ENG
         
hpsy.ru/

../../Позитивные аспекты переживания бессмысленности среди молодых людей

Переживание пустоты, бессмысленности, отчаяния, неуверенности свойствено для нашего времени. Молодым людям (и не только молодым) трудно определиться и говорить о смысле их жизни. Для старого человека есть прошлое, есть богатый переживаниями опыт (источник смысла). Для молодого - всё в переди, много всего неизвестного, непережитого. И к тому же в наши дни выросли требования (социальные, культурные и т.д.) - трудно найти смысл, так как трудно ухватить и удержать быстро меняющееся настоящее. Каждый день жизнь задаёт нам новые вопросы, на которые нет (и не может быть) готового ответа, а «старые смыслы и ценности уже не помогают». Разделение на основании опыта молодых и людей старшего возраста, конечно, относительное, но в этот раз разговор будет об опыте молодёжи.

Как мы принимаем трудности? Принято трудные переживания списывать на неудачу, это то, от чего нужно избавиться и скорее забыть. Хотя авторы экзистенциальной психологии пишут, что важен всякий опыт, и очень ценны эти 'неудачи', принято избегать страданий, отчаяния или пустоты.

Нормально и удобно всё время ныть, обижаться и жаловаться на всё и на каждого, плавать в отчаянии и унынии, без действия, без ответственности. Но там где пустоты, там и симптомы, бег от свободы, бег в болезнь, в суицид, в депрессию. Когда пустота в человеке «звенит», то она «звенит» со словами: «обидел близкого», «поленился», «по пустякам поссорился», «попусту провёл ещё один день». И в этом я вижу возможности кризиса, позитивные аспекты бессмысленности, в тех «словах», услышанных в пустоте и в их понимании, осмыслении. Те, кто имели опыт переживания говорят: «Если бы не кризис, я бы не понял, что я делал не так, какие ошибки допускал в общении…» или «теперь я ценю своё время, хочу полно прожить каждый миг настоящего…»

Переживание бессмысленности можно определить состоянием скуки и апатии, чувством внутренней пустоты. В тоже время человек переживает кризис ценностей и смыслов. Часто переживание бессмысленности сопровождают усталость, тревога, пассивность или злость, суженные или потерянные интересы, отчуждение, отчаяние, неудовлетворённость собой, общением, работой, депрессивные состояния и другие проявления бессмысленности. Но когда человек задаётся вопросом о смысле жизни, неправильно было бы сказать, что он болеет. Появление самих вопросов и сомнений открывает поистине человеческое и важное - озабоченность духовной стороной бытия и осмыслением жизни (В.Франкл, 1973).

Бессмысленность - сложное переживание, в котором таятся как негативные, так и позитивные стороны. С первого взгляда, это трудный, болезненный, даже деструктивный опыт, который встряхивает важнейшие основы экзистенции человека, и сводит к нулю все его представления о себе и о мире, приводит к отчаянию. Но экзистенциальные авторы указывают, что в этом трудном переживании, как и в любом другом кризисе, можно найти и позитивные аспекты, предпосылки для значительных изменений в жизни человека и раскрытия новых возможностей бытия, раскрытия смысла для конкретного переживающего человека. Может так быть, что он начнет лучше слышать и прислушиватся к своей совести, к своей душе, и станет более искренним и ответственным. Можно говорить о смысле отчаяния, смысле тревоги и страдания, даже о смысле депрессии.

П.Тиллих (1999) пишет, что отчаяние - крайняя или пограничная ситуация, когда не видно никакого пути в будущее, а небытиё угрожает и торжествует. Эти крайние ситуации истинного отчаяния не бывают частыми, но перед ними человек может заново ощутить и понять каждодневные ситуации, пережить опыт целостности экзистенции. С.Кьеркегор (1993) отчаяние и тревогу видит как обязательные компоненты для духовности, веры, смысла и становления человека. Многие авторы соглашаются, что нужно отчаяться, чтобы человек менялся или захотел меняться.

Тревога в переживании бессмысленности может быть позитивным сигналом, который указывает на неосуществлённые возможности, потерянные или невидимые смыслы, побуждает глубже и шире посмотреть на собственый мир, свои поступки и переживания, быть ответственным за свою жизнь, поощряет принимать решения и меняться. Сама по себе тревога не является ни позитивной, ни негативной - она открывает человеку то, что реально есть: свободу, возможность небытия и одиночество. Тревога пробуждает совесть человека, и поэтому необходима для духовного существования (Кочюнас, 1999).

С поисками смысла и ситуацией экзистенциального кризиса тесно связаны и другие данности - это свобода, ответственность, время и конечность.

Любой кризис - это не только потери, но и возможность для открытий и изменений. Сильные поворотные переживания или кризис открывает человеку его свободу и ограничения в его отношениях с другими и с миром, помогает ощутить, как можно чувствовать и по-настоящему быть живым, показывает возможности, которыми он не решался до этого воспользоваться (Бьюдженталь, 1998). Бьюдженталь (1980) указывает, что переживание кризиса приносит не только страдания, тревогу, отчаяние, но имеет и исцеляющее воздействие. Оно помогает лучше познать подавленные потребности и чувства, расширить самосознание и воссоздать потерянную внутренюю гармонию.

В.Каст (1990) кризис видит как последнюю точку трансформации и изменений, когда появляются новые возможности научиться новым стратегиям поведения, заново пересмотреть и оценить старые трудности и ценности. Кризис - это всегда угроза, но это так же новые возможности и перемены.

По традиции вопросы смысла были обьектом, который интересовал философов. По сравнению с распространением бессмысленности, психологи и психотерапевты (и в экзистенциальной литературе) довольно мало уделяют внимания этой теме, и совсем мало пишут про позитивные стороны этого переживания. Конечно, нужно выделить работы психиатра В.Франкла и им созданную логотерапию как фундаментальную систему понимания проблемы бессмысленности и смысла жизни. Правда, в последние годы в журналах появились статьи, в которых авторы в разных измерениях рассматривают вопросы смысла и бессмысленности, а так же анализируют позитивные аспекты разных кризисных переживаний.

Феноменологический анализ позитивных аспектов переживания бессмысленности

Цель исследования: раскрыть и определить возможные позитивные аспекты переживания бессмысленности молодых людей.

Методика. В исследовании использован метод феноменологического анализа (Giorgi, 1985). Тексты об опыте собраны в полуструктурированном интервью с участниками исследования. Феноменологический анализ позитивных аспектов переживания бессмысленности сделан на основе первичных текстов опыта. Следуя указаниям, созданы индивидуальные определения опыта, а на их основе выделены субфеномены и сформулировано конечное общее определение позитивных аспектов переживания бессмысленности. В конечное общее определение попали только те субфеномены, которые были важны и выделены в опыте нескольких участников (4 или больше).

Участники. Всего в исследовании приняли участие 14 участников: 7 женщин и 7 мужщин, возраст которых был от 19 до 28 лет. Восемь из них имели высшее образование и во время исследования продолжали обучение на разных уровнях университетских студий. Образование 6 участников - неоконченное высшее, 5 из них студенты. Шесть участников по образованию психологи, 8 - других профессий.

Описание выделенных субфеноменов (позитивных аспектов переживания бессмысленности)

Каждый выделенный аспект дальше постараюсь представить примерами из опыта участников исследования. Пока опираюсь только на данные феноменологического анализа и реальный опыт участников, без теоретических обобщений или выводов.

Итак, позитивным аспектом в переживании бессмысленности являются изменения в системе ценностей. Это «кризис и в нём происходящие изменения ценностей», «это переход в другой этап жизни через кризис, когда нужны новые ориентиры и важно выбирать новые долгосрочные смыслы», «это сотрясающее переживание, в котором происходят значительные и неизбежные перемены, болезненная потеря смыслов», открытие «новых ценностей, и главная из них - связь с другим человеком, духовная общность». Семь из 14 участников говорят о пережитом кризисе и изменениях ценностей.

Другой аспект - это выбор жизни и принятие её как ценности, в размышлениях о возможности смерти или суицида. Двое участников видели самоубийство как выход из кризиса, выход от которого отказались. Для других важной темой была осмысление смерти.

Другой позитивный аспект - признание свободы выбора (самого человека и свободы других людей). Всего для 4 участников было важно «ощущение и признание свободы выбирать в жизни».

Для большинства, для 11 участников, важны изменения в отношениях, внимательность и чувствительность к другим, открытость в отношениях. Это «открытость», «интерес к другому», «внимательность к переживаниям другого человека»; это «качественые изменения в отношениях и желание не «иметь» человека, а быть с ним …»; это «возможность открыто выразить любые, так же негативные чувства другому» и «выразить сомнения». В переживании бессмысленности очень важны другие люди рядом с человеком и его отношения с ними, а так же и те, в которых он нуждается и которых недостаёт.

Позитивным аспектом 9 участников видит открытость миру, переживание красоты жизни и окружения. Это «уважение ко всему окружающему миру», «возможность радоваться маленьким вещам», «внимательность к окружению и открытость миру», «поиск прямых переживаний с миром и их ценность», это и «изменившийся, более глубокий, широкий взгляд на жизнь и свою ситуацию».

Позитивным аспектом в переживании бессмысленности является чувство ценности настоящих переживаний и времени. Для 7 участников это «желание жить больше настоящим» и «вполне прожить каждый миг настоящего» или «внимательность к настоящему». Так же это «ощущение ценности личного времени» и «восприятие ограниченности времени». Это «время для себя» или «остановка, необходимая пауза в жизни».

Для 12 из 14 молодых людей важным аспектом в переживании бессмысленности являются частичные ответы о смысле жизни и сильная потребность в нахождении смысла. Для одних это «нахождение смысла в работе, общении, творчестве», для других необходим «сверх-смысл», но для всех важно чувство «осмысленности жизни» и воля к смыслу. Бессмысленность «поощряет постоянно вглядываться в свою жизнь и находить то, что делает её осмысленной».

Другой важный аспект - это принятие бессмысленности как экзистенциальной данности, а также соотнесение этого переживания с другими данностями и их принятие. Это значит принятие страданий, тревоги, грусти, принятие самого кризиса бессмысленности как неизбежного или полезного. Всего 10 участников очень по-разному говорили о принятии бессмысленности и о связанности бессмысленности с другими данностями на основе своего личного опыта. Данности, аспекты, которые важны в переживании бессмысленности - это чувство бытия, ценность времени и ощущение его ограниченности, смысл жизни, страдание, одиночество и связь, свобода выбора, ответственность и др.

Молодые люди позитивным аспектом в кризисе бессмысленности называют процесс познания и раскрытия самости. Четверо участников исследования делятся опытом так: я «раскрыл самость» или я «приблизился к самости» или мне «важен процесс познания самости» и есть «сильная потребность познать себя, свои возможности, желания и найти истинное «я».

Позитивным аспектом в переживании бессмысленности для 5 участников являются вопросы и сомнения в вере или нахождение веры. В этот субфеномен сводятся самые разные и сложные аспекты веры: это «кризис веры», «сомнения в вере» и «необходимость верить», это и «связь с духовной реальностью, святостью», и «принятие бессмысленности как дара Божьего и испытания…». Один текст описания опыта был почти весь о вопросах веры и духовности.

Обсуждение результатов исследования

Феноменологический анализ показал, что участники исследования в переживании бессмысленности открыли и не мало позитивных аспектов. Позитивным аспектом переживания они видят сам кризис и изменения в системе ценностей. Человек в бессмысленности, в отчаянии переживает кризис ценностей, смыслов, веры и убеждений. Часть участников этот кризис ценит как позитивный и необходимый. Кризис воспринимается как возможность меняться, изменить свои установки и поведение по отношению к себе, к другим людям и к миру, возможность почувствовать связь с духовной реальностью, Богом. Так же происходят значительные и неизбежные перемены ценностей, человек способен увидеть то, что поистине важно и ценно для него в жизни, ценить саму жизнь. Человек «выбирает» жизнь и принимает её как ценность, в тоже время размышляя о возможности смерти или суицида. И здесь осмысление смерти придаёт смысл жизни, а самоубийство как возможный выход отвергается. Ясность ценностей всегда важна, потому что даёт направление и уверенность в решениях и в действиях любого человека, тем более того, кто переживает бессмысленность, растерянность и отчаяние.

Позитивным аспектом переживания бессмысленности являются изменения в отношениях, внимательность и чувствительность к другим, открытость в отношениях. В переживании бессмысленности очень важны другие люди, их помощь и поддержка, есть ли они рядом или их недостаёт. Важно, что в этом переживании меняется и отношение к этим другим. Дебатс и Дрост (Debats, Drost, 1995) в своих исследованиях установили, что осмысленность жизни ощущается, когда человек погружен, вовлечён в жизнь и сотрудничает с другими, когда он чувствует связь с собой (это интегрированность), с другими (связь) и с миром (бытиё, трансцендентность). А бессмысленность - когда есть отчуждение в этих трёх измерениях, когда человек отчуждается от себя (блокированы потенции и возможности), от других (отход, изоляция) и от мира, от жизни (существование без цели, маргинально). Авторы подчеркнули очень важный межличностный аспект проблемы смысла и бессмысленности жизни.

Важный аспект изменения в отношениях - это возможность открыто выразить негативные чувства и сомнения другому и таким образом принять и иметь возможность актуализировать то, что Р.Мэй (1969) назвал «демонической» стороной сущности человека. Иметь возможность выбирать и двигаться как к позитивному, так и к негативному, возможность с близкими быть разным и более искренним.

Открытость в отношениях, внимательность, интерес к другому и открытость миру является позитивным аспектом кризиса. Здесь можно вспомнить мысли В.Франкла и И.Ялома, что смысл жизни можно почувствовать через самотрансценденцию, направляя своё внимание и озабоченность собой к другим людям и действиям, к миру вне человека. Из текстов опыта участников видно, что ощущения красоты жизни, принятие жизни как ценности и дара, открытость миру приносит чувства радости и осмысленности. Как писал Ялом (1999), именно состояние открытости миру означает принятие и вовлечённость в жизнь. Вовлечённость помогает осмыслить жизнь или хотя бы помогает избежать бессмысленности. Путь, который он видит: «человек должен погрузиться в реку жизни…».

И дальше вовлечённость связана с желанием полностью прожить и ценить настоящее. Вовлечённость и глубокое переживание придаёт смысл. Жизнь «здесь и сейчас», осознавая и осмысливая каждый опыт, настрой искать этот опыт участники называют позитивным в переживании бессмысленности. Такая ориентация на настоящее и на будущее, а не застревание в прошлом, важна и в психотерапии и в жизни.

Принятие бессмысленности как экзистенциальной данности и принятие других данностей - тревоги, страдания, одиночества, смерти - является позитивным аспектом кризиса. Как писал Франкл, смысл человек может ощутить, приняв установку по отношению к таким неизбежным фактам экзистенции как страдания, смерть и вина. Бессмысленность связана с другими данностями: тревогой, временем, одиночеством, свободой и др. А принятие бессмысленности и тревоги означает, что тревога может быть принята только как утверждение себя, «мужество быть», несмотря на угрозу небытия (Тиллих, 1999).

Участникам исследования был важен аспект времени - это ценность личного времени и восприятие ограниченности времени. Важен вопрос не только в переживании бессмысленности, но и в жизни: сколько времени человек имеет и «кому или чему посвятить своё время, чтобы оно было осмысленное, не пустое.»

Позитивным аспектом участники называют признание свободы выбора самого человека и свободы других людей. Свободу как один из трёх позитивных выводов абсурда (или бессмысленности) видел А.Камю (1997). Свобода является одной из самых важных экзистенциальных ценностей, данность, осознаваема и переживаема в тревоге (Мэй, 1983), в бессмысленности. И важно познать свою свободу, иметь возможность выбирать, не забывая, что моя свобода всегда имеет границы с свободой выбора другого. С свободой связан вопрос ответственности. Как писал Франкл (1973), «сущностью человека является его ответственность». Только один из 14 участников исследования прямо говорит об ответственности как позитивном аспекте его кризиса смысла, потому этот аспект не попал в конечное общее определение опыта.

Одним из важных позитивных аспектов кризиса бессмысленности молодых людей есть частичные ответы о смысле жизни и сильная потребность в нахождении смысла. Почти все они говорили о разных аспектах поиска смысла в их жизни. И это подтверждает мысль Франкла, что воля к смыслу, стремление найти смысл является главной мотивацией в жизни человека.

Позитивным в опыте кризиса участники называют процесс познания и раскрытия самости. В глубоком отчаянии человек познаёт себя, чувствует, что приблизился к самости. И похоже, что переживание бессмысленности может помочь познать себя, свои возможности и желания. Когда человек знает, чего он желает и что реально может, дальше следует выбор, действия и ответственность за реализацию желаний и целей.

Для участников в их переживании тоже были важны вопросы и сомнения веры, разные духовные аспекты бессмысленности, их отношение к своей вере. Здесь можно вспомнить С.Кьеркегора (1993; 1997), который отчаяние и тревогу (проявления бессмысленности) видел как важные основы, ступени к вере, к духовности. Сомнения и кризис веры, связь с духовной реальностью или нахождение веры в переживании бессмысленности можно назвать одним из позитивных аспектов.

И под конец, терапевту, который работает с человеком, переживающим бессмысленность, важно помнить, что это переживание самое важное и реальное для этого человека. И что не надо спешить избавлять его от страданий и отчаяния. Что сам человек может найти свой ответ на вопрос бессмысленности, найти свой индивидуальнный смысл и выйти из кризиса богаче и мудрее. И самому терапевту верить, что смысл жизни есть всегда. И что каждый трудный опыт можно принять как дар или урок и увидеть в нём позитивные стороны. Что страдание может иметь смысл, если оно меняет человека к лучшему.

Выводы

1. В переживании бессмысленности есть не только негативные, но и позитивные аспекты. Люди кризис бессмысленности сами ценят как переживание меняющее их жизнь в позитивном направлении.

2. У молодых людей, мужчин и женщин, само переживание бессмысленности и позитивные аспекты этого переживания похожи.

3. Выделены такие общие позитивные аспекты переживания бессмысленности:

  • изменения в системе ценностей;
  • выбор жизни и принятие её как ценности в размышлениях о возможности смерти или суицида;
  • признание свободы выбора (самого человека и свободы других людей);
  • изменения в отношениях, внимательность и чувствительность к другим, открытость в отношениях;
  • это открытость миру, переживание красоты жизни и окружения;
  • это чувство ценности настоящих переживаний и времени;
  • частичные ответы о смысле жизни и сильная потребность к нахождению смысла;
  • это принятие бессмысленности как экзистенциальной данности, а также соотношение этого переживания с другими данностями и их принятие;
  • процесс познания и раскрытия самости;
  • вопросы и сомнения веры или нахождение веры.

Литература:

  1. Bugental, J. The Far Side of Despair. Journal of Humanistic Psychology, 1980, 20(1).
  2. Debats, D.L., Drost, J. Experiences of Meaning in Life: a Combined Qualitative and Quantitative Approach. British Journal of Psychology, 1995, 86 (3).
  3. Frankl, V. Psychotherapy and Existentialism. London: Penguin Books, 1973.
  4. Frankl, V. The Doctor and the Soul. London: Penguin Books, 1969.
  5. Giorgi, A. Phenomenology and Psychological Research. Ed. by Giorgi, A. Pittsburg, PA: Sagnese University Press, 1985.
  6. Kast, V. Crisis as Opportunity. // Creative Leap. Psychological Transformation Through Crisis. Illinois: Ciron Publication, 1990.
  7. May, R. Love and Will. New York: Norton, 1969.
  8. May, R. The Discovery of Beeing: Writings In Existential Psychology. N.Y.: Norton, 1983.
  9. Camus A. Sizifo mitas. Vilnius: Baltos lankos, 1997.
  10. Frankl V.E. Žmogus ieško prasmės. Vilnius: Katalikų pasaulis, 1998.
  11. Kierkegaard S. Liga mirčiai. Vilnius: Aidai, 1997.
  12. Kočiūnas R. Egzistencinis patyrimas ir grupinė psichoterapija. // Grupinė psichoterapija Lietuvoje: teoriniai modeliai ir jų taikymas. Kočiūnas R. Vilnius: Via Recta, 1999.
  13. Tilich P. Drąsa būti. Vilnius: Vaga, 1999.
  14. Бъюдженталъ Дж. Наука бытъ живым. Москва: «Класс», 1998.
  15. Къеркегор С. Понятие страха. // Къеркегор С. Страх и трепет. Москва: «Республика», 1993.
  16. Ялом, И. Экзистенциалъная психотерапия. Москва: «Класс», 1999.

Пошкуте В.,

«Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии» (сборник, том 2), составитель Ю. Абакумова-Кочюнене, ВЕЭАТ, Бирштонас-Вильнюс, 2005
Публикация на сайте осуществляется с любезного разрешения Президента ВЕЭАТ и составителя сборника.
По вопросам покупки сборника можно обращаться к ним - Юлии Абакумовой-Кочюнене (mail: akjulia@parkas.lt) и Римантасу Кочюнасу (mail: rimask@parkas.lt).