ENG
         
hpsy.ru/

../../Тайна феномена дежа вю: опыт феноменологического анализа. Глава первая. Явление дежа вю

Глава первая. Явление дежа вю

Характерные черты дежа вю на основе свидетельств

Содержание данной главы основано на анализе непосредственных свидетельств дежа вю, полученных нами посредством опроса и обсуждения феномена дежа вю на форумах в Интернете. Свидетельства помещены в "Приложение 1" в конце книги.

Главная отличительная черта дежа вю - повторение, в нем нечто повторяется. Повторяется какое-то состояние или ситуация, и это повторение потому и выглядит необычно, что выделяется из общего потока нашей жизни, наших переживаний. Если наши обычные состояния и бывают похожи, то мы все же не испытываем некоего мистического чувства постоянно живя своей обычной жизнью, в то время как дежа вю сразу заявляет о себе, выделяясь из общего фона нашего повседневного опыта. То, что в дежа вю нечто повторяется, признают все его испытавшие. Это первый и самый существенный факт. А вот по поводу того, что именно повторяется в дежа вю, уже существуют разные мнения и опыты. Большинство говорит, что в дежа вю повторяется нечто визуальное, т.е. "уже виденное": картина, пейзаж, вещь и т.п. (характерное свидетельство: №1). У других дежа вю связано со слухом, у них повторяется нечто "уже слышанное": мелодия, звук, голос и т.п. (характерный пример: №52). У некоторых, повторяются чувства, эмоции, умения, навыки действия и т.п. (характерное свидетельство: №53). И, наконец, самый существенный, на наш взгляд опыт, когда столкнувшиеся с дежа вю утверждают, что у них повторяется состояние целиком и полностью. Попробуем присмотреться пристальней и представить себя в этом состоянии, к тому же возможно многие переживали то же самое. Если направить внимание на само переживание дежа вю, то можно заметить, что причиной, заставившей вас произнести: "Я это уже видел! Я здесь уже был!", - стал вовсе не тот пейзаж, например, дом, на который вы смотрели в мгновение дежа вю и не какая-то его деталь, но само ваше состояние в этот момент. То, на что в это мгновение был направлен ваш взор, совершенно случайно, и никакого фатализма с собою не несет. Вы можете никогда больше этот дом и не увидеть, и никакую роль в вашей жизни этот предмет не сыграет. Само ваше состояние стало причиной вашего удивления и ощущения дежа вю. Ибо, в то самое мгновение вы не только смотрите на дом, но и сидите в определенной позе, у вас так-то сложены руки, болит живот, чешется затылок, плохое настроение и т.п. Но и по поводу всего перечисленного вы тогда могли бы сказать: "Я все это уже чувствовал, переживал". Причем вы переживали это именно во всей совокупности вашего состояния. Ибо вы не только видели этот дом, но вашему созерцанию сопутствовали определенные состояния ваших рецепторов, психики, может быть, вы напевали мелодию и т.д. И все это вместе, и именно так вместе, как будто уже с вами было, и именно так было (свидетельства №: 20, 36, 51, 62). Таков опыт респондентов в связи с предметом, с тем нечто, которое повторяется в дежа вю. Но это не единственный момент, в котором расходятся свидетельства.

Приведенные свидетельства говорят, что опыт дежа вю отличается по длительности. У большинства людей дежа вю происходит мгновенно: неожиданно вспыхивает, озаряет всё вокруг как уже бывшее и тут же мгновенно гаснет (например, свидетельство: №15). Однако, не редки случаи, когда состояние дежа вю продолжается в течение какого-то времени, от нескольких секунд до нескольких минут (свидетельства №: 21, 30, 35, 36, 43, 65, 71, 74). Еще рано делать подробный анализ этих видов дежа вю, поэтому пока мы ограничимся лишь указанием на них.

Далее, раз в дежа вю повторяется некая ситуация, то эта ситуация должна была когда-то в прошлом переживаться. И здесь, некоторые уверены, что с ними именно эта (или очень похожая) ситуация уже случалась в реальной жизни в прошлом (свидетельства №: 7, 51, 58, 59). Есть прецеденты такой трактовки дежа вю и в художественной литературе. Например, у Чарльза Диккенса в 39-ой главе "Дэвида Копперфильда": "У нас всех есть немного чувственного опыта, который иногда посещает нас, то, что мы говорим и делаем сейчас, уже было сказано и сделано раньше - в отдаленном время в нашем бывшем окружении, в тени прошедших лет, теми же лицами, объектами, и при тех же обстоятельствах - от сюда наше совершенное знание того, что будет сказано дальше, так будто мы это внезапно вспомнили!"

Другие утверждают, что пережитая в дежа вю ситуация никогда с ними раньше не происходила в жизни (№: 8, 21, 24, 38, 40, 50, 52, 54). Третьи, полагают, что эта ситуация была с ними в другой жизни или же в "параллельной" реальности (№: 9, 16, 29, 50, 61, 59, 72). Например, Лев Николаевич Толстой в письме к своему приятелю описал свой случай дежа вю. На охоте, когда он гнал зайца, копыто коня попало в яму, седока вышвырнуло из седла, он сильно ударился о землю и в этот момент вдруг ясно вспомнил, что двести лет назад, будучи совсем другим человеком, он так же вылетел из седла.

Однако, естественно трудно что-либо достоверное (подтвержденное опытом или наукой) утверждать о существовании этой второй реальности, тем более что ссылка на дополнительную реальность ничего не объясняет в феномене дежа вю, а скорее уводит размышление в эфемерные и беспочвенные области. И, наконец, еще одна многочисленная группа опрошенных, полагает, исходя из собственного опыта (из припоминания), что переживаемая в дежа вю ситуация ранее являлась им во сне (№: 1, 4, 6, 10, 15, 17, 18, 27, 28, 39, 45, 47, 48, 49, 53, 64, 67, 69, 70).

В большинстве приведенных нами случаев, есть указания на то, что дежа вю происходит в повседневной, обыденной жизни, и не связано с какими-то неординарными событиями (например, №: 6, 31, 34, 42, 43, 70). Но если из данного обстоятельства делать вывод, что дежа вю происходит именно из-за монотонной жизни, из-за постоянно повторяющихся событий, то почему эта монотонность не у всех сопровождается дежа вю, а у некоторых людей наоборот бывает в ситуациях, которые они считают необычными и экстраординарными? Выходит, что повседневность не является причиной дежа вю, несмотря на то, что дежа вю как-то связано с повседневностью. Но как? Сейчас для этого вопроса мы еще не подготовлены, поэтому рассмотрим его в своем месте.

Некоторые респонденты отмечали, что дежа вю у них в основном происходило в детстве или в молодости (например, №: 22, 25, 60, 67, 75). Видимо это не случайное замечание, однако, на данном этапе исследования, у нас нет соответствующих предпосылок, чтобы интерпретировать этот факт в правильном ключе. В этом же смысле, свидетельства о частоте (например, в №: 24, 61) или редкости явления дежа вю в жизни того или иного человека, также трудно принять за существенный признак дежа вю, так как это в большой степени субъективный показатель и вполне может быть вызван факторами, не имеющими к дежа вю непосредственного отношения.

В приведенных выше цитатах нам встречался и другой вид свидетельств, которые можно отнести скорее к домыслам и толкованиям, нежели к фактам. Например, связь дежа вю с интуицией или ясновидением (№: 5, 19,73). Указание на то, что причиной дежа вю является параллельность трех временных измерений и цикличность времени (№ 3, 12, 42, 55, 74). Что дежа вю является свидетельством судьбы или же того, что человек движется в нужном направлении своего жизненного пути (№: 40, 44, 45, 68). Сейчас мы не можем ни опровергнуть, ни подтвердить эти домыслы, так как без нужного анализа, который нам только предстоит проделать, они являются ничем не обоснованными предположениями, и если всё же их авторов такое толкование устраивает, то мы не можем ограничиться подобными утверждениями, так как нас может удовлетворить только четкое и достоверное понятие о дежа вю и его смысле.

Предварительное определение дежа вю

На основе выделенных основных черт, мы теперь можем сформулировать предварительное определение исследуемого внутреннего переживания, ведь то, что дежа вю является неким состоянием души, а не внешним объектом, уже стало очевидно. Предварительное, потому что окончательное и полное определение будет возможно лишь, когда будет проведен подробный анализ дежа вю, и с очевидностью выявлена его структура.

Итак, в дежа вю нечто повторяется. Повторяется некоторая ситуация или само состояние человека? Повторяется то, что он "уже видел" или "уже слышал", "уже думал", "уже чувствовал" и т.д., или же повторяется состояние человека целиком? Это существенный момент, поэтому, чтобы двинуться дальше, мы должны рассмотреть его более подробно. В некоторых из свидетельств, отмечалось, что в дежа вю повторяется именно само состояние человека. Вот, например, в этом: "Есть такое понятие, или непонятное состояние... когда есть ощущение, что с тобой это уже происходило, что видел, слышал... именно всё происходящее вокруг... Если кто сталкивался, прокомментируйте... есть ли объяснение этому?" Здесь человек, даже не зная самого названия "дежа вю", делает акцент именно на целостности переживания. Или, например, в этом свидетельстве: "Бывает и такое явление. Но только я не "вижу" будущее, а вот например еду в автобусе и вся обстановка кажется не просто знакомой, а абсолютно идентичной какой-то. Такое бывает редко". Именно эта абсолютная идентичность повторяющихся состояний и является существенным признаком дежа вю. Однако, как же тогда быть со свидетельствами, в которых говорится про лишь "уже слышанное", "уже чувствованное"? Как соотносятся эти разные точки зрения? Приглядимся пристальней.

Если полагают, что в дежа вю переживают только "уже виденное", то при этом впадают в противоречие с сущностью данного состояния. Ибо человеческое сознание не устроено по образцу кино или фотографии, где изображение может существовать обособленно от звука и других восприятий. Ведь, например, когда вы находитесь на перроне и перед вашим взглядом проносятся вагоны поезда, то при этом странно было бы слышать звук едущей машины или топот шагов, в этот момент вы непосредственно слышите звук движения поезда, стук колес о рельсы и т.д. Так же и в дежа вю невозможно только видеть нечто повторяющееся, иначе это было бы немое кино или фотография, но только не живой процесс восприятия действительности. Такое заблуждение, а точнее просто недомыслие, возникает из-за того, что глаза - это, конечно, наш основной орган чувств и большую долю информации о внешнем мире мы получаем при помощи видения, а не слушанья, осязания и т.д. Поэтому в первую очередь мы обращаем внимание на то, что видим, забывая при этом, как работают другие наши органы чувств. Отсюда и такие метафоры как: внутреннее видение, рас-смотрение вопроса (ведь вопрос собственно нельзя видеть, его можно лишь проговаривать и мыслить) и т.д. Отсюда: там, где повторяется нечто увиденное, там же и нечто услышанное, почувствованное и т.д. - в общем, всё целиком состояние человека в данный момент дежа вю.

Взгляните на предмет, который вы постоянно видите в повседневности. Встаньте к нему в такое же положение, в каком вы обычно его наблюдаете; воссоздайте все условия от освещенности, до угла зрения. Потом, зафиксировав все эти показатели, взгляните на этот предмет через какой-то промежуток времени из точно такого же положения. Что получится? Получится, что вы видите этот предмет точно так же, как видели его недавно. Но дежа вю при этом не происходит. Можете повторить этот опыт, посмотрите, например, на фотографию, ведь то, что на ней, не меняется с течением времени. Сядьте на стул, зафиксируйте свой взгляд, чтобы он смотрел на фотографию точно также как, как вы недавно на нее смотрели. Происходит дежа вю? Нет, и оно не может произойти, потому что дежа вю это не только "уже виденное", но так или иначе в нем повторяется все ваше состояние. Разница лишь в том, что в ситуациях дежа вю, мы склонны обращать внимание на ощущения отдельных наших рецепторов (органов чувств) в ущерб другим. Поэтому-то дежа вю в основном и связывают с визуальным повторением предмета, потому что глаза это наш основной орган чувств, и зрительное восприятие способно затмить другие, особенно если эти другие в момент дежа вю не привлекают к себе внимание переживающего дежа вю.

Получается, что даже если человек не отдает себе отчет, в том, что в дежа вю повторяется полностью его состояние, то это лишь из-за недостатка внимания к остальным своим органам чувств. Так же, например, происходит, когда мы помним, что что-то видели в далеком прошлом, но не помним при этом: стояли ли мы, или сидели, - потому что просто не обращали внимания на это обстоятельство.

Мы тем самым уточняем наше определение, ибо у нас к дежа вю добавился существенный признак: дежа вю - это такое переживание, в котором полностью повторяется состояние сознания, в которое включены и соматические переживания. Состояние, в которое попадает человек в дежа вю, оказывается абсолютно идентичным с прошлым состоянием. И даже если человек утверждает, что в дежа вю он только лишь слышал или видел нечто похожее, то все же само его состояние в этот момент базируется на абсолютной идентичности, которая в данном случае первична. Более подробно эти вариации идентичности, как лишь "уже виденное", лишь "уже слышанное", и почему они происходят, мы рассмотрим позже. Остается вопрос: откуда же берется это второе состояние? Либо оно случалось с нами в прошлом в реальности, либо снилось нам, либо пришло из какой-то параллельной реальности или прошлой жизни. Чтобы ответить на это вопрос, нам нужно сначала рассмотреть историю изучения дежа вю, ведь возможно в науке уже есть ответ на этот вопрос, и значит нам пришлось бы открывать то, что давно уже известно.

Некоторые из респондентов, утверждали, что они не могут найти в существующих научных теориях адекватного ответа на вопрос о сущности их переживания дежа вю. Однако каждый год мы слышим из СМИ, что ученые изучают дежа вю всё новыми и новыми способами и с различных аспектов. Но почему же до сих пор нет исчерпывающего ответа на вопрос о смысле дежа вю? Чтобы ответить на это, нам нужно обратиться к истории изучения этого феномена. Затем, проанализировав научные концепции дежа вю, мы дадим ответ на вопрос: почему психология и физиология до сих пор не только не приблизилась к смыслу дежа вю, но и, судя по отзывам переживших данное явление, даже не всегда могут адекватно его описать.

Обращение к истории изучения поможет нам более точно сформулировать определение исследуемого явления, укажет на некоторые полезные факты, а так же познакомит нас с кругом терминов, которые применялись в описании дежа вю, и мы сможем определить истинны ли эти теории и адекватны ли эти термины. Приступая к историческому обзору, перед нами не стоит цель освятить все имеющиеся концепции в их полноте, потому что по объему это могло бы составить отдельное произведение. Для нас важно схватить саму суть подхода этих исследований. К тому же существуют, хоть и немного, специальные исследования об истории изучения дежа вю, и дублировать их здесь в полном объеме не имеет смысла (см. например, вышедшую не так давно книгу "Дежа вю - объяснения нет").[1] Ценность предшествующих теорий важна ровно настолько, насколько они представляются важными с точки зрения предварительного определения, которое мы только что выявили. Но так же будет интересно рассмотреть, в чем были не правы создатели этих теорий.

История изучения феномена дежа вю

Большинство источников приписывает открытие дежа вю как особого феномена психики французскому психологу Эмилю Буараку (1851-1917). Он впервые употребил этот термин (deja vu - уже виденное) в своей книге "Психология будущего". До этого исторического события загадочное явление характеризировалось либо как "ложное узнавание", либо "парамнезия" (обманы памяти при нарушении сознания), либо "промнезия" (синоним "дежа вю"). Однако некоторые издания приписывают открытие дежа вю другому автору, например, в одной газете читаем: "Но открыл и описал столь странное явление, а также придумал ему название в 1900 году французский медик Флоренс Арно. Он же определил, что феномен существует не только в зрительных ощущениях. Он может принимать форму deja entendu (уже слышанного), deja lu (уже читанного) или deja eprouve (уже испытанного)".[2] То, что переживание, которое мы исследуем, было открыто под именем "дежа вю" в определенный исторический период, вовсе не значит, что его не существовало до этого открытия под другими названиями. Однако то, что его начали исследовать именно в этот исторический период, может оказаться вовсе не случайным фактом. Ведь чтобы распознать некоторый ряд явлений именно как дежа вю, человеческое сознание должно быть прежде определенным образом ориентировано на именно такую классификацию этих явлений, а не на какую-либо иную. Ведь в сущностном аспекте сознание ученых устроено так же, как сознание остальных людей, и мы знаем на собственном опыте: то, что мы замечаем и понимаем в одном своем состоянии, для нас незаметно в другом. Получается, что люди науки, чтобы открыть дежа вю, должны были быть в состоянии, которое не было доступно ученым до них. Точно так же как сознание людей трактующих дежа вю как припоминание сна, отличается от сознания людей трактующих его как память о прошлых жизнях. И, тем не менее, во всех этих точках зрения, имеется нечто общее, это общее мы выявили выше как существенные признаки.

После открытия дежа вю Эмилем Буараком оно изучалось не очень активно, в основном им занимались психологи и физиологи. Так, в 1878 году в одном немецком психологическом журнале появилась статья, которая делала предположение, что ощущение deja vu возникает, когда процессы "восприятия" и "осознания", которые обычно происходят одновременно, так или иначе рассогласовываются. Причиной этого, как утверждается в статье, может быть усталость. Такая точка зрения существует и по сей день. Спустя одиннадцать лет в 1889 году физиолог из Университета Кларка в Вустере (штат Массачусетс) Уильям Х. Бернхам выдвинул противоположную идею. Дежа вю, по его мнению, возникает, когда нервная система находится в хорошо отдохнувшем состоянии. Он писал: "Когда мы видим странный объект, его незнакомый вид в значительной степени обусловлен трудностью, с которой мы сталкиваемся при осознании его характеристик. <...> [Но] когда мозговые центры "окончательно отдохнули", восприятие странной сцены может протекать настолько легко, что вид происходящего покажется знакомым".[3] Эта точка зрения так же актуальна сегодня. Но любая теория, чтобы претендовать на истинность, должна учитывать все имеющиеся факты проявления исследуемого предмета. В данном случае исследователь не учел, что дежа вю бывает в основном в повседневности, где не бывает странных объектов. Так же неубедительной выглядит ссылка на усталость, иначе получалось бы, что всегда, когда мы устаем, мы испытываем дежа вю, но это не так, а значит нельзя считать усталость здесь существенным показателем и причиной дежа вю.

Далее, в 1896 г. Артур Аллин, профессор психологии в Университете штата Колорадо в Булдере, в своей объемной статье, попытался выдвинуть несколько предположений. Изучив ряд возможных объяснений, он заключил, что ситуации deja vu кажутся знакомыми, потому что напоминают нам о фрагментах забытых сновидений; наши эмоциональные реакции на новый образ могут порождать ложное чувство узнавания; deja vu возникает, когда наше внимание внезапно на короткий момент отвлекается во время нашего первого знакомства с новым объектом. Предположение, что дежа вю вызывает непроизвольное припоминание сна на наш взгляд продуктивно, но в данном случае оно не подтверждено. Однако в этом объяснении так же присутствует ссылка на "новый образ", что отвергает свидетельства о повседневности дежа вю. Поэтому "новый образ" может либо быть в дежа вю либо не быть, на само состояние это нисколько не влияет и тем более не обуславливает его.

Как мы можем видеть, пока что рассуждения ученых движутся на основе необоснованных фактов. Посмотрим, как толковали дежа вю такие законодатели психологических исследований как Фрейд и Юнг. Оба полагали, что эффект дежа вю, так или иначе, связан с припоминанием снов. Однако в том, как ситуация происходящая в дежа вю оказалась во сне, который нам снился задолго до дежа вю, их точки зрения разнятся.

В работе "Толкование сновидений" Фрейд, приводя обширный биографический материал людей разных званий и профессий, утверждает, что на ситуацию в момент дежа вю накладывается припоминание очень похожего некогда увиденного сна, притом, что все увиденное во сне было ранее явлено в реальном опыте. Он пишет: "То, что весь материал, образующий содержание сновидения, так или иначе, происходит от реальных переживаний и в сновидении лишь воспроизводится, вспоминается, это, по крайней мере, должно быть признано бесспорнейшим фактом"[4]. И далее: "Прежде всего бросается в глаза то, что в содержании сновидения имеется материал, за которым по пробуждении человек отрицает принадлежность к своему кругу знаний и переживаний. Он вспоминает, что это снилось ему, но не помнит, что когда-либо пережил это. Он остается затем в неизвестности, из какого источника черпало сновидение; им овладевает искушение уверовать в самостоятельную творческую способность сновидения; но неожиданно, спустя долгое время, новое переживание переносит мнимо утерянное воспоминание на более раннее переживание и находит тем самым источник сновидения. Приходится сознаваться тогда, что в сновидении человек знал и вспомнил нечто, чего не помнил в бодрствующем состоянии". Получается, сон способен лишь генерировать весь предыдущий опыт, но не может содержать в себе будущее человека. Фрейд иллюстрирует это положение примером из жизни одного ученого, который мы здесь приведем целиком, дабы с очевидностью окунуться в сам ход размышления Фрейда: "Особенно характерный пример такого рода рассказывает Дельбеф из собственного опыта. Ему приснился двор его дома, покрытый снегом; под снегом он нашел двух полузамерзших ящериц. Любя животных, он поднял их, согрел и отнес их в нору возле стены. Туда же положил несколько листьев папоротника, который они, как он знал, очень любили. Во сне он знал название растения: Asplenium ruta muralis. Сновидение продолжалось и, к удивлению Дельбефа, показало ему двух новых зверьков, растянувшихся на остатках папоротника. Он поднял глаза на дорогу, увидел пятую, шестую ящерицу, и скоро вся дорога была усеяна ящерицами, которые направлялись все в ту же нору возле стены. Действительные познания Дельбефа включали в себя очень мало латинских ботанических терминов: asplenium он совсем не знал. Но, к превеликому своему удивлению, убедился, что действительно имеется такой папоротник. Его настоящее название: Asplenium ruta muraria, - сновидение несколько исказило его. О случайном совпадении думать было трудно, и для Дельбефа так и осталось загадочным, откуда он во сне взял этот термин. Приснилось ему все это в 1862 году; шестнадцать лет спустя философ, будучи в гостях у одного своего друга, увидел у него небольшой альбом с засушенными цветами, какие продают в Швейцарии туристам. В нем пробуждается вдруг воспоминание, он открывает альбом, находит в нем asplenium и в подписи под цветком узнает свой собственный почерк. Все стало сразу понятным. Сестра его друга в 1800 г. - за два года до сновидения с ящерицами - посетила во время своего свадебного путешествия Дельбефа. У нее был с собой купленный для брата гербарий, и Дельбеф из любезности подписал под диктовку специалиста-ботаника латинское название под каждым растением".[5] Таким образом, Фрейд склонен считать, что проблема дежа вю в том, что в сновидениях мы помним несравнимо больше, чем в состоянии бодрствования. Тем самым, когда происходит дежа вю, мы просто не можем вспомнить, что сон, причиной припоминания которого стал эффект дежа вю, на самом деле имеет под собой реальную основу. Однако при этом Фрейд отмечает одну черту сновидения, которую мы упомянули при анализе свидетельств дежа вю: "Третьей и наиболее непонятной особенностью памяти в сновидении является выбор воспроизводимого материала: сновидение использует не как в бодрственном состоянии лишь наиболее выдающееся, а наоборот, также и самое безразличное и ничтожное".[6] Подобное фрейдовскому толкование дежа вю составляет и теория "криптомнезии" (скрытое воспоминание). Она гласит, что все данности сознания (переживания, воспоминания, фантазия и т.д.) имеют свой источник в подсознании, которое является хранилищем прошлого опыта, как отдельного человека, так и всего человечества. Таким образом, когда человеку кажется, что он выдумывает что-то новое, на самом деле он лишь припоминает нечто из своего прошлого опыта, или же из опыта человечества, который также отложен в подсознании. Однако из этого факта, Фрейд делает лишь тот вывод, что когда сновидение припоминается в дежа вю, мы не можем вспомнить тот момент нашего прошлого реального опыта, который был лишь воспроизведен сновидением. К тому же, если следовать такой логике, непонятно, почему наш прошлый опыт, чтобы быть вспомненным в дежа вю, должен обязательно быть опосредствован сновидением? Что мешает нам в дежа вю просто вспомнить, где и когда мы были реально в похожем состоянии? На эти вопросы Фрейд не дает ответов, аргументируя свою позицию лишь тем, что во сне душа лучше способна помнить то, что с нами происходило, чем мы способны помнить бодрствуя. Мы же рассмотрим эти вопросы более подробно в другом месте, когда связь дежа вю со сном явится для нас в четком свете.

На вопрос же о том, что во сне может явиться прошлая жизнь, Фрейд отвечает своей теорией пренатального (то, что было до рождения) воспоминания. В книге "The Uncanny" он прямо связывает воспоминания о "прежней жизни" с тягой к материнскому лону. Этот тайный, запретный вход есть врата в бывший дом: туда, где жил некоторое время каждый из нас. Есть шутливое выражение: "Любовь - это тоска по дому". Если вам снится место или страна, и вы во сне говорите себе: "Тут всё мне знакомо, я тут был!" - значит, речь идёт о художественном образе, символизирующем гениталии матери или всё её тело. Таковы представления Фрейда о возможном происхождении дежа вю, теперь обратимся к Юнгу

Юнг также придерживался мнения, что дежа вю вызывает припоминание сна, однако из этого припоминания он сделал вывод, что существует другая жизнь. Дежа вю впервые посетило его в 12 лет. И с тех пор он был убежден в том, что живет параллельной жизнью и отчасти пребывает в XVIII веке. Регулярные экскурсы в собственное прошлое неизменно приводили великого психиатра в полнейшее замешательство. Его поразила, например, зарисовка, на которой был изображён доктор Стакльбергер, живший в XVIII веке: ботинки с пряжками на герое картинки Юнг тут же признал своими "У меня возникло яркое убеждение, - пишет он, - в том, что я когда-то носил эти ботинки. Я буквально чувствовал их у себя на ногах! Каждый раз подобные вещи приводили меня в состояние дикого возбуждения. Часто рука моя помимо воли выводила цифру "1776" вместо "1876" - при этом я ощущал необъяснимую ностальгию". "Юнг вспоминает о странном случае, происшедшем с ним по пути в Найроби. На острой скале, возвышавшейся над железной дорогой, по которой шёл поезд, он увидел тоненькую фигурку человека, опиравшегося на копьё: "Эта картина из совершенно, казалось бы, чужого мира заворожила меня: я испытал состояние deja vu. Когда-то я был здесь, я хорошо знал эту жизнь, отделённую от меня всего лишь отрезком времени. В одно мгновение я словно вернулся вдруг в свою тайную, прочно забытую молодость: да, этот темнокожий человек ждал меня здесь последние две тысячи лет. Чувство исторической принадлежности этой земле я пронёс через всё путешествие по дикой Африке".[7] Вот как Юнг интерпретирует исходя из своей концепции, случай произошедший с Ницше: "Я сам обнаружил потрясающий пример такого рода в книге Ницше 'Так говорил Заратустра", где автор воспроизводит почти слово в слово происшест­вие, описанное в одном корабельном вахтенном журнале за 1686 год. По сча­стливой случайности я прочел эту морскую историю в книге, вышедшей в свет, если мне не изменяет память, в 1835 году (за полвека до того, как Ницше взялся за перо). Обнаружив аналогичное описание в "Заратустре", я обратил внимание на необычный стиль, отличающийся от свойственного Ницше. Я убежден, что Ницше тоже попало в руки то старинное издание, хотя он и не сослался на него. Я написал сестре Ницше, тогда здравствующей, и она под­твердила, что читала с братом эту книгу, когда ему было одиннадцать лет. Судя по всему, Ницше и представить не мог, что занимается плагиатом. Я уверен, что та история через пятьдесят лет неожиданно впорхнула в его сознание. Подобная ситуация, в которой человек не отдает себе отчет, характерна для подлинного воспоминания. Почти то же может случиться с музыкантом. Услышанный им в детстве деревенский напев или популярную песенку он может, будучи в зрелом возрасте, вставить в качестве ведущей темы в сочиняемую симфонию. Это идея или образ вернулась из подсознания в сознающий разум".[8] Тем самым Юнг склоняется к двум видам происхождения дежа вю: во-первых, дежа вю есть припоминание сна, который воспроизводит событие прошлой жизни, во-вторых, дежа вю является неявным воспоминанием реального прошлого опыта. Предположение о сне как причине дежа вю на наш взгляд уже ближе к истине, чем теории физиологов, но с оговоркой, что сон был не лишь приблизительным, а полностью идентичным. Мы получили новое существенное дополнение в описание феномена дежа вю, а именно то, что причину появления дежа вю нужно искать в отношении между сном и реальностью, но прежде чем заняться этим вопросом проследим историю изучения дежа вю дальше.

После открытия и первых толкований дежа вю в девятнадцатом веке, двадцатый век стремился зафиксировать дежа вю экспериментально и на уровне физиологии. Так, в 1955 году психиатр Уайлдер Пенфилд провел эксперимент, во время которого воздействовал на височные доли пациентов разрядами тока. Результатом этого стало то, что около 8% из них переживали несуществующие воспоминания. Это был первый случай в истории, когда дежа вю было вызвано искусственно. Здесь мы наблюдаем ту особенность психологического исследования, на которое указывал видный психолог Пиаже: "Психологическое объяснение обязательно предполагает сведение высшего к низшему, сведение, органический характер которого обеспечивает незаменимую модель (которая может привести даже к физикализму)".[9] Как следствие, такие исследования вместо того, чтобы отвечать на вопрос о смысле изучаемого явления, углубляются в бессмысленную фактологию, не согласующуюся с сутью феномена: "Все согласны с тем, что психотерапия может в некоторых случаях воздействовать на соматическое заболевание, но это нисколько не решает вопрос о том, что является причиной: сознание или нервная деятельность, которая в данном случае просто осознается субъектом".[10]

В 1975 г. видный физиолог Бернард Л. Паселла предположил, что deja vu происходит, когда "Я" впадает в регрессивную панику, сканируя стадии жизни, нисходя исторически к комплексным первичным - дообъектным - ранним либидинозным объектным репрезентациям матери. Данная теория практически воспроизводит фрейдовскую концепцию пренатального воспоминания.

Далее: "В 1989 г. в одной из первых экспериментальных работ, в которых делалась попытка вызвать нечто вроде deja vu, когнитивные психологи Ларри Л. Джакоби и Кевин Уайтхауз из Университета им. Вашингтона в Cент-Луисе демонстрировали испытуемым длинный список слов на экране. Через день или через неделю им показывался другой длинный список слов, половина из которых присутствовала в первом списке. Испытуемым было предложено выделить те слова, которые они видели во время первого сеанса. Ученые обнаружили, что при высвечивании слова в течение чрезвычайно короткого, воспринимаемого полубессознательно промежутка времени (20 миллисекунд) незадолго до его "официального" появления на экране во время второго сеанса испытуемые, как правило, ошибочно утверждали, что оно было в первом списке. Эти результаты по крайней мере косвенно подтверждают точку зрения, что, если мы что-то замечаем неосознанно, а затем рассматриваем внимательно, оно может ошибочно показаться знакомым".[11] Но этот эксперимент не может ни подтвердить, ни опровергнуть, что дежа вю является припоминанием некой ситуации. Некое припоминание здесь могло быть вызвано лишь тем, что слова транслировались с одной и той же ритмической последовательностью, а ритм и мог как раз привести в замешательство сознание. Ученые ориентируется на визуальный ряд, но как мы выяснили: взгляд не существен для дежа вю, важно само состояние человека, а то, что он видит как раз основано на том состоянии абсолютной идентичности, которое и производит эффект повторения. Тем самым ложное припоминание в данном случае могло быть вызвано вовсе измененным порядком слов, но одним и тем же ритмом их трансляции, и это обстоятельство не связано с дежа вю.

В 1990 году Герман Сно (Herman Sno), психиатр из Нидерландов, предположил, что следы памяти хранятся в головном мозгу человека в виде неких голограмм. В отличие, скажем, от фотографии, во фрагменте голограммы содержится вся информация, которая необходима для восстановления целого изображения. Но четкость воспроизведения картинки зависит от объема фрагмента. Сно утверждает, что чувство "уже виденного" происходит из-за совпадения детали сложившейся ситуации с фрагментом памяти, благодаря чему память обманывается и посредством воображения восстанавливает всю картину. Как видим, данная теория так же учитывает лишь один аспект дежа вю - визуальное восприятие. При этом абсолютная идентичность состояния не берется в расчет. Здесь мы видим знакомую картину: в состоянии выделяют один аспект, не учитывая всей совокупности переживания. И на этом одном аспекте строится вся теория. Но тем самым данная теория не может ни подтвердить возникновение дежа вю из прошлого опыта, ни опровергнуть, ибо анализируется не сам феномен, но какая-то ограниченная его часть.

Нейропсихиатр Пьер Глур, на основе экспериментов проводившихся в 1990-х годах, утверждал, что память функционирует через особые системы "узнавания" (familiarity) и "восстановления" (retrieval). В 1997 г. он опубликовал результаты своих исследований и на их основе утверждал, что феномен deja vu происходит в редкие моменты, когда наша система узнавания активизирована, а наша система восстановления - нет. Некоторые ученые считают, правда, что система восстановления просто рассогласована, что напоминает о теории усталости, которую мы рассмотрели выше.

Наконец, следует рассмотреть современную ситуацию в изучении дежа вю. В 2002 г., австрийский врач Йозеф Шпат из Института Людвига Больтцманна в Вене, работая с пациентами, страдающими эпилепсией, утверждал, что deja vu появляется тогда, когда у человека в процессе восприятия на какое-то время оказывается "выключен" гиппокамп, и действует только парагиппокамп, который и выдает ошибочно новую ситуацию за уже пережитую. Данное обстоятельство и вызывает у человека ощущение, что происходящее в данный момент уже было однажды. Допустим, эта теория верна, но как быть с тем фактом, что большинство переживших дежа вю утверждают, что ясно или смутно в момент дежа вю вспоминают сон? Эта теория не учитывает весь круг фактов, а раз так, то она как минимум - неточна. К тому же не понятно, как сведение состояния сознания к физиологии может вскрыть смысл происходящей ситуации?

Уве Вольфрадт из Германии, коллега Йозефа Шпата полагает, что, возможно, в процесс дежа вю вовлечены и многие другие участки головного мозга, а не только гиппокамп и парагиппокамп. Дежа вю может вызывать сильное чувство самоотчуждения, нереальности происходящего, вместе с измененным ощущением времени. Сюда же можно отнести и ряд гештальт - теорий, которые остановились на точке зрения ложного узнавания.

Сегодня американский психолог Браун хочет пролить свет на ряд вопросов связанных с дежа вю. Почему ощущения deja vu возникают с возрастом все реже? И почему большинство переживаний deja vu, как кажется, происходит, когда люди находятся в светской обстановке? Они собираются исследовать дежа вю по старой традиции в лаборатории, проводя эксперименты над испытуемыми. Здесь мы видим хотя бы признание различных опытов дежа вю, а не попытку свети их к одному единственному качеству. Однако может ли эксперимент, то есть сведение всей совокупности сознания опытным путем к какому-то одному аспекту, быть плодотворным в сфере, которая издавна считается трансцендентальной, т.е. независимой от опыта и данных опыта?

Последователь Юнга психоаналитик Артур Т. Фанкхаузер из Швейцарии, считает, что дежа вю открывает для нас наш внутренний мир, при этом он отмечает, что ситуации переживаний deja vu часто бывают очень скучными. Он задается вопросом: "Почему бессознательное выбирает такие банальные детали, чтобы мы размышляли о них?"

Не трудно заметить, что чем дольше ученые исследуют дежа вю, тем больший круг вопросов охватывают их исследования. От ограниченности первых теорий современные исследователи приходят к фактам, которые нельзя не учитывать. Мы видели, что первые теории совершенно не учитывали те свойства, которые были выделены на основе свидетельств. Теперь ученые понимают, что загадку дежа вю нельзя решить каким-то одним предположением и узким экспериментом. А главное в том, что до сих пор не было исследования, которое бы ответило на вопрос о смысле дежа вю и учитывало бы все его свойства. Резюмируя, можно сказать, что сегодня существует несколько попыток объяснить это явление:

1. Физиологи связывают дежа вю с активностью парагиппокампальной извилины. Когда функционирование этой области мозга затруднено, то происходит процесс ложного узнавания (теория не учитывает абсолютную идентичность узнавания, а так же припоминание сна).

2. Замедление в зрительных проводящих путях. Информация, поступающая от глаз, обрабатывается в мозгу двумя путями. Первый путь ведет прямо к специальной зрительной зоне в затылочной доле. Другой путь ведет через различные области мозга, согласовывая визуальную информацию, с данными друг органов чувств. Когда мы воспринимаем что-то глазами, то оба пути совпадают. Однако иногда процессы на втором пути затормаживаются другими операциями мозга, в итоге, когда данная информация поступает в зрительную зону, то она интерпретируется мозгом как повторение (однако здесь не учитывается тот, факт, что большинство дежа вю происходит в совершенно обыденных ситуациях, в которых мозговая деятельность не может быть перегружена; к тому же дежа вю свидетельствует скорее о хорошей согласованности обоих мозговых путей, ведь в дежа вю включены не только зрительные впечатления, но и восприятия остальных органов чувств переживают нечто уже бывшее с нами).

3. Третье объяснение ведет свое начало с самого момента открытия дежа вю, которое, по его мнению, происходит лишь оттого, что мы просто попадаем в похожую ситуацию бывшую с нами ранее, но не можем вспомнить, когда же мы были в ней, и поэтому наделяем свое состояние мистическим смыслом. Особенно эту теорию любят применять, когда дежа вю случается в повседневности, ее же, в сущности, утверждает и Фрейд.

Сегодня исследуют дежа вю и посредством гипноза. Один из психологов пользующийся этим методом ­- Крис Мулин ­- так объясняет свою позицию: "Самое интересное в дежа вю - это взаимодействие двух противоположных процессов. С одной стороны - это знание, что некое событие не происходило в прошлом, с другой - чувство, что это все-таки уже было. Мы предполагаем, что одна из функций височной доли мозга - производство этих ощущений памяти. Иногда, если данная область мозга чрезмерно активна или "обманута" ощущением сходства, нас охватывает мимолетное чувство узнавания".[12] Соответственно, чтобы узнать происходило действительно нечто подобное с человеком или нет, нужно ввести его в гипноз, а там, подсознание, которое хранит большинство информации, сразу укажет правдиво предположение или нет.

Не слишком отличались от западных теорий и отечественные трактовки дежа вю. В основном этот феномен связывали с патологиями психики и памяти: "Эти психотические симптомы "уже виденного" и "впервые виденного" выступали на общем фоне параноидного бреда. Симптомы "уже виденного", "уже пережитого", "впервые виденного" и другие известны психиатрии еще со второй половины прошлого столетия. Почти каждый автор, наблюдавший эти явления, давал свое собственное название этим феноменам. Одни авторы эти симптомы связывают со сноподобным нарушением ясности сознания ("сновидное состояние Джексона"), другие их считают проявлением своеобразных мнестических расстройств (Крепелин, Пик - редуплицирующая парамнезия), третьи считают эти явления проявлением расстройства мышления шизофренного характера (Берндт-Ларсон). Четвертые относят симптом "уже виденного" к группе нарушений сознания "я" и деперсонализации (Дюга, Жане и другие)".[13] Здесь дежа вю связывается с обратным явлением, когда человек не узнает знакомых людей и вещи. Среди приведенных свидетельств тоже было указание на нечто подобное (№ 33). Возможно, для психиатрии такой подход и является продуктивным, однако прежде чем что-либо утверждать о каком-то явлении, нужно сначала точно определить, как оно происходит, но этого, как мы видели, не делается. Вместо четкого анализа, ученые предпочитали ухватиться за какое-либо отдельное свойство дежа вю, и на основании этого сделать поспешные выводы, не согласующиеся с опытом самого переживания, не говоря уже о его трансцендентальной подоплеке.

В настоящий момент интерес к дежа вю растет день ото дня. Даже физики, по данным СМИ, пытаются объяснить это удивительное явление. Существует экстатическая концепция, согласно которой прошлое, настоящее и будущее происходят одновременно. А наше сознание способно воспринимать лишь то, что мы называем "теперь". Феномен дежа вю физики объясняют небольшим сбоем во времени. По этой теории получается, что в обычном состоянии человек воспринимает время как последовательность "теперь", и лишь через дежа вю ему открывается истинное время, в котором прошлое, настоящее и будущее происходят одновременно.

Таким образом, в основных чертах история изучения переживания дежа вю пришла к следующему определению, которое можно встретить (в несущественных вариациях, которые не меняют сути дела) в любом учебнике по психологии:

Дежа вю (от франц. Deja vu - уже виденное) - общее обозначение специфических субъективных ощущений человека, толкуемых как иллюзии памяти, в силу которых ему кажется, что происходящее ныне уже происходило ранее (наблюдалось, думалось, слышалось и переживалось им когда-то). В качестве модальностей Дежа вю иногда выделяют: Дежа пансэ (иллюзию уже продуманного когда- то) и Дежа антандю (иллюзию уже слышанного когда-то). В той или иной мере Дежа вю характерно для всех людей. Но при этом считается, что частое возникновение сильных Дежа вю симптоматично для некоторых форм нарушений памяти и (или) деятельности мозга.

Конечно, эти определения не могут удовлетворить не только ученого, но и любого пережившего дежа вю. Первого, потому что они мало аргументированы; второго, потому что практически ничего не объясняют и не дают ответа на главный вопрос: почему же дежа вю происходит? И здесь ученым не помогают ссылки на участки мозга, отвечающие за работу памяти и узнавания. Так может дело в самих методах, которыми до сих пор пытались изучать дежа вю? Ведь дежа вю происходит с человеком, а не с животным и не с неодушевленной вещью. К тому же дежа вю обладает принципиальным характером неожиданности и спонтанности, так что его нельзя изучать в лаборатории как вещь и проводить эксперименты. Проводя эксперимент, ученые сводят дежа вю к физическим данным, но сам по себе смысл, не материален. Здесь та же ситуация, когда утверждают, что слезы - это химическая реакция. Да, слезы идут при определенной химической реакции, вызванной такими-то рецепторами. Но то когда слезы идут, разве это может объясняться химией? Слезы идут из-за определенной ситуации, в определенном состоянии, и химическая реакция здесь явно второстепенный момент. Еще больше это замечание касается дежа вю, которое происходит совершенно неожиданно, притом, что ученым не удается точно узнать, какие механизмы в мозге и теле отвечают за его появление. Однако так как дежа вю всегда происходит с конкретным человеком, то, чтобы понять дежа вю, и нужно исходить всегда из конкретного случая дежа вю. Но это не значит, что каждый волен изучать свое дежа вю как ему вздумается. Конечно, существует нечто общее между всеми переживаниями, но это общее касается структуры и формы, а смысл и содержание зависит от индивида. Таким образом, и изучая собственное дежа вю, можно дойти до теоретических обобщений. И этот путь вернее, чем тот, который проповедуют физиологи сегодня: они изучают дежа вю абстрактно и отвлеченно от конкретного человека и его судьбы. Но как может то, что изначально оторвано от человека, затем придать смысл его состоянию? Ведь смысл - это нечто сугубо внутреннее, когнитивное.

Не лучше ли с самого начала отталкиваться от индивидуальных переживаний? Или точнее: брать переживания во всей их личностной полноте и из этой глубины извлекать смысл. Но тогда основным методом такого исследования будет являться рефлексия, т.е. самонаблюдение, самопознание, познание души ею самой, ведь никто не имеет больший доступ к нашим внутренним переживаниям, чем мы сами. Однако и такое самоисследование имеет некоторые законы и им тоже нужно учиться. Философы потратили на такое изучение не одно тысячелетие, и не их вина, что эти достижения оказались по большей части не усвоенными широкой публикой. Может как раз то, что феномен дежа вю до сих пор не получил своего исчерпывающего описания, свидетельствует о том, что философы не принимали его в расчет, а люди изучающие это явление не обладали подходящей методологией? Что ж, тогда пришло время исправить этот недочет, и от описания дежа вю мы переходим к его феноменологическому описанию.

Дежа вю и сон

В ходе предшествующего исследования настоятельно возник вопрос об отношении дежа вю ко сну, поэтому для начала рассмотрим, как связано дежа вю со сном, ведь большинство свидетельств как раз указывало на такую связь. Действительно, хотя многим переживающим дежа вю это не очевидно, но сон связан с данным феноменом. Для прояснения этой связи приведем собственный опыт. Как только с нами случалось дежа вю, мы сразу вспоминали какие-то фрагменты из нашего прошлого, непосредственно связанные с той ситуацией, что была дана в дежа вю. Припоминаемые фрагменты либо предшествовали по смыслу и образам мгновению дежа вю, либо за ним следовали. Т.е. как только происходит дежа вю, сразу же вспоминаешь тот сон, в котором была такая же ситуация. И эти фрагменты вместе с тем, что было дано в дежа вю, мы видели ранее во сне. Припоминание фрагментов сна было достаточно четким. Вспоминалось даже приблизительно, когда этот сон приснился. Фрагменты вспомненного сна отличались от непосредственной реальности переживания в состоянии бодрствования, поэтому и можно было определить, что вспоминаешь сон, а не реальность. Мгновение дежа вю выступало здесь как общее в действительности и во сне. Но во сне переживаемая ситуация как правило имеет другой смысл, она заключена в другой контекст событий, чем это было наяву, т.е. в дежа вю предшествуют и следуют за ситуацией другие образы, нежели наяву. Дежа вю объединяет здесь, тем самым, сон и реальность. Окружавшие феномен события во сне другие, нежели наяву, только то, что было дано в дежа вю то же, в точности то же.

Тем самым можно предварительно констатировать, что в дежа вю наслаиваются друг на друга абсолютно идентичные состояния: одно - настоящее, другое - переживаемое некогда во сне. Сон вторгся в реальность, и принес в нее с собой не только то, что непосредственно переживалось в дежа вю, но некоторые другие свои фрагменты, отчего и возможно стало, вспомнить его, и определить, что удвоение состояния произошло именно из-за вторжения сна в реальность. То, что те, с кем случается дежа вю, не связывают его со сном, говорит лишь об особенностях памяти, т.к. причина дежа вю именно в наслаивании сна на реальность (реальность здесь употребляется в значении бодрствующего сознания). На первый взгляд это кажется лишь допущением. Ранее мы утверждали, что прошлая ситуация приходит именно из сна, но это положение не было еще раскрыто достоверно и с должной степенью закономерности. Но может ли дежа вю происходить не из сна?

Допустим, что сон здесь не причем, и припоминаемая в дежа вю ситуация случалась просто с нами однажды ранее, но мы об этом забыли. Но ведь в реальности не бывает двух очень похожих ситуаций, а мы ведь ранее выяснили, что в дежа вю как раз повторяется всё состояние целиком. В реальности не может произойти двух абсолютно идентичных ситуаций. Допустим, я определенный человек, нахожусь в определенное время в определенном месте, у меня такое-то состояние, настроение и т.д. Чтобы со мной досконально повторилась такая ситуация в будущем, нужно чтобы совпало все от времени года и суток, до моего возраста и положения всех вещей вокруг относительно меня. Но это невозможно, иначе пришлось бы отменить все законы движения времени, законы старения тел, вещей и т.д. Следовательно, будущая ситуация, которая в дежа вю выглядит как повторение, не могла быть в прошлом реальностью, но она была изначально спроектирована как будущее. Но кто и где мог спроектировать это будущее? Видимо не кто иной, как сам человек, который попал в такую ситуацию, ведь дежа вю случается именно с ним, а не с кем-то иным. Но как может быть такое точное совпадение? Мы, например, знаем, что некое предвидение будущей ситуации возможно, если мы знаем ее предпосылки. Если камень подброшен в воздухе и ничто не мешает ему упасть, то он вскоре упадет на землю. Если мы идем в университетскую аудиторию на занятие, то мы знаем, что занятие, скорее всего, состоится, так как до этого мы ознакомились с расписанием, знаем где находится университет и т.д. Если мы видим, что ребенок не воспитывается родителями, то предполагаем, что, скорее всего, он вырастет дурным человеком. Но это все неточные совпадения. Чтобы совпадение прогнозируемого будущего было точным, мы должны были бы объять весь спектр возможных причин и следствий. Иными словами: мы должны знать всё прошлое положение дел относительно какой-то ситуации, чтобы предвидеть точное будущее этой ситуации. Но в обычном нашем состоянии мы можем вспоминать лишь какой-то фрагмент прошлого, а не весь его багаж. И тут самое время вспомнить о том, что говорил Фрейд про удивительную способность сна - помнить даже самые незначительные моменты из нашего прошлого: "То, что сновидение имеет в своем распоряжения воспоминания, недоступные бодрствованию, представляет собою настолько замечательный и в теоретическом отношении настолько важный факт, что я хотел бы подчеркнуть его сообщением еще и других "гипермнестических" сновидений".[14] Далее он приводит пример такой поразительной способности снов: "Мори сообщает, что у него некоторое время вертелось на языке слово Муссидан. Он знал, что это - название французского города, но подробностей об этом городе не знал никаких. Однажды ночью ему приснился разговор с каким-то человеком, который сказал ему, что он из Муссидана. И на вопрос, где этот город, ответил: "Му ecu-дан - окружной город в департаменте Дордонь". Проснувшись, Мори не придал никакого значения справке, полученной во сне. Учебник географии показал ему, однако, что она была совершенно справедлива. Этот случай доказывает превосходство познаний сновидения, но не выясняет забытого источника их".[15] Выходит, что именно сон имеет доступ ко всему нашему прошлому. И имея доступ к этому совокупному прошлому, мы смогли бы предугадать развитие нашей жизни с наибольшей точностью? Выходит, что сон проектирует наше будущее, которое потом сбывается в дежа вю? Во всяком случае, это наименее противоречивая позиция, из всех, которые были высказаны ранее как в свидетельствах, так и в трудах ученых. Но раскрыть это утверждение более точно и основательно, мы сможем лишь после выявления полной структуры дежа вю и анализа времени. Но связь сна и бодрствования в дежа вю стала для нас теперь более очевидной, чем прежде.

Структура и виды дежа вю

Структура есть взаиморасположение и связь составных частей чего-либо. В предыдущих главах дежа вю было описано, были выделены его свойства как психического и когнитивного феномена. Теперь пришло время четко и пристально рассмотреть сам процесс дежа вю, из каких частей он состоит, и как они соотносятся, т.е. выявить структуру.

Мгновенное дежа вю

Мы выяснили, что, находясь (или же по горячим следам рефлексируя) в дежа вю, переживающие его понимают, что "уже" не только видели, но слышали, ощущали, переживали и т.д. некое состояние. Поэтому, делая акцент на лишь зрительном ощущении, мы затуманили бы сущность феномена. Описанные в самом начале работы свидетельства феномена позволили выделить его характерные черты. Состояние дежа вю, как правило, длится очень короткий промежуток времени, скорее даже не длится, а лишь моментально вспыхивает и тут же угасает. В это мгновение у человека создается впечатление, что он данную в дежа вю ситуацию уже переживал, а именно он констатирует что всё, происходившее с ним в это мгновение как будто повторилось, т.е. уже когда-то с ним было. Повторилось именно всё: и состояние тела, и состояние психики, и состояние сознания, мысли чувства, - в общем всё. Важны здесь, не сопутствующие обстоятельства, т.е. не то, что конкретно было увидено и услышано, но само внутреннее состояние человека в момент переживания дежа вю, иными словами - вся совокупность его сознания. Еще одной характерной чертой дежа вю является то, что оно, как правило, происходит в повседневной жизни, в самые обыденные и не привлекательные ее моменты. Это обстоятельство обычно не замечается, но оно обладает важным для понимания дежа вю смыслом, что будет показано далее.

Итак, обозначим более рельефно процесс переживается мгновенного дежа вю:

  1. дежа вю внезапно появляется;
  2. дежа вю исчезает, и мы осознаем, что уже переживали такую ситуацию;
  3. уходящее дежа вю показывает нам фрагменты сна, и мы понимаем, что ранее эта ситуация являлась нам во сне (либо сон не вспоминаемся, и мы начинаем судорожно перебирать в памяти моменты, пытаясь вспомнить когда же с нами случалось нечто подобное).

Следует отметить, что все три пункта переживания совершаются за очень незначительный промежуток времени, так что даже трудно понять, где мы вспоминаем сон, а где уже осознаем само дежа вю.

Вот как выглядит дежа вю в основных своих проявлениях. Сейчас для нас важно как раз выделить тождественность переживания данной в дежа вю ситуации, тем самым сразу отринув расхожие представления психологов, о том, что дежа вю является сбоем в памяти. Мы исходим как раз из абсолютной идентичности двух накладывающихся друг на друга состояний, что должно свидетельствовать скорее о феноменальной точности памяти, чем о ее недолжном функционировании. Стоит даже отметить, что память обладает в дежа вю некоей фатальной неуклонностью. Ведь в дежа вю мы не по собственной воле вспоминаем происходящее переживание, но память как будто сама вдруг является и указывает нам, что мы здесь уже были, были в таком состоянии. Мы бы может и рады не вспоминать, что с нами это уже было, но от нас данное обстоятельство не зависит. Эта черта дежа вю еще более роднит его со сном. Вспомните свои сны: происходящее в них мы только наблюдаем и не можем изменить. Есть, конечно, сны, в которые вторгается сознание, и мы способны руководить там собой и выстраивать события по собственному желанию, но это так сказать сны на грани бодрствования. Опыт переживания большинства снов свидетельствует как раз об этой заданности происходящего, где мы претерпеваем что-то, но не можем ничего изменить.

Длящееся дежа вю

Описанный выше в связи со сном феномен дежа вю не единственный. Как мы видели, его существенной характеристикой было то, что он не длился (или воспринимался как не длящийся), его следует поэтому обозначить как мгновенное дежа вю. Но бывает такое дежа вю, которое длится. Его мы опишем из опыта предложенных выше свидетельств.

Такое дежа вю длится как правило около несколько секунд. Но важно здесь вовсе не количество времени, а сам факт того, что дежа вю может длиться. Насколько мы понимаем, о точной продолжительности феномена трудно судить, так как его осознание идет в основном ретроспективно. Это состояние качественно не отличается от мгновенного дежа вю, которое знакомо многим. Но его длительность позволяет более пристально к нему присмотреться.

В этом состоянии видят будущее. Но нужно отдавать себе отчет, что это будущее трудно сформулировать в виде суждений, наподобие предсказаний. Как правило, в дежа вю этого вовсе не требуется. Вы просто в продолжении дежа вю знали, что будет и как будет в мельчайших подробностях. Допустим, если это было в университетской аудитории на лекции, то все слова лектора, все движения окружающих вас студентов и даже свои движения, вы будете знать и предвидеть. Сознание в этот промежуток времени созерцает в единстве прошлое, настоящее и будущее. Настоящее, беременное будущим, буквально на ваших глазах разрешается, и при этом прошлое никуда не уходит, оно существует здесь же на лицо, правда это лишь самое недавнее прошлое. Сознание прошлого, настоящего и еще не наступившего есть для себя сразу. Время течет, но сознание есть в этом потоке и не есть. Ибо какая-то часть его над ним (потоком времени) возвышается и обозревает его весь. Правда, повторяем, длится это не долго, но это обстоятельство не меняет сути происходящего. Человек не принимал до этого наркотиков, совершенно бодрствовал и хорошо себя физически чувствовал. Как будто кто-то взял и поднял вас из времени. Но куда? Можно сказать, что в этот промежуток и времени-то как такового не существует для сознания, оно остается там, с телом и остальным миром. Поражает сейчас еще и то, что для этого совершенно ничего не приходится делать, вы сами никаких усилий (наподобие медитаций) не предпринимаете, чтобы войти в это состояние.

Как мы видели, здесь дежа вю длилось, хотя и не долго, поэтому для отграничения от мгновенного следует назвать его: длящимся дежа вю. Если осознание мгновенного дежа вю происходит ретроспективно, ибо оно застает нас врасплох и тут же исчезает, оставляя впрочем, смутные ощущения, то здесь осознание дежа вю происходило одновременно с самим дежа вю. Здесь на лицо все существенные черты дежа вю: тождественность наслаивающихся состояний, припоминание фрагментов сна (если они есть), незначительность (несудьбоносность) ситуации, плюс протяжение во времени и синхронное осознание. С выявлением данного типа дежа вю, нам теперь надлежит еще раз подвергнуть критике бытующий у психологов предрассудок. А именно: данная группа психологов склонна сопоставлять феномен дежа вю с феноменом потери памяти. Вот как они интерпретируют дежа вю в данной связи: " Симптом "уже виденного" представляет собой обратное выражение "впервые виденного". Дело в том, что чувство чуждости, незнакомости и нереальности настолько стушевывает и нивелирует тонкие познавательные качества, что этим самым облегчает отождествление со сходными образами воспоминания".[16] Такое предположение отвергается существенной характеристикой дежа вю: оно происходит в основном в повседневности, т.е. там, где все знакомо. Психологи, находясь в плену у компенсационной теории подсознательного, пытаются вписать дежа вю в механизмы воспринимающей способности сознания. Но толкование этого феномена на уровне психики нивелирует его существенные черты. Психика человека якобы подстраивается через дежа вю под некоторые внешние условия. Однако внешние, естественные условия, мир (в более широком смысле) подвергается снятию самим переживанием дежа вю. В момент дежа вю само собой происходит то, что Гуссерль называл феноменологической редукцией естественной установки, и высветляется само переживание, cogito. Однако не сам человек ретроспективно осуществляет эту редукцию, но само состояние в дежа вю вынуждает откинуть данность мира "за скобки".

Рассмотрим этот вид детально:

  1. дежа вю внезапно является;
  2. мы начинаем осознавать, что уже переживали данную ситуацию, но дежа вю продолжает происходить;
  3. дежа вю уходит (тождественная ситуация заканчивается) и мы возможно припоминаем сон.

Данный вид дежа вю является более проблематичным, чем первый, благодаря тому, что здесь к самой ситуации добавляется еще и ее осознание. В некоторых свидетельствах отмечалось, что, когда в длящемся дежа вю видишь будущее, то можно попытаться его изменить. Однако изменить это ближайшее будущее, как правило, не удается. И здесь может быть несколько причин. Во-первых, само наше осознание в течение данной ситуации может быть так же захвачено дежа вю, как и все происходящее вокруг. Т.е. если мы сознательно пытаемся совершить действие, которое бы не согласовывалось с тем, что мы осознаем как повторяющееся, то наше желание изменить, так же включено в повторение, и мы лишь делаем то, что и ранее делали в припоминаемой ситуации. Но такая структура переживания, не только свидетельствовала бы о том, что у человека нет никакой свободы воли, но и повлекла бы за собой непреодолимые трудности для ее адекватного прояснения, которое требует особого понимания времени.

Описанные два вида дежа вю разнятся относительно временного аспекта своей протяженности. Теперь, чтобы расширить нашу экспликацию дежа вю мы должны описать еще один его вид.

Мнемоническое дежа вю

По структуре это состояние немного сложнее, однако, качественно идентично с ранее описанным, что и позволяет нам включить его в исследование. Оно происходит так: когда-то происходило в реальности некое незначительное событие, которое было быстро забыто. Но, когда мы начинаем его вспоминать, то происходит тоже ощущение, что и в моментальном дежа вю и при этом вспоминается сон. Это не значит, что просто мы так ярко его вспоминаем, и от этого нам кажется, что оно как дежа вю. Некоторые события мы вспоминаем досконально, во всей их красочности и полноте, однако такого эффекта не происходит. Можно подумать, что мнемоническое дежа вю свидетельствует о правоте теории Фрейда, что две реальности (прошлая и настоящая) опосредствуются сном. Но здесь сон не находится между двумя реальностями, он находится позади как прошлой реальной ситуации, так и настоящей. Таким образом, получается, что когда это событие происходило реально (в прошлом), оно не подверглось дежа вю, но впоследствии, в воспоминании о нем его как бы нагоняет дежа вю и уже тогда отсылает ко сну, в котором она (ситуация) первоначально нам являлась, потому что, как мы уже выяснили, переживая дежа вю, мы тут же вспоминаем какие-то другие фрагменты сна, сопровождавшие данную в дежа вю ситуацию. Для большей ясности мы теперь разобьем этот вид дежа вю на структурные составляющие, но следует помнить, что эти структуры в своем бытии в дежа вю были одновременны:

  1. ситуация является во сне;
  2. эта же ситуация переживается в реальности, но дежа вю не происходит;
  3. ситуация припоминается и ее в процессе припоминания сопровождает дежа вю, которое отсылает ко сну (пункт 1) и к тому моменту когда она реально переживалась (пункт 2);

Итак, в этом третьем виде дежа вю эффект уже переживаемого происходит при припоминании какого-то фрагмента из прошлого. Мы припоминаем какую-то жизненную ситуацию, которая относительно настоящего момента находится в прошлом. Дежа вю отсылает ко сну, который находится еще дальше в прошлом относительно вспоминаемой ситуации. Но в этом сне была представлена сама ситуация, или так же ее припоминание в настоящем для сознания моменте времени? Получается, что во сне было представлено два будущих состояния. Но как они были представлены: одновременно или нет? Рассмотрим это подробнее. Сама ситуация, вокруг которой и происходит все действо двойного припоминания, сколько-то длилась. Если во сне было дано и ее припоминание, значит ли это что, припоминание должно было длиться дольше самой ситуации, ибо чуть только закончилась припоминаемая ситуация, тут же во сне дано как она будет припоминаться, в том моменте настоящего, от которого мы ведем отчет. Но для сна это будет момент будущего, притом более отдаленного, чем сама ситуация. Может ли быть так, что само припоминание этой ситуации в настоящем и вызвало дежа вю? Иначе, получается, что это ситуация не только двойного припоминания, но и двойного дежа вю. Французский философ Анри Бергсон определял deja vu как "воспоминание о настоящем". Он считал, что восприятие реальности в этот момент внезапно раздваивается и отчасти как бы переносится в прошлое. Это верно подмечено, но в третьем виде дежа вю, который мы сейчас описываем, получается, что реальность не только раздваивается, но утраивается. Здесь застигается дежа вю сам момент припоминания, ибо во сне было дано, как я буду эту ситуацию припоминать; и, дежа вю подвержена сама припоминаемая ситуация, которая ранее приснилась. Возможно ли такое? Будет ли способно сознание дать себе в этом отчет, когда с ним такое произойдет?

Чтобы было понятнее, как эти два состояния наслаиваются одно на другое во сне, мы обратимся к чувственным данностям во время дежа вю. Как мы писали выше, дежа вю захватывает человека полностью, включая и его чувства. То есть, если он в это время сидит, то ему кажется, что и само сидение его в момент дежа вю тоже повторяется. В двойном припоминании же тело, во-первых, находится в определенной позе, во-вторых, припоминает ситуацию, которая переживалась в другой позе, в-третьих, снилась, в еще одной позе. Исходя из свойства дежа вю, мы должны были бы заключить, что человек во время двойного припоминания (третий вид дежа вю) находится в трех различных состояниях своего тела. Иными словами, его тело должно было бы находиться в трех различных позах одновременно. Но в настоящем-то он находится только в одной. Однако такое возможно во сне, ведь часто бывает, снится, что бежишь, но ведь во время сна ты лежишь (если только это не лунатизм, который мы здесь не рассматриваем). При этом все чувства для сознания повторяют состояние, как если бы человек действительно бежал. Таким образом, в ситуации двойного припоминания человек чувствует одновременно противоположные состояния своего тела в одном и том же теле. Подобным образом налагаются друг на друга и моменты настоящего, прошлого и будущего в третьем виде дежа вю.

Из всего выше сказанного можно заключить, что состояние мнемонического дежа вю является более абстрагированным от тела, чем мгновенное. Ибо в мгновенном дежа вю потрясает то, что происходит впечатление, будто повторяется все состояние целиком, даже поза тела, чувства и т.д. В третьем же виде дежа вю это не важно, потому что ситуация была нам дана в совершенно различный состояниях нашего тела: в ней мы одновременно можем бежать, стоять и лежать, но ситуация будет одна и так же. Это ставит под вопрос вообще наше отношение к телу. Ибо если в сознании еще можно дать себе отсчет, что будущее и прошлое существуют одновременно, то для тела это наложение разных состояний снимает его значимость в тот момент вообще. Достоверность тела в этом состоянии отсутствует, как будто над телом совершена упомянутая выше феноменологическая редукция.

Еще об одном важном обстоятельстве говорит описанный третий тип дежа вю. Так как оно происходит из-за воспоминания о каком-то прошлом, то следует предположить, что если бы человек не вспоминал в тот момент своего прошлого, то и дежа вю бы с ним и не произошло. Это связывает феномен дежа вю со способностью памяти, этот аспект его мы попытаемся подробно рассмотреть позже. А так же свидетельствует о том, что дежа вю может быть не таким уж и неожиданным, а вполне может зависеть от нас.

Возможно, есть и другие вариации видов дежа вю. Однако мы отметили здесь лишь те виды, которые на наш взгляд наиболее разнятся по своей структуре.

Проблема времени в дежа вю

На основе проделанного анализа мы можем уточнить наше предшествующее определение. По своей структуре дежа вю - это наслаивание друг на друга двух идентичных состояний сознания, прошлого и настоящего, причем прошлое состояние по всей вероятности было явлено ранее во сне. Получается, что правы были те, кто отождествлял дежа вю с представлениями о вещих снах. Насколько оправдано такое отождествление? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно было бы выявить четкую структуру сна, так же как это было сделано ранее с феноменом дежа вю. Однако методически это возможно было бы сделать, только руководствуясь особым пониманием времени. Ведь опыт переживания дежа вю совершенно не согласуется с нашими привычными представлениями о последнем. Мы привыкли думать, что время линейно, последовательно и необратимо. Но если бы время было таким, то опыт дежа вю не был бы возможен, ведь в дежа вю прошлое и настоящее существуют одновременно, и этот факт указывает на то, что в субъекте время существует совершенно по другим законам, чем абстрактное физическое время. Время - существенный момент жизни души, но это особое время, к нему не применимы законы механики.

Раз дежа вю открывает нам новое измерение времени и сущностно зависит от этого времени, то мы должны теперь исследовать само время, но не так, как изучают его физики, а так, как оно понимается из человека и для человека. Дежа вю должно быть сущностно связано со сном, эта связь осуществляется на основе особо понятого времени. Время мы рассмотрим в первую очередь, потому что на его основе осуществляется связь прошлого с настоящим, т.е. само дежа вю. Тем самым связь дежа вю со сном может со всей очевидностью показать нам себя, только если мы эксплицируем дежа вю на предмет его темпоральности. А это можно будет сделать, только показав предварительно темпоральность сознания.

Весь предшествующий анализ вывел нас на проблемы, без разрешения которых понимание смысла феномена дежа вю становится невозможным. Эти проблемы можно сформулировать так: каково должно быть отношение человека ко времени, чтобы он имел доступ к будущему в дежа вю? Какова структура такого времени? Каково отношение бодрствования ко сну, если во сне нам может являться будущее? Какой должна быть структура времени сна, чтобы он открывал нам будущее? Как должны быть связаны будущее и прошлое в сознании человека, чтобы было возможно переживание дежа вю? Как видим, основная тема этих проблем - время, или точнее: как соотносятся сознание и время? Ответив на данный вопрос, мы вплотную подойдем к ответу на вопрос о смысле дежа вю.

Если дежа вю не зависит от того, что в нем является как "уже виденное", т.е. говоря шире, оно не зависит от места, где происходит дежа вю, то оно, следовательно, должно зависеть от времени, время должно стать ключом к пониманию дежа вю. Но это время должно быть по-особому понято. Время, которое находится в сущностном отношении к человеку, мы будем называть "экзистенциальным временем", имея в виду опыт его осмысления в фундаментальной онтологии Хайдеггера и трудах экзистенциалистов.

Эмпирическое изучение даже вю, которому мы посвятили данную главу, не может далее продвинуть наше исследование. Достигнутый результат вывел нас на проблемы, которые возможно решить на пути анализа времени в дежа вю. После презентации экзистенциальной концепции времени мы должны будем ответить на следующие вопросы:

  1. Какова должна быть структура времени в дежа вю, чтобы в нем возможно было видеть будущее?
  2. Какова фактическая причина дежа вю, т.е. откуда приходит то припоминаемое, которое и создает эффект уже пережитого?
  3. Что означает событие дежа вю для человеческой реальности, иными словами: каков смысл дежа вю?

[1] Иванова Н., Нестерова А. Дежа вю - объяснения нет. - М., 2003.

[2] Комсомольская правда, 13 сентября 2005 г.

[3] Дэвид Гленн. Дразнящая загадка памяти. www.russ.ru/perevod/20040830.html

[4] Фрейд З. Толкование сновидений. http://www.neuroleptic.ru/books/freud-son-01.php

[5] Там же.

[6] Там же

[7] Нандор Фодор. Меж двух миров. http://www.abc-people.com/data/fodor/p-6.htm

[8] Юнг К. Г. К вопросу о подсознании. //Человек и его символы. Карл Густав Юнг и последователи. http://www.w3.org/TR/REC-html40

[9] Пиаже Ж. Характер объяснения в психологии и психофизический параллелизм. В кн.: Экпериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, М.: Прогресс, 1966, Вып. I, II. С. 185-189.

[10] Там же.

[11] Дэвид Гленн. Дразнящая загадка памяти. www.russ.ru/perevod/20040830.html

[12] Правда.Ру

[13] Меграбян А.А. Деперсонализация. Ереван, Армянское изд-во, 1962.

[14] Фрейд З. Толкование сновидений. http://www.neuroleptic.ru/books/freud-son-01.php

[15] Там же.

[16] Меграбян А.А. Деперсонализация. Ереван, 1962.

Курган А.А.,

E-mail адреса автора:
antinomos@sibmail.com, antinom@yandex.ru

См. также
  1. Курган А.А. Тайна феномена дежа вю: опыт феноменологического анализа
  2. Курган А.А. Время как Идея: от Декарта к Хайдеггеру (Историко-философское введение в диалектику времени)