-
+
-
Соотношение межличностной изоляции и смысложизненных ориентаций старшеклассников
Для проверки гипотезы о взаимосвязи смысложизненных ориентаций и межличностной изоляции старшеклассников мы использовали методы корреляционного, кластерного и факторного анализа. Корреляционный анализ позволил выявить характер соотношения смысложизненных ориентаций и межличностной изоляции (проводился по методу Спирмена). Кластерный анализ позволил типологизировать выборку по сочетанию субъективных и объективных показателей межличностной изоляции и смысложизненных ориентаций (проводился по методу k-средних). Факторный анализ позволил выявить структуру соотношения смысложизненных ориентаций и межличностной изоляции. Характер соотношения смысложизненных ориентаций и межличностной изоляции.В результате корреляционного анализа были обнаружены значимые связи (p≤0,01) между социальным статусом и двумя субшкалами теста Д.А.Леонтьева − «Общая осмысленность жизни» (r=0,16) и «Процесс жизни» (r=0,18). Это свидетельствует о том, что чем более высоким социальным статусом среди сверстников обладает старшеклассник, тем выше его уровень осознанности своей жизни, тем выше насыщенность его жизни, а значит, и удовлетворенность своей жизнью в настоящем.
- +-Преодоление межличностной изоляции старшеклассников на основе формирования смысложизненных ориентаций[недоступно]
Социально-политические изменения в России, обуславливающие смену жизненных ориентиров и ценностей, оказывают большое влияние на развитие и становление личности. В этих условиях актуализируется проблема отдельно взятого человека и его способности сохранять свою целостность в существующей системе отношений с миром, с другими людьми, с самим собой. Одним из последствий дисгармонии в системе отношений часто становится более частная проблема межличностной изоляции, под которой понимается физическая и психологическая отдаленность от общества в целом, а также от значимых других, находящихся в близком окружении человека (С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, Х. Ремшмидт и др.). Проблема межличностной изоляции особенно актуальна в юношеском возрасте (15-17 лет), который является определяющим для дальнейшего развития самосознания и формирования адекватной самооценки. Именно в этот период неудовлетворенность потребности во взаимоотношениях с другими людьми и связанное с этим острое переживание своего одиночества может стать причиной развития целого ряда отрицательных черт личности и особенностей поведения. В то же время, способность находиться в одиночестве, использовать это время для самопонимания и творческой самореализации есть необходимая часть взросления молодого человека, внутреннее условие формирования идентичности. Практический интерес к изучаемой проблеме опрееделяется потребностью каждого юноши осознать собственные возможности, успешно адаптироваться к динамично изменяющимся условиям современного общества и реализовать себя как личность. Для этого молодому человеку необходимо обладать способностями к активному и радикальному перестраиванию самих жизненных условий, способностями его к изменению и развитию самого себя. Вследствие этого становится необходимой ориентация современного образования на выполнение новой для него функции - выступать воспитательным пространством развития молодого человека, способного к самоопределению и саморазвитию. Такой взгляд особенно чётко и ясно отражается в парадигме развивающего образования и современных концепциях педагогической психологии и психологии развития (А.Г. Асмолов, В.С. Мухина, Р.В. Овчарова, И.С. Якиманская и др.). Несмотря на существенные достижения отечественных (В.В. Абраменкова, О.Б. Долгинова, Я.Л. Коломенский, Н.А. Николаева, С.Г. Малышева, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, А.Б. Орлов, Н.А. Рождественская и др.) и зарубежных (Р. Вэйс, В. Дерлега, К. Мустакас, Х. Салливан, У. Сандлер, З. Фрейд, Э. Фромм, Ф. Фромм-Райхманн, И. Ялом и др.) исследователей в изучении феномена межличностной изоляции, необходимо отметить ряд актуальных для юношеского возраста вопросов, которые требуют дальнейшей теоретической и экспериментальной проработке
// диссертация на соискание степени кандидата психологических наук: 19.00.01
В настояще время публикация недоступна.- http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1303/1/urgu0548s.pdf