ENG
         
hpsy.ru/

../../Тайна феномена дежа вю: опыт феноменологического анализа

Я вопрошал и исследовал самого себя.

Гераклит

Оглавление

Введение

Глава первая. Явление дежа вю [1]

Характерные черты дежа вю на основе свидетельств
Предварительное определение дежа вю
История изучения феномена дежа вю
Дежа вю и сон
Структура и виды дежа вю

Мгновенное дежа вю
Длящееся дежа вю
Мнемоническое дежа вю

Проблема времени в дежа вю

Глава вторая. Время дежа вю [2]

Экзистенциальная концепция времени
Структура времени в дежа вю
Идеальный тип сознания-дежа-вю
Фактическая причина дежа вю

Глава третья. Происхождение дежа вю [3]

Первобытное сознание сквозь призму дежа вю

Синкретизм
Размытая индивидуальность
Цельность переживания
Сон
Память
Время

Дежа вю в мифологии
Смысл дежа вю

Заключение

Приложение 1. Свидетельства дежа вю [4]

Литература [5]



Предисловие к Интернет публикации

Первоначально данный текст задумывался для книжной публикации. Но работа с издательством достаточно медлительна и инертна, а интерес к анализируемому феномену столь высок, что автор решил обнародовать текст самостоятельно. Несмотря на то, что первая публикация автора на эту тему произошла уже достаточно давно («Опыт феноменологии»дежа вю«// Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований: Материалы региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2006. С. 180-185.), до широкой публики книга дошла лишь сейчас.

Отличие данного варианта текста от бумажного незначительно. Здесь исключена лишь вспомогательная глава, где эксплицировалась история понимания времени в античности. Основное развитие мысли, касающееся дежа вю, сохранено без изменений. К тому же, свидетельства дежа вю, с которых начинался бумажный вариант книги, теперь, для удобства знакомых с дежа вю читателей, помещены в конце книги в приложении, и к ним можно обращаться по усмотрению читателя. Если же читатель не нуждается в знакомстве с опытом других, то может просто ознакомиться с анализом данных свидетельств.

Введение

В данном исследовании речь пойдет о феномене называемом»дежа вю«. Он открыт не так давно, но наверно каждый взрослый человек имеет о нем какое-то представление, и на вопрос: переживали ли Вы»дежа вю«? - ответит положительно. Допустим, Вы оказались в неизвестном Вам месте, в котором до этого ни разу не были. Вы рассматриваете здесь какие-то предметы, дома, людей. И вдруг, в какое-то мгновение вы замечаете, что здесь уже были, уже видели этот дом, улицу. Но вы точно знаете, что находитесь в этом месте впервые. Так может вы видели его по телевизору, на открытке, на фотографии, или оно вам снилось? Это состояние длилось с вами всего какое-то мгновение, но вам показалось, что это мгновение вы уже переживали. Описанная ситуация и получила французское название»дежа вю«, что означает буквально»уже виденное«.

По сути, эта книга состоит из двух частей. Первая - презентативная, где рассматривается обыденный опыт»дежа вю«и психологические его трактовки. Здесь мы лишь знакомимся с данным явлением, и анализируем то, что может нам положительного сказать о нем обыденный эмпирический опыт. Вторая же часть содержит философское рассмотрение времени и на его основе выстраивается философская концепция»дежа вю«. Таким образом, мы рассматриваем»дежа вю«на двух уровнях: психологическом и философском. Сама природа феномена призывает нас объединить эти два подхода. Ибо первый подход вообще вносит ясность в предмет нашего разговора, выявляет его особенности и условия, в каких он нам является. Тем самым здесь формулируется ряд проблем связанных с»дежа вю«, на которые до сих пор никто не ответил исчерпывающе. Второй же подход призван решить эти проблемы и компенсировать недостатки первого.

На протяжении всей работы, мы будем стараться избавиться от предрассудков и недоразумений, связанных с исследуемым феноменом. Мы должны будем, как можно яснее осветить сам феномен, не руководствуясь никакой предзаданной теорией и концепцией. Само дежа вю должно показать себя. Наша задача состоит лишь в том, чтобы точнее приглядываться к нему, не упуская ни одного существенного момента.

Название первой главы»Явление дежа вю«предполагает, что в ней мы познакомимся с тем, что известно под этим именем. Некоторый предмет или наше собственное состояние является нам так, что мы можем описать его, иначе о нем не следует и говорить. В первой части будет описано»дежа вю«(далее термин будет употребляться без кавычек, кроме специальных случаев). Но любое описание, предполагает определенное понимание того, что описывается. Даже говоря, что дежа вю - это переживание, мы уже как-то его характеризуем и определяем, встаем к нему на какую-то позицию, точку зрения, ведь»переживание" - это не какой-то внешний предмет, но это наше переживание, оно как-то касается сознания. Но пока мы не определим, что такое дежа вю, то не сможем понять, о чем идет речь, ведь под дежа вю понимают различные явления. В этой главе мы и собираемся описать дежа вю так, чтобы точно определить, что подразумевается под этим выражением. Поняв, о чем идет речь, можно будет сопоставить свое личное переживание с тем, что здесь означено как дежа вю, и решить, совпадают описания или нет. Однако описание дежа вю предполагает и выделение его существенных черт, что уже является в некоторой степени толкованием, и здесь мы уже не только будем описывать, но и поможем читателю понять, как происходит его собственное дежа вю и чем оно отличается от переживаний других людей. Ведь дежа вю - достаточно распространенное явление. Психологи утверждают, что 97% людей хотя бы раз в жизни испытывали это чувство. Будет важно также отграничить настоящее дежа вю от состояний, которые по недоразумению подпали под этот термин. А раз мы отделяем дежа вю от других состояний, то мы и выделяем некоторые существенные признаки, которые сопутствуют каждому переживанию дежа вю, иначе оно бы таковым не являлось, и невозможно было бы отделить его от других феноменов. От того, каковы эти существенные признаки и зависит дальнейшее исследование, ведь именно существенные признаки делают дежа вю тем, что оно есть, а значит и способны указать нам на смысл данного явления.

Курган А.А.,

E-mail адреса автора:
antinomos@sibmail.com, antinom@yandex.ru

См. также
  1. Обсуждение, вопросы, предложения и пожелания по данной публикации в LJ автора
  2. Курган А.А. Время как Идея: от Декарта к Хайдеггеру (Историко-философское введение в диалектику времени)