Осмысленное отношение человека к деятельности - залог его успешного развития как в личностном, так и в профессиональном плане.
Воспитание прежде всего связано с построением развивающих форм деятельности, а также организацией отношений и взаимоотношений между всеми его участниками.
Подросток открыт освоению самых разных видов деятельности, если его удовлетворяют при этом складывающиеся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, если он чувствует себя принятым и признанным окружающими.
Базовым и центрирующим психологическим механизмом гармоничного развития ребенка в его взаимодействии с миром сверстников, взрослых и обществом в целом выступает, с нашей точки зрения, личностное достоинство. Его психологическая основа начинает формироваться с первых дней жизни ребенка, когда он ощущает себя своеобразным центром окружающего мира. В ощущениях, вызываемых заботой и вниманием окружающих, закладывается основа нравственной самооценки ребенка, отношение к себе как безусловной ценности. В дальнейшем на это первичное отношение к себе начинают накладываться всякого рода «стоимостные» оценки, сформировавшиеся в семье и в культуре общества. Взрослые начинают оценивать ребенка с точки зрения успешности освоения им какой-либо деятельности, соответствия его поведения моральным нормам и пр. При этом, формируя моральную самооценку ребенка, взрослые могут не замечать, как взаимодействуют в его душе потребность в сохранении отношения к себе как к безусловной ценности и «стоимостные» оценки социума. Воспитательная задача - создание таких условий, когда мотивация достижения (безусловно мощный двигатель освоения деятельности) не вступает в противоречия с потребностью ребенка в поддержании на оптимальном уровне его личностного достоинства. В подростковом возрасте эта задача становится особенно актуальной.
Нами разработана оригинальная методика личностного самоанализа. Это - логически выстроенная система занятий с подростками в форме психологического практикума. Занятия проходят в группах личностного роста, а в случае необходимости - индивидуально. Методика позволяет выявить особенности осознания и восприятия подростками сущности понятия «достоинство человека». Осознание этого феномена в качестве смысложизненной проблемы связано с пониманием сущностных ипостасей человека. Первая часть занятий посвящена осмыслению самого понятия «человек», его сущностных и оценочных характеристик. Цель этих занятий - подвести подростка к пониманию значимости собственной жизни. Каждый из нас приходит в этот мир как уникальное, единственное в своем роде создание природы. Поэтому важно изучать свои индивидуальные особенности, развивать свою индивидуальность и личностное достоинство. И вместе с тем нельзя забывать о том, что каждый из нас является еще и представителем рода человеческого. Осознание каждым человеком этой ответственной миссии - залог становления не только его личного, но и личностного достоинства.
Мы полагаем, что только на фоне такой актуализации ценностно-мотивационной сферы личности подростка можно приступать к анализу психологической структуры деятельности.
На конкретных примерах той или иной деятельности дети вместе с психологом учатся вычленять и анализировать такие составляющие, как цель, предмет, мотив, способ (метод), условия, результат, оценка. Начинается эта работа с анализа воспоминаний детей о том, как они воспринимают и переживают свой успех в деятельности и что происходит с ними в случае неуспеха. В анализе важно проследить соотношение чувственного, эмоционального, когнитивного и волевого аспектов восприятия. Осмысливая общую картину психологических состояний, дети сами определяют, что роднит их с другими в переживании успеха либо неуспеха и в чем могут проявляться индивидуальные особенности.
Обсуждаются популярные сейчас лозунги. Например: «Стань лидером, стань успешным!» Вопрос: «А зачем, с какой целью?» «Какие жизненные смыслы несет в себе лозунг: цель оправдывает средства, способы ее достижения?»
При обсуждении мотивов деятельности особое внимание уделяется потребности человека в самоутверждении: для подростка это актуально.
Очень важно сформировать у подростка понимание психологического результата деятельности, а также правильное понимание роли и функции оценки, ее значимости для развития личности, и здесь важно научиться разводить оценку деятельности и оценку личности («Есть Дело и есть Я»). К сожалению, практика воспитания в семье, да и школьная жизнь подростка не способствуют развитию таких умений.
Результаты нашего исследования свидетельствуют о сензитивности подростка освоению сложных смысложизненных понятий и проблем. Это помогает ему становиться субъектом своего развития.
Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI
симпозиума. - Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова - 2006
Полностью материалы симпозиума будут опубликованы на сайтах
симпозиума и Психологического института Российской
академии образования