-
+
-
К вопросу об интеграции подходов к категории возрастного кризиса развития
В настоящее время, в связи с демократизацией российского общества и переходом к рыночной экономике, актуально изучение взрослой личности, адаптирующейся к новым социально-экономическим условиям, несущей в себе потенциал здорового развития общества. В этой связи необходимо создание научной основы моделирования и прогнозирования развития личности. Немаловажное место здесь занимает изучение переходных этапов и кризисных периодов развития личности. Констатируем прежде всего, что переходные этапы в развитии личности обусловлены критической ситуацией развития. Очевидно, что критическая ситуация — это взаимодействие противоположных сил, и если некоторое исследование констатирует ее, то возникает необходимость ответить на три основных вопроса: 1) столкновение каких сил провоцирует критическую ситуацию; 2) где локализуются эти силы; 3) какова динамика развития критической ситуации.
-
+
-
Отношение человека к смерти (религиозно-культурологический аспект)
И рождение, и смерть — естественные события индивидуального жизненного пути, но их эмоциональное воздействие и личное значение существенно различимы. Рождение нового человека часто предвкушают с приятным волнением и оптимизмом; думать же о смерти люди избегают и даже отрицают ее реальность [11]. Традиционно тема смерти является запретной, о ней предпочитают не говорить, объясняется это тем, что человек еще не разобрался в собственном отношении к смерти. Если разговор все же неизбежен, люди стараются прибегать к эвфемизмам, говоря об умершем человеке «он нас оставил» и т.д. Таким образом, избегая этой темы, человек лишь мешает себе выработать к ней реалистическое отношение. Только разобравшись в своем отношении к смерти, как считают К. Байер и Л. Шейнберг, человек способен правильно организовать собственную жизнь. Осознание феномена смерти отражается на всех жизненных планах личности.
-
+
-
Отцовство как структурно-динамический феномен
Процессы и закономерности акмеологического этапа онтогенеза не обделены вниманием исследователей. В психологии, педагогике, физиологии и психофизиологии, на стыке этих наук множество работ посвящено как раздельному, так и взаимосвязанному прогнозированию развития индивидуальности. Однако, несмотря на повсеместное декларирование гуманистического индивидуального подхода, попытки построения системы детерминации личностных изменений, способной всесторонне описать траекторию индивидуального и личностного развития мужчины, встречаются нечасто и характеризуются, как правило, внутренней противоречивостью. В современном обществе происходит ломка традиционной системы половой стратификации, которая приводит к изменению гендерных ролей, в том числе и родительских, и проблемы семьи как социального института и как социальной системы, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развитие личности ребенка и взрослого, социализирующей функции семьи становятся все более актуальными.