ENG
         
hpsy.ru/

../../К вопросу об интеграции подходов к категории возрастного кризиса развития

В настоящее время, в связи с демократизацией российского общества и переходом к рыночной экономике, актуально изучение взрослой личности, адаптирующейся к новым социально-экономическим условиям, несущей в себе потенциал здорового развития общества. В этой связи необходимо создание научной основы моделирования и прогнозирования развития личности. Немаловажное место здесь занимает изучение переходных этапов и кризисных периодов развития личности. Констатируем прежде всего, что переходные этапы в развитии личности обусловлены критической ситуацией развития. Очевидно, что критическая ситуация - это взаимодействие противоположных сил, и если некоторое исследование констатирует ее, то возникает необходимость ответить на три основных вопроса: 1) столкновение каких сил провоцирует критическую ситуацию; 2) где локализуются эти силы; 3) какова динамика развития критической ситуации.

Статья опубикована в сборнике «Сибирская психологии сегодня». Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

Сборник статей представляет собой итог работы в рамках «Программы поддержки кафедр» Мегапроекта «Развитие образования в России» Института «Открытое Общество» (фонд Сороса) и аккумулирует идеи, рожденные в совместных конференциях, семинарах, круглых столах с психологами - участниками «Программы поддержки кафедр».

Публикация осуществляется по согласованию с редколлегией и составителями сборников.

Оригинал публикации на портале Социально психологического факультета Кемеровского государственного университета.
По вопросам приобретения сборника обращаться: Серый Андрей Викторович (mail: spf@kemsu.ru).

Для большинства теоретиков характерен психосоциальный подход к рассмотрению критической ситуации развития. При этом одна из противоборствующих сил расположена в человеке, а другая - в социуме, то есть возникает система «индивид-социум». При обязательном наличии переходных периодов, теории, изучающие личность в непрерывном конфликте, не раскрывают существенные особенности развития, поэтому есть смысл их не рассматривать, тем более что для теоретиков такого подхода не характерно решение вопросов периодизации и моделирования развития взрослой личности (З. Фрейд, например, ограничил все развитие взрослой личности одним, генитальным, периодом).

Более интересными представляются подходы, соответствующие пунктирному развитию личности (К. Мюррей, Э. Эриксон, Г. Салливан), в которых допускается наличие как конфликтных, так и бесконфликтных периодов в развитии личности. Позиция Э. Эриксона представлена в периодизации жизненного цикла человека. Он находит свойства успешно развивающегося человека в характеристиках зрелой личности, которая формируется с учетом предыдущих стадий жизни. Зрелость личности понимается как ее идентичность. Это понятие включает в себя проявление психического здоровья человека, принимаемый человеком образ самого себя и соответствующую окружающему миру форму поведения. Э. Эриксон выдвигает положение о том, что в самой природе человека существует потребность в психосоциальной идентичности. Идентификация есть интегративный центр личности, определяющий ее целостность, систему ценностей, социальную роль, идеалы, жизненные планы индивида, его способности и потребности. Через него человек осознает и оценивает свою психосоматическую организацию, выбирает механизмы психологической защиты, формирует самоконтроль. Общество диктует человеку особый стиль, способ синтеза своих переживаний и способ общения с самим собой. Зрелая личность обладает индивидуальностью, самостоятельностью, своеобразием, смелостью быть отличным от других. Нормы общества, с учетом конкретных экономико-культурных условий, передаются через воспитание. Свою концепцию развития личности Э. Эриксон рассматривает как вариант эпигенетического учения о развитии, поддерживает идею о последовательном формировании психологических новообразований, каждое из которых в определенный момент становится центром психической жизни и поведения человека. Э. Эриксон выделяет 8 стадий развития личности, на каждой из которых возникает новый конфликт, который влияет на появление новых качеств личности, дает материал для возрастания силы личности, при благоприятном его разрешении, а при деструктивном выборе - становится источником слабости личности.

В идеологически близком к предыдущему подходе К. Мюррея подчеркивается, что в бесконфликтный период развития поступки личности отражают те потребности, которые не идут вразрез с жизнью в обществе и не противостоят по-детски жесткому суперэго. В этот период личность планирует и осуществляет поведение за счет когнитивных и поведенческих реакций, то есть за счет рационального мышления и точного восприятия. При изучении развития взрослой личности небезынтересно выделение К. Мюрреем потребности в деятельности (которая, в свою очередь, включает потребность в процессе и потребность в методе) и потребности в результате. Соотношение между этими двумя потребностями впоследствии должно учитываться нами при рассмотрении переходных периодов юности и ранней взрослости. Для разрешения критической ситуации подросткового возраста необходимо учитывать потребность членства, то есть потребность стать и оставаться принятой, уважаемой, отдельной и интегрированной частью близкой по духу функционирующей группы. Таким образом, в теории К. Мюррея в переходные периоды, которые автор называет периодами депривации, нарастает напряжение некоторой потребности. В стабильные периоды развития наблюдается насыщение потребности и ослабление ее напряжения. Кроме вышеописанных, интересно отметить подходы, выделяющие часть сферы эго, свободную от конфликтов (Хартман, Крис, Ловенштейн).

Как психосоциальную рассматривает критическую ситуацию развития Г.Салливан. Он считает, что человек стремится, с одной стороны, к удовлетворению потребностей, а с другой - к защищенности. Внутренний конфликт при этом может быть разрешен в процессе самодинамизма, который возникает на подсознательном уровне из отраженных оценок, и основная задача которого - поддержание чувства безопасности. Таким образом, многие теоретики психоанализа широко рассматривают возможность пунктирного развития личности, допуская наличие как конфликтных, так и бесконфликтных периодов.

Ряд западных теоретиков (О. Ранк, А. Ангьял) считают, что силы, участвующие в разрешении критической ситуации, находятся внутри человека и являются обязательной частью его личности. При этом социальная среда может способствовать возникновению конфликта, утяжелять его, однако суть возникновения конфликта кроется в особенностях развития личности самого человека. Подобные теории раскрывают так называемую интропсихическую модель конфликта и трактуют возможности личности более широко.

На основе проведенного выше обзора теорий можно выделить следующие их особенности:

- допущение наличия критической ситуации при выделении противоположных сил, участвующих в ней, локализации этих сил в системе координат «индивид-общество» и локализации критической ситуации во времени на границе перехода от одной стадии развития к другой;

- возможность оптимального разрешения критической ситуации развития с помощью компромисса между противоположными силами;

- использование психологических защит для успешного разрешения критической ситуации. При этом на каждом возрастном этапе обычно выделяются свои зрелые защиты, которые адаптируют личность, не решая задачу реализации ее внутренних потенциалов.

В отечественных теориях преобладает несколько иной взгляд на критическую ситуацию развития, чаще называемую кризисом развития. Ниже приводится анализ теоретических подходов к разрешению кризиса развития таких ученых, как Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков и других.

Культурная традиция нашего общества породила ощущение и реальное отношение к личности как активно реализующей себя в социуме единице. Поэтому в данных теориях не акцентируется внимание на использование защит и возможностей образования компромисса. Проанализируем, каким образом указанные теории отвечают на поставленные выше вопросы о противоположных силах конфликта, о локализации его в пространстве и времени.

Л.С. Выготским введен термин «социальная ситуация развития». По его мнению, среда для ребенка не является чередой внешних событий, но сам ребенок является частью социальной среды посредством наблюдения и отношения к происходящему. Отношение ребенка к среде и среды к ребенку взаимосвязаны, но среда и внутреннее отношение к ней ребенка не является сутью и порождением двух противоборствующих сил в конфликте. Л.С. Выготский находит критерий, подтверждающий единство человека и среды, и вводит понятие переживания как «единицу личности и среды, представленную в развитии». Через эту единицу сознания силы среды направляют развитие личности, и через нее же механизм кризиса отражает смену неактуальных потребностей и побуждений актуальными для развития, которые и являются противоположными силами в конфликте. В результате происходящей переоценки ценностей меняется качество переживания и, как следствие, отношение ребенка к среде. Кризис имеет место всегда, во всяком нормально текущем детском развитии. Л.С. Выготский считал кризисы надежным основанием для построения периодизации личности ребенка, так как, вследствие кризиса, изменяются основные особенности ребенка, причем характер изменений катастрофический, революционный. По его мнению, можно выделить следующие особенности кризиса:

- трудноопределимый момент возникновения;

- болезненные, мучительные переживания на внутреннем плане, при этом внешние условия могут определять частный характер протекания кризиса, но запуск механизма кризиса зависит от внутренней логики процесса развития;

- негативность характера развития, преобладание процессов отмирания, свертывания и в то же время зарождение новых качественных черт личности.

Л.С. Выготский вводит термин «новообразования», которые формируются на каждом этапе развития. Новообразования кризисных периодов впоследствии претерпевают изменения и не входят в качестве необходимого слагаемого в интегральную структуру будущей личности. Они сохраняются в скрытой форме и частично входят в состав новообразований стабильного периода, причем всякий неяркий в проявлениях критический период приводит к осложнениям в последующем развитии. В развитии каждого критического периода наблюдаются три фазы - предкритическая, критическая и посткритическая. Таким образом, в теории Л.С. Выготского дается глубокий анализ структуры кризиса, механизмов его функционирования, указывается на направляющее влияние культурного контекста и подчеркивается активность личности в переживании критической ситуации.

В.И. Слободчиков предположил, что предельно общим понятием, из которого можно развернуть теорию стадий психического развития, является понятие человеческой общности, внутри которой формируются многообразные способности человека, позволяющие ему входить в различные общности (приобщаться к существующим формам культуры) и выходить из них (индивидуализироваться и самому творить новые формы), то есть быть самобытным. Основу описанной концепции составляет представление Л.С.Выготского об интерпсихическом этапе каждой высшей психической функции. В этом плане общности людей осмыслены как каналы, связывающие человека с теми пластами культуры, в которых данные способности опредмечены. Если человек не попадает в определенную общность, то у него не складывается или травмируется какой-то орган, связывающий его с миром людей, с культурой, а потому не складываются и соответствующие способности. Периодизация В.И. Слободчикова представляет собой своеобразную карту человеческих общностей, внутри которых могут быть достигнуты различные уровни развития всех психических функций. Начало каждого нового цикла ознаменовано сменой ценностно-смысловых ориентиров в кризисе развития. Развитие рассматривается как циклический процесс, в котором чередуются и сосуществуют процессы социализации (расширение сферы взаимодействия с миром, обществом) и индивидуализации (дифференцировка этого взаимодействия).

При изучении взрослой личности ряд теоретиков выделяют категории самопознания, самореализации, саморазвития, причем допускается как наличие кризисов развития, так и возможность бескризисного перехода от одного периода развития к другому [8]. В этих подходах развитие человека рассматривается не как результат столкновения двух противоположных сил, а как действие одной, направляющей развитие, силы. По мнению К. Роджерса, например, такой силой является стремление человека к актуализации своего «Я», в результате чего формируется «конгруэнтная себе» личность. А. Адлер выделяет такую направляющую силу, как стремление к совершенству и, как следствие, формированию «активно-конструктивного» стиля жизнедеятельности. По мнению У. Олпорта, человек стремится к проприативному функционированию (выражению «Я»). Все вышеперечисленные концепции предполагают активную позицию взрослой личности, ее стремление к самореализации, раскрывают возможные внутренние механизмы развития, но в них не ставится задача возрастной периодизации развития. По нашему мнению, для создания возрастной периодизации необходима категория кризиса, разделяющего предыдущие и последующие этапы развития. В силу ярких особенностей, лежащих в его основе, противоречий, формирующихся новообразований, наличие кризиса может быть эмпирически проверено.

Наиболее близки к теории самореализации подходы В.И. Слободчикова и Э.Эриксона, включающие категорию кризиса, дающие четкую периодизацию возрастного развития (в том числе взрослой личности), и при этом рассматривающие эту личность в активном саморазвитии. Поэтому в дальнейшем локализация кризисов во времени будет определяться с учетом изложенных ими концепций.

Помимо вышеперечисленных предпринимаются попытки создания моделей развития личности, учитывающих наличие кризисов развития, с психофизиологических позиций. Ниже описывается психофизиологическая модель, в той или иной степени согласующаяся со всеми изложенными подходами (Гольдшмидт Е.С.). В основе модели лежит понятие цикла, в котором чередуются активность правого полушария мозга (ПП-фаза) и левого полушария (ЛП-фаза). В первой фазе происходит интуитивно-эмоциональное взаимодействие с миром («Я и мир» по модели Эльконина-Фельдштейна-Слободчикова), формирование опыта. Следующая фаза соответствует целенаправленной деятельности и активному применению опыта предыдущей фазы («Я в мире»). Как правило, ПП- и ЛП-фаза соотносятся как 1:1,5-2.

При формировании периодизации кризисов развития следует учитывать, что 1) кризис проявляется при переходе к следующему циклу развития с исчерпанием предыдущего на этапе индивидуализации ЛП-фазы; 2) циклы разного масштаба входят друг в друга (меньшие формируют большие), что отражается в неравноценности кризисов; 3) опорными точками, синхронизирующими проявления кризисов, являются этапы биологической перестройки (рождение, кризисы роста, половое созревание и т.д.) и этапы освоения социально-психологического пространства (освоение языка, кризис трех лет, кризис подросткового периода, кризис смысла жизни и т.д.).

Необходимо учитывать, что в стабильной культуре, в конкретных условиях формируется некий стереотип развития, которому может не соответствовать стереотип других культур. На конец XX в., для культуры типа европейской, можно дать условно следующую периодизацию:

Рис.1. Психофизиологическая модель развития личности.

На рис. 1 кривая (а) показывает общее развитие психофизического потенциала, кривая (б) выделяет три основных периода - биологический, социальный (психологический) и духовный, кривая (в) отражает основные деятельностные фазы на кривой (б), а кривая (г) отражает фазы восприятия на кривой (в). Особое значение имеют точки пересечения кривыми «оси жизни»: чем больше их уходит вниз, в ПП-фазу, тем тяжелее кризис. Таким образом, самыми тяжелыми являются кризис рождения и кризис сорока лет. Важно отметить принципиальное сходство кризисов, определяемое сходными комбинациями кривых, обычно через период. Кроме этого, временные отметки периодов после 20-40 лет у разных людей сильно различаются вплоть до выпадения периодов.

Переход от одной фазы к другой сопровождается стрессовыми ситуациями. Необходимо учитывать, что ПП-фаза связана с формированием системы отношений, ценностей, ориентаций и может быть условно названа потребностной. В ПП-фазе преобладает эмоциональность и склонность к отрицательным эмоциям и депрессиям. ЛП-фаза характеризуется преобладанием инструментальной деятельности, направленной на удовлетворение сформированной в ПП-фазе системы потребностей. ЛП-фаза характеризуется преобладанием положительных эмоций и удовлетворенностью результатами деятельности [2]. Переходный период от ПП- к ЛП-фазе в норме совершается спокойно как проявление способности к действию, к принятию решения, к принятию ответственности на себя. В этой ситуации возможна задержка из-за отсутствия во внешней среде объективных условий для деятельности или внутренних возможностей у человека, что сопровождается депрессивными проявлениями. Переход от ЛП- к ПП-фазе происходит из-за противоречия между потребностями, изменившимися в условиях деятельности и под ее влиянием, и самой деятельностью, уже не соответствующей ситуации. Это противоречие обычно требует перехода к новому восприятию, новым отношениям и протекает в виде кризиса. Если человек противостоит изменениям, то могут развиваться полномасштабные кризисы, вследствие неразрешимости которых во второй половине жизни развивается социальная, личностная, биологическая, психологическая деградация. Выход из кризиса требует от взрослой личности переоценки ценностей, целей, отношений через расширение своего психического пространства, мировосприятия, через снятие противоречий на новом уровне.

Изучение кризисов взрослой личности, сопоставление этих кризисов с более ранними [3] в той или иной мере опирается на вышеперечисленные подходы к разрешению критической ситуации. Рассмотрим в этой связи два кризиса, ограничивающие возраст ранней взрослости: 1) переход от юности к ранней взрослости (17 лет); 2) переход от ранней взрослости к средней взрослости (30-32 года). Отметим, что существует предположение о внутренней связи кризиса юности и кризиса ранней взрослости [13].

Переходный период к юности называется периодом самоопределения. В этот период самоопределение есть саморазвитие, которое на внутреннем плане включает в себя самопознание, а на внешнем - самореализацию [6]. Самопознание в переходный период юности представляет собой присвоение определенных ценностей и их осознание как своих собственных. Оно является процессом активного осмысления. Самореализация - активный жизненный поиск, который заключается в возможности апробации различных социальных ролей, включенности в различные общности. Процесс самоопределения, таким образом, предшествует переходу юного человека в первую «событийную общность» взрослости, которая представляет собой воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей. Не противоречит этой точке зрения то, что кризис взрослости возникает в процессе разрыва личного и общечеловеческого смыслов жизни, вследствие чего предполагается возможность реализации своих внутренних потенциалов. Таким образом, для «раннего взрослого» вновь становится актуальным смысловое самоопределение, но основной задачей развития является обретение продуктивности (генеративности). Поэтому в самопознании (включающем ценностно-смысловую сферу) важно соотнесение принятых и проверенных в результате жизненного поиска ценностей и их будущее использование при достижении продуктивности. Человек пересматривает свою ценностно-смысловую сферу в результате необходимости жизненного выбора. Как указывает М.С. Яницкий, «наиболее значительные изменения в зрелом возрасте система ценностей претерпевает в периоды кризисов развития», и «характеризующиеся обращением к экзистенциальным вопросам кризисы развития приводят к переосмыслению жизненных целей, смене характера деятельности и межличностных взаимоотношений и, тем самым, к определенным трансформациям системы ценностей» [16, с.58]. Например, в нашем исследовании из 35 респондентов, сложно переживающих критическую ситуацию развития при переходе к средней взрослости, большинство отмечали отсутствие сложностей переходного периода юности [11]. Учитывая, что выбор профессии определяет будущую смысловую сферу личности, важно подчеркнуть, что этот выбор совершался респондентами несамостоятельно (на него оказали влияние родители, учитель, близкие друзья), то есть ценностно-смысловое содержание было принято некритично. При этом не было апробации социально-ролевого диапазона. В этом случае, при совершении смыслового выбора в критической ситуации ранней взрослости, данной категории людей неизвестны альтернативы и отсутствуют критерии сравнения этих альтернатив [9]. Ему необходимо самому конструировать эти альтернативы, прогнозировать возможную будущую реализацию, не имея опыта, который приобретается в процессе ролевой идентификации. Человеку в такой ситуации приходится совершать сложный экзистенциальный выбор. Если же в процессе перехода к юности самоопределение проходит позитивно, то процесс выбора представляется менее сложным. Тогда человек совершает ценностный выбор, а сами альтернативы ему понятны (нет необходимости менять ранее выбранную профессию и т.п.). Однако критерии для сравнения этих альтернатив не даны изначально. Человек ищет обоснование для их сопоставления, соотносит смысл каждой альтернативы со своими возможностями, делая таким образом смысловой или ценностный выбор с целью упорядочения своего внутреннего мира. Совершая ценностный или творческий выбор, человек переходит в следующую «событийную общность», которая предполагает, по мысли В.И. Слободчикова, «творчество в системе экзистенциальных ценностей».

В результате проведенного сравнительного анализа подтверждается зависимость успешного преодоления кризиса молодости от успешного преодоления противоречий кризиса юности. Кроме того, можно заключить, что:

- нормативные кризисы юности и молодости являются кризисами самоопределения;

- нормативный кризис юности, пережитый позитивно, создает условия для успешного решения переходного периода ранней взрослости и, в случае необходимости, обеспечивает внутренние предпосылки для построения новых альтернатив выбора;

- при позитивно пережитом переходе к юности личность «раннего взрослого» оказывается в ситуации ценностного выбора, что облегчает переживание критической ситуации перехода к взрослости (модель перехода); при негативно пережитом переходе к юности человек, переходя на ступень ранней взрослости, совершает экзистенциальный выбор, что усложняет переживание критической ситуации (модель кризиса).

Таким образом, существуют неоднозначные, но взаимодополняющие подходы к изучению кризисов. Однако объективное наличие момента перехода от одной стадии развития к другой позволяет искать основания для интеграции всех этих подходов на основе категории кризиса. Подобный интегральный подход открывает пространство новых возможностей и, соответственно, новое проблемное поле для формирования исследовательских задач.


Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  2. Брагина Н.И., Дорохова И.М. Функциональная асимметрия мозга. М.: Медицина, 1988.
  3. Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов. Автореф. дис. … док. психол. наук. М., 1999.
  4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984.199с.
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.
  6. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994, №4. - С.43-52.
  7. Гольдшмидт Е.С. Периодизация развития и динамика функциональной асимметрии: Методы психологии. Мат-лы II Всерос. науч. конф. Ростов-на-Дону, 1997. С.66-67.
  8. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000. 987 с.
  9. Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. -1995.- №1. С.97-110.
  10. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб: Речь, 2002. 538с.
  11. Медведева Е.А., Портнова А.Г. Исследование особенностей развития личности в переходный период к средней зрелости // Интегральная индивидуальность: теория и практика. Кемерово, 2000. С.113-117.
  12. Портнова А.Г. Методологические подходы к определению критериев психического развития // Сб. науч. трудов: Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово, 1995. Вып.3. С.13-26.
  13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. 415с.
  14. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
  15. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.
  16. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. 204с.

Гольдшмидт Е.С., Медведева Е.А., Портнова А.Г.,

Кемеровский государственный университет
Приводятся краткий анализ критических периодов с точки зрения различных психологических и психофизиологических подходов, сравнительное исследование двух конкретных возрастных кризисных периодов, предлагается интеграция указанных подходов на основе категории кризиса.
Ключевые слова: Переходные этапы развития, кризисные периоды развития, кризис юности, кризис ранней взрослости, творческий (экзистенциальный) выбор, ценностный (смысловой) выбор.

См. также