ENG
         

Курган Андрей Андреевич - кандидат философских наук, преподаватель социальных дисциплин. Томск

Публикации
  1. + Тайна феномена дежа вю: опыт феноменологического анализа

    В данном исследовании речь пойдет о феномене называемом «дежа вю». Он открыт не так давно, но наверно каждый взрослый человек имеет о нем какое-то представление, и на вопрос: переживали ли Вы «дежа вю»? — ответит положительно. Допустим, Вы оказались в неизвестном Вам месте, в котором до этого ни разу не были. Вы рассматриваете здесь какие-то предметы, дома, людей. И вдруг, в какое-то мгновение вы замечаете, что здесь уже были, уже видели этот дом, улицу. Но вы точно знаете, что находитесь в этом месте впервые. Так может вы видели его по телевизору, на открытке, на фотографии, или оно вам снилось? Это состояние длилось с вами всего какое-то мгновение, но вам показалось, что это мгновение вы уже переживали. Описанная ситуация и получила французское название «дежа вю», что означает буквально «уже виденное». По сути, эта книга состоит из двух частей. Первая — презентативная, где рассматривается обыденный опыт «дежа вю» и психологические его трактовки. Здесь мы лишь знакомимся с данным явлением, и анализируем то, что может нам положительного сказать о нем обыденный эмпирический опыт. Вторая же часть содержит философское рассмотрение времени и на его основе выстраивается философская концепция «дежа вю». Таким образом, мы рассматриваем «дежа вю» на двух уровнях: психологическом и философском. Сама природа феномена призывает нас объединить эти два подхода. Ибо первый подход вообще вносит ясность в предмет нашего разговора, выявляет его особенности и условия, в каких он нам является. Тем самым здесь формулируется ряд проблем связанных с «дежа вю», на которые до сих пор никто не ответил исчерпывающе. Второй же подход призван решить эти проблемы и компенсировать недостатки первого.

  2. +Время как Идея: от Декарта к Хайдеггеру (Историко-философское введение в диалектику времени)[недоступно]

    Доказательство бытия Бога Декартом, сделанное им в трактате «Размышления над первой философией» имело ряд существенных последствий для всей последующей истории мысли. Хайдеггер обратил пристальное внимание на проводимое в этом трактате разделение двух субстанций: мыслящей и протяженной. Это разделение обусловило развитие и последующее становление науки и техники. Но еще более существенным было здесь доказательство бытия Бога от идеи Бога в уме человека, которое привело к абсолютному идеализму Гегеля, и через него к темпоральному повороту. Как это произошло, мы и хотели бы здесь рассмотреть. Воспроизведем доказательство Декарта. Анализируя то, какие идеи в уме могли быть приобретены из опыта, а какие врождены, Декарт приходит к выводу, что только идея Бога не могла быть мной выдумана или почерпнута из опыта: «Итак, остается одна идея Бога, относительно которой надо рассмотреть, не может ли здесь что-либо исходить от меня самого. Под словом «Бог» я понимаю некую бесконечную субстанцию, независимую, в высшей степени разумную, всемогущую, сотворившую как меня самого, так и все прочее, что существует, — если оно существует. Несомненно, перечисленные совершенства таковы, что по мере тщательного их рассмотрения мне представляется все менее возможным, чтобы они исходили от меня одного. Таким образом, следует сделать вывод от противного, что Бог необходимо существует. Ведь хотя некая идея субстанции присутствует во мне по той самой причине, что и сам я — субстанция, тем не менее, у меня не может быть идеи бесконечной субстанции в силу того, что сам я конечен, — разве только идея эта будет исходить от какой-либо воистину бесконечной субстанции. Я не должен считать, будто я не воспринимаю бесконечное с помощью истинной идеи, а воспринимаю его лишь путем отрицания конечного — как я воспринимаю покой и тьму через отрицание движения и света; ибо, напротив, я отчетливо понимаю, что в бесконечной субстанции содержится больше реальности, чем в конечной, и потому во мне некоторым образом более первично восприятие бесконечного, нежели конечного, или, иначе говоря, мое восприятие Бога более первично, нежели восприятие самого себя. Да и каким же образом мог бы я понимать, что я сомневаюсь, желаю, т. е. что мне чего-то недостает и что я не вполне совершенен, если бы у меня не было никакой идеи более совершенного существа, в сравнении с которым я познавал бы собственные несовершенства?».

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.philosophy.ru/portal/forum/?Subdiv_ID=19&Topic_ID=5
    http://antinom.narod.ru/time.html