Настоящий учитель во все времена старался сохранить неповторимость своей личности, ведь профессия педагога - это неустанный труд души.
Деятельность профессионала включает в себя и компоненты научной компетентности, и проявление добродетелей. Учитель-профессионал, выполняющий долг добровольно и осознанно, в отличие от учителя - транслятора знаний, механически исполняющего обязанности, осваивает реальность морально-этического знания и отстаивает ценность своей профессии.
Это альтернативные стратегии профессиональной жизнедеятельности педагогов, обусловливающие разные модели педагогического труда, существенно различающиеся по эффективности и по своей психологической сущности.
Сдерживание профессионального роста учителя, ведущее (и приводящее) к стадии профессиональной стагнации, продуцируется моделью адаптивного поведения учителя, в основе которой лежит внешняя детерминация, подчинение внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий, норм.
Предупреждение (или преодоление) сравнительно быстро наступающей профессиональной стагнации обеспечивает альтернативная модель - модель профессионального развития учителя, где фактором развития педагога является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации.
Выделение стадий профессионального развития учителя (самоопределения, самовыражения, самореализации) - это не просто результат условного членения непрерывного процесса профессионального эволюционирования, а прежде всего смена режима профессиональной жизнедеятельности, переход в режим саморазвития.
Изменение механизма профессиональной жизнедеятельности учителя связано с его способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики, за пределы своего «эмпирического Я», увидеть процесс своего труда в целом и осознать смысл собственной жизни, общественную ценность своей личности. Расширение рамок осознания самого себя, своего места в жизни, своей миссии обусловлено высоким уровнем ценностно-смыслового отношения учителя к своей профессии как к чрезвычайно значимой жизненной ценности, как к способу самореализации, дающему возможность осуществить, «выполнить» себя, удовлетворить потребность во всестороннем развитии личности, т.е. потребность реализовать собственное «творческое Я».
Вместе с тем, процесс поиска учителем смысла собственной жизни не является чем-то особым, отдельным от его повседневных дел, забот, радостей и огорчений. Этот процесс пронизывает все многомерное пространство педагогического труда, как бы освещает его особым светом, позволяет глубже и объективнее оценить свои профессиональные успехи и неудачи, а также достижения и ошибки своих учеников. Добрые и полезные дела, совершаемые учителем ежедневно и ежечасно в деятельности (содействуя развитию творческого потенциала учащихся), в общении (приобщая учащихся человеческой культуре, к высшим духовным ценностям), в личностном развитии (собственной личностью создавая у учащихся «фундамент», на котором будет осуществляться поиск и обретение смысла жизни каждым из них) - дают учителю ощущение полноты и насыщенности жизни, наполняют повседневную жизнь, повседневную педагогическую практику реальным смыслом.
Но смысл жизни осознается учителем не только непосредственно «в рамках» сегодняшней ситуации, но и с точки зрения его дальнейшей линии жизни. Учитель, пытаясь ответить на вопрос о подлинном смысле собственной жизни, не может не задумываться о будущем своих воспитанников, и о том, в какой мере его повседневная профессиональная деятельность может положительно сказаться на их будущей жизни.
В поисках смысла жизни учитель обращается не только к настоящему и будущему, но и к своему профессиональному прошлому. Анализируя пройденный в профессии путь (даже если он еще небольшой) учитель радуется за успехи своих бывших учеников (учебные или профессиональные), за то, что они смогли реализовать свои способности и таланты и стали успешными, востребованными профессионалами и счастливыми людьми, за то, что нашли свое место и смысл жизни. Учитель испытывает удовольствие и удовлетворение итогами профессиональной деятельности и видит в этом смысл своей жизни.
То, что придает жизни смысл в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), в будущем (реализация своих профессиональных целей) и в прошлом (удовлетворенность результатами своего труда), дает педагогу осознание «единой линии» жизни и профессиональной деятельности.
Именно осознание этой «основной линии» жизни задает «вектор», «вертикальное измерение», конкретизирует и направляет процесс саморазвития и творческой самореализации учителя в профессии.
Таким образом, поиск смысла жизни и его обретение - систематизирующая характеристика жизнедеятельности педагога, дающая ему возможность осознать свою жизнь в целостности, всеединстве и полноте.
Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI
симпозиума. - Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова - 2006
Полностью материалы симпозиума будут опубликованы на сайтах
симпозиума и Психологического института Российской
академии образования