сочетается с низким статусом в группе и частым переживанием одиночества.

2. Выявленная взаимосвязь имеет сложную структуру, в частности: низкий статус сопровождается низкой насыщенностью жизни, а значит, и удовлетворенностью своей жизнью в настоящем; частое переживание одиночества − низкой убежденностью в своей способности контролировать жизнь и низкой степенью удовлетворенности пройденным отрезком жизненного пути.

3. Исходя из различных сочетаний параметров смысложизненных ориентаций и межличностной изоляции, можно выделить 4 типа старшеклассников: «Плывущие по течению», «Авторитетные лидеры», «Отвергаемые собой и другими», «Сами для себя». Отличительными гендерными характеристиками выделенных типов является преимущественно женский состав «лидеров» и преобладание лиц мужского пола в составе четвёртого типа - обособленного и самодостаточного. В наиболее сложной ситуации находятся представители отвергаемого типа, работа психолога с которыми подразумевает изменения в присущем им состоянии изоляции.

4. В структуре взаимосвязей смысложизненных ориентаций и межличностной изоляции выделено пять факторов, характеризующих способность старшеклассника формулировать личностные смыслы, соотносить их с интересами общества, выстраивать отношения дома и в школе, а также использовать время одиночества для саморазвития.

5. Три фактора «Осмысленность жизни», «Зрелое отношение к одиночеству», «Осознанное стремление к социальной полезности» имеют особое значение в работе педагога-психолога со старшеклассниками, поскольку их содержание характеризует наличие сформированных жизненных смыслов, способность конструктивно переживать состояние одиночества, а также активную включенность в социальные отношения.

Чулкова М.А.,

г. Челябинск

См. также
  1. Чулкова М.А. Преодоление межличностной изоляции старшеклассников на основе формирования смысложизненных ориентаций