ENG
         
hpsy.ru/

../../Направленность личности как фундамент становления смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте

Проблема направленности является одной из важнейших в психологии формирования личности. Большой вклад в ее изучение внесла Л.И.Божович со своими сотрудниками - М.С.Неймарк, В.Э.Чудновским, Т.Е.Конниковой и другими, которые понимали под направленностью личности иерархическую структуру ее доминирующих мотивов.

Предметом нашего исследования является изучение развития направленности личности в юношеском возрасте. При этом мы исходим из того, что именно на данном возрастном этапе, когда формируется мировоззрение, происходит нравственное самоопределение. Под влиянием мировоззрения возникает достаточно устойчивая иерархическая структура мотивационной сферы старшего школьника. Принципиальное отличие внутренней позиции старшего школьника от внутренней позиции подростка - это обращенность в будущее, все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности. Выбор дальнейшего пути, профессиональное самоопределение являются для старших школьников главной жизненной задачей.

Проблема смысла жизни значима для юношеского возраста, когда сама реальная действительность ставит человека перед необходимостью выбора дальнейшего жизненного пути. Смысложизненные ориентации возникают не на пустом месте, а их «созревание» подготавливается всем ходом предыдущего личностного развития. Это период формирования личностного фундамента смысла жизни. Полноценное формирование личности решающим образом зависит от того, какие именно мотивы, цели, ценности по своему содержанию стали ведущими, доминирующими.

Мы считаем актуальным выделить особый вид направленности - смысложизненную направленность личности. Это направленность личности, в которой ведущее место занимают мотивы поиска смысла собственной жизни, мотивы построения собственной судьбы, мотивы, ориентирующие не только на ближайшую перспективу, но и на отдаленные этапы жизни, охватывающие все жизненное пространство личности.

Экспериментальной базой исследования является Московский областной профессиональный колледж (г. Сергиев Посад). В исследовании приняли участие 128 человек. В том числе 61 учащийся 10-х классов гимназии № 5 (г. Сергиев Посад) и 67 учащихся колледжа.

По методике М.Рокича получены следующие данные.

Рассматривая принятые ценности-цели как нравственные ориентиры, можно выделить две принимаемые ценности-цели: здоровье и счастливую семейную жизнь. Процент выбора этих ценностей преобладает над другими. Здоровье как ценность занимает первое место. Счастливая семейная жизнь как ценность-цель занимает 2-3 места.

Общая тенденция отвергаемых ценностей-целей не носит столь абсолютного характера. Можно выделить несколько отвергаемых ценностей-целей. Они имеют различный процент отвержения у учащихся. К ним относятся: творчество (14-16,6 %), наличие хороших и верных друзей (7,5-19 %), свобода (9,2-19%), счастье других людей (11,8-12,2 %).

Рассматривая принимаемые ценности-средства необходимо отметить абсолютно принимаемую ценность-средство - воспитанность (3,8-4,0 %). Образованность как ценность-средство занимает 2-4 место. Аккуратность как ценность-средство занимает 2-5 места.

Среди отвергаемых ценностей-средств нужно отметить несколько ценностей-средств, которые имеют разный % отвержения. К ним относятся: высокие запросы (11,0-12,1 %),эффективность в делах (11,7 - 11,8 %), рационализм (10,2-17%). Данное исследование ценностей-целей и ценностей-средств может послужить точкой отсчета при изучении современного состояния нравственных ценностей у учащихся в юношеском возрасте.

По методике направленности Б.Басса результаты следующие.

У 50% испытуемых преобладает направленность на себя, которая проявляется в стремлении к личному первенству и престижу. В работе испытуемые видят возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других. У 33% испытуемых преобладает направленность на взаимодействие, на общение. Испытуемые стремятся поддерживать хорошие отношения с окружающими, они ориентированы на социальное одобрение, зависимы от группы. 17% испытуемых свойственна деловая направленность. Они стремятся сотрудничать с коллективом, добиваются определенных результатов в работе всей группы и способны отстаивать свое мнение в интересах общего дела.

Результаты анкеты «О смысле жизни».

Анкетирование показало, что 89% испытуемых не дифференцируют смысл жизни как понятие и смысл собственной жизни. И только 11% учащихся раскрывают содержание смысла жизни для себя. Большинство испытуемых понятие смысла жизни раскрывают в общем виде: «это цель, которую человек поставил перед собой», «ради чего или кого надо жить», «это когда ты живешь и делаешь добро».

43% испытуемых конкретизируют понятие смысла жизни, в котором выделенные смыслы определяются осознанием основных жизненных проблем: «Я и общество» (широкие социальные смыслы, 17%), «Я и мои близкие» (групповые смыслы, 14%), «Я - для себя» (индивидуальные смыслы, 14%), «Я и мои внутренние переживания» (эмоциональные смыслы, 6%). Примеры типичных конкретизации понятия смысла испытуемыми. «Стать человеком, который останется в истории»(2 курс). «Смысл жизни в любви, надо любить. Если ее нет, то смысл жизни теряется» (3 курс). «Смысл жизни заключается в том, чтобы стать достойным человеком, добиться уважения окружающих, добиться своей цели в жизни»(2 курс). «Иметь свой дом, любимого человека и детей» (2 курс). Анализируя понятие смысла жизни, испытуемые отмечают трудности его поиска и обретения. «Это то, к чему человек стремится на протяжении жизни и не всегда находит» (3 курс). «Найти то, ради чего стоит жить. И, к сожалению, это удается далеко не всем»(2 курс).

Среди факторов, которые влияют на становление смысла жизни, испытуемые выделяют собственный опыт - 63%, влияние сверстников - 31%, чтение художественной литературы - 29%, и на последнем месте оказались средства массовой информации - 11 %.

80% испытуемых отмечают, что у них произошли изменения в понимании смысла жизни в последнее время. «Я стала смотреть на мир уже другими глазами»(3 курс). «Сначала в детстве я считала, что смысл жизни -создание семьи, сейчас - карьера»(3 курс).

Проведенная работа показала, что существует определенное соотношение между направленностью личности и пониманием испытуемыми смысла жизни. В высказываниях учащихся о смысле жизни выступают разные виды направленности: направленность на сугубо личные интересы (карьера, собственный дом, семья), гуманистическая направленность (делать добро, прожить достойно). У отдельных испытуемых сам процесс поиска смысла жизни выступает как направленность личности («Найти то, ради чего стоит жить»).

Таким образом, первые экспериментальные данные дают основание утверждать, что существует особый вид направленности личности - смысложизненная направленность, в которой ведущее место занимают мотивы поиска смысла собственной жизни, построения собственной судьбы, мотивы, ориентирующие и на ближайшую перспективу, и на отдельное будущее, охватывающее все жизненное пространство личности.

Жукова И.Г.,

Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума. - Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова - 2006
Полностью материалы симпозиума будут опубликованы на сайтах симпозиума и Психологического института Российской академии образования