-
+
-
Поиск смысла жизни в многомерном пространстве – времени педагогического труда
Учитель-профессионал, выполняющий долг добровольно и осознанно, в отличие от учителя — транслятора знаний, механически исполняющего обязанности, осваивает реальность морально-этического знания и отстаивает ценность своей профессии. Это альтернативные стратегии профессиональной жизнедеятельности педагогов, обусловливающие разные модели педагогического труда, существенно различающиеся по эффективности и по своей психологической сущности. Сдерживание профессионального роста учителя, ведущее (и приводящее) к стадии профессиональной стагнации, продуцируется моделью адаптивного поведения учителя, в основе которой лежит внешняя детерминация, подчинение внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий, норм. Предупреждение (или преодоление) сравнительно быстро наступающей профессиональной стагнации обеспечивает альтернативная модель — модель профессионального развития учителя, где фактором развития педагога является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации.