ENG
         
hpsy.ru/

../../Анализ психологической структуры деятельности как условие постижения подростками жизненных смыслов

Осмысленное отношение человека к деятельности - залог его успешного развития как в личностном, так и в профессиональном плане.

Воспитание прежде всего связано с построением развивающих форм деятельности, а также организацией отношений и взаимоотношений между всеми его участниками.

Подросток открыт освоению самых разных видов деятельности, если его удовлетворя­ют при этом складывающиеся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, если он чув­ствует себя принятым и признанным окружающими.

Базовым и центрирующим психологическим механизмом гармоничного развития ре­бенка в его взаимодействии с миром сверстников, взрослых и обществом в целом выступает, с нашей точки зрения, личностное достоинство. Его психологическая основа начинает фор­мироваться с первых дней жизни ребенка, когда он ощущает себя своеобразным центром ок­ружающего мира. В ощущениях, вызываемых заботой и вниманием окружающих, заклады­вается основа нравственной самооценки ребенка, отношение к себе как безусловной ценно­сти. В дальнейшем на это первичное отношение к себе начинают накладываться всякого рода «стоимостные» оценки, сформировавшиеся в семье и в культуре общества. Взрослые начи­нают оценивать ребенка с точки зрения успешности освоения им какой-либо деятельности, соответствия его поведения моральным нормам и пр. При этом, формируя моральную само­оценку ребенка, взрослые могут не замечать, как взаимодействуют в его душе потребность в сохранении отношения к себе как к безусловной ценности и «стоимостные» оценки социума. Воспитательная задача - создание таких условий, когда мотивация достижения (безусловно мощный двигатель освоения деятельности) не вступает в противоречия с потребностью ре­бенка в поддержании на оптимальном уровне его личностного достоинства. В подростковом возрасте эта задача становится особенно актуальной.

Нами разработана оригинальная методика личностного самоанализа. Это - логически выстроенная система занятий с подростками в форме психологического практикума. Занятия проходят в группах личностного роста, а в случае необходимости - индивидуально. Методи­ка позволяет выявить особенности осознания и восприятия подростками сущности понятия «достоинство человека». Осознание этого феномена в качестве смысложизненной проблемы связано с пониманием сущностных ипостасей человека. Первая часть занятий посвящена ос­мыслению самого понятия «человек», его сущностных и оценочных характеристик. Цель этих занятий - подвести подростка к пониманию значимости собственной жизни. Каждый из нас приходит в этот мир как уникальное, единственное в своем роде создание природы. По­этому важно изучать свои индивидуальные особенности, развивать свою индивидуальность и личностное достоинство. И вместе с тем нельзя забывать о том, что каждый из нас является еще и представителем рода человеческого. Осознание каждым человеком этой ответственной миссии - залог становления не только его личного, но и личностного достоинства.

Мы полагаем, что только на фоне такой актуализации ценностно-мотивационной сферы личности подростка можно приступать к анализу психологической структуры деятельности.

На конкретных примерах той или иной деятельности дети вместе с психологом учатся вычленять и анализировать такие составляющие, как цель, предмет, мотив, способ (метод), условия, результат, оценка. Начинается эта работа с анализа воспоминаний детей о том, как они воспринимают и переживают свой успех в деятельности и что происходит с ними в слу­чае неуспеха. В анализе важно проследить соотношение чувственного, эмоционального, ког­нитивного и волевого аспектов восприятия. Осмысливая общую картину психологических состояний, дети сами определяют, что роднит их с другими в переживании успеха либо не­успеха и в чем могут проявляться индивидуальные особенности.

Обсуждаются популярные сейчас лозунги. Например: «Стань лидером, стань успеш­ным!» Вопрос: «А зачем, с какой целью?» «Какие жизненные смыслы несет в себе лозунг: цель оправдывает средства, способы ее достижения?»

При обсуждении мотивов деятельности особое внимание уделяется потребности чело­века в самоутверждении: для подростка это актуально.

Очень важно сформировать у подростка понимание психологического результата дея­тельности, а также правильное понимание роли и функции оценки, ее значимости для разви­тия личности, и здесь важно научиться разводить оценку деятельности и оценку личности («Есть Дело и есть Я»). К сожалению, практика воспитания в семье, да и школьная жизнь подростка не способствуют развитию таких умений.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о сензитивности подростка освое­нию сложных смысложизненных понятий и проблем. Это помогает ему становиться субъек­том своего развития.

Лозоцева В.Н.,

Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума. - Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова - 2006
Полностью материалы симпозиума будут опубликованы на сайтах симпозиума и Психологического института Российской академии образования