-
+
-
Анализ психологической структуры деятельности как условие постижения подростками жизненных смыслов
Базовым и центрирующим психологическим механизмом гармоничного развития ребенка в его взаимодействии с миром сверстников, взрослых и обществом в целом выступает, с нашей точки зрения, личностное достоинство. Его психологическая основа начинает формироваться с первых дней жизни ребенка, когда он ощущает себя своеобразным центром окружающего мира. В ощущениях, вызываемых заботой и вниманием окружающих, закладывается основа нравственной самооценки ребенка, отношение к себе как безусловной ценности. В дальнейшем на это первичное отношение к себе начинают накладываться всякого рода «стоимостные» оценки, сформировавшиеся в семье и в культуре общества. Взрослые начинают оценивать ребенка с точки зрения успешности освоения им какой-либо деятельности, соответствия его поведения моральным нормам и пр. При этом, формируя моральную самооценку ребенка, взрослые могут не замечать, как взаимодействуют в его душе потребность в сохранении отношения к себе как к безусловной ценности и «стоимостные» оценки социума. Воспитательная задача — создание таких условий, когда мотивация достижения (безусловно мощный двигатель освоения деятельности) не вступает в противоречия с потребностью ребенка в поддержании на оптимальном уровне его личностного достоинства. В подростковом возрасте эта задача становится особенно актуальной.